Конспект урока глагол и его формы
Обновлено: 20.05.2024
Тема. Глагол. Формы глагола.
Цель урока : ознакомить учащихся с формами глагола.
Предметные: находить глагол среди других частей речи, учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы, различать глаголы женского мужского и среднего рода, отличать глаголы множественно числа от единственного, развивать грамотность учащихся.
Метапредметные: формировать универсальные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания “ Я ” как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролироватьдействия партнёра, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать о обобщать полученные результаты.
Тип урока : урок повторения изученного
Методики: системно - деятельностный подход, коммуникативно-развивающее обучение.
Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: технические средства - интерактивная доска «SMART”, проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся Формирование УУД
1. 1. Организационный момент.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Здороваются Умение слушать и слышать.
2. Актуализация знаний.
-Откройте рабочие тетради.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. (Двадцать третье января)
-А сейчас в тетради запишите эти слова.
Воробей, малина, пенал, ребенок, жужжит.
Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов
в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.
Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Адекватно реагировать на инструкции учителя.
3. Постановка учебной задачи Филворд.
Ребята, перед вами таблица с буквами, в которой зашифровано слово, вы сейчас постараетесь угадать, что это за слово.
Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Глагол
Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.
Учитель. О чём рассказывается в тексте?
Учитель. Что было известно?
Дети. О глаголах.
Развитие общего кругозора.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
Глагол обозначает действие предмета.
Посмотрите на доску
- Вставь слова так, чтобы получилась рифма
Ребята, откройте учебник на странице 6,номер упражнения 222.
Чтобы сделать следующее упражнение, нужно вспомнить что такое имя существительное.
- Назовите существительные и скажите, в каком числе они употреблены?
Докажите свои слова.
(Эти существительные обозначают один предмет.)
- Назовите глаголы и скажите, в каком числе они употреблены?
(Глаголы летит,растет, поет употреблены в единственном числе.)
- Почему вы так считаете?
(Эти глаголы обозначают действие одного предмета.)
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает) ( Учитель дополняет запись:
единственное число Самолет (что делает) летит. Дерево (что делает)растет. Птица (что делает) поет.)
- Измените данные предложения, чтобы в них действовало
несколько предметов. (Самолеты летят. Деревья растут. Птицы
(Учитель продолжает оформление записи на доске :
Самолет (что делает) летит. Самолеты летят.
Дерево (что делает) растет. Деревья растут.
Птица (что делает) поет. Птицы поют.)
- В каком числе употреблены существительные и глаголы
в предложениях правого столбика? (Существительные и глаголы в предложениях правого столбика употреблены во множественном числе.)
-Почему вы так считаете (Каждое существительное обозначает несколько предметов, а каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)
-На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе?
(Глаголы во множественном числе отвечают па вопрос что делают)
(Учитель вносит дополнение в записи, на доске:
единственное число множественное число
Самолет (что делает)летит. Самолеты (что делан>т) летят. Дерево (что делает)растет. Деревья (что делают) растут. Птица (что делает) поет. Птицы (что делают) поют.)
- Итак, что теперь вам надо сделать?
Сформулируйте вывод по плану :
1. Как изменяются глаголы?
2. В каком числе употребляются глаголы?
3. Что обозначают глаголы в единственном числе?
Что обозначают глаголы во множественном числе?
Работа в группах.
Упражнения по учебнику.
Существительные самолет, дерево, птица употреблены в единственном числе.
Смотрят на доску
(закрепить наши знания)
(Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.)
Выполняют Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. (Познавательные УУД).
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).
Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
6. Домашнее задание,
7. Итог урока, рефлексия. • Я научился …
• Могу похвалить себя за то, что …
• Больше всего мне понравилось …
• Мне показалось важным …
• Для меня было открытием то, что …
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Объяснять самому себе:
(Личностные УУД).
Общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
(Познавательные УУД).
Умение выражать свои мысли.
Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. (Коммуникативные УУД).
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).
Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
- наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
- число (единственное или множественное),
- в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
- в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное) - в условном наклонении: род (мужской или женский) +
в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).
Таблица. Морфологические признаки глагола
ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.
Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.
В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.
Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).
По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.
Роль неопределенной формы глагола
Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:
Таблица. Глагол как часть речи
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
На данном уроке повторяется самостоятельная часть речи глагол и систематизируются знания об этой части речи. Правописание глагольных форм, которые были пройдены в седьмом классе, закрепляется. Разработка содержит задания различного типа, попутно напоминаются учащимся и стили речи, а также понятие о тексте
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 8 классе
Учитель Леонидовской сш Агапова Т.В.
Тема урока: Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки.
Цель урока: Повторить все о глаголе и его формах
Критерии успеха: 1. Знать, что такое глагол
2.Понимать грамматическое значение глагола, причастия и деепричастия
3.Уметь правильно писать личные окончания глаголов
Оборудование : Карточки , Слайдовый материал, листы А4 и А3, маркеры, учебники, справочная литература, конверты с подсказками, критерии оценки, оценочные листы
I. Создание коллаборативной среды
II . Стадия вызова
Далее учитель настраивает учащихся на определение темы урока.
Тезисы по теме:
- Причастие – это знаменательная часть речи…(особая форма глагола)
- Глагол имеет три наклонения… (да)
- Причастие изменяется по родам, числам и падежам…(да, в полной форме)
- Деепричастие отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (что делая? что сделав? как?)
- Причастия бывают действительные и страдательные… (Да)
- Деепричастия в предложении выступают в роли обстоятельства…(Да)
-Причастия обозначают признак предмета…(признак предмета по действию)
III. Стадия осмысления
На следующем этапе учитель предлагает самостоятельно выполнить упражнение, вставить гласные в личных окончаниях глаголов (см Приложение Карточка№2). Для учащихся уровня С приготовлены подсказки в конвертах, которыми они могут воспользоваться в случае затруднения (см Приложение Подсказки № 1 и 2 ). После выполнения упражнения проводится взаимопроверка в группах, дети меняются карточками, подсчитывают ошибки, записывают их количество, и карточка передается дальше, пока все участники группы ее не проверят. Далее каждый учащийся проверяет свою работу по алгоритму и оценивает ее.
Следующий вид работы проводится в парах, предлагается заменить в предложениях глаголы (где это возможно) сначала причастиями, потом- деепричастиями (см Приложение Карточка №3)
IV. Стадия рефлексии
Рефлексия и оценивание проводится на каждом этапе урока. Учащиеся оценивают друг друга и сами себя, заполняются оценочные листы. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу и выставляют оценку (подсчитывая средний балл в оценочных листах)
V. Задание на дом.
Учитель объясняет, что ученики должны сделать дома:
Подготовить по три вопроса по теме урока
Учащиеся сами должны выбрать вид(ы) работы из предложенных учителем.
Карточка №1 (Слова предлагаются в разрезанном виде, чтобы учащиеся их могли группировать по своему усмотрению)
Читайте также: