Конспект урока клеточная теория строения организмов 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Показать учащимся особенности строения рас­тительной клетки в сравнении с животной, под­черкивая сходство и различие.

Охарактеризовать этапы развития цитологии с момента открытия и изучения первых клеток.

Раскрыть основные положения клеточной тео­рии, показать их взаимосвязь.

Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Основные положения

В клетках растений преобладают синтетические процессы над реакциями высвобождения энергии.

Хорошо развитая вакуолярняая сеть обеспечивает явление тургора, в основе которое лежат процессы осмотического поступления в клетку.

Митотическое деление растительных клеток протекает без участия клеточного центра.

Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение, за исключением вирусов, являющихся паразитами генетическом уровне.

Все клетки эукариотических организмов гомологичны, т. е. обладают единым принципом организации.

Как менялись представления о клетке и сформировалось современное положение клеточной теории

С момента обнаружения клеток, до того как было сформулировано современное положение клеточной теории, прошло почти 400 лет. Впервые клетку исследовал в 1665 г. естествоиспытатель из Англии Роберт Гук. Заметив на тонком срезе пробки ячеистые структуры, он дал им название клеток.

В свой примитивный микроскоп Гук еще не мог рассмотреть все особенности, но по мере совершенствования оптических приборов, появления методик окрашивания препаратов ученые все больше погружались в мир тонких цитологических структур.

Как появилась клеточная теория

Знаковое открытие, повлиявшее на дальнейший курс исследований и на современное положение клеточной теории, сделано в 30-х годах XIX века. Шотландец Р. Броун, изучая лист растения при помощи светового микроскопа, обнаружил в растительных клетках сходные округлые уплотнения, которые впоследствии назвал ядрами.

С этого момента появился важный признак для сопоставления между собой структурных единиц различных организмов, что стало основой выводов о единстве происхождения живого. Не зря даже современное положение клеточной теории содержит ссылку на данный вывод.


Вопрос о происхождении клеток был поставлен в 1838 году немецким ботаником Матиасом Шлейденом. Массово исследуя растительный материал, он отметил, что во всех живых растительных тканях присутствие ядер обязательно. Его соотечественник зоолог Теодор Шванн сделал такие же выводы относительно тканей животных. Изучив работы Шлейдена и сопоставив множество растительных и животных клеток, он сделал заключение: несмотря на многообразие, все они имеют общий признак – оформленное ядро.

Клеточная теория Шванна и Шлейдена

Собрав воедино имеющиеся факты о клетке, Т. Шванн и М. Шлейден выдвинули главный постулат клеточной теории. Он состоял в том, что все организмы (растения и животные) состоят из клеток, близких по строению.


В 1858 году было внесено еще одно дополнение в клеточную теорию. Рудольф Вирхов доказал, что организм растет за счет увеличения количества клеток путем деления исходных материнских. Нам это кажется очевидным, но для тех времен его открытие было весьма продвинутым и современным. На тот момент современное положение клеточной теории Шванна в учебниках формулируется следующим образом:

Все ткани живых организмов имеют клеточное строение.

Клетки животных и растений образуются одним и тем же способом (делением клетки) и имеют сходное строение.

Организм состоит из групп клеток, каждая из них способна к самостоятельной жизнедеятельности.

Став одним из важнейших открытий XIX века, клеточная теория заложила основу представления о единстве происхождения и общности эволюционного развития живых организмов.

Дальнейшее развитие цитологических знаний

Совершенствование исследовательских методов и оборудования позволило ученым значительно углубить знания о строении и жизнедеятельности клеток:

доказана связь структуры и функции как отдельных органелл, так и клеток в целом (специализация цитоструктур);

каждая клетка в отдельности демонстрирует все свойства, присущие живым организмам (растет, размножается, обменивается веществом и энергией с окружающей средой, подвижна в той или иной степени, адаптируется к изменениям и др.);

у животных, грибов, растений обнаруживаются одинаковые по строению и функциям органеллы;

все клетки в организме взаимосвязаны и работают слаженно, выполняя комплексные задачи.

Благодаря новым открытиям, положения теории Шванна и Шлейдена были уточнены и дополнены. Современный научный мир пользуется расширенными постулатами основополагающей теории в биологии.

5 положений современной клеточной теории

В литературе можно встретить различное количество постулатов современной клеточной теории, наиболее полный вариант содержит пять пунктов:

Клетка является наименьшей (элементарной) живой системой, основой строения, размножения, развития и жизнедеятельности организмов. Неклеточные структуры не могут называться живыми.

Клетки появляются исключительно путем деления уже существующих.

Химический состав и строение структурных единиц всех живых организмов сходны.

Многоклеточный организм развивается и растет за счет деления одной/нескольких первоначальных клеток.

Сходное клеточное строение организмов, населяющих Землю, свидетельствует о едином источнике их происхождения. -



Первоначальные и современные положения клеточной теории во многом перекликаются. Углубленные и расширенные постулаты отражают современный уровень знаний по вопросу строения, жизни и взаимодействия клеток.

Вопросы и задания для повторения

Каково строение различных видов пластид? Приведите примеры взаимного превращения пластид.

В каких отделах хлоропласта осуществляет­ся световая фаза фотосинтеза? Темновая фаза фотосинтеза?

Опишите реакции фотосинтеза и процесс аккумуляции энергии в виде АТФ в световой

Расскажите историю открытия клетки.

Кем и когда была впервые сформулирована клеточная теория?

Изложите основные положения клеточной теории.

Охарактеризуйте значение клеточной теории.

Клетка история изучения Клеточная теория

Презентация История и методы изучения клетки, клеточная теория эволюции

ЕГЭ Биология 1.2. Современная клеточная теория, её основные положения. Строение клетки

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.

Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.

Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.

Задачи воспитательные: формирование умений самостоятельной работы показать общебиологическое значение клеточной теории.

Метод: репродуктивный.

Ход урока

1. Организационно- психологический момент

Приветствие детей учителем, доброжелательная обстановка.

Оглашение темы урока учителем (она написана на доске заранее).

В тетради дети записывают тему урока.

Совместное определение с учащимися целей и задач урока.

Настрой на продуктивную совместную деятельность.

2. Проверка знаний

Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

  1. Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)
  2. Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)
  3. Какое еще существует пятое царство? (вирусы)
  4. Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)
  5. Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

Задание 2. Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

  • жидрастьмораз – раздражимость;
  • таниепи – питание;
  • гуциясаремоля – саморегуляция;
  • сорт – рост;
  • витиераз – развитие;
  • леднасвенстность – наследственность;
  • ханеиды – дыхание;
  • мноразниеже – размножение.

3. Новый материал

(вступительное слово учителя)

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.

Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.

Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.

Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.

Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.

Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.

В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.

В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.

Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.

Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.

  1. Все организмы состоят из клеток.
  2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
  3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

Слайд 10. Ошибки учёных.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.

Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.

Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

Слайд 15. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.

Слайд 16. На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)

  1. Строение клеток и их органоидов;
  2. Функции органоидов и других структур клетки;
  3. Размножение и развитие клеток.

Слайд 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

  1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.
  2. Слайд 18. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.
  3. Слайд 19. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
  4. Слайд 20. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.
  5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

Слайд 21. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ

  1. СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи.
  2. Слайд 22. ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП. Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.
  3. Слайд 23. МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЯ. Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.
  4. Слайд 24. ФЛУОРИСЦЕНТНАЯ МИКРОСКОПИЯ. Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.
  5. МЕТОД КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.

Слайд 25. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ:

  1. В медицине для разгадки причин заболеваний.
  2. Для классификации живых организмов.
  3. В генетике (наследственные заболевания, мутации).
  4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерия, селекция).
  5. Для раскрытия тайн эволюции.
  • Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов).
  • Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь мы проверим как вы поняли материал сегодняшнего урока?

Слайд 27. ЗАДАНИЕ 1

Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

  1. Р. Вирхов;
  2. Р. Гук;
  3. К. Бэр;
  4. A. Левенгук.

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:

  1. М. Шлейден;
  2. А. Левенгук;
  3. Р. Вирхов;
  4. Р. Гук.

3. Создателями клеточной теории являются:

  1. Ч. Дарвин и А. Уоллес;
  2. Т. Шванн и М. Шлейден;
  3. Г. Мендель и Т. Морган;
  4. Р. Гук и Н. Г.

4. Клеточная теория неприемлима для:

  1. грибов и бактерий;
  2. вирусов и бактерий;
  3. животных и растений;
  4. бактерий и растений.

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:

  1. единстве химического состава;
  2. многообразии живых организмов;
  3. единстве происхождения всего живого;
  4. единстве живой и неживой природы.

А теперь смотрим правильные ответы.

Слайд 28. ОТВЕТЫ:

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

5 – всё правильно;
4 – одна ошибка;
3 – две ошибки;
2 – три ошибки.

5. Домашнее задание

Параграф 10, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

Образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки;

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений;

Воспитательные: создать условия для увлеченного учения; формирование положительного отношения к занятиям.

Содержание учебного материала

II. Зна II.Проверка д/з:

Ш. Введение в тему

VI. Подведение итогов:

1.Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы)

2.Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)

3.Какое еще существует пятое царство? (вирусы)

4.Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)

5.Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).

В). Перепутанная телеграмма

Мы с вами изучили признаки живых организмов. Мы получили телеграмму, в которой говорится о признаках живых организмов, но только вот буквы в ней перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки.

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки смогли разгадать лишь при изобретении в конце 16 века первого микроскопа.

Используя слайд 3 , скажите: что объединяет растительную и животную клетки?

(ядро, мембрана, цитоплазма).

А). Предмет и задачи цитологии

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

В задачи цитологии входит изучение:

  • строения клеток и их органоидов;
  • функции органоидов и других структур клетки;
  • размножение и развитие клеток.

Б). Методы изучения клетки их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства

Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток

2). Электронный микроскоп

3). Метод дифференциального центрифугирования

4). Флуорисцентная микроскопия

5). Метод культуры клеток и тканей.
В). История открытия клетки

Работа по слайдам:

1. Все организмы состоят из клеток.

2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.

3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

  • Ребята, как вы думаете, все ли верно в клеточной теории ученых?

Да , правильно ученые допустили ошибку в в третьем положении своей клеточной теории:

клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Д). Основные положения современной клеточной теории

1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.

(С развитием науки лишь одно положение клеточной теории оказалось не абсолютно верным – первое. Не все живые организмы имеют клеточную организацию. Это стало ясным с открытием вирусов. Это неклеточная форма жизни, но существование и размножение вирусов возможно только при использовании ферментативных систем клеток. Поэтому вирус не является элементарной единицей живой материи).

2. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.

3. Размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления материнской клетки.

4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов, которые тесно связаны между собой.

А). Р. Вирхов В) Ч.Дарвин С) Р. Гук Д). К. Бэр Е). А. Левенгук

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы …

А) Ч.Дарвин В) А. Левенгук С) М. Шлейден Д) Р. Вирхов Е) Р. Гук

3. Создателями клеточной теории являются:

А). Т. Шванн и М. Шлейден; С) Ч. Дарвин и А. Уоллес; Е) Г. Мендель и Т. Морган; В) Р. Гук и Н. Грю Е) Г.Мендель и М.Шлейден

4. Не имеют клеточное строение:

А) растения В) грибы В) вирусы Д) животные Е) бактерии

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о…

А) единстве химического состава С) многообразии живых организмов

В) единстве живой и неживой природы Д) различие живой и неживой природы

Е) единстве происхождения всего живого

Ответы (слайд 16):

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

“5”- всё правильно,

Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов). Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

5. Домашнее задание П. 2.1 СТР 42-43

Параграф 2, стр.10- 11, конспект, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток (слайд 5).

Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

2). Электронный микроскоп (слайд 6).

Изобретён в 30-х годах 20 века. Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

Современные электронные микроскопы дают увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.

3). Метод дифференциального центрифугирования (слайд 6).

Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.

Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав.

4). Флуорисцентная микроскопия (слайд 7).

Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.

5). Метод культуры клеток и тканей.

Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.

1675- 1682 гг. М. Мальпиги и Н. Грю (Италия) подтвердили клеточное строение растений

1674 г. Антонио ван Левенгук (Голландия) открыл одноклеточные организмы, в том числе бактерии (1676 г.). Он же впервые увидел и описал животные клетки – эритроциты крови, сперматозоиды.

1827 г. Русский ученый Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки. Это открытие показало, что клетка – единица не только строения, но и развития всех живых организмов.

1834г Русский ученый П.Ф.Горянинов отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. О предположил об общем плане строения растений и животных.

1838год. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу , что ткани растений состоят из клеток.

1866 г. Эрнст Геккель (немецкий биолог, основоположник филогенетического направления дарвинизма) установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро.

1866-1888 гг. Подробно изучено клеточное деление и описаны хромосомы.

1876г – Александр Флеминг открыл клеточный центр.

1876 г . Открыт клеточный центр.

880-1883 гг . Открыты пластиды, в частности хлоропласты.

1894 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

1998 г. – Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.

1887-1900 гг. Усовершенствованы микроскоп, а также методы фиксации, окрашивания препаратов и приготовления срезов. Цитология начала приобретать экспериментальный характер. Ведутся эмбриологические исследования, чтобы выяснить, каким образом клетки взаимодействуют друг с другом в процессе роста многоклеточного организма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Клетка: история изучения. Клеточная теория.

Цель урока: сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения.

Оборудование: компьютер, компьютерный проектор, экран.

Компьютерная презентация: Приложение.

Автор: Домнина Ольга Геннадьевна, учитель биологии и экологии МОУ “Лицей №1” г. Норильск красноярского края.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы .

- На первом занятии по “Общей биологии” мы дали определение живого и выделили его основные уровни организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем. Без изучения клеточного уровня, нельзя понять живое.

III. Изучение новой тем

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.

Цитология – наука, изучающая строение, функции и эволюцию клеток (от греч. kytos – клетка, каморка).

Мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению, называются клеткам

Представление о том, что клетка – что клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как “Клеточная теория”, сложилась постепенно в XIX веке. Но на основании каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав лекцию, в ходе которой вам предстоит заполнить таблицу: “Основные этапы развития клеточной теории”.

История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению в конце XVI столетия микроскопа.

Первый микроскоп был сконструирован Г. Галилеем в 1609–1610 гг. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

Роберт Гук в 1665 г. впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин “клетка”, для обозначения ячеек, мешочков, пузырьков, из которых они состоят.

Несколько позже, в 1671–1682 гг., М. Мальпиги и Н. Грю описали микроструктуру некоторых органов растений. Н. Грю ввел в науку термин “ткань” для обозначения совокупности однородных кл

Антоний Ван Левенгук (1632–1723) – голландский купец, завоевал славу ученого, подарив науке величайшие открытия. В период с 1632 по 1719 гг. он впервые открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки. Описания этих “анималькусов” (“зверушек”) снискали голландцу мировую известность, пробудили интерес к изучению живого мик

Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия. В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А.Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление, что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приб

В 1725 году организована Петербургская академия наук. Талантливые мастера И.Е. Беляев, И.Кулибин изготавливали микроскопы, в конструировании которых принимали участие академики Л.Эйлер, Ф. Эпинус.

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии причитываем и записываем в тетрадь:

1. Клетка является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

2. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям.

3. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

Различные формы клеток в связи с выполняемыми функциями.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.

4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.

Для изучения химического состава органелл клетки используют метод дифференциального центрифугирования . Для определения пространственного расположения и физических свойств молекул, входящих в состав клеточных структур, используют метод рентгеноструктурного анализа . Методы цито- и гистохимии , основанные на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы, позволяют изучить химический состав в клетке.

Вот основные события, которые стали предшественниками создания клеточной теории:

– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);

– 1695 г. Публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;

– 1833 г. Р. Броун описал ядро растительной клетки;

– 1839 г. М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

Итак, клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ.

IV. Закрепление изученного материала. Проводим в виде теста.

1. Современной клеточной теории соответствует следующее положение:

а) “клеткам присуще мембранное строение”;

б) “клетки всех живых существ имеют ядра”;

в) “клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям”;

г) “клетки всех живых существ делятся”.

2. Клеточной теории не соответствует положение:

а) “клетка – элементарная единица жизни”;

б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций”;

в) “клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида””;

г) “клетки всех живых существ сходны по строению и функциям”.

3. Создателями клеточной теории являются:

а) Ч. Дарвин и А. Уоллес;

б) Г. Мендель и Т. Морган;

в) Р. Гук и Н. Грю;

г) Т. Шванн и М. Шлейден.

4. С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX и XX столетии:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии "Основные положения клеточной теории " предназначен для обучающихся 9 классов.

Цели урока: 1.Сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях.

2.Добиться усвоения обучающимися вопроса о методах изучения клетки и её органелл.

3.Развивать понятие о клеточном уровне жизни.

4.Развивать умение классифицировать факты развития основных положений клеточной теории.

5.Воспитывать познавательный интерес к развитию и

созданию клеточной теории.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

9 класс. Биология.

Тема урока: Основные положения клеточной теории.

Цели урока: 1.Сформировать знания об истории создания клеточ

ной теории, её современных положениях.

2.Добиться усвоения обучающимися вопроса о мето

дах изучения клетки и её органелл.

3.Развивать понятие о клеточном уровне жизни.

4.Развивать умение классифицировать факты развития

основных положений клеточной теории.

5.Воспитывать познавательный интерес к развитию и

созданию клеточной теории.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Актуализация знаний.

1.Какое строение имеют вирусы?

2.Почему вирусы относят к живым организмам?

3.Как происходит развитие вируса?

4.Назовите заболевания, которые вызывают вирусы.

Изучение нового материала.

1.История создания клеточной теории.

Деятельность обучающихся. В тетрадях вести записи об основных

А) 17 век – 1590г. голландец Ханс Янсен создал оптический прибор.

Б) 1665 г. англичанин Роберт Гук – книга (рисунки клеток).

В) Антони ван Левенгук – создание линз.

Г) 1831 г. шотландец Р.Броун описал ядро.

Д) 1838 г. немецкий учёный Маттиас Шлейден – ткани из клеток.

Е) 1839 г. немецкий учёный Теодор Шванн – клетка структурная еди

ница живых организмов.

Ж) 1827 г. К.Бэр открыл яйцеклетку.

З) 1855 г. Рудольф Вирхов – клетка из клетки.

2.Современные положения клеточной теории.

А) 19 век немецкие учёные Т.Шванн и М.Шлейден

Б) положения клеточной теории

*клетка – основная единица строения

*клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным

*размножение клеток происходит путём их деления

3.Методы исследования клеток.

А) использование новейших приборов

Б) применение физических и химических исследований

Закрепление знаний.

Выберите правильный ответ.

1.Какое из названных свойств принадлежит любой клетке:

А – способность к образованию гамет

Б – способность проводить нервный импульс

В – способность сокращаться

Г – способность к обмену веществ

2.С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в 19-20 столетии:

Читайте также: