Конспект урока есенин мелколесье степь и дали

Обновлено: 07.07.2024

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Венка – двухрядная гармонь.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Мелколесье – редкие насаждения кустарников.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались, и их можно было услышать далеко.

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Чахленькая – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Москва : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум - М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева.-Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Сергея Есенина уникальна по своей мелодичности и проникновенности.

Недаром на его стихи так много написано романсов. Истоки этой напевности, несомненно, в той атмосфере, которая окружала поэта с детства: мелодичные народные песни, потрясающие пейзажи и огромная любовь к нему его бабушки и дедушки.

Мы часто видим, что у многих поэтов было не слишком радостное детство.

У Сергея Есенина детство, можно сказать, было счастливым. Несмотря на то, что родители его расстались, он был обласкан любовью и заботой.

Если у Александра Сергеевича Пушкина человеком, который его беззаветно любил, была его няня, то у Есенина был дедушка – Фёдор Андреевич.

Именно он учил маленького Серёжу писать и читать и снисходительно смотрел на всего шалости, а будущий поэт был озорным ребёнком. Наверно, в этом счастливом детстве и заложены истоки бескрайней любви поэта к своей Родине, как к рязанскому селу Константиново, так и к России в целом.

Поэтому русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

Увидев родные просторы, лирический герой вспоминает самые яркие впечатления детства: наигрыши гармошки и частушечные напевы, в ритме, которого и написано стихотворение – признание в любви.

Поэт показывает нам русскую глубинку с её неизменными фольклорными образами: берёзки, тройка с бубенцами.

Став знаменитым поэтом, Есенин не отрёкся от своих корней, а с гордостью произносит, объясняя свою близость к природе своим крестьянским происхождением:

«У меня отец – крестьянин,

Известный поэт жил в столице, вращался в богемной среде, часто бывал за рубежом, но готов забыть всё ради поездки в дорогое его сердцу Константиново:

«Наплевать мне на известность

Тем самым он утверждал сопричастность к этой чахлой, но бесконечно любимой рязанской местности.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

В стихотворении мы встречаем лирического героя, который счастлив от созерцания зимнего леса, он восхищён родным пейзажем. Природа служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Стук дятла возвращает нас из сказки. Но наслаждение красотой родной природы не пропало.

И лирический герой взывает человека радоваться встрече с красотой, с прекрасным. Это идея стихотворения.

Теоретический материал для углублённого изучения

Алгоритм анализа стихотворения:

  1. Прочитайте стихотворение несколько раз.
  2. Узнайте сведения об авторе произведения.
  3. Найдите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы).
  4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.
  5. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите слова в переносном значении, сравнения, подчеркните их в стихотворении, дайте им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.
  7. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения).
  8. Какие чувства вызывает стихотворение? Что вы представляете, когда читаете стихотворение?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

зарыдали ______ бубенцы.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Выделение цветом.

темой русской зимней дороги;

темой жизни и смерти.

После прочтения списка, вспоминаем, что в обоих произведениях поэт рисует зимний пейзаж. Поможет нам анализ названий (первые строчки) стихотворений: пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега; мелколесье. Степь и дали…– можно предположить, что речь идёт о дороге.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе.

Способность пользоваться словарями; справочной литературой, художественной ; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников; показать взаимосвязь человека и природы через литературу, историю, музыку, живопись;

Развитие навыков выразительного чтения; изучение приемов анализа произведения ; определить выразительно-изобразительные средства языка, понять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания.

- выяснить, как относится С.А. Есенин к родной природе;

- выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт в своих стихах, чтобы показать русскую природу;

- определить, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина;

- научиться выразительно читать стихи Есенина;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фонограмма, музыка, презентация.

2 Учитель заходит в класс.

5-6 слайдов с изображением природы.

- Ребята, что изображено на этих картинах?

(Красота русской природы, природа)

- Давайте вспомним, какой поэт показал нам красоту русской природы на прошлом уроке?

Читаем наизусть стихи А.А.Блока.

- Спасибо, ребята, молодцы. Оценивать вашу работу буду не только я, но и вы сами, не только за стихи, которые вы сейчас прочитали, но и за работу на уроке.

- А сейчас покажите, какое у вас настроение. Почему?

(Стихи наполнены радостью, скоро наступит лето, хорошо прочитал стихотворение.)

- О чём стихи А.А. Блока?

(О красоте природы)

- А как вы думаете, только ли А.А. Блок восхвалял русскую природу?

(Нет, другие поэты)

Слайд . Возникает портрет С.А.Есенина.

- Кто это? Кто знает этого поэта?

(Сергей Александрович Есенин)

- О чём он писал свои стихи?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Красота русской природы в стихах С.А.Есенина,

Особенности русской природы в стихах С.А. Есенина,

Родная природа в стихах С.А. Есенина.)

- Прочитайте, какие у вас получились темы.

- Кто был прав? Молодцы! Тема сегодняшнего урока:

- Что мы должны сегодня сделать? Поставьте себе цели. (устно)

- выяснить, как относился С.А. Есенин к родной природе; (любил, преклонялся, боготворил)

- выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать русскую природу; (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение)

- показать, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина; (любовь к природе, уважение природы, не губить природу, охранять природу)

- научиться выразительно, читать стихи С.А.Есенина.

- В конце урока мы вернёмся к этим целям.

- А как жил Сергей Есенин вам интересно? Послушаем Эльвиру.

- А теперь выясним, как относился Есенин к родной природе и в этом нам поможет

- Ещё раз прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь в этом стихотворении? (…)

- Правы ли вы были?

- Какую природу изображает поэт?

- Близко ли по духу вам это стихотворение?

(Я люблю кататься на санях, я люблю русскую природу.)

- Что вас задело в этом стихотворении до глубины души? Какие слова?

(ножку рад поцеловать, неприглядная дорога, он плачет.)

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните непонятные слова. Скажите и объясните смысл этих слов, как вы их понимаете. Слайды .

Прочитав это стихотворение, определите, как автор относится к природе?

(любит, ценит, боготворит)

- А как вы относитесь к родной природе?

Богдан, читай первую строфу стихотворения.

- Какие средства художественной выразительности встретились?

(метафора - разливные бубенцы, олицетворение – зарыдали).

Вторую строфу читай Ваня.

- Какие средства выразительности вы нашли?

(Неприглядная дорога, любимая дорога- эпитет)

3 столбик выполняем самостоятельно.

4 столбик читай Даниил. Находим средства выразительности.

5 столбик самостоятельно.

- Ребята, зачем мы всё это делаем?

( чтобы потом выразительно прочитать стих)

- А теперь сделаем вывод, какие средства выразительности помогли передать любовь к природе?

( эпитеты, метафоры, олицетворение)

- Как нам нужно прочитать это стихотворение?

(ярко, громко, красиво, душевно)

2 минуты готовимся.

- Ребята, представьте, как вы через 10-20 лет вернётесь на свою Родину повзрослевшими, может даже знаменитыми. Как вы думаете, какие чувства вас охватят?

(жалость, тоска, грусть)

- Как вы думаете, как будет выглядеть ваша Родина?

- Какие качества личности воспитывает Есенин данным стихотворением?

(Любовь к родине, наслаждение каждым мгновением, проведённым вместе с родными местами)

- Итак, а теперь покажите, какое у вас сейчас настроение? Почему?

Физкультминутка

Видео на слайде

- А вы знаете, что такое мелколесье, бубенцы, пороша? Напишите. СЛАЙД

Читаем. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(Ответы детей)

- Закройте глаза и послушайте стихотворение. Совпали ли ваши представления?

-Какие картины вам представились?

-Ребята, вам не кажется, что природа в этом стихотворении живая? Почему?

(дремлет лес, понагнулась, как старушка, подвязалася косынкой. Это всё делаю люди.)

- Как относится Есенин к природе в этом стихотворении?

(любит, он видит во всём красоту)

- Прочитайте стихотворение про себя, найдите непонятные слова. Объясните смысл этих слов. Слайды

- Что делает стихотворение ярким, красивым, необычным?

(средства художественной выразительности)

Каких средств в этом стихотворении больше, чем других? Почему?

(Русская природа для Есенина всегда живая)

-А что её делает живой?

(Схожесть с человеком)

2 минуты готовимся к выразительному чтению. Читаем вслух.

- Чему учит, какие качества воспитывает Есенин этим стихотворением? (…)

Покажите мне своё настроение сейчас. Почему?

- Ребята, а давайте сейчас на мгновение превратимся в Сергея Есенина. Какова тема нашего урока? Посмотрите за окно. Какое сегодня небо? Придумываем эпитеты.

(загадочное, нежное, ласковое, разноцветное)

Сравним это небо с чем-нибудь.

- Ребята, какой лес? Придумайте эпитеты.

(темный, таинственный, дремучий…)

Лес словно (как) (стена, зверь, темное царство…

- Молодцы! Итак, вернёмся к нашим целям.

- Как относился Есенин к родной природе?

-Какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту родной природы?

- Какие качества личности воспитывают стихи Есенина?

- Научились ли мы выразительно читать стихи?

-Целей мы достигли?

- Что мы сделали в итоге?

(показали русскую природу в стихах С.А. Есенина)

-А теперь закрепим пройденный материал(тестовые задания)

Тест по творчеству С.А. Есенина

Укажите годы жизни С.А. Есенина

2. С.А. Есенин был родом из

б) села Константиново Рязанской губернии

3. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?

4. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

5. Определите художественный приём в выделенной строке

Куст волос золотистый вянет.

Взаимопроверка

Ответы: 1. а, 2. б , 3. г, 4. б, 5. в

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

Домашнее задание : Выучить наизусть на выбор стих Есенина. Подготовить устный пересказ биографии С.А.Есенина, чит.стр.161-163, ответить на вопросы стр.163

- Оцените свою работу на уроке. Объясните.

- Какие отметки вы бы поставили друг другу.

- Покажите свое настроение. Почему?

- Ребята, я вам желаю, чтобы такое настроение у вас было всегда. Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учащихся 6 класса, соответствует требованиям ФГОС.

Конспект урока литературы в 6 классе

Медведева Е.В., учитель русского языка и литературы

формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности обучающихся (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), воспитание потребности в осмыслении прочитанного, формирование художественного вкуса;

развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления.

Планируемые результаты

Предметные: выразительное чтение стихотворения, определение роли изобразительно- выразительных средств; выражение личного отношения к художественному произведению, аргументация своей точки зрения

Метапредметные: ( УУД)

познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные: применение метода информационного поиска; формулирование проблемы (темы) и цели урока; способность к целеполаганию; определение степени успешности своей работы и работы других.

коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, планшеты, раздаточные листы, репродукции картин

Организационный момент.

Организация внимания учащихся, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний и постановка темы и цели урока.

- Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта? Какие стихотворения изучали ранее?

Цель формулируется по схеме:

хочу узнать (научиться)

Какой теме посвящены перечисленные стихотворения, научиться анализировать

Учащиеся озвучивают цели

Знакомство с оценочным листом

Работа на уроке

Изучение нового материала.

1. Слово учителя. (Слайд 3)

(слайд 4) Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила. ", 1912);

- Подумайте, почему поэта так роднила русская природа. Ответ на этот вопрос вы найдете в автобиографии поэта

- Давайте прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

(Дети читают по очереди).

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, приподнятым) Напоминает ли ритмика и мелодика стиха частушку? Почему? (потому что оно близко фольклору)

Какие черты характера лирического героя раскрыты в этом стихотворении? (на доске: оптимизм, чувственность, беспечность, патриотичность, наблюдательность, безрассудность)

4. Продолжение рассказа учителя о поэте.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства: (слайд 6)

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

7. (Слайд 8) Зима - чудесная пора. В это время Сергея Есенина посещала муза, и он написал многие свои самые лучшие стихотворения. Зимой все чувства обострены, все вокруг кажется таинственным и щемящим. Зимнее время в стихах Есенина пронизано особой грустью и одновременно – легкостью

- Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

4. Закрепление изученного материала

1. Слово учителя

- Но из нашей жизни он не ушел. Вам предстоит еще изучать творчество С.А. Поэтому выделим особенности его лирики и запишем в тетради. (слайд 11 )

1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.

3) Мир природы необыкновенно красочен.

3. Диагностическая работа.

Где родился С.Есенин?

Кто привил Есенину любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам

Какова была роль природы в стихотворениях русских поэтов 20 века?



5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

6. Домашнее задание: Проанализировать стихотворение на выбор по схеме (приложение 1)

Прочитай стихотворение несколько раз.

Узнай сведения об авторе стихотворения.

Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

Собери все черновые записи и систематизируй их. В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявление особенностей образов природы в стихотворении С.Есенина, художественных средств в творчестве поэта; определение настроения, чувств поэта в описании природы;.

Задачи:

Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей (выражение музыки, рисунок);

Воспитывающая: Воспитание любви к природе, Родине.

Урок литературы в 5-м классе

Цель урока: выявление особенностей образов природы в стихотворении С.Есенина, художественных средств в творчестве поэта; определение настроения, чувств поэта в описании природы;.

Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей (выражение музыки, рисунок);

Воспитывающая: Воспитание любви к природе, Родине.

Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания:

В чём особенность стихотворения Есенина, о чем оно? ( автор очень красочно описывает начало дня, одухотворяет природу)

Работа по теме урока:

- Какие воспоминания будит пейзаж? Чем дороги поэту родные места? (пейзаж будит воспоминания лирического героя о малой родине, где он родился, о детстве, о юности).

Физкультурная минутка.

- Какие глаголы помогают услышать эти мотивы?

- Какими красками рисуется настроение лирического героя, пейзаж?

- Какие художественные приёмы создают картину дороги, воспоминаний и грусти?

- Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (образ берёзки, дороги, удали, бубенцы)

4. Выразительное чтение:

Учащиеся читают стихотворение вслух.

5.Подведение итогов, домашнее задание:

Читайте также: