Конспект урока фразеологизмы обобщение знаний о лексических группах слов 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план

Предмет: Русский язык

Тема: Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слова

- Обучающая – формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

- Развивающая – развивать творческие способности и образное мышление школьников;

- Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям по развитию речи через использование нестандартных заданий и приёмов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

Актуализация знаний

Буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

Сидеть сложа руки

Толочь воду в ступе (Бездельничать)

Одна нога здесь, другая там

Одним махом (Быстро)

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.

Тогда отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша - ф рукты

-Семицветное коромысло – р адуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке - а лфавит

-Самое холодное время года - з има

-Фамилия автора толкового словаря - О жегов.

-Царь зверей - л ев

-Что плывет по небу - о блако

-В нем 12 месяцев - г од

-Первый летний месяц - и юнь

- Полосатая лошадь - з ебра

- Его дает корова- м олоко

- Вторая буква в слове сыр – ы .

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

Формирование новых понятий и способов действия.

Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)

Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)

Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)

Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)

Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.

- Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.

У маленького Паши

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

Применение. Формирование умений и навыков.

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

Голоден как …(ВОЛК)

Хитёр как … (ЛИСА)

Труслив как … (ЗАЯЦ)

Здоров как … (БЫК)

Надут как … (ИНДЮК)

Упрям как … (ОСЁЛ)

Работа по карточкам.

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Рефлексия. Подведение итогов.

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

– Что интересного узнали о фразеологизмах?

– Какие бывают фразеологизмы?

– Для чего нужны фразеологизмы? (Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.)

– Закончите фразу: Чтобы наша речь была красивой надо? (Пополнять, обогащать свой словарный запас.)

– Какой новый фразеологизм узнали на уроке?

Рефлексия.

– Какая работа вас сегодня порадовала?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Кому было трудно?

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 966 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2016 3288
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 212 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Крутикова Елена Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕЛИ: 1. Закрепление и обобщение знаний учащихся.2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речи, .

Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

словарные слова: ещё

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.

Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010

Электронные ресурсы по теме урока:

— Замолчи, Петрусь! – говорят,

— Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил.


— Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)

— Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)

Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)

— Почему? (Меняется смысл выражения.)

Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.

— Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

1.) Работа с правилом.

Что же эти словосочетания означают?

— Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?

Эти сочетания называются фразеологизмами.

Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

Таких выражений в русском языке очень много. Их изучает раздел науки о языке -фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – выражение, logos – учение.

Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.

Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.



избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;

курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;

ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.

А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.

Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.

3.) Наблюдение над фразеологизмами.

Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.

А.) Любим всем классом

Мы нашего Пашку:

Парень простой он,


Душа нараспашку.

прямодушный, простой по характеру человек.

Б.) Свои инструменты достал Игорёк:

Тиски и рубанок, пилу, молоток.


Что хочешь, починит он и смастерит.

В умелых руках вся работа горит.

В.) Все новое Мишка всегда затевает —

Он первую скрипку в команде играет.

Г.) Иришка бабуле

Д.) Делать нечего Илюше –

Целый день он бьёт баклуши.

Не рисует, не читает,

Просто время убивает.


— Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.

Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.

Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.



6.) Словарная работа.

Запишите это выражение.

Ещё конь не валялся.

Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.

Назовите все буквы и звуки в этом слове.

(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.

Количество звуков больше, чем букв.

Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.

7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.

Фразеологизмы близкие по значению:

во все лопатки — быстро бежать;

сломя голову — быстро бежать

когда рак на горе свистнет — никогда

после дождика в четверг — никогда

Фразеологизмы противоположные по значению:

в мгновение ока — очень быстро, мгновенно, моментально

в час по чайной ложке — очень медленно

водить за нос — обманывать

раскрыть глаза — сказать правду

А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.

Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.


Труслив как… (заяц)

Голоден как…( волк)



Изворотлив как … (уж)


4. Тренировочный модуль.

1). Соотнеси фразеологизмы и значения.

Предмет: Русский язык

Тема: Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слова

— Обучающая – формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

— Развивающая – развивать творческие способности и образное мышление школьников;

— Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям по развитию речи через использование нестандартных заданий и приёмов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

Буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

Сидеть сложа руки

Толочь воду в ступе (Бездельничать)

Одна нога здесь, другая там

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.

Тогда отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша — ф рукты

-Семицветное коромысло – р адуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке — а лфавит

-Самое холодное время года — з има

-Фамилия автора толкового словаря — О жегов.

-Царь зверей — л ев

-Что плывет по небу — о блако

-В нем 12 месяцев — г од

-Первый летний месяц — и юнь

— Полосатая лошадь — з ебра

— Его дает корова- м олоко

— Вторая буква в слове сыр – ы .

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

Формирование новых понятий и способов действия.

Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)

Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)

Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)

Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)

Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

— Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

— Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.

— Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.

У маленького Паши

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

Применение. Формирование умений и навыков.

— Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

Голоден как …(ВОЛК)

Хитёр как … (ЛИСА)

Труслив как … (ЗАЯЦ)

Здоров как … (БЫК)

Надут как … (ИНДЮК)

Упрям как … (ОСЁЛ)

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Рефлексия. Подведение итогов.

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

– Что интересного узнали о фразеологизмах?

– Какие бывают фразеологизмы?

– Для чего нужны фразеологизмы? (Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.)

– Закончите фразу: Чтобы наша речь была красивой надо? (Пополнять, обогащать свой словарный запас.)

– Какой новый фразеологизм узнали на уроке?

– Какая работа вас сегодня порадовала?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Кому было трудно?

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Карточка 3. 3-й уровень. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Карточка 2. 2-й уровень. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Карточка 1. 1-й уровень. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

  • Сейчас обучается 333 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Крутикова Елена ДмитриевнаНаписать 3152 04.12.2016

Номер материала: ДБ-412460

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.12.2016 238
    04.12.2016 410
    04.12.2016 862
    04.12.2016 359
    04.12.2016 1550
    04.12.2016 367
    04.12.2016 1629

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно


В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм)

коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Оборудование

проектор, компьютер, электронная доска.

Проблемное обучение, здоровьесбережение, дифференцированное обучение.

Методы и приемы

Беседа, фронтальный опрос, использование наглядных пособий, письменные упражнения

Обобщение и систематизация знаний

Педагогичес

Планируемые предметные
результаты

Метапредмет

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить представление учащихся о лексических группах слов: омонимах, синонимах; формировать умения правильно употреблять слова; познакомить учащихся с разными типами словарей, их предназначением.

Форма проведения - пресс-конференция

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

учитель: Краснобаева Нина Павловна, учитель 1 категории ГБОУ СОШ № 25

Тема: Обобщение знаний о лексических группах слов. Знакомство со словарями.

Цель: закрепить представление учащихся о лексических группах слов: омонимах, синонимах; формировать умения правильно употреблять слова; познакомить учащихся с разными типами словарей, их предназначением.

Формируемые УУД: (познавательные) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

(Коммуникативные)- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра;

(Регулятивные)- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание и качества и уровня усвоения материала;

(Личностные)- нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: выставка словарей, плакаты с эпиграфами.

Форма урока: урок пресс-конференция.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: Обобщение изученного материала о лексических группах слов. Познакомимся с различными видами словарей.

2. Знакомство с гостями и выставкой словарей.

На пресс-конференцию пришли гости (ФИО присутствующих), журналисты, ученые-историки и словари.

Чтение эпиграфа, раскрытие его содержания.

- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

- Прошу участников записать дату и место проведения конференции:

- Все желающие собрались. Пресс-конференцию считаю открытой.

ІІІ. Обобщение материала о лексическом значении слов. Знакомство со словарями.

Вступительное слово учителя.

Каждому приходилось хоть иногда обращаться к словарю, чтобы расширить свой словарный запас или узнать значение того или иного слова. Раздел языкознания, который занимается составлением словарей, называется лексикографией. Все словари делятся на: энциклопедические и лингвистические. Именно на этом типе словарей мы сегодня остановимся.

Слово предоставляется журналисту.

-У меня есть вопрос к историку. Скажите, пожалуйста, какие самые древние словари известны на сегодняшний день?

- Сегодня известны такие самые древние словари:

- Какие современные словари считаются самыми большими?

Председатель.

- Словари существовали с давних пор. Существуют и сейчас. Давайте обратимся к СЛОВАРЯМ – участникам нашей конференции.

- У меня вопрос к ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ. Скажите, пожалуйста, какое ваше основное предназначение?

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

- У меня ряд лексических значений, которые я поясняю, толкую. Ты страницу мою перевернешь и нужное значение слова найдешь. У меня к вам есть задание – как сказать одним словом. Это слово запишите.

Ленивый человек (лодырь)

Двигаться, перемещаться при помощи машины, поезда, велосипеда (ехать)

Подземная часть растений, с помощью которой оно закрепляется в почве, главная часть слова, в котором заключено общее значение. (корень)

Сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. (словарь)

Первый летний месяц (июнь)

Липкое вещество, которое используется для оклеивания частей чего-либо. (клей)

Стеклянный ящик с водой для рыб. (аквариум)

Теперь сложите первые буквы всех слов, и вы узнаете, как называется весь словарный запас языка. (ЛЕКСИКА)

- А что о своей роли расскажет нам ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ?

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

- Помогать в правописании привык всем известный орфографический словарь. Если правописание слова забыл ты, советую заглянуть на мои страницы. А вот и мое задание. У вас на партах лежат письма от вашего друга. Внимательно прочитайте их и исправьте все орфографические ошибки. Но помните слова Семена Когана:

« Здесь десять строк,

И в каждой по ошибке.

Сумеешь сам их отыскать –

Тебе в журнал поставлю пять,

А если не сумеешь,

То сам и пожалеешь.

Сдравствуй, Кола! Пишю тебе писмо. Я отдыхаю надаче у бабушки. Погода фсё время стоит харошая. Здесь есь рика. Ана большая.

Твой друг иван.

- В каких словах есть ошибки?

-У меня есть вопрос к двуязычному словарю. Какое ваше предназначение?

ДВУЯЗЫЧНЫЙ СЛОВАРЬ.

- С одного на другой язык переводишь слова, не обойтись тебе без двуязычного словаря. Помогать в переводах я очень привык.

А вы, дорогие, выполните мое задание. Перевести на русский язык:

Гавкав у дворі Пушок,

Не на кицю – на сніжок,

Бо сніжок холодним пухом

Впав на носик і на вухо.

Вопрос к братьям - Словарю синонимов, Словарю антонимов, Словарю омонимов: какая разница между вами?

Словарь синонимов

- Вся моя основа – синонимический ряд.

Слова, что по-разному пишутся, по-разному и звучат.

Но лексическое значение у них одно и то же.

Во мне слова-синонимы вы найдете. Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

Словарь омонимов

- Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому - не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу — далеки.

Словарь антонимов

- Мои слова – не друзья,

Не друзья, а враги,

За их лексическое значение

Зовутся все они

И коротко, и ясно – слова-антонимы.

К словам левого столбика нужно подобрать близкие по смыслу слова из правого столбика.

Читайте также: