Конспект урока хлеб всему голова 3 класс

Обновлено: 16.05.2024

Цель:
показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания – хлебом.
рассказать историю происхождения хлеба;
раскрыть его значение для нашего народа;
воспитывать патриотизм, бережливость,
уважение к чужому труду;
расширить кругозор учащихся.

Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.

2-й ученик: А в древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.

Учитель: Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка. И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Ведущий: Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.

Ученик:
Мальчишка примерно 13-ти лет
Бежал и ногою подбрасывал хлеб.
В него словно в мячик мальчишка играл,
Забрасывал в лужи и снова пинал.
А взрослые люди с работы шагали,
И взрослые люди все это видали.

Но хоть бы один ему слово сказал.
Играет мальчишка, ну, что же, скандал!
А разве те люди войны не видали?
А разве те люди не голодали?
Неужто они навсегда позабыли,
Как хлеба кусочек на сутки делили?
Снимите очки и захлопните книжку!
Я очень прошу – урезоньте мальчишку!
Остановите! Ему объясните!
Пусть он запомнит на тысячу лет,
Что самое главное в жизни – хлеб!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

I. Организационный момент

Только что звонок раздался,

Тихо сели, спинки ровно,

И работа началась.

II. Актуализация опорных знаний

- Я нашла для вас интересную загадку:

Отгадать легко и быстро:

Знает батюшку любой –

Мягкий, пышный и пушистый

Черный, белый и ржаной.

С хрусткой корочкой душистой

На столе он – главный гость.

Без него обед невкусный

У людей так повелось. (Хлеб)

- Что это, ребята? Правильно - это хлеб.

- За что вы любите хлеб?

- Как люди относятся к хлебу?

- Как вы думаете, почему люди так почитают и уважают хлеб? (Ответы детей.) Хорошо, я вас выслушала и предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о хлебе; прочитаем статьи и рассказ о хлебе; познакомимся с традициями, связанными с хлебом; узнаем, как надо относиться к хлебу, и как трудна работа хлебороба.

IV. Мотивация учебной деятельности

- В качестве разминки мы возьмем скороговорку:

Батон, буханку, баранку

Пекарь испек спозаранку

Словарная работа: спозаранку – очень рано, рано утром.

V. Изучение нового материала

1. – Я хочу обратиться к истории, к традициям русского народа, и рассказать вам об одной из них. Когда в дом приходили гости, то хозяева встречали их хлебом-солью, выказывая тем самым свое уважение, желая им благополучия и процветания.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте встретим их по русскому обычаю – хлебом-солью.

1 уч. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2 уч. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг,

(Дети преподносят каравай гостям).

В старину для солдат пекли очень большие хлебы. Каждый везли за войском на телеге.

Космонавты берут с собой на орбиту хлебцы величиной со спичечный коробок.

Самые большие хлебы, и самые маленькие, и те, что между ними,— караваи, ковриги, буханки, колобки — пахнут одинаково сытно и весело. Ни один другой продукт не имеет такого роскошного запаха. Хлебом пахнет только хлеб.

Анатолий Митяев

а) чтение статьи хорошо читающим учеником;

б) словарная работа;

В старину – очень давно, в давние времена.

Коврига - большой круглый хлеб, каравай; коврижка- пряники, обычно медовые.

в) чтение статьи детьми молча.

- Какой хлеб пекли в старину?

- Какие хлебные изделия упоминаются в статье?

- Какие хлебные изделия любите вы?

- Зачем космонавты берут на орбиту хлебцы?

- Так чем же пахнет хлеб?

ХЛЕБ, ХЛЕБЕЦ, ХЛЕБУШКО.

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказок народных дошли до нас эти слова:

Клянусь хлебом своим.

Не каждый человек осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом — означало поклясться жизнью.

Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, хлеб — всему голова.

Хлеба ни куска — так и в тереме тоска,
а хлеба каравай — так и под елью рай.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно 1 было: хлеб испортится.

Худ обед, коли хлеба нет.

Где хлебно да тепло, там и жить добро.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

На чужой каравай рот не разевай.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:

За хлеб, за соль,

За лапшу, за кашу,

За милость вашу —

б) словарная работа:

Изба – деревянный крестьянский дом,

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с высокой крышей.

Грешно - здесь: заслуживает осуждения, порицания.

- Какое отношение к хлебу выразил народ в пословицах и поговорках?

д) работа в парах:

- Сейчас каждая пара выберет себе любую понравившуюся пословицу и попытается ее объяснить (как вы понимаете смысл той или иной пословицы?).

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Вот он - хлебушко душистый,

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, силы.

В нем – чудесное тепло

Сколько рук его растило

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,-

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

- Действительно, чтобы вкусный свежий хлеб попал на наш стол, трудится много людей разных профессий. О некоторых из них мы сейчас вспомним.

(Дети) К гимназистам на машине

Каравай приехал ныне

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

(Дети) Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай.

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку

(Дети) Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

(Дети) Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь, выбирай.

Он приехал к нам с дарами:

(Рабочий) А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай

Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава натруженным рукам!

VI. Закрепление и осмысление знаний

- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Дядя Матвей строго посмотрел на мальчика и сказал:

Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

И куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

а) чтение рассказа по ролям;

б) беседа по содержанию:

- Почему Гриша бросил хлеб на землю?

- Как бы ты поступил на месте Гриши?

- Что сказал мальчику дядя Матвей?

- Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

- Как можно беречь хлеб? (не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдать птичкам или другим животным).

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хлеб на столе – мир в доме.

Кто хлеб обижает, того люди не уважают

VII. Итог урока

1 уч. Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб – драгоценность, им не сори!

2 уч. Каждому знакомы

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

3 уч. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

- Что вы узнали нового и чему научились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание:

Учебник: стр. 91-92 чит.

I группа – подобрать пословицы и поговорки, загадки и стихотворения о хлебе;

II группа – вспомнить случай из жизни, связанный с хлебом и рассказать о нем (прочитать пословицы и поговорки родителям, попросить рассказать случаи из жизни).

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные
куски). Конспект классного часа поможет педагогам начальной школы обратить внимание детей, какими усилиями появляется
хлеб на нашем столе, воспитать бережное отношение к хлебу.
Перед проведением мероприятия проводилась подготовительная работа. Ученики готовили рисунки по теме, собирали необходимую информацию, учили пословицы. Родители организовали выставку хлебобулочных изделий.
Данное мероприятие может быть использовано как урок и как внеклассное мероприятие.
Цель:
- Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.
Задачи:
- Организация совместной работы учащихся, учителя.
- Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу,актуализации и систематизации полученных знаний.
- Развитие логического и творческого мышления.
- Формирование умения работать в группе.
Ход классного часа
I. Мотивация
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его любит, колышут его степи.
Пред гостями он лежит парной,
Серый, белый, чёрный и ржаной.

Независимо для обычной трапезы или праздничной, накрывая стол хозяйка в первую очередь ставила на него хлеб и соль. Хлеб и соль почитали как символ благополучия и достатка.

На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься.
На хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе
Родители благословляли своих детей на брак не только иконой, но и хлебом.
После венчания молодых встречали хлебом и квасом, с солью стали встречать значительнее позднее. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.
Хлеб как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному.

Учитель: Мы знаем, как велико значение хлеба в жизни людей. А что же произойдёт, если не будет хлеба? (обсуждение детей) Правильно, наступит страшное время, которое называется голод.А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! В блокадном Ленинграде выдавали в сутки 125 граммов хлеба на ребенка. (показ кусочка хлеба 125 грамм). Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас. Не будь хлеба – не было бы великой Победы, 70 – летие которой будет праздновать в этом году наша страна.
Да, хлеб святой и к нему надо относиться бережно, с уважением.
-Запомните, во все времена отношение к хлебу было особенным, уважительным. Испокон веков относился народ с большим уважением и к труду тех, кто его создавал.

3. Творческое использование сформированных УУД
А) Работа с пословицами
- Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. А в Санкт-Петербурге даже музей хлеба есть.
В начале классного часа мы определились, что нам будут сопутствовать слова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Это русская народная пословица. На Руси всегда с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах карточки с пословицами о хлебе.
-Надо из частей собрать пословицу (начало выделено жирным шрифтом), выразительно её прочитать всему классу (работаем в группах). Отвечаем по – очереди.
-Молодцы, запомните эти пословицы.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.


IV. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ
- Вот и подходит к концу наша встреча. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Попросим хлебные колосочки подвести итоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: словесные – рассказ, беседа; наглядные –муляжи хлеба, просмотр презентации; практические; игровой, групповая работа.

Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Содействие духовно-нравственному развитию учащихся;

формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это занятие нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к главной ценности -хлебу.

1. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности.

2. Воспитание уважительного отношения к труду людей.

3. Расширять словарный запас детей.

4. Корригировать сложившееся отношение к хлебу.

Дети, получая от учителя солнышко-колобок, говорят:

- Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

Мы его возьмём с собой.

Будет он нас согревать и на занятии нам помогать.

II. Этап актуализации знаний.

- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).

III. Выведение темы и цели занятия.

- О чем же мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о хлебе. )

Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?

Как хлеб на стол пришел?

Каким был хлеб во время войны?

Какие пословицы и поговорки сложили люди о хлебе.

А почему это нас интересует. Все эти вопросы должны помочь нам раскрыть тему. Какую? (Предположения детей.)

Диалог о хлебе.

В народе хлеб имеет несколько названий.

- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?

- Из чего готовят отрубной хлеб?

- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.

- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.

IV. Постановка проблемы.

Почему Хлеб – всему голова? (предположения детей)

V. Работа по теме

- А часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?

- Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы как в старину сеяли, убирали и пекли хлеб?

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,

Теплится ли в зернышке

Для него, для зернышка,

Через всю страну

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Значит булки белые

Будет, есть народ. (Г. Граубин)

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нежены.

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Кого хочешь выбирай!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Пекарь, с нами в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Не молол он чепуху.

А смолол зерно в муку.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Мельник, с нами в круг вставай,

Кого хочешь, выбирай!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Он без дела не скучал –

Он сюда пришёл с дарами

С тягачами, с тракторами.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Ты, рабочий, в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились.

А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай.

А ещё люди, каких профессий задействованы в производстве хлеба? Назовите, пожалуйста.

Дети называют, я прикрепляю на плакат

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Можем ли мы сейчас сказать, что Хлеб- всему голова, а почему? А почему?

Хлеб военного времени.

И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба

Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок . (показываю детям).

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.

Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел. А мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.

Зёрнышко в земле сидело,

(дети садятся на корточки)

Под солнышком - зазеленело.

(встают, поднимают руки вверх)

Колосья пшеницы качаются,

Зерном золотым наливаются.

(имитируют руками движение колосьев)

Люди любят и почитают хлеб. Много сложено стихов, песен, пословиц, поговорок о хлебе.

* Не шуба греет, а …(хлеб).

* В дороге хлеб не…( помеха).

* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).

*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).

* У кого хлебушко, у того и (счастье).

*Хлеб всему …( голова).

* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

Заключительный этап.

Давайте вернемся к началу. Ответили мы с вами на вопросы. Мы смогли доказать, что Хлеб – всему голова. Тогда, что же мы с вами упустили.

О бережном отношении к хлебу

Дети хоромпроговаривают:

Береги хлеб, он дорого даётся.

Не оставляй недоеденных кусков.

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

Продли хлебу жизнь.

Никогда не бросай хлеб.

Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Почему мы составили эти правила? Почему хлеб - всему голова?

(Трудный путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать буханкой хлебу, много людей затрачивают свои силы, работают осенью круглые сутки, чтобы убрать урожай, было время когда хлеба не хватало и люди умирали) Скажите, мы раскрыли тему нашего занятия Кто из вас пересмотрел своё отношение к хлебу?

А я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу:

Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащей на столе

Сохранили ли вы лучик солнца, который брали с собой на занятие в начале? (Ответы детей)

Читайте также: