Конспект урока глагол и его формы

Обновлено: 20.05.2024

Тема. Глагол. Формы глагола.

Цель урока : ознакомить учащихся с формами глагола.

Предметные: находить глагол среди других частей речи, учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы, различать глаголы женского мужского и среднего рода, отличать глаголы множественно числа от единственного, развивать грамотность учащихся.

Метапредметные: формировать универсальные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания “ Я ” как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролироватьдействия партнёра, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать о обобщать полученные результаты.

Тип урока : урок повторения изученного

Методики: системно - деятельностный подход, коммуникативно-развивающее обучение.

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: технические средства - интерактивная доска «SMART”, проектор, ноутбук, музыкальный центр.

Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся Формирование УУД

1. 1. Организационный момент.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

4. Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

В стране русского языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Здороваются Умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний.

-Откройте рабочие тетради.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа. (Двадцать третье января)

-А сейчас в тетради запишите эти слова.

Воробей, малина, пенал, ребенок, жужжит.

Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.

Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Адекватно реагировать на инструкции учителя.

3. Постановка учебной задачи Филворд.

Ребята, перед вами таблица с буквами, в которой зашифровано слово, вы сейчас постараетесь угадать, что это за слово.

Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Глагол

Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.

Учитель. О чём рассказывается в тексте?

Учитель. Что было известно?

Дети. О глаголах.

Развитие общего кругозора.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

Глагол обозначает действие предмета.

Посмотрите на доску

- Вставь слова так, чтобы получилась рифма

Ребята, откройте учебник на странице 6,номер упражнения 222.

Чтобы сделать следующее упражнение, нужно вспомнить что такое имя существительное.

- Назовите существительные и скажите, в каком числе они употреблены?

Докажите свои слова.

(Эти существительные обозначают один предмет.)

- Назовите глаголы и скажите, в каком числе они употреблены?

(Глаголы летит,растет, поет употреблены в единственном числе.)

- Почему вы так считаете?

(Эти глаголы обозначают действие одного предмета.)

- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает) ( Учитель дополняет запись:

единственное число Самолет (что делает) летит. Дерево (что делает)растет. Птица (что делает) поет.)

- Измените данные предложения, чтобы в них действовало

несколько предметов. (Самолеты летят. Деревья растут. Птицы

(Учитель продолжает оформление записи на доске :

Самолет (что делает) летит. Самолеты летят.

Дерево (что делает) растет. Деревья растут.

Птица (что делает) поет. Птицы поют.)

- В каком числе употреблены существительные и глаголы

в предложениях правого столбика? (Существительные и глаголы в предложениях правого столбика употреблены во множественном числе.)

-Почему вы так считаете (Каждое существительное обозначает несколько предметов, а каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)

-На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе?

(Глаголы во множественном числе отвечают па вопрос что делают)

(Учитель вносит дополнение в записи, на доске:

единственное число множественное число

Самолет (что делает)летит. Самолеты (что делан>т) летят. Дерево (что делает)растет. Деревья (что делают) растут. Птица (что делает) поет. Птицы (что делают) поют.)

- Итак, что теперь вам надо сделать?

Сформулируйте вывод по плану :

1. Как изменяются глаголы?

2. В каком числе употребляются глаголы?

3. Что обозначают глаголы в единственном числе?

Что обозначают глаголы во множественном числе?

Работа в группах.

Упражнения по учебнику.

Существительные самолет, дерево, птица употреблены в единственном числе.

Смотрят на доску

(закрепить наши знания)

(Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.)

Выполняют Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. (Познавательные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

6. Домашнее задание,

7. Итог урока, рефлексия. • Я научился …

• Могу похвалить себя за то, что …

• Больше всего мне понравилось …

• Мне показалось важным …

• Для меня было открытием то, что …

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Объяснять самому себе:

(Личностные УУД).

Общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

(Познавательные УУД).

Умение выражать свои мысли.

Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. (Коммуникативные УУД).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).

Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
  • число (единственное или множественное),
  • в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
  • в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
    в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное)
  • в условном наклонении: род (мужской или женский) +
    в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).

Таблица. Морфологические признаки глагола

Глагол как часть речи

ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.

Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.

В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.

Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).

По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.

Роль неопределенной формы глагола


Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:

Глагол как часть речи

Таблица. Глагол как часть речи


План-конспект по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На данном уроке повторяется самостоятельная часть речи глагол и систематизируются знания об этой части речи. Правописание глагольных форм, которые были пройдены в седьмом классе, закрепляется. Разработка содержит задания различного типа, попутно напоминаются учащимся и стили речи, а также понятие о тексте

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе

Учитель Леонидовской сш Агапова Т.В.

Тема урока: Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки.

Цель урока: Повторить все о глаголе и его формах

Критерии успеха: 1. Знать, что такое глагол

2.Понимать грамматическое значение глагола, причастия и деепричастия

3.Уметь правильно писать личные окончания глаголов

Оборудование : Карточки , Слайдовый материал, листы А4 и А3, маркеры, учебники, справочная литература, конверты с подсказками, критерии оценки, оценочные листы

I. Создание коллаборативной среды

II . Стадия вызова

Далее учитель настраивает учащихся на определение темы урока.

Тезисы по теме:

- Причастие – это знаменательная часть речи…(особая форма глагола)

- Глагол имеет три наклонения… (да)

- Причастие изменяется по родам, числам и падежам…(да, в полной форме)

- Деепричастие отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (что делая? что сделав? как?)

- Причастия бывают действительные и страдательные… (Да)

- Деепричастия в предложении выступают в роли обстоятельства…(Да)

-Причастия обозначают признак предмета…(признак предмета по действию)

III. Стадия осмысления

На следующем этапе учитель предлагает самостоятельно выполнить упражнение, вставить гласные в личных окончаниях глаголов (см Приложение Карточка№2). Для учащихся уровня С приготовлены подсказки в конвертах, которыми они могут воспользоваться в случае затруднения (см Приложение Подсказки № 1 и 2 ). После выполнения упражнения проводится взаимопроверка в группах, дети меняются карточками, подсчитывают ошибки, записывают их количество, и карточка передается дальше, пока все участники группы ее не проверят. Далее каждый учащийся проверяет свою работу по алгоритму и оценивает ее.

Следующий вид работы проводится в парах, предлагается заменить в предложениях глаголы (где это возможно) сначала причастиями, потом- деепричастиями (см Приложение Карточка №3)

IV. Стадия рефлексии

Рефлексия и оценивание проводится на каждом этапе урока. Учащиеся оценивают друг друга и сами себя, заполняются оценочные листы. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу и выставляют оценку (подсчитывая средний балл в оценочных листах)

V. Задание на дом.

Учитель объясняет, что ученики должны сделать дома:

Подготовить по три вопроса по теме урока

Учащиеся сами должны выбрать вид(ы) работы из предложенных учителем.

Карточка №1 (Слова предлагаются в разрезанном виде, чтобы учащиеся их могли группировать по своему усмотрению)

Читайте также: