Конспект урока м горький челкаш

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Полякова Юлия Владимировна

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!

Рабство – это состояние души. Свободного человека

невозможно сделать рабом!

Оргмомент.

Мотивация к деятельности.

Просмотр ролика об американском фармацевте, который разбогател засчет недоступного для больных лекарства.

- Можно ли назвать героя этого ролика свободным? Почему? От чего он несвободен?

- Какова тема нашего сегодняшнего разговора? (Что такое СВОБОДА?)

Целеполагание.

- Каковы цели нашего урока?

Работа с текстом Евангелия.

- Тема власти денег над человеком не нова. Давайте рассмотрим это на текстах Евангелия.

Учащиеся работают в группах.

2 группа. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Почему юноша отошел в печали? Почему богатому трудно войти в Царство Небесное?

3 группа. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Почему виноградари убили слуг и сына хозяина?

Новая тема.

- Обратите внимание на первый эпиграф к уроку. Как вы его понимаете, исходя из прочитанных отрывков?

-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш). А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)

Сравнительная характеристика героев. Групповая работа.

-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка.

ВложениеРазмер
urok_-_issledovanie_po_rasskazu_m.gorkogo_chelkash.docx 24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Человек все может…

Лишь бы захотел…

Образовательная: сформировать у учащихся понятие внутренней и внешней свободы, определить влияние денег на поступки человека, выявить нравственную основу горьковских героев, развивать навыки анализа произведения

Методологическая: развивать устную монологическую речь, логическое и образное мышление

Воспитательная: показать, что главная ценность - это человеческая жизнь

Нравственное развитие: ввести учащихся в мир общечеловеческих нравственных ценностей, учить соотносить мысли и поступки с точки зрения общечеловеческих нравственных норм.

Интеллектуальное развитие : развивать устную и письменную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление .

  1. Орг. момент.
  2. Постановка цели и задачи урока.

- Творчество какого писателя изучаем? Посмотрите на эпиграф урока, слова М. Горького.

- Какое произведение по босяков мы прочитали? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели урока вы поставите? ( Актуально ли произведение в современном мире?)

3. Актуализация знаний.

1. Характеристика героев.

- Почему мы разделились на 2 группы? У вас на парте лежат правила работы в группе и листы самооценки за работу на уроке. Ответственными будут Баишева Э. и Шаипова А.

- Итак, на одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка. Каждой групп нужно будет по плану дать характеристику героям ( 1 группа- Гаврила, 2 группа- Челкаш Челкаш Гаврила

1 .Портретная зарисовка

-длинный, костлявый; -широкоплечий, коренастый, с добрыми

Гаврилой.: «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

2.Отношение к красоте морской стихии

3.Поведение в минуту опасности

Мечта – море, независимость Его мечта – деньги

6. Отношение к деньгам.

Ему деньги нужны для того, чтобы Деньги ему нужны для того, чтобы пить,

стать свободным, построить дом, за- веселиться, угощать других, забыть о том,

вести хозяйство, жениться не на той, что он отверженный, босяк.

которую ему предлагают, а на той,

какая ему нравится.

Он хочет стать хозяином.

Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами )

-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям

-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)

-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:

1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;

2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);

-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.

-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).

-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.

-Попрошу вас поднять желтые карточки, если вы оправдываете Гаврилу , зеленые – не оправдываете.

-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!

-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?

-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)

-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебных ситуациях.

Триединая дидактическая цель:

  1. Раскрыть содержание понятия “босяк”, композицию и сюжет рассказа.
  2. Составить сравнительную характеристику литературных героев.
  3. Познакомить с художественной тканью рассказа.
  4. Выяснить смысл названия рассказа и основные идеи его.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку событиям, показанным автором в рассказе, и фактам социальной жизни.
  2. Информационной: поиск необходимой информации в тексте рассказа и учебной статьи, в монологе учителя, одноклассника, решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
  3. Технологической: работать по алгоритму, свертывать и развертывать информацию с использованием опорного конспекта, планировать организацию учебно-познавательного процесса (составление плана, определения критериев сравнения героев).
  4. Учебно-исследовательской: давать сравнительную характеристику, решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.
  5. Проектной: овладеть навыками социального прогноза.
  6. Социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью коллег по группе. Преподавателя, определять “я-позицию” с точки зрения гражданственности. Гуманизма и моральной ответственности.
  7. Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним

Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся морально-нравственных качеств: толерантности, добра, сострадания, гуманизма, справедливости, порядочности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: интегрированный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная
  • групповая

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • словесные
  • наглядные
  • практические

2. По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый
  • проблемное изложение

В ходе урока использовались педагогические технологии:

  • технология уровневой дифференциации
  • технология проблемного обучения
  • технология концентрированного обучения
  • технология модульного обучения
  • коллективный способ обучения

В ходе урока использовались педагогические техники:

  • проблема на уроке
  • чтение с пометками
  • “стенографист”
  • ассоциативный ряд

I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности
V. Этап закрепления блока новой учебной информации
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока учебной информации и применения ЗУН
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания

Термины и понятия, вводимые и актуализируемые на уроке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпитеты, олицетворение, градация, умолчание, босяки.

Оборудование и наглядность: технологические карты, учебник-хрестоматия, иллюстрации к рассказу.

Ресурсы к уроку:

  1. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений/Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Литература в 8 классе: Урок за уроком. Книга для учителя. – М.: “Русское слово”, 2006.
  3. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса.-М.:РОСТ, под ред. Г.С.Меркина,1998.

I. Начало урока. Организационный момент.

II. Этап целеполагания и мотивации.

Мы вновь обращаемся к творчеству великого человека – М. Горького. Высокую оценку его творчества дал А. Платонов: “Горький начал собой третий период русской литературы, если первым периодом посчитать Пушкина, а вторым – всю большую послепушкинскую группу писателей”. Дайте оценку этим словам.

Действительно, Горький прекрасно знает жизнь народа, так как с 1888 по 1892 произошли знаменитые странствия писателя по Руси, результатом которых стал двухтомный сборник “Очерки и рассказы”. Успех их превзошел все ожидания. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. Мы попытаемся ответить на многие вопросы: “Что такое свобода?”, “Какую роль играют деньги в жизни разных людей?”, “Как разрешаются конфликты между людьми?”, “В чем смысл жизни?” и др.

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания.

Выясняю, кто не прочитал рассказ. Сколько рассказов М. Горького и за какой подписью были напечатаны в “Самарской газете”? (200, Иегудил Хламида) В каком журнале был напечатан рассказ “Челкаш”? (“Русское богатство”) Вызвал ли рассказ интерес?

IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности.

V. Этап закрепления новой учебной информации.

Обращаемся к технологическим картам. Какова интегрирующая цель? Сколько учебных элементов должны выполнить на уроке? Как будем работать? (Фронтально, индивидуально, по группам и по парам)

УЭ-1-фронтальная работа
УЭ-2-индивидуальная работа
УЭ-3-парная работа
УЭ-4-фронтальная работа
УЭ-5-групповая работа

VI. Этап осознания и осмысления учебного блока новой учебной информации и применения ЗУН.

VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Довольны ли вы своей работой на уроке? Какие мысли вы вынесли с урока?

Согласны ли вы со словами В.Г.Короленко: “Самое хорошее в рассказе “Челкаш” то, что вы цените человека таким, каков он есть” ?

VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания.

IX. Прочитайте другой рассказ о “босяках” “Коновалов” и сравните Челкаша и Коновалова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

Цели: дать характеристику героям рассказа на основе сопоставления, выявить авторскую позицию.

II .Проверка д/з. Анализ рассказа.

2.Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.

- Как построен рассказ?( Вступление и три главы).

- О чем рассказывается во вступлении ? (Перед нами разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие( обратившие в рабство)его, маленькие фигурки обезличенных людей , рабов созданного их же руками- резко контрастирует с картиной свободной морской стихии.

Уже в самом начале рассказа автор настраивает читателя на негативное восприятие маленького, слабого, ничем не примечательного человека, человека-раба. Характер Челкаша , его отвращение к рабскому труду , подчинённому положению становятся более понятны читателю, наблюдающему за крохотными фигурками людей, похожих на муравьёв под тяжестью своих грузов. Мощная, свободолюбивая натура ловкого вора Челкаша становится ещё более яркой и привлекательной.)

Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе?(Пейзаж принимает активное участие в произведении . Так, босяк Челкаш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества Челкаша. А с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ничтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев вызывает определенный строй чувств и мыслей человека. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей буре , которая очистит жизнь.

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, величие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

2- я часть (пронумерована как 1-я) знакомит читателя с главными действующими лицами и рассказывает о подготовке к рискованной ночной поездке.

3- я часть (пронумерована как 2-я) рассказывает о том, как Гаврила и Челкаш попытались заработать деньги.

4- я часть демонстрирует поведение героев на следующее утро.

Система персонажей.

В данном рассказе 2 центральных персонажа – Челкаш и Гаврила.

- Можно ли утверждать, что рассказ Горького строится на антитезе? По каким положениям противопоставлены Гаврила и Челкаш? Как и многие другие рассказы Горького, на антитезе. Противопоставление Гаврилы и Челкаша носит последовательный, системный характер, начиная с деталей портрета и заканчивая сюжетными ситуациями, через которые проводит их Горький. Они п ротивопоставляются по следующим параметрам:

2) черты характера,

3) жизненные ценности (отношение к деньгам, свободе, оседлой жизни);

4) социальное происхождение.

Б) Проанализировать портрет Челкаша , его образ жизни. Каким образом автор снижает образ Челкаша? С романтическим идеалом внешний портрет ничего общего не имеет с. 79. Сравнение его со степным ястребом . В создании образа героя (внимание к непривлекательным деталям внешности, типологическая соотнесённость портретных характеристик Ч. и Г.) преобладают реалистические приёмы.

В) Особенности внешности персонажей:

Лицо: кривые и цепкие

походка

плавная и спокойная, подчёркивается сходство с ястребом

Г) С одной стороны, портреты о многом говорят читателю, и многое проясняют в понимании характеров главных персонажей рассказа. С другой стороны, внешность Гаврилы и Челкаша обманчива : мягкий, доверчивый, безобидный Гаврила оказывается жестоким и беспринципным, а в Челкаше, неприятном, исполненном какой-то нечеловеческой, звериной силой, напоминающем волка, вместе с ненавистью к Гавриле рождается жалость и сострадание.

Е) - Где впервые знакомит читателя с Челкашем? В эпизоде обеда грузчиков. Он говорит им грубые, резкие и насмешливые слова. С таможенным сторожем ведёт себя нагло, давая понять, что не боится его.

Ж) Образ жизни . В самом Челкаше нет ничего особенного, это заурядный бродяга и вор, каких много. Однако характер Челкаша является исключительным в авторском представлении, и все художественные средства, использованные автором в рассказе, направлены на подчёркивание и оправдание жизненной позиции Челкаша.

Босяки в рассказах Горького – это люди, оставившие быт и рутинную жизнь ради воли, ради свободы действий.

Он презирает деньги , они для него – лишь средство хорошо и весело провести время, ещё больше забыть, кем он был и кем является сейчас. Ведёт преступное существование. Жизнь идёт по убогому замкнутому кругу: воровство – пьянство. Ч. – пьяница, смелый и ловкий вор.

- Развивается ли характер Челкаша на протяжении рассказа? Остаётся неизменным. Потому что, наблюдая, как жаден до денег и беспринципен Гаврила, Челкаш ещё более убеждается в правильности своего образа жизни.

З) В каких отношениях находится Челкаш с окружающими его людьми? Носитель философии и морали волчьего индивидуализма . Его индивидуализм проявляется в полном равнодушии к людям. Втянув Гаврилу в соучастники преступления, он преследует лишь свою корыстную цель, понимая при этом, что губит молодую, неопытную душу. Стр. 73 .

Отвращение Челкаша к крестьянскому быту , к миропониманию собственника проявляется в его отношении к Гавриле. Челкаш ненавидит Гаврилу за то, что он такой молодой и здоровый, за то, что его зовёт в зятья зажиточный мужик и за то, что жизнь Гаврилы никогда не будет трудной, как у него, Челкаша.

-Какое настроение создается рассказом? Можно ли сказать ,что в рассказе есть и радость ,и горе, и страдание, и ощущение свободы.(Горький не только показал несправедливого общественного строя ,но и глубоко проник в их психологию .

Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 70

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством Максима Горького;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение;
— формирование реалистичного представления об окружающей жизни.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя (возможна презентация), чтение произведения, работу с учебником, беседу с классом, выразительное чтение эпизода.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Слово учителя о писателе (возможна презентация).

III. Чтение произведения.

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что понравилось и что не понравилось в этом произведении Горького? Аргументируйте свой ответ.

— Если здесь нет темы любви, которой посвящены только что прочитанные нами рассказы А. Чехова, И. Бунина и А. Куприна, то какая все-таки тема является ведущей в этом рассказе? Можете ли вы сформулировать его проблему?
(Тема человеческой жизни. Проблема смысла человеческой жизни.
)

— Как ее решает Горький-реалист?

— К чему готовит нас такое описание природы?

— Какова экспозиция рассказа?

— Где и как появляется главный персонаж — вор Григорий Челкаш? Что о нем говорит автор?

— Создайте словесный портрет этого персонажа.

— Перечитайте сцену встречи Челкаша с Семенычем. Кто такой Семеныч? Почему Челкаш так фамильярно обращается с представителем власти?

— Как вы думаете, уважает ли Челкаш таможенного сторожа Семеныча? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Когда происходит завязка действия? — Почему Челкаш обращает внимание на простого деревенского парня? Что привлекает в незнакомом человеке вора-одиночку?

— Опишите незнакомца. Какие детали сразу же выдают в нем крестьянина?

— Откуда и куда идет крестьянин-батрак? Почему?

— Как объясняет новый знакомый Челкаша свои скитания по югу России? Какие воспоминания начинают просыпаться в душе главного героя? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Почему молодой парень сначала так фамильярно разговаривает с босяком?
(Во-первых, он не уважает босяков — голодранцев, которые не работают, во-вторых, сразу увидел, что Челкаш с похмелья.)

— Расскажите, как дальше развивалось действие.

— Что мы узнаем о Челкаше из этих воспоминаний?

— Как вы думаете, когда сломался крестьянский стержень в душе Челкаша? Почему он бросил все, хотя прошлое ему, безусловно, дорого?

— Но так ли слаб и бесхарактерен босяк Челкаш, как изначально кажется?

— Почему Гаврила вдруг почувствовал в нем. хозяина?

— Как сравнивается вор Челкаш с морем? Найдите эти слова в учебнике, в тексте произведения. Как пейзаж подчеркивает сложность и действенность натуры героя (с. 89—90 учебника);

— Какое сопоставление Гаврилы с окружающим пейзажем дает Горький? Почему?

— Чего боится Гаврила? Или он боится всего? Аргументируйте свой ответ.

— Какова развязка действия?

— Почему Челкашу вообще не нужны деньги? Как он сам это объясняет?

— Как ведет себя Гаврила? Какие чувства испытывает при этом Челкаш?

— Какие детали говорят о человечности и доброте босяка Челкаша? Какие подчеркивают силу его характера? Зачитайте эти фрагменты текста.

— Почему Гаврила решился на убийство? Можно ли утверждать, что к этому его подтолкнула жадность?

— Почему автор подчеркивает, что персонажи разошлись в разные, противоположные стороны?

— Какова идея произведения? Обоснуйте свой ответ.

V. Выразительное чтение фрагмента.

VI. Работа с учебником.

Вопросы и задания пятого издания учебника на с. 110.

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)

3. Урбанизм (фр. urbanisme, от лат. urbanus — городской) — в искусстве и литературе изображение жизни города, преимущественно крупного города, и горожан, в целом одобрительное, в русской реалистической литературе XIX — начала XX века чаще всего отрицательное, неодобрительное. (вернуться)

Читайте также: