Конспект урока куприн собачье счастье

Обновлено: 07.07.2024

Урок литературного чтения проведен в 3 классе по УМС "Начальная школа XXI века".

Содержимое разработки

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и творчеством

Задачи: • образовательные: обогащать словарный запас; способствовать

формированию читательской компетенции; закрепить понятия

развивающие: развивать речь обучающихся, артикуляционный

аппарат, дикцию; навык выразительного чтения, чтения по

ролям, доказательную речь обучающихся.

воспитывающие: воспитывать интерес к детской литературе,

чувство сострадания к ближнему, любовь и бережное отношение

I . Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

II . Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

- Этот человек – писатель Александр Иванович Куприн. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя и его произведением.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат

Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер,

когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в

сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в

1938 году в Ленинграде

2. Загадка о собаках

В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, скажете сейчас,
О ком пойдёт у нас рассказ?

Наука, изучающая собак – кинология.

Сейчас около 450 пород собак.

Самая высокая имеет рост 2м 10 см, а самая маленькая – 5,5 см.

Самая тяжелая весит 155 кг, а самая легкая – 400 г.

III . Подготовка к восприятию рассказа.

1. Словарная работа

- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте. Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.

(полуторагодовалый, трусивший степенной рысью, на козлах, ревматические лапы, с философским стоицизмом, антипатия, артель маляров, фатовским тоном, собираются зараз, жеманно, пренебрёгши, баста, сказал с иронией, радикальная мысль, арапников, философия, галантно, эквилибристика, лицемерны, бешеный карьер).

- В тексте вам встретятся названия некоторых пород собак. Посмотрите на них.

2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

- Кто же стал главными героями нашего рассказа? (собаки)

- Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?

- Постарайтесь вспомнить породы собак в порядке их появления в произведении.

IV . Физминутка. (слайды № 10-16)

V . Выборочное чтение

- А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте. (работа в группах: 6 групп)

- Какими художественными средствами пользовался автор? (Олицетворение, сравнение, эпитеты)

VI . Закрепление нового материала

1. Работа в тетради.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы.
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Шутили, смеялись, дремали.
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

- Ответьте мне на этот же вопрос сейчас.

VIII . Домашнее задание.

- Подготовьте пересказ от имени любого действующего лица этого произведения.

IX . Рефлексия учебной деятельности.

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Чему хотел научить нас А.И.Куприн?

- О чем заставил задуматься?

- В чем же состоит собачье счастье, по вашему мнению?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Цель: создание условий для формирования у детей представления о биографии и творчестве А.И.Куприна.

1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученным произведениям А.И.Куприна;

2) формировать представления о жизни и творчестве А.Н. Куприна;

4) содействовать развитию мышления, речи, внимания, памяти;

5) содействовать воспитанию стремления к знаниям, любви к собакам и к животным в целом.

Оборудование для учителя: учебная хрестоматия, ТЦЗ, рабочая тетрадь, портрет А.Н.Куприна, книги А.Н.Куприна.

Оборудование для учащихся: учебная хрестоматия, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Действия с правилами поведения и общения (К)

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?

Посмотрите на портрет А.И.Куприна.

- Поднимите руку, кто может назвать, в каком году родился Александр Иванович Куприн?

- В каком городе родился этот писатель?

- А кто запомнил, в каком училище учился Александр Иванович?

- А какие моменты из жизни вы можете еще назвать?

- Ребята, давайте вспомним, какое произведения вы читали на прошлом уроке?

- О ком этот рассказ?

- Кто является главными героями рассказа?

- Как вы поняли, о чем этот рассказ?

- Чему учит рассказ «Барбос и Жулька?

- 7 сентября 1870 год.

- В уездном городе Наровчате.

- В военном училище.

- О дружбе, привязанности и верности собак.

- Не бросать близких в трудной ситуации, воспитывает отвагу, храбрость, героизм и мужество

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ Александра Ивановича Куприна про собак.

- Давайте, прочитаем в хрестоматии на странице 3, как он называется.

- Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

- Исходя из темы, какую цель мы перед собой поставим?

- А зачем мы будем знакомиться с этим произведением?

- Ребята, чтобы достичь цель, какие задачи перед нами стоят? На доске представлены задачи урока, они расположены не по порядку. Поднимите руку, кто может их расставить?

- ответить на вопросы по содержанию;

- оценить свою работу на уроке.

- выполнить задания в рабочей тетради;

- составить план рассказа;

- Чтобы развивать технику чтения, чтобы научиться чему-то новому.

2) ответить на вопросы по содержанию;

3) составить план рассказа;

4) выполнить задания в рабочей тетради;

5) оценить свою работу на уроке

4. Открытие нового знания

- Ребята, а как вы думаете, в чем заключается собачье счастье?

- Ребята, давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения. Когда в тексте будут встречаться не знакомые слова, я буду останавливаться и будем выяснять значения этих слов.

- Итак, переходим к чтению рассказа. У вас уже открыта хрестоматия на странице 3.

Чтение учителя + слушание аудиозаписи + чтение детей.

Полуторагодовалый – возраст, которого полтора года.

Галопом – очень быстро, стремительно.

Трусивший степенной рысью - неторопливо, важно бегущий.

На козлах – передок экипажа , на котором, сидит кучер.

Стоицизм – хладнокровие, невозмутимость (стр.15).

Антипатия - чувство неприязни, нерасположения к кому-нибудь.

Артель - группа лиц одной профессии.

Четверть часа – 15 минут.

Фатовским - воображая, модничая.

Зараз – одновременно, вместе.

Жеманно - не отличаясь простотой.

Пренебрёгши - без всякого уважения.

Запальчиво – переходящий в гнев.

Арапник - охотничий кнут для собак.

Мадемуазель – форма обращения к женщине.

Ревматические – с больными суставами.

Эквилибристика -умение сохранять равновесие.

Пойнтер, дог, пудель, левретка, такса – породы собак. (показ иллюстраций пород собак)

- Ребята, какую задачу мы выполнили?

Физминутка . Но прежде, чем мы перейдем к выполнению следующей задачи, давайте отдохнем. Встаем.

- Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ?

- Почему он тебе понравился?

- Ребята, давайте же проверим, кто же был прав? В чем же заключается собачье счастье. Открываем рабочую тетрадь на странице 35, выполняем первое задание. Прочитайте про себя задание. Кому задание не понятно поднимите руку?

- Ребята, что же вы отметили?

- Ребята, зачитайте отрывок из рассказа, где описывается внешность пойнтера Джека.

- Куда отправился Джек с кухаркой Аннушкой?

- Около чего Джек заметил, что потерял Аннушку?

- Кого встретил Джек, после того, как он потерял ее?

- Что случилось с догом и Джеком после их ссоры? Где они оказались?

- С кем Джек встретился в этой железной клетке кроме мышастого дога?

- Ребята, зачитайте, как выглядел старый белый пудель.

- Зачитайте, как выглядела левретка?

- Зачитайте описание внешности таксы.

- Ребята, почему случайное общество проявило антипатию к фиолетовому псу? Кто может зачитать?

- Кто начал вести разговор в этой компании?

- Кто может зачитать его слова?

- Куда же повезли всех этих собак?

- Продолжим работу в рабочей тетради, выполняем 4 задание. Обсудите ответ в парах. Что записали в тетрадь?

- Как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами из текста.

- Почему так нельзя поступать с братьями нашими меньшими?

- А почему люди порою бояться бродячих собак?

- Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте. Что он предлагает?

- Прочитайте, как старый пудель описывает людей?

- Отчего же зависит собачье счастье, по мнению Арто?
- Кто из собак не согласен с Арто?
- Как он относился к данной ситуации?
- Что же произошло под конец, когда клетку подвезли к живодёрне?

- Давайте прочитаем, как поступил фиолетовый пес после разговора с Арто?

- В чем же состоит собачье счастье?

- В чем же Арто допустил ошибку?

- В чем правда фиолетового пса?

- О чем же этот рассказ?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Ребята, какую задачу мы сейчас выполнили?

- Давайте перейдем к выполнению следующей задачи, как она звучит?

Деформированный план.

- Ребята, на доске представлены пункты плана, нам нужно их расставить по порядку. Давайте вспомним, что же было в начале рассказа.

С чего же начинается рассказ?

- Что произошло с Джеком затем?

- Кого же встретил Джек после того, как он пробегал мимо почты?

- Что произошло, когда эти собаки встретились?

- Ребята, как мы озаглавим эту часть?

1. Встреча с мышастым догом .

- Прочитайте предложение, которое является концом этой части.

- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.

- О какой первой собаке автор рассказа повествует нам?

- А следующее описание, какой идет собаки?

- О какой собаке дает автор описание?

- Где, по вашему мнению заканчивается эта часть?

- Ребята, как мы озаглавим эту часть?

2. Описание собак .

- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.

- Чем занимались собаки в то время, когда они ехали на живодерню?

- Кто завел разговор первый?

- О чем разговаривали собаки?

- Как мы озаглавим эту часть?

3. Разговор собак о людях и живодерне .

- Прочитайте последнее предложение этой части. Где она заканчивается?

- Ребята, как же озаглавим последнюю часть?

4. Побег с живодерни фиолетового пса.

Давайте докажем, что именно так нужно озаглавить эту часть.

- Ребята, куда привезли всех этих собак?

- Кто завел разговор с Арто, когда все собаки оказались на живодерне?

- Что сделал фиолетовый пес в конце рассказа?

Ребята, какую задачу мы выполнили?

- Полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес. Стр.3

- Около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушку.

- Они оказались в клетке, которая тряслась по камням мостовой.

- Старый белый пудель, левретка, черная гладкая такса и две дворняжки.

Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.

- Выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой

- Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен

- Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

- Большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак.

- Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из. Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием: - . из собачьего мяса.

- Они, как и человек, тоже живые существа.

- Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак.

- Перекусать всех и баста.

- Смириться, покориться, принять волю судьбы.

- Люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки.

- Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.

И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. "Лови его! Держи!" - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.

Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.

Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.

- Он утверждал, что собачье счастье зависит от человека.

- В своих руках, а не в руках людей.

- О бездомных собаках.

- учит надеяться только на себя, все зависит только от самого себя.

- Ответить на вопросы.

- Составить план для пересказа.

- Пойнтер Джек с кухаркой Аннушкой отправились на базар.

- Он потерял Аннушки и учуял запах, недавно проходящего мышастого дога.

- Случилось что-то необъяснимое сверхъестественное… стр.5

- Он пришел в себя в тесной …свинченными частями.

- Там, где автор рассказывает, почему общество собак проявило антипатию к фиолетовому псу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

7. Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением А. И. Куприна "Собачье счастье", продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.

Образовательные: познакомить с рассказом.

Развивающие: способствовать развитию техники чтения; расширить кругозор учащихся; словарный запас обучающихся; выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства любви к животным, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

-Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Настраиваются на учебную деятельность.

(Р) волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

Сейчас мы проведем с вами речевую разминку, для подготовки к выразительному чтению. (читаю)
Белые бараны били в барабаны (презентация, 1 слайд).

Проговорим:
1р. -медленно, 2р. - быстро, 3р. -тихо, 4р - громко.

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность

Подготовка к восприятияю.

Отгадайте загадку и определите, о ком будем читать сегодня на уроке.

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.

-Ребята, может кто- нибудь догадался о чем или о ком сегодня будем говорить на уроке?

-А кто догадался какая тема нашего урока?

А какую задачу мы с вами поставим на наш урок?

Я считаю (думаю),что на уроке будем говорить о собаках.

-Я думаю мы на уроке будем говорить о природе, о собаках.

-Я думаю тема нашего урока животные.

-Познакомимся с произведением о животных.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

Рассказ о биография писателя.

Работа над непонятными словами

Первичное восприятие текста с целевым заданием.

Проверка целевого задания.

Предлагаю вам познакомится с великим русским писателем Александром Ивановичем Куприным (презентация).

Словарная работа.

Пойнтер - порода собак, первоначально выведенная для охоты.

Мышатский дог- порода собак гигантского размера.

Ревматизм (ревматическими лапами) – заболевание соединительной ткани всех органов и систем.

Стоицизм — это отвержение любых эмоций.

Левретка- является первой породой собак, выведенной непосредственно для роли домашнего питомца.

Подпалины- слегка обожжённое подпалённое место.

Антипа́тия — чувство неприязни, нерасположения.

Антипа́тия — чувство неприязни, нерасположения.

– Теперь я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и представляйте себе.

А.И Куприн

Цель: создание условий для формирования у детей представления о биографии и творчестве А.И.Куприна.

1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученным произведениям А.И.Куприна;

2) формировать представления о жизни и творчестве А.Н. Куприна;

4) содействовать развитию мышления, речи, внимания, памяти;

5) содействовать воспитанию стремления к знаниям, любви к собакам и к животным в целом.

Оборудование для учителя: учебная хрестоматия, ТЦЗ, рабочая тетрадь, портрет А.Н.Куприна, книги А.Н.Куприна.

Оборудование для учащихся: учебная хрестоматия, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Действия с правилами поведения и общения (К)

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?

Посмотрите на портрет А.И.Куприна.

- Поднимите руку, кто может назвать, в каком году родился Александр Иванович Куприн?

- В каком городе родился этот писатель?

- А кто запомнил, в каком училище учился Александр Иванович?

- А какие моменты из жизни вы можете еще назвать?

- Ребята, давайте вспомним, какое произведения вы читали на прошлом уроке?

- О ком этот рассказ?

- Кто является главными героями рассказа?

- Как вы поняли, о чем этот рассказ?

- Чему учит рассказ «Барбос и Жулька?

- 7 сентября 1870 год.

- В уездном городе Наровчате.

- В военном училище.

- О дружбе, привязанности и верности собак.

- Не бросать близких в трудной ситуации, воспитывает отвагу, храбрость, героизм и мужество

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

3. Целеполагание

- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ Александра Ивановича Куприна про собак.

- Давайте, прочитаем в хрестоматии на странице 3, как он называется.

- Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

- Исходя из темы, какую цель мы перед собой поставим?

- А зачем мы будем знакомиться с этим произведением?

- Ребята, чтобы достичь цель, какие задачи перед нами стоят? На доске представлены задачи урока, они расположены не по порядку. Поднимите руку, кто может их расставить?

- ответить на вопросы по содержанию;

- оценить свою работу на уроке.

- выполнить задания в рабочей тетради;

- составить план рассказа;

- Чтобы развивать технику чтения, чтобы научиться чему-то новому.

2) ответить на вопросы по содержанию;

3) составить план рассказа;

4) выполнить задания в рабочей тетради;

5) оценить свою работу на уроке

4. Открытие нового знания

- Ребята, а как вы думаете, в чем заключается собачье счастье?

- Ребята, давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения. Когда в тексте будут встречаться не знакомые слова, я буду останавливаться и будем выяснять значения этих слов.

- Итак, переходим к чтению рассказа. У вас уже открыта хрестоматия на странице 3.

Чтение учителя + слушание аудиозаписи + чтение детей.

Полуторагодовалый – возраст, которого полтора года.

Галопом – очень быстро, стремительно.

Трусивший степенной рысью - неторопливо, важно бегущий.

На козлах – передок экипажа , на котором, сидит кучер.

Стоицизм – хладнокровие, невозмутимость (стр.15).

Антипатия - чувство неприязни, нерасположения к кому-нибудь.

Артель - группа лиц одной профессии.

Четверть часа – 15 минут.

Фатовским - воображая, модничая.

Зараз – одновременно, вместе.

Жеманно - не отличаясь простотой.

Пренебрёгши - без всякого уважения.

Запальчиво – переходящий в гнев.

Арапник - охотничий кнут для собак.

Мадемуазель – форма обращения к женщине.

Ревматические – с больными суставами.

Эквилибристика -умение сохранять равновесие.

Пойнтер, дог, пудель, левретка, такса – породы собак. (показ иллюстраций пород собак)

- Ребята, какую задачу мы выполнили?

Физминутка . Но прежде, чем мы перейдем к выполнению следующей задачи, давайте отдохнем. Встаем.

- Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ?

- Почему он тебе понравился?

- Ребята, давайте же проверим, кто же был прав? В чем же заключается собачье счастье. Открываем рабочую тетрадь на странице 35, выполняем первое задание. Прочитайте про себя задание. Кому задание не понятно поднимите руку?

- Ребята, что же вы отметили?

- Ребята, зачитайте отрывок из рассказа, где описывается внешность пойнтера Джека.

- Куда отправился Джек с кухаркой Аннушкой?

- Около чего Джек заметил, что потерял Аннушку?

- Кого встретил Джек, после того, как он потерял ее?

- Что случилось с догом и Джеком после их ссоры? Где они оказались?

- С кем Джек встретился в этой железной клетке кроме мышастого дога?

- Ребята, зачитайте, как выглядел старый белый пудель.

- Зачитайте, как выглядела левретка?

- Зачитайте описание внешности таксы.

- Ребята, почему случайное общество проявило антипатию к фиолетовому псу? Кто может зачитать?

- Кто начал вести разговор в этой компании?

- Кто может зачитать его слова?

- Куда же повезли всех этих собак?

- Продолжим работу в рабочей тетради, выполняем 4 задание. Обсудите ответ в парах. Что записали в тетрадь?

- Как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами из текста.

- Почему так нельзя поступать с братьями нашими меньшими?

- А почему люди порою бояться бродячих собак?

- Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте. Что он предлагает?
- Прочитайте, как старый пудель описывает людей?

- Отчего же зависит собачье счастье, по мнению Арто?
- Кто из собак не согласен с Арто?
- Как он относился к данной ситуации?
- Что же произошло под конец, когда клетку подвезли к живодёрне?

- Давайте прочитаем, как поступил фиолетовый пес после разговора с Арто?

- В чем же состоит собачье счастье?

- В чем же Арто допустил ошибку?

- В чем правда фиолетового пса?
- О чем же этот рассказ?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Ребята, какую задачу мы сейчас выполнили?

- Давайте перейдем к выполнению следующей задачи, как она звучит?

Деформированный план.

- Ребята, на доске представлены пункты плана, нам нужно их расставить по порядку. Давайте вспомним, что же было в начале рассказа.

С чего же начинается рассказ?

- Что произошло с Джеком затем?

- Кого же встретил Джек после того, как он пробегал мимо почты?

- Что произошло, когда эти собаки встретились?

- Ребята, как мы озаглавим эту часть?

1. Встреча с мышастым догом .

- Прочитайте предложение, которое является концом этой части.

- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.

- О какой первой собаке автор рассказа повествует нам?

- А следующее описание, какой идет собаки?

- О какой собаке дает автор описание?

- Где, по вашему мнению заканчивается эта часть?

- Ребята, как мы озаглавим эту часть?

2. Описание собак.

- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.

- Чем занимались собаки в то время, когда они ехали на живодерню?

- Кто завел разговор первый?

- О чем разговаривали собаки?

- Как мы озаглавим эту часть?

3. Разговор собак о людях и живодерне .

- Прочитайте последнее предложение этой части. Где она заканчивается?

- Ребята, как же озаглавим последнюю часть?

4. Побег с живодерни фиолетового пса.

Давайте докажем, что именно так нужно озаглавить эту часть.

- Ребята, куда привезли всех этих собак?

- Кто завел разговор с Арто, когда все собаки оказались на живодерне?

- Что сделал фиолетовый пес в конце рассказа?

Ребята, какую задачу мы выполнили?

- Полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес. Стр.3

- Около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушку.

- Они оказались в клетке, которая тряслась по камням мостовой.

- Старый белый пудель, левретка, черная гладкая такса и две дворняжки.

Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.

- Выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой

- Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен

- Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

- Большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак.

- Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из. Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием: - . из собачьего мяса.

- Они, как и человек, тоже живые существа.

- Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак.

- Перекусать всех и баста.

- Смириться, покориться, принять волю судьбы.

- Люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки.

- Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.

И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. "Лови его! Держи!" - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.

Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.

Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.

- Он утверждал, что собачье счастье зависит от человека.

- В своих руках, а не в руках людей.

- О бездомных собаках.

- учит надеяться только на себя, все зависит только от самого себя.

- Ответить на вопросы.

- Составить план для пересказа.

- Пойнтер Джек с кухаркой Аннушкой отправились на базар.

- Он потерял Аннушки и учуял запах, недавно проходящего мышастого дога.

- Случилось что-то необъяснимое сверхъестественное… стр.5

- Он пришел в себя в тесной …свинченными частями.

- Там, где автор рассказывает, почему общество собак проявило антипатию к фиолетовому псу.

- Молчание длилось с четверть часа.

- О людях и живодерне.

- Бутон, державшийся около него, тихонько подвывал ему.

- Он сбежал с живодерни.

- Составить план рассказа.

5. Первичное закрепление полученных знаний

- Итак, давайте перейдем к выполнению следующей задачи. Как она звучит?

- Выполните задание 3. Прочитайте, что нужно сделать?

- Кто желает прочитать задание?

- Я предлагаю мальчикам описать пуделя, а девочкам – левретку.

- Давайте проверим. Начнем с девочек, кто желает прочитать то, как дает нам автор описание левретки?

- Девочки, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнения описания левретки?

- Давайте проверим, что написали мальчики, кто желает прочитать о старом белом пуделе?

- Мальчики, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнение описания о старом белом пуделе?

- Выполнить задания в рабочей тетради.

- Перечитайте описания собак, Запишите одно из них.

- Рядом со старым белым пуделем сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой.

- Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.

6. Рефлексия.

- Ребята, урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание и подведем итог.

- Итак, ребята, какая была тема урока?

- Какая цель была урока?

- Поднимите руку, кто считает, что сегодня на уроке мы не достигли цели?

- Сейчас давайте оценим себя. Встаньте те, кто считает, что работал сегодня на высоком уровне? На среднем? На низком? Почему?

Читайте также: