Конспект урока м горький челкаш
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Полякова Юлия Владимировна
Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга
Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!
Рабство – это состояние души. Свободного человека
невозможно сделать рабом!
Оргмомент.
Мотивация к деятельности.
Просмотр ролика об американском фармацевте, который разбогател засчет недоступного для больных лекарства.
- Можно ли назвать героя этого ролика свободным? Почему? От чего он несвободен?
- Какова тема нашего сегодняшнего разговора? (Что такое СВОБОДА?)
Целеполагание.
- Каковы цели нашего урока?
Работа с текстом Евангелия.
- Тема власти денег над человеком не нова. Давайте рассмотрим это на текстах Евангелия.
Учащиеся работают в группах.
2 группа. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Почему юноша отошел в печали? Почему богатому трудно войти в Царство Небесное?
3 группа. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Почему виноградари убили слуг и сына хозяина?
Новая тема.
- Обратите внимание на первый эпиграф к уроку. Как вы его понимаете, исходя из прочитанных отрывков?
-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш). А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)
Сравнительная характеристика героев. Групповая работа.
-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_rasskazu_m.gorkogo_chelkash.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек все может…
Лишь бы захотел…
Образовательная: сформировать у учащихся понятие внутренней и внешней свободы, определить влияние денег на поступки человека, выявить нравственную основу горьковских героев, развивать навыки анализа произведения
Методологическая: развивать устную монологическую речь, логическое и образное мышление
Воспитательная: показать, что главная ценность - это человеческая жизнь
Нравственное развитие: ввести учащихся в мир общечеловеческих нравственных ценностей, учить соотносить мысли и поступки с точки зрения общечеловеческих нравственных норм.
Интеллектуальное развитие : развивать устную и письменную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление .
- Орг. момент.
- Постановка цели и задачи урока.
- Творчество какого писателя изучаем? Посмотрите на эпиграф урока, слова М. Горького.
- Какое произведение по босяков мы прочитали? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели урока вы поставите? ( Актуально ли произведение в современном мире?)
3. Актуализация знаний.
1. Характеристика героев.
- Почему мы разделились на 2 группы? У вас на парте лежат правила работы в группе и листы самооценки за работу на уроке. Ответственными будут Баишева Э. и Шаипова А.
- Итак, на одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка. Каждой групп нужно будет по плану дать характеристику героям ( 1 группа- Гаврила, 2 группа- Челкаш Челкаш Гаврила
1 .Портретная зарисовка
-длинный, костлявый; -широкоплечий, коренастый, с добрыми
Гаврилой.: «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
2.Отношение к красоте морской стихии
3.Поведение в минуту опасности
Мечта – море, независимость Его мечта – деньги
6. Отношение к деньгам.
Ему деньги нужны для того, чтобы Деньги ему нужны для того, чтобы пить,
стать свободным, построить дом, за- веселиться, угощать других, забыть о том,
вести хозяйство, жениться не на той, что он отверженный, босяк.
которую ему предлагают, а на той,
какая ему нравится.
Он хочет стать хозяином.
Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами )
-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям
-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)
-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:
1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;
2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);
-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.
-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).
-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.
-Попрошу вас поднять желтые карточки, если вы оправдываете Гаврилу , зеленые – не оправдываете.
-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!
-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?
-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)
-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебных ситуациях.
Триединая дидактическая цель:
- Раскрыть содержание понятия “босяк”, композицию и сюжет рассказа.
- Составить сравнительную характеристику литературных героев.
- Познакомить с художественной тканью рассказа.
- Выяснить смысл названия рассказа и основные идеи его.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку событиям, показанным автором в рассказе, и фактам социальной жизни.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте рассказа и учебной статьи, в монологе учителя, одноклассника, решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, свертывать и развертывать информацию с использованием опорного конспекта, планировать организацию учебно-познавательного процесса (составление плана, определения критериев сравнения героев).
- Учебно-исследовательской: давать сравнительную характеристику, решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.
- Проектной: овладеть навыками социального прогноза.
- Социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью коллег по группе. Преподавателя, определять “я-позицию” с точки зрения гражданственности. Гуманизма и моральной ответственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся морально-нравственных качеств: толерантности, добра, сострадания, гуманизма, справедливости, порядочности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
- групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- словесные
- наглядные
- практические
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- проблемное изложение
В ходе урока использовались педагогические технологии:
- технология уровневой дифференциации
- технология проблемного обучения
- технология концентрированного обучения
- технология модульного обучения
- коллективный способ обучения
В ходе урока использовались педагогические техники:
- проблема на уроке
- чтение с пометками
- “стенографист”
- ассоциативный ряд
I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности
V. Этап закрепления блока новой учебной информации
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока учебной информации и применения ЗУН
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания
Термины и понятия, вводимые и актуализируемые на уроке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпитеты, олицетворение, градация, умолчание, босяки.
Оборудование и наглядность: технологические карты, учебник-хрестоматия, иллюстрации к рассказу.
Ресурсы к уроку:
- Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений/Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
- Литература в 8 классе: Урок за уроком. Книга для учителя. – М.: “Русское слово”, 2006.
- Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса.-М.:РОСТ, под ред. Г.С.Меркина,1998.
I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации.
Мы вновь обращаемся к творчеству великого человека – М. Горького. Высокую оценку его творчества дал А. Платонов: “Горький начал собой третий период русской литературы, если первым периодом посчитать Пушкина, а вторым – всю большую послепушкинскую группу писателей”. Дайте оценку этим словам.
Действительно, Горький прекрасно знает жизнь народа, так как с 1888 по 1892 произошли знаменитые странствия писателя по Руси, результатом которых стал двухтомный сборник “Очерки и рассказы”. Успех их превзошел все ожидания. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. Мы попытаемся ответить на многие вопросы: “Что такое свобода?”, “Какую роль играют деньги в жизни разных людей?”, “Как разрешаются конфликты между людьми?”, “В чем смысл жизни?” и др.
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания.
Выясняю, кто не прочитал рассказ. Сколько рассказов М. Горького и за какой подписью были напечатаны в “Самарской газете”? (200, Иегудил Хламида) В каком журнале был напечатан рассказ “Челкаш”? (“Русское богатство”) Вызвал ли рассказ интерес?
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности.
V. Этап закрепления новой учебной информации.
Обращаемся к технологическим картам. Какова интегрирующая цель? Сколько учебных элементов должны выполнить на уроке? Как будем работать? (Фронтально, индивидуально, по группам и по парам)
УЭ-1-фронтальная работа
УЭ-2-индивидуальная работа
УЭ-3-парная работа
УЭ-4-фронтальная работа
УЭ-5-групповая работа
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока новой учебной информации и применения ЗУН.
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Довольны ли вы своей работой на уроке? Какие мысли вы вынесли с урока?
Согласны ли вы со словами В.Г.Короленко: “Самое хорошее в рассказе “Челкаш” то, что вы цените человека таким, каков он есть” ?
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания.
IX. Прочитайте другой рассказ о “босяках” “Коновалов” и сравните Челкаша и Коновалова.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по литературе
Цели: дать характеристику героям рассказа на основе сопоставления, выявить авторскую позицию.
II .Проверка д/з. Анализ рассказа.
2.Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.
- Как построен рассказ?( Вступление и три главы).
- О чем рассказывается во вступлении ? (Перед нами разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие( обратившие в рабство)его, маленькие фигурки обезличенных людей , рабов созданного их же руками- резко контрастирует с картиной свободной морской стихии.
Уже в самом начале рассказа автор настраивает читателя на негативное восприятие маленького, слабого, ничем не примечательного человека, человека-раба. Характер Челкаша , его отвращение к рабскому труду , подчинённому положению становятся более понятны читателю, наблюдающему за крохотными фигурками людей, похожих на муравьёв под тяжестью своих грузов. Мощная, свободолюбивая натура ловкого вора Челкаша становится ещё более яркой и привлекательной.)
Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе?(Пейзаж принимает активное участие в произведении . Так, босяк Челкаш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества Челкаша. А с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ничтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев вызывает определенный строй чувств и мыслей человека. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей буре , которая очистит жизнь.
Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, величие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.
2- я часть (пронумерована как 1-я) знакомит читателя с главными действующими лицами и рассказывает о подготовке к рискованной ночной поездке.
3- я часть (пронумерована как 2-я) рассказывает о том, как Гаврила и Челкаш попытались заработать деньги.
4- я часть демонстрирует поведение героев на следующее утро.
Система персонажей.
В данном рассказе 2 центральных персонажа – Челкаш и Гаврила.
- Можно ли утверждать, что рассказ Горького строится на антитезе? По каким положениям противопоставлены Гаврила и Челкаш? Как и многие другие рассказы Горького, на антитезе. Противопоставление Гаврилы и Челкаша носит последовательный, системный характер, начиная с деталей портрета и заканчивая сюжетными ситуациями, через которые проводит их Горький. Они п ротивопоставляются по следующим параметрам:
2) черты характера,
3) жизненные ценности (отношение к деньгам, свободе, оседлой жизни);
4) социальное происхождение.
Б) Проанализировать портрет Челкаша , его образ жизни. Каким образом автор снижает образ Челкаша? С романтическим идеалом внешний портрет ничего общего не имеет с. 79. Сравнение его со степным ястребом . В создании образа героя (внимание к непривлекательным деталям внешности, типологическая соотнесённость портретных характеристик Ч. и Г.) преобладают реалистические приёмы.
В) Особенности внешности персонажей:
Лицо: кривые и цепкие
походка
плавная и спокойная, подчёркивается сходство с ястребом
Г) С одной стороны, портреты о многом говорят читателю, и многое проясняют в понимании характеров главных персонажей рассказа. С другой стороны, внешность Гаврилы и Челкаша обманчива : мягкий, доверчивый, безобидный Гаврила оказывается жестоким и беспринципным, а в Челкаше, неприятном, исполненном какой-то нечеловеческой, звериной силой, напоминающем волка, вместе с ненавистью к Гавриле рождается жалость и сострадание.
Е) - Где впервые знакомит читателя с Челкашем? В эпизоде обеда грузчиков. Он говорит им грубые, резкие и насмешливые слова. С таможенным сторожем ведёт себя нагло, давая понять, что не боится его.
Ж) Образ жизни . В самом Челкаше нет ничего особенного, это заурядный бродяга и вор, каких много. Однако характер Челкаша является исключительным в авторском представлении, и все художественные средства, использованные автором в рассказе, направлены на подчёркивание и оправдание жизненной позиции Челкаша.
Босяки в рассказах Горького – это люди, оставившие быт и рутинную жизнь ради воли, ради свободы действий.
Он презирает деньги , они для него – лишь средство хорошо и весело провести время, ещё больше забыть, кем он был и кем является сейчас. Ведёт преступное существование. Жизнь идёт по убогому замкнутому кругу: воровство – пьянство. Ч. – пьяница, смелый и ловкий вор.
- Развивается ли характер Челкаша на протяжении рассказа? Остаётся неизменным. Потому что, наблюдая, как жаден до денег и беспринципен Гаврила, Челкаш ещё более убеждается в правильности своего образа жизни.
З) В каких отношениях находится Челкаш с окружающими его людьми? Носитель философии и морали волчьего индивидуализма . Его индивидуализм проявляется в полном равнодушии к людям. Втянув Гаврилу в соучастники преступления, он преследует лишь свою корыстную цель, понимая при этом, что губит молодую, неопытную душу. Стр. 73 .
Отвращение Челкаша к крестьянскому быту , к миропониманию собственника проявляется в его отношении к Гавриле. Челкаш ненавидит Гаврилу за то, что он такой молодой и здоровый, за то, что его зовёт в зятья зажиточный мужик и за то, что жизнь Гаврилы никогда не будет трудной, как у него, Челкаша.
-Какое настроение создается рассказом? Можно ли сказать ,что в рассказе есть и радость ,и горе, и страдание, и ощущение свободы.(Горький не только показал несправедливого общественного строя ,но и глубоко проник в их психологию .
Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 70
Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством Максима Горького;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение;
— формирование реалистичного представления об окружающей жизни.
Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя (возможна презентация), чтение произведения, работу с учебником, беседу с классом, выразительное чтение эпизода.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
II. Слово учителя о писателе (возможна презентация).
III. Чтение произведения.
IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что понравилось и что не понравилось в этом произведении Горького? Аргументируйте свой ответ.
— Если здесь нет темы любви, которой посвящены только что прочитанные нами рассказы А. Чехова, И. Бунина и А. Куприна, то какая все-таки тема является ведущей в этом рассказе? Можете ли вы сформулировать его проблему?
(Тема человеческой жизни. Проблема смысла человеческой жизни.)
— Как ее решает Горький-реалист?
— К чему готовит нас такое описание природы?
— Какова экспозиция рассказа?
— Где и как появляется главный персонаж — вор Григорий Челкаш? Что о нем говорит автор?
— Создайте словесный портрет этого персонажа.
— Перечитайте сцену встречи Челкаша с Семенычем. Кто такой Семеныч? Почему Челкаш так фамильярно обращается с представителем власти?
— Как вы думаете, уважает ли Челкаш таможенного сторожа Семеныча? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Когда происходит завязка действия? — Почему Челкаш обращает внимание на простого деревенского парня? Что привлекает в незнакомом человеке вора-одиночку?
— Опишите незнакомца. Какие детали сразу же выдают в нем крестьянина?
— Откуда и куда идет крестьянин-батрак? Почему?
— Как объясняет новый знакомый Челкаша свои скитания по югу России? Какие воспоминания начинают просыпаться в душе главного героя? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Почему молодой парень сначала так фамильярно разговаривает с босяком?
(Во-первых, он не уважает босяков — голодранцев, которые не работают, во-вторых, сразу увидел, что Челкаш с похмелья.)
— Расскажите, как дальше развивалось действие.
— Что мы узнаем о Челкаше из этих воспоминаний?
— Как вы думаете, когда сломался крестьянский стержень в душе Челкаша? Почему он бросил все, хотя прошлое ему, безусловно, дорого?
— Но так ли слаб и бесхарактерен босяк Челкаш, как изначально кажется?
— Почему Гаврила вдруг почувствовал в нем. хозяина?
— Как сравнивается вор Челкаш с морем? Найдите эти слова в учебнике, в тексте произведения. Как пейзаж подчеркивает сложность и действенность натуры героя (с. 89—90 учебника);
— Какое сопоставление Гаврилы с окружающим пейзажем дает Горький? Почему?
— Чего боится Гаврила? Или он боится всего? Аргументируйте свой ответ.
— Какова развязка действия?
— Почему Челкашу вообще не нужны деньги? Как он сам это объясняет?
— Как ведет себя Гаврила? Какие чувства испытывает при этом Челкаш?
— Какие детали говорят о человечности и доброте босяка Челкаша? Какие подчеркивают силу его характера? Зачитайте эти фрагменты текста.
— Почему Гаврила решился на убийство? Можно ли утверждать, что к этому его подтолкнула жадность?
— Почему автор подчеркивает, что персонажи разошлись в разные, противоположные стороны?
— Какова идея произведения? Обоснуйте свой ответ.
V. Выразительное чтение фрагмента.
VI. Работа с учебником.
Вопросы и задания пятого издания учебника на с. 110.
1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
3. Урбанизм (фр. urbanisme, от лат. urbanus — городской) — в искусстве и литературе изображение жизни города, преимущественно крупного города, и горожан, в целом одобрительное, в русской реалистической литературе XIX — начала XX века чаще всего отрицательное, неодобрительное. (вернуться)
Читайте также: