Конспект урока художественная культура 19 века

Обновлено: 05.07.2024

  1. “Золотой” век в России
  2. Особенности XIX века
  3. Причины феномена “Золотого” века

3. Музыка

4. Театр

5. Живопись

6. Заключение

Золотой век в России

ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов; и европейские порядки, освоенные и “привитые” России; и объединение славян; и “ускорение” истории; увеличение числа писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.

Особенности “Золотого века”

  • Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
  • Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.
  • В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.
  • В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
  • В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?”
  • В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

События, оказавшие воздействие на культуру века

  • Отечественная война 1812 года,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • “хождение” в народ,
  • западноевропейские революции в их резонансе на русской почве,
  • распространение марксизма.

Все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

В ХIХ в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно - освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “ К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

Важнейшей особенностью первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Среди которых, основными были романтизм и реализм.

Романти'зм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю. Лермонтова, “русского Байрона”. Философская лирика Ф.И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реали'зм, в литературе — направление, стремящееся к изображению действительности. А.С.Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески.

Преемницей русской литературы оказывается философская мысль, она исследует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы? Михаил Иванович Глинка (1804-1957 гг.), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. “Жизнь за царя” написана на историко - патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века - борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка “Руслан и Людмила” написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав её картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от “страшных обольщений” буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Театр

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: “Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене”

  • В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео).
  • В 30-е годы активно развивается в русской драматургии реализм, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был “Ревизор” Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

XIX век - это также и расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Живопись

Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве.

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Тропинин и др.

Заключение

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но представители обоих этих течений: писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града. Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век. Этот век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”.

К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Культура России XIX века

- продолжить формирование художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей действительности, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;

- пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества

- развивать навыки работы с компьютером, повысить интерес к урокам

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Предварительная подготовка:

Оборудование:

ТСО – компьютер, интерактивная доска

Карточки: 1. Словарь терминов

2. Архитектура. XIX век. Возвращение к истокам.

5. Контрольные тесты

6. Набор предварительных интеллектуальных заданий

Технологическая карта урока

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

То, что мы собрались вместе – это только начало.

То, что мы продолжаем быть вместе - это уже достижение,

То, что мы вместе работаем – это настоящий успех.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- В начале нашего урока вы увидите произведение, созданное в XIX веке и известное во всём мире и услышите стихотворение, написанное уже в XX веке, посвящённое как раз этому произведению

Итак, внимание на экран.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся: смотрят видеофрагмент, слушают. Дают ответ на поставленный учителем вопрос, формулируют тему урока

Именно тогда, в XIX веке Российская культура становится частью культуры всего мира, и не просто частью, а ее золотым фондом - бесценным богатством. Это время отмечено появлением новых талантов, которые принесли русскому искусству мировую славу. Что же создали деятели Российской культуры XIX века, что их достижения так высоко оценили не только в нашей стране, но и во всем мире? А как вы воспримете эти шедевры?

Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1. Записать шедевры и их авторов.

2. Постараться найти то, что объединяет эти разные по жанрам произведения, собранные в первом информационном блоке.

3. Сформулировать одним словом и проверить по компьютеру.

На выполнение этого задания у вас 5 минут.

Беседа с учащимися: Что, по вашему мнению, объединяет эти произведения? Назовите одно слово.

Если они будут затрудняться с ответом, предложить использовать подсказку.

Непосредственно с классицизмом связаны слова:

АКАДЕМИЗМ и АМПИР. Что это такое?

По словарю идёт разбор этих понятий.

Более подробную характеристику этого стиля вы найдёте в учебнике на стр. 107. Дома можете с ними хорошо ознакомиться.

Карточку словаря вложите в тетрадь.

- Таким образом, ещё раз напоминаем, что XIX век в России начинается с классицизма. Конечно, в нём было много хорошего. Но многие деятели культуры не были удовлетворены состоянием дела в искусстве. И на это у них были серьезные причины. После победы в Отечественной войне 1812 года быстро росло национальное самосознание русского народа, вырастало чувство национальной гордости. И многих не устраивало то обстоятельство, что даже национальных героев изображают на европейский манер. Некоторые деятели культуры стали искать другие художественные формы, более подходящие к текущему моменту для выражения национального духа

Познакомимся с поисками тех деятелей культуры, которых не удовлетворял классицизм. Что же ищут деятели искусства? И что же они нашли?

Когда вы увидите произведения, собранные во втором информационном блоке, вы сумеете это понять.

Ваша задача остается прежней:

1. Записать шедевры и их авторов.

2. Постараться найти, то, что объединяет эти разные по жанрам произведения

3. Сформулировать одним словом и проверить по

Беседа с учащимися: Что, по вашему мнению, объединяет эти произведения? Назовите одно слово.

Если они будут затрудняться с ответом, предложить использовать подсказку.

У вас будут две подсказки:

Внимание на экран:

Посмотрите внимательно на фотографии храмов

Вывод - в поисках новых выразительных форм некоторые деятели искусства обратились к нашим старым национальным формам.

Во второй половине XIX века к этим деятелям искусства присоединились и другие. Образовались целые творческие объединения, которые работали в этом направлении.

Одно из таких объединений составили передвижники (щёлкаем мышью, на мониторе появляется слайд с фотографией передвижников).

О передвижниках нам расскажут:

- Чтобы составить представление о творчестве передвижников, посетим вернисаж их картин.

Работа учащихся на компьютере со словарём.

Задание: 1. Записать шедевры и их авторов.

И это слово есть в словаре терминов. Найдите его. Проверим правильность нашего понимания.

Таким образом, рассмотрев развитие искусства в XIX веке, мы видим, что огромная любовь к России, её истории, к русской природе, к русскому человеку, независимо от происхождения и общественного положения сделали искусство XIX века подлинно реалистическим, близким и понятным не только нашему народу, но и всему миру.

Приезжая к нам, иностранные туристы увозят с собой изделия русских умельцев, которые бережно хранят старые народные традиции. Предлагаем вашему вниманию презентацию образцов русского народного творчества.

Ответ учащихся – классицизм

АКАДЕМИЗМ - это классицизм в живописи

АМПИР - это классицизм в архитектуре

Возможный ответ учащихся – народность и объяснение (архитекторы строят здания, используя старинные архитектурные элементы, художники изображают обычные народные занятия, представителей народа, знаменитых российских деятелей в обычной, а не римской одежде, появляется наша национальная музыка.)

«Запорожцы пишут письмо турецкому

Работают со словарем, отвечают: реализм и дают объяснение

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Вы же любите компьютерные игры! Я предлагаю вам поиграть и заодно закрепить изученный материал. Игры проводятся на большом экране.

Пазлы скрывают следующие шедевры.

  1. Исаакиевский собор – К.А.Тон
  2. Храм Христа Спасителя – И.П.Мартос
  3. Памятник Минину и Пожарскому – О.Монферран

Учащиеся в ходе игры закрепляют материал

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, в практической деятельности.

Для закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить ряд заданий, чтобы лучше разобраться в вопросах культуры.

Работа с инструктивными карточками (Приложение №2)

9. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Могут ли, полученные сегодня знания, пригодится нам жизни?

- Мы подвели итоги в развитии культуры. Подведём теперь итоги нашей работе. Выставление и объявление оценок

Учащиеся в беседе делают выводы о решении поставленной проблемы.

Мы убедились, что XIX век действительно заслуживает звания золотого века российской культуры. Её отличали стремительная смена различных стилей в искусстве, что, в конечном счёте, привело к утверждению реализма, народности. Лучшие деятели искусства поняли необходимость сохранения наших национальных традиций. Усилилось общественное звучание культуры, что привело к возрастанию её роли в обществе. Деятели культуры пытались донести до власти самые острые общественные проблемы и предлагали свои рецепты переустройства российской жизни. Во второй половине XIX века культура берёт на себя просветительские функции, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.

В наши дни мы постоянно встречаемся с научным и художественным наследием XIX века. В нашей стране ежегодно проводится международный конкурс им. П.И.Чайковского, постоянно звучат великолепные романсы, в самых знаменитых музеях мира бережно хранятся полотна российских художников, архитектурные сооружения и скульптуры по закону охраняются государством. И это правильно. Приобщение к культуре прошлого обогащает духовный мир человека. И сегодня мы в этом убедились.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе ?

- Чем вам помогли слайды?

- Достаточно ли хорошо вы усвоили материал урока?

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

материалы к уроку истории 8 класса по теме "Культура первой половины XIX века" включают в себя презентацию к уроку, конспект урока и дополнительные материалы для докладов учащихся о деятелях культуры первой половины 19 века.

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

8 класс - история.

Учитель: Паластрова Татьяна Геннадьевна.

Тема: Культура России первой половины 19 века.

Литература, театр и музыка в первой половине 19 века.

Дать представление о причинах подъёма русской культуры первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, рабочий лист, тесты

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

1.Литература и журналистика.

3.Введение в новый материал.

Историки полагают, что на формирование культуры этого периода существенно влияли:

  • Дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада;
  • Активизация общественного движения;
  • Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;
  • Рост национального самосознания.

Характерной чертой русской культуры является её демократизация.

4.Работа по теме урока.

1) Литература и журналистика

Первая половина Х1Х в. Для русской литературы и искусства – это прежде всего, быстрая смена художественных ценностей, методов, течений. Открытость культуры и способность к изменению была удивительна. Словесность впитывала всё новое, что рождалось в России, приходило из Европы.

Давайте разделимся на три творческие группы. Представьте себе, что вы создали три литературных салона в соответствии с теми художественными стилями, которые были распространены в России в первой половине Х1Х века.

Задание для первой группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления

Задание для второй группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Задание для третьей группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Проверка выполнения задания.

Презентация рабочих групп.

Первая половина Х1Х века явилась также временем становления русской журналистики.

- Слушая мой рассказ, выделите характерные черты журналистики первой половины Х1Х в.

Ф.В.Булгарин впервые ввел в практику газетный фельетон и отдел рекламы. Чиновники России зачитывались этой газетой и верили ей безоговорочно.

(Проверка выполнения задания)

В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева мелодичностью и безыскусной простотой приобщили к музыкальной культуре многих.

Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки.

- Что нового он внёс в русскую культуру?

- Что нового он привнёс в русскую музыку?

Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре. Он связан с деятельностью пледы замечательных актеров Большого Драматического и Малого театров в Москве, и Александринского театра в Санкт-Петербурге.

5. Подведение итогов .

1. Соотнести направления и их определения

А. направление обращенное к чувствам и переживаниям людей.

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

С. Направление отличалось повышенным интересом к самобытности , традициям отечественной истории , утверждении сильной, раскрепощенной личности.

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) М.С.Щепкин

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинка С) А.Ф. Львов

4. Соотнести направления и литературные произведения

5. Соотнести города и находящиеся в них театры.

А. Большой драматический театр

В. Александринский Театр

Задание для первой группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

Задание для второй группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления (инсценировка отрывка из произведения «Бедная Лиза).

Задание для третьей группы : работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма : Выстроить презентацию своей работы по плану .

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент одного из произведений данного направления.

Разгадывание кроссворда на доске

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, труда.

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он в тайне милости творит.

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны,

Роптали, требуя кичливо,

Чтоб гетман узы их расторг.

И Карла ждал нетерпеливо

Их легкомысленный восторг.

Вокруг Мазепы раздавался

Мятежный крик: пора, пора!

Но старый гетман оставался

Послушным подданным царя Петра.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса сильные верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постай-ка, брат мусье;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Оригинальность, своеобразие, непохожесть. Термин применяемый в отношении русской культуры.

В архитектуре и скульптуре , как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!

  • Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове
  • Здание Большого театра – О.И. Бове
  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович Мартос

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.

Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.

Текст. Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".

Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко В) Классицизм С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран В) О. Бове С)А. Захаров

А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

В. это направление объективно, правдиво отражало реальность

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь

А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов

Ответы: 1-в 2-а 3-с 4-1в2с3а 5-в 6-ас

  1. Домашнее задание, параграф 27
  2. Итоги урока. Оценки

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

Предварительный просмотр:

4 августа 1787 года - 22 февраля 1851 года

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец Александр Васильевич (1746-1822) служил вице-губернатором. Мать, Анна Андреевна (умерла в 1813 году) , была дочерью Андрея Ивановича Новикова и Авдотьи Ионовны Григоровой.

В 1823 Алябьев вышел в отставку в чине подполковника "с мундиром и полным пенсионом". Живя попеременно в Москве и Петербурге он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 1822 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялись постановки его первой оперы "Лунная ночь, или Домовые" (либр. П. Муханова и П. Арапова) и написанной в сотрудничестве с А. Н. Верстовским оперы-водевиля “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева ("Деревенский философ" (1823, Москва), "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки" (1825, совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским) и др). В январе 1825 вместе с Верстовским Алябьев пишет музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева, прозвучавшему на торжественном открытии Большого театра.

Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение - романс "Соловей". Тогда же им был сочинен комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле "Маковеца, 1818), балет был поставлен в 1827 в Московском Большом театре (балетмейстер Ф. Бернаделли).

24 апреля 1842 года Алябьеву, находившемуся в столице полулегально, было высочайше предписано выехать на жительство в Коломну, куда композитор с женой отправился 16 мая.
Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В.Алябьеву и П.А.Новикову принадлежали перу Н.Д.Иванчина-Писарева.

Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содержит конспект урока МХК на тему с использованием материала Республтки Крым "Русская культура 19 века".

Цель: Закрепление знаний о русской культуре 19 века.

Задачи:

повторить, обобщить и систематизировать представления об основных отличительных свойствах русского искусства (архитектуре, живописи и музыке) XIX века;

формировать умение приводить примеры произведений , авторов, анализировать их особенности, формулировать свое впечатление от произведения искусства;

Развивающие:

Развивать самостоятельность в работе с информацией, познавательный интерес к культуре России, способности анализировать.

развивать умение тематически подбирать материал с использованием ИКТ, информационную компетентность, стимулировать творчество учащихся через создание ученических презентаций.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и интерес к русскому искусству, формировать активную гражданскую позицию.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран

Основные направления культуры. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений И. Айвазовского;

Романтизм и классицизм в архитектуре Н.П.Краснова; Образ русской природы в произведениях В. Калинникова –ялтенский период; Н. Некрасов в Крыму(работа в первой крымской газете).

Социальная тематика в искусстве России 19 века. Крым-источник вдохновения.

Время урока: 45 минут.

2. Вспомним основные стили искусства XIX века, которые повлияли на русское искусство того времени:

Задание: Определите понятие по его признакам

художественное направление, зародившееся во французской живописи 60-х гг. XIX века с появления картины Э. Мане, отражает непосредственность и свежесть восприятия жизни, игру света и неожиданные ракурсы фигур

* возникает в конце 18 века как идейное и художественное направление. Это время, когда на смену рационализму приходит идеализм, художники смотрели на прошлое с печалью, но и будущее им виделось не менее трагическим. Основным становилось чувство, а не разум, глубочайший интерес к человеку, его миру

символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства, в первой половине XIX в. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего классицизма

художественное направление середины XIX века, целью которого было объективное отображение действительности

("поздний классицизм") (от франц. empire - империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, характерный для первой трети XIX в. Завершил развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы, богатый декор

стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. Обращался к античному наследию как к идеальному образцу, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки

3. Какой из этих стилей был характерен для архитектуры XIX века в России?

Примеры учеников.

4. Какие стили преобладали в русской живописи XIX века? Вспомним некоторых художников и особенности их творчества.

Представление ученических презентаций И. Айвазовский –великий маринист. Н. Краснов-главный архитектор Крыма. (результат домашней работы по выбору учащихся).

5. Кроме представленных художников Россия в XIX веке была прославлена многими замечательными талантами. XIX век принес славу российской музыкальной школе.

Знакомство с музыкой В. Калинникова (Симфония№1-отрывок)-анализ прослушанного.

Работа учащихся с тестами о русских художниках (письменно на листах, индивидуально):

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ:

Список литературы и источников:

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: От XVII века до современности : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.

Читайте также: