Конспект урока листок многозначность художественного образа

Обновлено: 06.07.2024

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)

Улетают, улетели.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)

— С каким чувством улетают птицы? (С нетерпением.)

- Найдите в этом стихотворении приметы осени.

- Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.

- Прочитайте на с. 146 учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.

— Определите тему и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.

IV. Работа по теме урока

— Еще раз прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение?

— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.

(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая?

— О каком времени года рассказывает нам автор?

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

— Приведите примеры, доказывающие это.

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)

— Найдите значение слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)

— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)

— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.

(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)

— Чье чтение вам понравилось больше всего?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества поэта

— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)

— Вам захотелось узнать об этом поэте?

(Учитель или хорошо подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)

Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.

2. Работа с текстом

— Прочитайте текст М. Пришвина, который изучали на прошлом уроке.

— Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева.

— Найдите в этих текстах сходство и различие.

— А сейчас послушаем, какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла.

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

— Что удивительного заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних листьях.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.

РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

Ожидаемые результаты: Предметные: Ученик научится анализировать текст стихотворения.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Оборудование: Мультимедийная презентация биографии поэта, сухие дубовые листочки

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

1. Биография М. Ю. Лермонтова.

С. 150, зад. 2. Что общего в судьбе поэта с тучками. (размышление ученика

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Сегодня я принесла на урок дубовый листок.

- Что вы можете сказать о нем? Какой он?

- Могли ли вы посвятить этому листку стихотворение?

- О чем бы вы в нем написали?

4. Постановка цели и задач урока.

Как вы считаете, какое отношение имеет листок к нашему уроку.

Ребята, ставят цели и задачи урока.

А также нам нужно ответить на проблемный вопрос, которым задавался М. Ю. Лермонтов «Существует ли красота? И в гармонии с миром?

5. Работа над темой урока.

(звучит видеозапись).

Работа в группах.

1задание. Подготовить чтение стихотворения по ролям.

(1 группа читает слова автора, 2 группа читает слова Листа, 3 группа читает слова Чинары. (по одному представителю выходит чтец из каждой группы).

2 задание. Чтение стихотворения по ролям.

3 задание. Есть ли в стихотворение непонятные вам слова?

Давайте составим словарь. Родимой, зной, странник, чинара, Отчизна, младая, небылицы, видал, ветвь.

4 задание. Составьте словарь данных слов. (разрешено использовать интернет)

6. Анализ стихотворения

1. Какое настроение передает нам автор?

3. Что мы узнаём о судьбе листка? Как он оказался у Чёрного Моря?

4. Как вы думаете легка ли судьба у Листка? Почему листок засох?

Какого цвета Листок?

Используя эпитеты, составь образ Листка.

Лист пылен, гонимый, бедный, усталый, одинокий.

Образ Чинары : младая, эгоистична, беззаботна, красивая.

Давайте сравним эти два образа.

Как вы считаете, кого Лермонтов нам показывает в образе Листка?

А кто же Чинара? Это только дерево? Нет. (молодая безразличная гордая девушка, которая гордо отвергла Листка)

Ребята, что вы заметили в образах Чинары и Листка?

Они абсолютно разные, противоположные друг другу. А как называется приём в литературе, который изображает противоположные образы или понятия? (ученики должны ответить самостоятельно)

Ребята, где вы можете встретить задания, где вы должны найти эпитет, метафору, антитезу? (В заданиях ОГЭ и ЕГЭ)

АНТИТЕЗА – это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

Ответ на проблемный вопрос? Так как считает Лермонтов : Всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?. (ответы учеников) А кик считаете вы?

(ответы учеников).

Худ. средства произведения.

Молодая (эпитет)

С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)

Поют ей райские птицы (олицетворение)

Листья изумрудные (эпитет)

Сынам свежим ( метафора: листья – сыны чинары)

Солнцем любима (олицетворение)

Ветви раскинула на просторе (олицетворение)

Красавица

6. Определение темы, идеи произведения.

А что на ваш взгляд волнует поэта, что его тревожит?

И так давайте определим главную мысль (идею) произведения.

Какую тему раскрывает автор? Тема: одиночества, отчуждения;

равнодушия к чужой судьбе.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

СОСНА /Генрих Гейне/

Оригинал на немецком: Дословный перевод:

Ein Fichtenbaum steht einsam Ель-древо стоит одиноко

Im Norden auf kahler H;h’ На севере на холодной вершине.

Ihn schl;fert; mit wei;er Decke Его клонит в сон, белым покрывалом

Umh;llen ihn Eis and Schnee. Окутывают его лёд и снег.

Er tr;umt von einer Palme, Он мечтает о пальме,

Die fern im Morgenland Которая далеко на востоке

Einsam und schweigend trauert Одиноко и молча печалится

Auf brennender Felsenwand. На пылающей скале.

Звучит стихотворение Гейне на немецком языке.

Ознакомление с переводом. Один из учеников читает на немецком.

3. М. Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Слайд. Каково настроение лирического героя?

Какие поэтические средства помогают понять его чувства?

Слайд. Сопоставительный анализ стихотворений

Г. Гейне и М. Ю. Лермонтова.

Какое художественное средство используют оба поэта?

Дополнительный вопрос. Кто еще изобразил этот же сюжет, и где?

Какую общую тему раскрывают Шишкин, Гейне, Лермонтов.

Итог подводят дети: Так есть ли в мире гармония красоты в природе?

Почему образы Лермонтова Тучи, Сосна, Листок одиноки. Похожи ли они на своего создателя

Рефлексия. Теперь я знаю…

На сегодняшнем уроке я смог…

Поэзии М. Ю. у меня вызывают чувства…

Этот урок заставил меня задуматься над…

Домашнее задание. Выучить одно из стихотворение Лермонтова.

Выполнить тв. задание 4 с. 157

Цели: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы. Создать условия для проявления активности и творческой инициативности всех учащихся.

воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе;

развитие графических умений и навыков;

восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов

окраске осенних листьев;

формирование навыков рисования с натуры; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира, воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев

обучение аккуратности в работе с красками.

Материалы и оборудование:

  1. альбомный лист;
  2. карандаш, ластик;
  3. кисть, краски, палитра;
  4. баночка с водой, салфетка;
  5. раздаточный материал (лист клёна ).

I. Организационный момент.

Кружат листья над дорожкой, Мы идем, и под ногами

Лес прозрачен и багрян . Слышен шорох золотой.

Хорошо бродить с лукошком Пахнет влажными грибами,

Вдоль опушек и полян! Пахнет свежестью лесной.

Ребята, вы слышали как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю?

Сядьте так же тихо, как листочки.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?

- Какое время года описано? (Осень.)

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

А сейчас послушайте сказку, а может быль, которая случилась в это время года.

- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.

- Чем мы будем рисовать?

- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист клёна с натуры. Сначала нарисуем лист карандашом, а потом раскрасим гуашевыми красками.

Посмотрите на нашу натуру. Из каких элементов состоит кленовый лист?

(листовая пластинка, черенок, прожилки).

Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?

-Значит, как надо положить бумагу? Покажите.

-Какие цвета вы видите на кленовом листочке? Это теплые или холодные цвета?

Мы еще не рисовали,
а уже чуть-чуть устали.
Вот сейчас мы отдохнем,
рисовать листок начнем.

Дети встают около парт в проходах.

Раз, два, три – выросли цветы. (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладошки с растопыренными пальцами, имитируя цветы)
К солнцу потянулись высоко. (Тянемся на носочках, смотрим вверх)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал. (Дуют.)
Стебелечки качал. (Качаются)
Влево качнулись (Наклоны в стороны)
Низко пригнулись (Сели)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай (Грозят пальцем)
Пусть они цветут-растут
Детям радости несут! (Тянут руки вверх, улыбаются)

III. Самостоятельная работа учащихся с выполнением показа на доске.

Рисуем ямку снизу посередине.

Прорисовываем мелкие зубцы последовательно.

Вытираем лишние линии. Листок готов.

Используя цвета осени, рисуем наряд кленовому листочку, прорисовываем черенок и прожилки.

IV. Анализ работ учащихся.

  1. композиционное расположение;
  2. размер листа;
  3. форма и пропорции;
  4. цветовое решение;
  5. аккуратность работы.

На классной доске закрепляются работы. Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить.


Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

6 класс кратко по плану

История создания

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

“Революцией мобилизованный и призванный…” (По творчеству В. Маяков­ского)
Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого ”Война и мир”, т. 3, ч. 3, гл. 4)
Многообразие тематики одного из произведений русской литературы 19-го века
Роль антитезы в одном из произве­дений русской литературы 20-го века

Введение:

Поэма была написана в последний год жизни поэта — 1841.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы…

Лист в стихотворении созрел до установленного срока. Это был символ лермонтовского поколения, и он начал вести бесцельную жизнь. А в путешествии лист на юг угадывается по автобиографическому мотиву изгнания.

Лирический сюжет поэмы развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образованных: лиственных и платановых деревьев. Лист странника враждебен внешнему миру: тепло и холод заставляют его держаться и уносить.

Герой ранней лирики Лермонтова отверг мир безблаженства. Он был решительно неприемлем для него. Теперь странник, даже в чуждом ему мире, хочет найти избавление от тоски и одиночества:

И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

Но почему платан не укрыл лист? Потому что в мире, где они усердно охраняют свой мир и спокойствие, где нет эгоизма и сытости, нет места для сострадания и понимания.

У Чёрного моря чинара стоит молодая.

Синтаксическая организация стихийных бедствий усиливает чувство враждебности и несовместимости. Первые три строфы — это те, которые являются общими и сложными. Последние две строки дерева плоскости содержат пять предложений. В вопросе и восклицательной интонации, гнев и негодование чувствительны.

Заключение

Читайте также: