Конспект урока лирика пастернака

Обновлено: 05.07.2024

Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, её философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремлением постичь мир поэта и поэзии, удивлением перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы.

I. Вступительное слово учителя.

Маш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии Б. Л. Пастернака.

Прекрасной характеристикой этого поэтического феномена могут служить слова его современницы А. Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки.

Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

II. В художественном мире Б. Пастернака. (Заочная экскурсия.)

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет.

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций.

Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов - абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических воли, вызывающих изумление и восторг.

Известно, что юный Пастернак серьезно занимался музыкой и мечтал стать композитором. Его кумиром был выдающийся композитор А. Н. Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь всего мира, композитор, который хотел установить связь между звуком и цветом.

Вспышки света и аккорды бушующего моря.

. Но юноша не стал музыкантом. Неожиданно для отца и матери (талантливой профессиональной пианистки) он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии.

Юноша услышал голос судьбы.

2. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака?

Вечный и прекрасный мир природы.

Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов:

Читает подготовленный ученик.

Веселые, праздничные звуки!

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь, язык. Поэтому в его стихотворении она не фон, а действующее лицо.

Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам, фиксируют их.

Читает подготовленный ученик.

Звуки природы подобны звукам музыкальных инструментов. Вся его лирика - своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

Читает подготовленный ученик.

Найдите метафоры в этом стихотворении.

Какие ассоциации они вызывают?

В его лирику врывается тревога, истребляющая человеческие жизни Гражданская война болью пронизывает его стихотворения:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно - что жилы отворить.

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии.

Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи.

Учитель читает стихотворение.

III. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. (1890-1960).

Цели: раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха;

показать его взгляды на призвание и судьбу поэта;

пробудить интерес учащихся к поэзии Пастернака.

I . Слово учителя.

А 10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак, один из первых правовестников нашего духовного возрождения.

Поэт умер, да здравствует поэт! (представление портрета).

Одним из первых учителей раннего Пастернака был Александр Блок.

Был знаком с Л. Толстым, художниками Репиным, Ге, Врубелем.

Русский композитор Александр Скрябин был кумиром поэта.

Мечтал стать композитором.

Изучал философию в Марбургском университете.

Стихи начал писать из-за неразделённой любви.

Мечтал быть знаменитым.

Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января по старому стилю (10 февраля) в Москве.

Отец, Леонид Осипович Пастернак, - академик живописи, мать, Роза Кауфман, - пианистка.

В доме частыми гостями были Лев Толстой, художники Репин, Ге, Врубель, композиторы Рахманинов, Скрябин, немецкий поэт Рильке.

Александр Николаевич Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь, установивший связь между звуком и цветом, стал кумиром Бориса Пастернака. Его музыкальные и философские идеи, поиски, эксперименты захватили всё существо юного Пастернака.

Вот как зрелый Пастернак передаёт первую встречу с композитором:

Раздаётся звонок. Голоса приближаются. Скрябин!

О, куда мне бежать от шагов моего божества?

И всё же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери Борис Пастернак оставил музыку.

Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому – П.И. Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях?

Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого.

В этом году, после окончания 5-ой Московской гимназии поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекается философией. В 1912 году проводит семестр в Марбургском университете и даже получает предложение остаться для сдачи докторского экзамена.

Однако проездом в Италию в Марбурге остановились родственники. Любовь к одной из кузин, предложение, отказ. Потрясение.

Стихи буквально хлынули.

Понял: никакая не философия, а поэзия!

После выхода первых стихов Пастернака упрекали в подражании символистам.

На Пастернак пересекался сразу с двумя течениями, символизмом и футуризмом.

В ряду первых учителей раннего Пастернака был А. Блок.

а с русским футуризмом Пастернака сближало неприятие буржуазного старого мира. Но в отличие от других поэтов этого течения он не увлекался словотворчеством, хотя его поэзия дышала поиском и новизной.

Мы видим, что Пастернак как и многие поэты начала ХХ века, испытывал влияние литературных группировок, но всегда ощущал себя внутренне свободным от групповой предвзятости.

В рамки жизни Пастернака вместились две революции (1905 и 1917 гг), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели.

В 30-е годы поэт предпринял попытку принять участие в общественной жизни.

В 1932 году поездка с делегацией на Урал.

Ошеломлен увиденным: голод, нищета.

Не мог питаться в обкомовской столовой.

Прервал поездку, разгневавшись при виде продуктов, данных на дорогу.

В 1934 году полуопальный Бухарин в литературном докладе назвал Пастернака величайшим поэтом.

Такой факт. Франция. Конгресс писателей. В советской делегации нет Пастернака и Бабеля. Возмущение французских писателей.

Пастернака и Бабеля срочно доставляют в Париж.

В конце 30-х годов Пастернак уходит в переводы.

II . Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет, дышит его лирическое я?

Вечный и прекрасный мир природы, о котором когда-то сказал Ф.И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ранняя лирика Пастернака наполнена в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов.

Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

Особенностью лирики Пастернака является и высокая ассоциативность мышления.

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Мильоном синих слёз.

Моей тоскою вынянчен

И от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней,

Всю ночь в окошко торкался,

И ставень дребезжал.

Вдруг дух сырой прогорклости

По платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем

Тех прозвищ и времён

Обводит тень теперешний

2) Анализ стихотворения

а) Какие цвета мы видим в первой строфе?

б) Но вот по саду пробегают первые лучи солнца ( II строфа), и он загорается.

Как это показывает поэт?

Какой цвет здесь преобладает?

в) III и IV строфы – зарисовка ночного сада.

Какой здесь цвет?

Какой аккорд слышим?

IV . Кроме ассоциативности, для поэзии Пастернака характерны своеобразная поэтическая интонация, экспрессивность, эмоциональность.

Большое озеро как блюдо.

За ним – скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора –

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

а) I - IV строфы – развернутая картина природы.

Все в ней изменчиво, скоротечно и потому неповторимо. Найдите строчки, в которых выражена эта мысль.

б) Диалектика природы – первопричина ее совершенства. А что же первопричина бытия? Природы? Жизни на земле?

г) V - VII строфы знакомят с архитектоникой храма (а не мастерской).

Что есть внутренность собора?

Как поэт определяет природу?

К чему готов поэт?

Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака могут служить слова его современницы, друга, поэтессы Анны Ахматовой.

Он награжден каким-то вечным действом,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен не единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Назовите строчки, определяющие того Пастернака, которого вы сегодня открыли для себя.

Цели: через призму поэзии Пастернака понять, как относится к жизни и воспринимает ее поэт; прислушиваясь к мнению современников (Л. Скрябина, М. Цветаевой), попытаться проникнуть в мир его поэзии.

Оборудование: портреты Б. Пастернака и М. Цветаевой, музыка П. Чайковского, Л. Бородина, Д. Шостаковича, А. Скрябина.

Ход урока

Во всем мне хочется дойти

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

II. Актуализация полученных знаний.

Вопросы для беседы:

- Чем объясняется существование в 20-е годы XX века большого количества группировок писателей?

- В чем состоит разница их подходов к жизни, к революции, к новой России?

- Что характерно для поэтов старшего поколения, поэтов-интеллигентов. декадентов? Назовите этих поэтов, перечислите характерные образы.

- В чем отличие в подходах к жизненным явлениям различных поэтов?

- Назовите пролетарских поэтов, па примере одного из них покажите особенности этой поэзии.

III. Основная часть: Б. Пастернак. Особенности восприятия жизни. Основные темы лирики.

Мчались звезды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слезы высыхали.

Были темны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Вариации - 1918 г.

2. Сфинкс - загадка. В чем же загадка поэзии Б. Пастернака?

Его поэзия очень музыкальна. Читаешь стихи о море и как будто прильнул ухом к морской раковине.

В осатаненьи льющееся пиво

С усов, обрывов, мысов, скал и кос,

Мелей и миль. И гул и полыханье

Окаченной лупой, как из лохани,

Пучины. Шум и чад и шторм взасос.

Светло. Как днем. Их озаряет пена.

От этой точки глаз нельзя отвлечь

Прибой на сфинкса не жалеет свеч

И заменяет свежими мгновенно.

Скрябин - свой человек в доме Пастернака, близкий друг его отца.

Отец поэта - Леонид Осипович Пастернак, художник, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В доме его частыми гостями были Л. Толстой, художники И. Репин, М. Врубель, композитор С. Рахманинов и другие.

Мать - талантливая профессиональная пианистка. Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Он начинает серьезно заниматься музыкой и мечтает стать композитором.

И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Почему? Говорил, что нет абсолютного слуха. По для композитора это и не обязательно (вспомните Чайковского). Поэт, скорее всего, услышал голос судьбы.

3. Что же становится предметом поэтических откровении Б. Пастернака? Чем живет, дышит его лирический герой?

1. Прежде всего - эго природа. Ее изображение ведущая тема лирики поэта.

В ранней лирике - буквально языческое преклонение перед природой.

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа огромный живой организм, которому присущи душа, любовь и язык. Поэтому природа не фон, не декорация, а действующее лицо.

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

Природа в лирике Пастернака одушевлена, она говорит, вступает в общение с поэтом.

Меня деревья плохо видят

На отдаленном берегу.

Губами белыми от стужи.

(Так поэт говорит о зиме.)

Человек - как часть природы вписывается в этот мир.

Ты так же сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья.

Основные моменты, требующие внимания:

• Единство мира и человека.

• Схвачен момент пробуждения от зимней спячки.

• Лирический герой не соглядатай, а часть природы, он ощущает родство со всем миром.

2. Вторая тема лирики Пастернака - человек и его место в истории.

Поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Две революции (1905 г. и 1917 г.), три войны (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная война), годы сталинщины, хрущевская оттепель — все это вместилось в рамки одной жизни.

У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но его стихи пропитаны духом современности.

В его лирику врывается тревога. Стихи пронизывает боль от того, что гражданская война истребляет человеческие жизни:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно что жилы отворить.

Запись вывода в тетрадях. Особенности лирики Пастернака:

1) Его поэзия музыкальна. Однако поражает не напевностью внешней (ритм, рефрен и так далее), а богатством внутренних мелодий (звукопись, повторы, ассонансные ряды).

2) Мир в его ощущениях живой и воспринимается целостно.

Мирозданье лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

3) Подчеркивает сложность внутреннего мира поэта:

Любимая - жуть! Когда люби т поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

4) Поэзия Пастернака философична. (Не стоит забывать, что он учился на философском факультете.)

Первый ориентир для анализа произведений Пастернака заглавие. Оно почти обязательно и почти всегда разъясняющее.

5) Особенности языка Пастернака.

Обилие историзмов, терминов из различных областей, однако они соседствуют с просторечиями.

Необычен синтаксис (цезуры).

IV. Заключительная часть урока.

Слово учителя. Исторические и политические события, происходящие в стране, коснулись жизни самого поэта. Его переживания, вызванные жизненными обстоятельствами, также нашли отражение в поэзии.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет.

А-за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Травля, устроенная властями, не прошла бесследно. Поэт умер от сердечного приступа на своей даче.

В опустевшем зале па пастернаковском рояле величайший пианист Святослав Рихтер играл Скрябина.

Домашнее задание.

Ваша задача: прислушаться к мнениям современников Пастернака, внимательно вслушаться в лирику поэта для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эти мнения. (Опираться па анализ стихотворения Пастернака.)


В этом видеоуроке мы поговорим о стихах поэта Бориса Леонидовича Пастернака; рассмотрим основные мотивы его лирики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Б. Л. Пастернак. Лирика"

Сегодня на уроке мы:

- поговорим о стихах поэта Бориса Леонидовича Пастернака;

- рассмотрим основные мотивы его лирики.

Борис Леонидович Пастернак был сыном известных людей. Его отец – академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович Пастернак, а мать, Розалия Исидоровна, пианистка. Неудивительно, что в такой семье родился талантливый ребёнок.

В доме бывали художники, музыканты, писатели. Борис мог бы серьёзно заниматься музыкой: им написаны соната для фортепиано и две прелюдии. Но он предпочёл литературу. Владея несколькими языками, он переводил Шиллера, Гёте, Шекспира. Кроме того, переводил он и стихи грузинских поэтов.

Долгая жизнь поэта – он прожил 70 лет (1890 - 1960) – была полна самых разных событий. Ему подражали молодые поэты, и в то же время его стихи были запрещены. Его творчество оценили за рубежом – Нобелевской премией. А на родине за это едва не посадили. И только после смерти поэта отношение к нему и к его произведениям начало меняться в лучшую сторону.

Теперь таланту поэта и писателя воздано должное. Открыты музеи в тех городах, где жил и писал Пастернак.



Стихи Пастернака, как и стихи абсолютного большинства поэтов, нельзя разделить строго по темам. В них может говориться о любви и о красоте природы, о назначении поэта и о Родине, о величии подвига и о дружбе.

Природа в лирике Пастернака чувствует, живёт своими мыслями и делами. Деревья, волны, травы, месяц совсем, как люди. У них свои привычки, своё отношение к жизни.

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.


Растения, явления природы очеловечены, но в этом нет натяжки. У Пастернака всё вполне естественно:

Стояли тучи под ружьём

И, как в казармах батальоны,

Команды ждали. Нипочём

Стеснённой стуже были стоны.

Смотрят хмуро по случаю

Своего недосыпа

Вековые, пахучие

Неотцветшие липы.

Обращают на себя внимания метафоры. Они очень образны, живы, иногда неожиданны:

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти.

Уходят ветлы, как слепые

Без палки и поводыря.

Усмехнулся черёмухе, всхлипнул, смочил

Лак экипажей, деревьев трепет. (о дожде)

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Июль – самый жаркий летний месяц.


Окна открыты, ветер свободно влетает, проносится по дому. Он и впрямь может и занавеску закружить, как в танце, и скатерть со стола сбросить.

Июль выглядит бродягой:

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа.

Пастернак не один раз бывал влюблён. А разве такое великое чувство как любовь может не быть воспето в стихах?

Пошло слово любовь, ты права.

Я придумаю кличку иную.

Для тебя я весь мир, все слова,

Если хочешь, переименую.

Герой любуется своей возлюбленной и каждой строкой, каждым словом воспевает, возвеличивает её:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Вся рвётся музыкою стать,

И вся на рифмы просится.

Ты стала настолько мне жизнью,

Что всё, что не к делу,— долой.


Любовь в лирике Пастернака – одна из главных тем. Любовь – сама жизнь. Но любовь – это ещё и великое испытание.

Любимая,— жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иссякших, и сердца не мучай.

Ты со мной, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проёме

Незадёрнутых гардин.

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдёшь.

Родина – это тоже великая любовь поэта. Отказавшись от эмиграции, Пастернак остался в России. Он восхищается Родиной, преклоняется перед ней.

Мечтателю и полуночнику

Москва милей всего на свете.

Он дома, у первоисточника

Всего, чем будет цвесть столетье.

В них не было следов холопства,

Которые кладёт нужда,

Они несли как господа.

Это те, которые буквально через два месяца пойдут защищать свою Родину. Будущие бои и будущие победы чувствуются в них.

И, конечно же, не мог не думать и не писать Пастернак о своей роли – роли поэта – в жизни. Не раз оскорблённый признанными и обласканными властью поэтами, он не хотел изменять самому себе, своим идеалам.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Многих из тех, кто поливал грязью и ложью Пастернака, забыли, а его стихи читают.

Читайте также: