Конспект урока м ю лермонтов отражение трагической судьбы поэта в его творчестве стихотворение ангел

Обновлено: 06.07.2024

Повх Галина Петровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: учащиеся должны знать краткие сведения о жизни и творчестве поэта, истоки грусти и тоски в его ранней лирике; уметь анализировать поэтический текст, выявить основы мелодичности лермонтовского стиха, нравственные ценности, утверждаемые в лирике, способствовать развитию у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений; прививать любовь к классической поэзии, музыке.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Х О Д У Р О К А

Эпиграф урока:

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.

  1. Организационный момент. Создание ситуации успеха.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Что значит свобода для Земфиры? (для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали).
  2. Как понимает свободу Алеко? ( Он может быть свободным, а Земфира нет)
  3. Кто такой эгоист? Можно ли Алеко назвать эгоистом?
  4. Принесла ли Алеко обретенная свобода счастье?
  5. Можно ли жить в обществе и быть свободным от этого общества?

3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1) Поэтическая разминка ( нацелить на обозначение темы урока)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

Слово учителя.

– Ребята, мы не случайно провели эту разминку; она поможет нам догадаться о теме нашего урока. Как вы думаете, о ком сегодня будет идти речь, отрывки из чьих стихотворений прозвучали?

- Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.

5. Изучение нового материала.

- На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – все это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом – романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных.

Мария Михайловна глубоко переживала возникавшие недоразумения в отношениях с мужем, остро реагировала на разногласия между ним и своей матерью. Чуткий, душевный человек, она не могла оставаться равнодушной к страданиям окружающих. В Тарханах, родовом поместье мамы Лермонтова, долго помнили, как бледная барыня переходила от одного крестьянского дома к другому с утешением и помощью.

- Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Одиночество не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Мир отвергает его, но и герой отвергает этот мир.

В стихотворении Андрея Дементьева, которое посвящено М. Лермонтову, есть такие строки:

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.

- Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов

Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

-Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова “Ангел” и “Молитва” и проанализируем их . Это позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою , понять истоки грусти и тоски в его ранней лирике.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Смутные воспоминания о нежной матери порождали в душе ребенка ассоциацию с ангелом. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти.

Стихотворение “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник, само начало поэзии – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Аналитическая беседа:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроение светлой грусти, ожидания чуда, удивления перед тайной жизни)


- О чем рассказывает это стихотворение?
( Ангел несёт молодую душу, чтобы вселить её в человека, и при этом поёт прекрасную ангельскую песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение от песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Поэт противопоставляет молодую, безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить.) Не так ли и молодая мать ( ангел) лелеяла своей песней душу сына, готовя его к трудной и жестокой жизни.

- Посмотрите, пожалуйста, в ваши листы и прочитайте, какое толкование слова ангел дает В. Даль

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.

- Какой, по мнению поэта, должна быть душа? ( Безгрешной)


- Какие средства художественной выразительности, использованные М.Ю. Лермонтовым, помогают передать атмосферу чудесного, божественного, неземного?

Найдите и запишите эпитеты и метафоры.
(Эпитеты: райских садов, песне святой, желанием чудным

Метафоры: месяц, звезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась) .


- Какие слова придают стихотворению возвышенность?
(Слова высокого стиля: внимали, блаженство, кущи, старославянизм младую)

Вывод: (Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет при этом песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако, покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, время её написания - приблизительно 1472год. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

В отличие от юношеского “Ангела”, стихотворение “Молитва” написано в 1839 году уже зрелым поэтом. По свидетельству литературоведа О.А.Смирновой, “Молитва” 1839 написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного стихотворения?

- В каком случае человек обращается к молитве?

- А в какую минуту к молитве обращается наш герой? Какой эпитет он использует?

- Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

6.Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту).

Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

7.Рефлексия.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

- Ребята, если бы вы были композитором, какую мелодию вы бы положили на это стихотворение?

8. Домашнее задание:

  1. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
  2. Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
  3. Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан.
  4. Молитва – У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу . к Святым.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Мария Михайловна глубоко переживала возникавшие недоразумения в отношениях с мужем, остро реагировала на разногласия между ним и своей матерью. Чуткий, душевный человек, она не могла оставаться равнодушной к страданиям окружающих. В Тарханах, родовом поместье мамы Лермонтова, долго помнили, как бледная барыня переходила от одного крестьянского дома к другому с утешением и помощью.

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910), русский живописец.

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако, покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), итальянский живописец, график, скульптор, архитектор, ученый и инженер, представитель Возрождения. Картина великого Леонардо да Винчи на божественную тему – это “Благовещение”, время её написания - приблизительно 1472 год. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

ВложениеРазмер
m.yu_.lermontov_angel_i_molitva_urok_1.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология : мастерская, диалоговая .

Методические приемы : комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

Х О Д У Р О К А

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

1. Слово учителя.

(Читаю эпиграф урока).

Эпиграфом к теме нашего урока мы возмём слова Андрея Дементьева “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов . Душа – внутренний, психический м ир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт - юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Ангел летел и пел.

Радости, счастья, умиротворения , легкой грусти

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Песня ангела о Боге.

Печальное, легкая грусть,

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой

Ангел несет на землю душу

Теплое. Уютное, немного тревожное

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Душа помнит песню ангела

Печаль о прошлом.

- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

( Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

- Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

- Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

- Определите рифму (мужская)

- Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. ( Ребята читают абзац)

- И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

- В каком случае человек обращается к молитве?

- Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.Ю.Лермонтова;

показать истоки грусти и тоски в ранней лирике поэта
Задачи :
Обучающие :

продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

продолжить обучение декламационному чтению;

вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.

развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

способствовать развитию творческого воображения;

развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные :

воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;

воспитание эстетического вкуса у учащихся.

^ Ход урока

Как вы думаете, о каком поэте идет речь?

Михаил Юрьевич был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, но его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий.

3. Повторение биографических сведений о поэте (презентация, подготовленная учащимися)

-В начале урока, давайте вспомним основные этапы жизни и творчества Михаила Юрьевича.

Презентация

-Какой Вам представляется судьба поэта, почему? (трагической, т.к….)

-Какие чувства и мысли вызвало у Вас это произведение? Как вы определите главную мысль стихотворения? (желание быть свободным)

-Но только ли о физической несвободе хочет сказать автор?

- 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю.Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту не было и 27 лет.
Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.
Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю.Лермонтова. В Москве есть памятник поэту.

Правда - стоим, руки вверх, неправда- присели, руки опустили.

1.Лермонтов родился в 20 веке.

2.Место рождении я- город Москва.

3.Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров , в которой обучался поэт, находилась в Москве.

4. Мать поэта умерла, когда ему было 3 года.

5. Поэт был сослан в Сибирь.

-Воспроизведите интонацию стихотворения в своём чтении.

Звездным, синим, серебристым, светящимся.

-Что в песне Ангела особенно дорого поэту и почему?

Поэту особенно дорого воспоминание о матери, которая напевала ему песню, играла ему на фортепиано и очень рано ушла из жизни. Но ее образ и нежность навсегда остались в душе поэта.

-Отчего же сквозят печаль и грусть в стихотворении?

-Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

-Какой вывод можете сделать о мироощущении автора?

-Потому что это будет выглядеть скучно, сухо, неинтересно. Гораздо лучше, если произведение будет наполнено яркими образами героев, символикой, интересными персонажами, нестандартной формой подачи, которое сразу привлечет внимание и заставит читателя вникнуть в суть событий, почувствовать его изнутри, увидеть его глазами свидетелей….

8. Подведение итогов урока.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине (сосна)

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и (скрыпит. )

Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
(Про день Бородина!)

По небу полуночи ангел летел

И тихую (песню он пел)

Ночевала тучка золотая
На груди (утеса-великана)

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи (Арагвы и Куры)

Домашнее задание: прочитать стихотворения на с. 56-57, ответить на вопросы 1,2, с 57

9. Рефлексия.

-Я хочу прочитать вам притчу.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

-Сейчас мы с вами вместе изготовим ангела (изготовление ангела из бумаги)

-Каждый из нас надеется, что его незримо сопровождает ангел-хранитель, уберегая от ошибок и спасая от несчастий. Пусть вас всегда хранит ваш ангел-хранитель.

Дополнительное задание- викторина по биографии

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)

2. «Ужасная судьба отца и сына

Что имел в виду поэт ?

(Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.)

3. Кто воспитывал Лермонтова?

(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

4. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?

(В родовом имении Тарханы)

5. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?

(На скрипке и фортепиано)

6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортрет, пел арии из своих любимых опер; решал сложные математические задач; владел несколькими иностранными языками.)

7. Где учился Лермонтов? ( 2 года в Московском университете, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге)

9. Где и как погиб Лермонтов? ( В Пятигорске, дуэль с Мартыновым)

10.Лермонтов,поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием "За храбрость" на досуге написал произведения "Перестрелка в горах Кавказа", "Сражение при Валерике". Чем являлись эти произведения? ( Картины)

11. Какой листок "оторвался от ветки родимой" в стихотворении Лермонтова? (дубовый)

Если мы хотим достичь настоящего мира
Во всем мире, то начинать надо с детей.

После этих уроков я дала задание написать письменный анализ стихотворения. Вот несколько примеров сочинений.

И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…

Он поет о Боге, о духах, и делает это ангел без притворства:

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Но на этом изучение стихотворения не закончилось. Ребята захотели написать свои стихотворения.

Ангел по небу летел,
Песню напевая.
И нежную душу матери поэта
В руках своих качая.
Несмотря на то что была мертва,
Она была красива и нежна.
И песнь её молодую чуть слышно
Было на небе тогда.
Вся суета земли ей надоела.
Нужна ей неземная красота.
Младая душа поэта
Томилась там, на земле.
И мать его знала об этом.
И звук её песни поэтому
Приходил к нему даже во сне.

Мама для Лермонтова всем была,
Пока она не умерла.
Потом, когда её не стало,
Вся жизнь его почти пропала.
Нужен был ему совет,
Но, увы, мамы рядом нет.
Его проблемы нарастали,
Стихи он начал сочинять.
Прекраснее стиха не сыскать!
Он написал про то, как ангел
Забрал на небо его мать,
Про то, что трудно было маме
На земле сына оставлять.
Колыбельная осталась
В памяти поэта.
Трудно было напевать:
Слова остались где-то.

Вот рай. И видишь ты песок горячий,
На море штиль,
И дует ветерок прозрачный.
И все равно тебе нехорошо.
Ведь там, внизу, все те, которых любишь,
Они сейчас, увы, не с тобой.
Ведь там, внизу, все те, которых в мыслях ты целуешь,
Но ты давно приобрела покой.
И разве на земле хоть кто-то будет думать,
Что вовсе не прекрасен этот рай?
Туда ведь попадает лучший.
А мне милее на земле, с тобой, ты знай…
Пройдут года, века, столетья…
И не забудут все меня.
Мой рай – это мой дом, моя семья!
Над нами, может, вовсе нет и рая…

Белая метель, опускаю руки.
Жизнь как колыбель, но дарует муки.
Пулю из свинца запускают в сердце.
Не твоя судьба, нет прохода к дверце.

Но живи, как есть, не жалея силы,
Но живи, как есть, все вокруг красивы.
Ангелам, паря, обрезают крылья.
Славу не сдержа, делают страхи былью…

Пуля из свинца разрывает быстро,
Ветром в высоте жизнь проходит быстро.

Используемая литература:

Читайте также: