Конспект урока листок многозначность художественного образа
Обновлено: 06.07.2024
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)
Улетают, улетели.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Солнца редкие лучи.
Улетели и грачи.
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)
- Найдите в этом стихотворении приметы осени.
- Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.
- Прочитайте на с. 146 учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.
— Определите тему и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.
IV. Работа по теме урока
— Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение?
— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.
(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали, слушая?
— О каком времени года рассказывает нам автор?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это.
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.
(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)
— Чье чтение вам понравилось больше всего?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества поэта
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте?
(Учитель или хорошо подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)
Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.
2. Работа с текстом
— Прочитайте текст М. Пришвина, который изучали на прошлом уроке.
— Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева.
— Найдите в этих текстах сходство и различие.
— А сейчас послушаем, какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла.
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
— Что удивительного заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних листьях.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.
РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
Ожидаемые результаты: Предметные: Ученик научится анализировать текст стихотворения.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Оборудование: Мультимедийная презентация биографии поэта, сухие дубовые листочки
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
1. Биография М. Ю. Лермонтова.
С. 150, зад. 2. Что общего в судьбе поэта с тучками. (размышление ученика
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня я принесла на урок дубовый листок.
- Что вы можете сказать о нем? Какой он?
- Могли ли вы посвятить этому листку стихотворение?
- О чем бы вы в нем написали?
4. Постановка цели и задач урока.
Как вы считаете, какое отношение имеет листок к нашему уроку.
Ребята, ставят цели и задачи урока.
А также нам нужно ответить на проблемный вопрос, которым задавался М. Ю. Лермонтов «Существует ли красота? И в гармонии с миром?
5. Работа над темой урока.
(звучит видеозапись).
Работа в группах.
1задание. Подготовить чтение стихотворения по ролям.
(1 группа читает слова автора, 2 группа читает слова Листа, 3 группа читает слова Чинары. (по одному представителю выходит чтец из каждой группы).
2 задание. Чтение стихотворения по ролям.
3 задание. Есть ли в стихотворение непонятные вам слова?
Давайте составим словарь. Родимой, зной, странник, чинара, Отчизна, младая, небылицы, видал, ветвь.
4 задание. Составьте словарь данных слов. (разрешено использовать интернет)
6. Анализ стихотворения
1. Какое настроение передает нам автор?
3. Что мы узнаём о судьбе листка? Как он оказался у Чёрного Моря?
4. Как вы думаете легка ли судьба у Листка? Почему листок засох?
Какого цвета Листок?
Используя эпитеты, составь образ Листка.
Лист пылен, гонимый, бедный, усталый, одинокий.
Образ Чинары : младая, эгоистична, беззаботна, красивая.
Давайте сравним эти два образа.
Как вы считаете, кого Лермонтов нам показывает в образе Листка?
А кто же Чинара? Это только дерево? Нет. (молодая безразличная гордая девушка, которая гордо отвергла Листка)
Ребята, что вы заметили в образах Чинары и Листка?
Они абсолютно разные, противоположные друг другу. А как называется приём в литературе, который изображает противоположные образы или понятия? (ученики должны ответить самостоятельно)
Ребята, где вы можете встретить задания, где вы должны найти эпитет, метафору, антитезу? (В заданиях ОГЭ и ЕГЭ)
АНТИТЕЗА – это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Ответ на проблемный вопрос? Так как считает Лермонтов : Всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?. (ответы учеников) А кик считаете вы?
(ответы учеников).
Худ. средства произведения.
Молодая (эпитет)
С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)
Поют ей райские птицы (олицетворение)
Листья изумрудные (эпитет)
Сынам свежим ( метафора: листья – сыны чинары)
Солнцем любима (олицетворение)
Ветви раскинула на просторе (олицетворение)
Красавица
6. Определение темы, идеи произведения.
А что на ваш взгляд волнует поэта, что его тревожит?
И так давайте определим главную мысль (идею) произведения.
Какую тему раскрывает автор? Тема: одиночества, отчуждения;
равнодушия к чужой судьбе.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
СОСНА /Генрих Гейне/
Оригинал на немецком: Дословный перевод:
Ein Fichtenbaum steht einsam Ель-древо стоит одиноко
Im Norden auf kahler H;h’ На севере на холодной вершине.
Ihn schl;fert; mit wei;er Decke Его клонит в сон, белым покрывалом
Umh;llen ihn Eis and Schnee. Окутывают его лёд и снег.
Er tr;umt von einer Palme, Он мечтает о пальме,
Die fern im Morgenland Которая далеко на востоке
Einsam und schweigend trauert Одиноко и молча печалится
Auf brennender Felsenwand. На пылающей скале.
Звучит стихотворение Гейне на немецком языке.
Ознакомление с переводом. Один из учеников читает на немецком.
3. М. Ю. Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Слайд. Каково настроение лирического героя?
Какие поэтические средства помогают понять его чувства?
Слайд. Сопоставительный анализ стихотворений
Г. Гейне и М. Ю. Лермонтова.
Какое художественное средство используют оба поэта?
Дополнительный вопрос. Кто еще изобразил этот же сюжет, и где?
Какую общую тему раскрывают Шишкин, Гейне, Лермонтов.
Итог подводят дети: Так есть ли в мире гармония красоты в природе?
Почему образы Лермонтова Тучи, Сосна, Листок одиноки. Похожи ли они на своего создателя
Рефлексия. Теперь я знаю…
На сегодняшнем уроке я смог…
Поэзии М. Ю. у меня вызывают чувства…
Этот урок заставил меня задуматься над…
Домашнее задание. Выучить одно из стихотворение Лермонтова.
Выполнить тв. задание 4 с. 157
Цели: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы. Создать условия для проявления активности и творческой инициативности всех учащихся.
воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе;
развитие графических умений и навыков;
восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов
окраске осенних листьев;
формирование навыков рисования с натуры; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира, воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев
обучение аккуратности в работе с красками.
Материалы и оборудование:
- альбомный лист;
- карандаш, ластик;
- кисть, краски, палитра;
- баночка с водой, салфетка;
- раздаточный материал (лист клёна ).
I. Организационный момент.
Кружат листья над дорожкой, Мы идем, и под ногами
Лес прозрачен и багрян . Слышен шорох золотой.
Хорошо бродить с лукошком Пахнет влажными грибами,
Вдоль опушек и полян! Пахнет свежестью лесной.
Ребята, вы слышали как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю?
Сядьте так же тихо, как листочки.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?
- Какое время года описано? (Осень.)
Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
А сейчас послушайте сказку, а может быль, которая случилась в это время года.
- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.
- Чем мы будем рисовать?
- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист клёна с натуры. Сначала нарисуем лист карандашом, а потом раскрасим гуашевыми красками.
Посмотрите на нашу натуру. Из каких элементов состоит кленовый лист?
(листовая пластинка, черенок, прожилки).
Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
-Значит, как надо положить бумагу? Покажите.
-Какие цвета вы видите на кленовом листочке? Это теплые или холодные цвета?
Мы еще не рисовали,
а уже чуть-чуть устали.
Вот сейчас мы отдохнем,
рисовать листок начнем.
Дети встают около парт в проходах.
Раз, два, три – выросли цветы. (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладошки с растопыренными пальцами, имитируя цветы)
К солнцу потянулись высоко. (Тянемся на носочках, смотрим вверх)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал. (Дуют.)
Стебелечки качал. (Качаются)
Влево качнулись (Наклоны в стороны)
Низко пригнулись (Сели)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай (Грозят пальцем)
Пусть они цветут-растут
Детям радости несут! (Тянут руки вверх, улыбаются)
III. Самостоятельная работа учащихся с выполнением показа на доске.
Рисуем ямку снизу посередине.
Прорисовываем мелкие зубцы последовательно.
Вытираем лишние линии. Листок готов.
Используя цвета осени, рисуем наряд кленовому листочку, прорисовываем черенок и прожилки.
IV. Анализ работ учащихся.
- композиционное расположение;
- размер листа;
- форма и пропорции;
- цветовое решение;
- аккуратность работы.
На классной доске закрепляются работы. Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить.
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
6 класс кратко по плану
История создания
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по литературе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
“Революцией мобилизованный и призванный…” (По творчеству В. Маяковского) |
Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого ”Война и мир”, т. 3, ч. 3, гл. 4) |
Многообразие тематики одного из произведений русской литературы 19-го века |
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы 20-го века |
Введение:
Поэма была написана в последний год жизни поэта — 1841.
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы…
Лист в стихотворении созрел до установленного срока. Это был символ лермонтовского поколения, и он начал вести бесцельную жизнь. А в путешествии лист на юг угадывается по автобиографическому мотиву изгнания.
Лирический сюжет поэмы развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образованных: лиственных и платановых деревьев. Лист странника враждебен внешнему миру: тепло и холод заставляют его держаться и уносить.
Герой ранней лирики Лермонтова отверг мир безблаженства. Он был решительно неприемлем для него. Теперь странник, даже в чуждом ему мире, хочет найти избавление от тоски и одиночества:
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой.
Но почему платан не укрыл лист? Потому что в мире, где они усердно охраняют свой мир и спокойствие, где нет эгоизма и сытости, нет места для сострадания и понимания.
У Чёрного моря чинара стоит молодая.
Синтаксическая организация стихийных бедствий усиливает чувство враждебности и несовместимости. Первые три строфы — это те, которые являются общими и сложными. Последние две строки дерева плоскости содержат пять предложений. В вопросе и восклицательной интонации, гнев и негодование чувствительны.
Заключение
Читайте также: