Конспект урока е пермяк

Обновлено: 05.07.2024

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: прочитать рассказы Е.Пермяка; нарисовать рисунок.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

- Покажите голосом, что дано человеку?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

- Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

- Какие задали вопросы?

- Какие вопросы еще можно задать?

- Сколько слов в предложении?

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

- Из какого рассказа эти слова?

- Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

- Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

- Я называю первое слово, а вы продолжаете.

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

- Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

- Что нарисовано на конвертах? (дом)

- Каким, по-вашему, должен быть дом?

- Какими должны быть люди в доме?

- Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

- Из какого рассказа эти предметы?

- Как они связаны с героем?

- Кто научил детей делу?

- Кто помогал в работе?

- Какие хорошие качества появились у детей?

- В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

- О чем эти пословицы?

- Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

- Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

- Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

- Зачем вас дома учат трудиться?

- Какими вас хотят видеть взрослые?

- Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

- Понравились вам поступки детей?

- Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

- Хотели ли вы быть такими? Почему?

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

- Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

- Какое слово получилось?

- Почему это слово является главным?

- Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)


Конспект урока "Е.Пермяк. Рассказ "Торопливый ножик", В.Данько. Стихотворение "Спасибо".На уроке использовались поделки, сделанные своими руками; аудиовизуальные средства; приём визуализации (30 книг), наглядность.

Содержимое разработки

Литературное чтение 2 класс

Цель: создание благоприятных условий для реализации образовательных задач

- развитие умения воспринимать художественные произведения на слух и выразительно читать тексты с диалогом;

- формирование положительного отношения к чтению;

- совершенствование умения работать в парах;

- развитие устной речи учащихся;

- воспитание духовно-нравственных качеств учащихся (терпения, усидчивости, старания, умения быть благодарным) на основе текстового материала

Тип урока: урок получения новых знаний

Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,
Стихи это будут, сказка, рассказ –

Вы учите их, а они учат вас!

Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха. Девочки тихо сели, мальчики тихо сели.

Речевая разминка.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Ор-ор-ор - подмели мы двор.

Та-та-та - у нас дома чистота,

Постановка учебной задачи.

Ребята, смотрите, какой красивый Лесовичок у меня в руках. Красивый? Вам нравится? Как вы думаете, его сделал человек или механиз? Много ли усилий приложил этот человек для изготовления поделки? Торопился ли он? Почему вы так думаете? (Аккуратно сделал). Для этого нужны какие-то волшебные инструменты? А старание и терпение необходимы? А ещё у Лесовичка в его корзинке есть для вас кое-что интересное. (две лесенки). Посмотрите на них. Какая лесенка вам нравится больше? А почему?

Знакомство с биографией.

- Здесь ещё чей-то портрет. Хотите узнать, кто это?

У самых Уральских гор в городе Перми жил обычный мальчик Женя Виссов. Когда ему было три года, у него умер отец. И своё детство он провёл у бабушки с дедушкой. Женя очень любил бабушкины пироги. А с дедушкой любил делать поделки из дерева. Женя научился быть и кузнецом, и плотником, и сапожником, и столяром, и слесарем. Ему очень нравилось учиться. Потом Женя поехал в Москву и стал писать книги. Несмотря на то, что жил Женя в Москве, он всегда любил приезжать в свой любимый город Пермь. И даже свои книги подписывал так: Евгений Пермяк. Всего он написал 30 книг (стопка книг). Много это или мало?

Постановка целей учащимися. Обращение к теме урока

- А ещё у Лесовичка есть послание для вас. Давайте прочитаем это послание справа налево. (Торопливый ножик). Правильно. Это название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Хотите ли вы понять почему ножик торопливый?

Первичное знакомство с текстом.

Чтение рассказа учителем

Проверка первичного восприятия текста

- Какой совет дал сыну отец?

- Как превратить ножик из торопливого в терпеливого?

- Хотели бы вы подружиться с Митей? Почему?

- Чтобы вы посоветовали Мите?

- А что это за имя – Митя? Это сокращённое имя или полное?

- А можно ли Митю назвать Дмитрием? А Димой? (только если Митя сам согласен)

- А кто помнит, как звали мальчика, который стал писателем и о котором я рассказывала в начале урока? (Женя).

- А как звучит полное имя? (Евгений).

Повторное чтение (самостоятельное чтение, жужжащее).

Аналитическая беседа с выборочным чтением.

- Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос:

1) Какая палочка получилась у Мити вначале?

2) Как строгал палочку папа?

3) Сразу ли у Мити все стало получаться?

4) Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

Словарная работа

Чтение и анализ пословиц. Работа в парах

- Пословицы рассыпались, соберите их, пожалуйста. Прочитайте пословицы, выберите ту, которая отражает главную мысль произведения

Поспешишь – людей насмешишь.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

- Мальчики, помогите мне, пожалуйста.

Об этом вам расскажет одна девочка с красивым именем Мирослава. Послушайте, пожалуйста.

- За что Павлику четыре раза сказали спасибо? (за доброе дело, за помощь)

- Кому-нибудь из вас сегодня или вчера сказали спасибо?

- За какие дела вы сами благодарите других людей?

Повторное чтение стихотворения (жужжащее чтение)

Работа над выразительностью чтения

- А поможет нам в этом волшебное стекло, на котором мы будем делать секретные пометки. Приложите его ровно на страничку. Когда мы должны сделать большую остановку – после запятой или после точки? Давайте маленькую остановку обозначать одной наклонной палочкой, а большую – двумя.

В первой строчке мы обращаемся к ребятам.

Не говорится оно

не досталось ни разу.

Дальше попробуйте сделать это дома с родителями. Это будет ваше домашнее задание.

- Я уверена, что вы всегда в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. А ещё будете читать книги каждый день. Обещаете?

Рефлексия (эмоциональная и знаниевая ) и оценивание.

Лесовичок приглашает нас на Полянку добрых дел.

(На партах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, на доске – картинка дерева).

- Выберите по одному цветочку, напишите на нём доброе дело (кратко), которое вы хотите сделать для своих родных, близких, окружающих. Затем прикрепите свой цветок на наше волшебное дерево.

Высказывание по цепочке.

Понравился вам подарок Лесовичка?

А ещё Лесовичок хотел бы послушать, чему вы сегодня научились, что нового узнали, что поняли.

Я сегодня узнал….

Я сегодня научился…

Я сегодня понял (поняла)….

Домашнее задание. с. 103 – 105, выразительное чтение стихотворения

- Спасибо вам, мои дорогие друзья, за работу на уроке.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков, формирование у детей позитивного отношения к слушанию и чтению рассказа.

Задачи формирования УУД.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, желания учиться, формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование нравственно - этических ориентиров; принимать и выполнять поставленную задачу

Регулятивные - умение применять учебную задачу; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные - умение ясно и понятно выражать свои мысли, развивать речь; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; аргументировать высказывания.

Познавательные- формирование умения прогнозировать, анализировать текст для выявления причинно- следственных связей, ориентироваться в тексте, на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тексте, определять главное, ориентироваться в книгах, анализировать произведения с целью характеристики персонажей.

Планируемые результаты:

Знать: текст произведения;

Уметь: определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажей. Иллюстрировать (словесно) прочитанное, выполнять навыки элементарного анализа произведения.

I. Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Настраиваются на урок

Читатель должен быть внимательным и думающим.

II. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

г) прочитать в быстром темпе.

–Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.

Учащиеся выполняют речевую разминку.

III. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

-Ребята, какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

-Почему рассказ называется живая шляпа?

-Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?

-Зачитайте интересный отрывок на ваш взгляд.

-Сегодня мы будем, знакомится с творчеством Евгения Пермяк.

- Что бы вы хотели сегодня узнать?

-Н. Носов – Живая шляпа.

-Потому, что Васька попал под шляпу и она двигалась.

VI. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

Жизнь и творчество Е. Пермяка.

- Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.

Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.

Выставка книг.

-Ребята, давайте откроем учебник на странице 136 и рассмотрим обложку книги.

-Что вы можете о ней сказать?

-Давайте прочитаем обращение автора на странице 137.

- Ребята, давайте прочитаем фамилию автора, заглавие текста на странице 138.

- А теперь я буду читать текст, а вы внимательно следите.

-Примите позу слушателя.

- Сейчас вы прочитайте текст по цепочке.

- Скажите, произошло с ножиком что-то волшебное?

– Так, может быть, это сказка?

- Почему Митя бросил работу?

- Какой совет дал отец сыну?

- Что значит терпению учить?

- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

- Какие качества стремился воспитать отец у сына?

- У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо выбрать нужные качества из предложенных и подчеркнуть их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 6 класса На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Ставились такие задачи

Образовательные:

- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.

- Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы.

Развивающие:

- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.

- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Воспитательные:

- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.

- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

План-конспект урока чтения в 6 –а классе на тему:

Цели : Образовательные:

- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.

- Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы.

Развивающие:

- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.

- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Воспитательные:

- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.

- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда.

Организационный момент. Приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

-Благодаря чему птице удалось исполнить желание?( Находчивости и труду)

-Какой труд, ребята, выполняете вы?(учеба). Ученье требует много труда.

-Для этого нужно быть каким?(трудолюбивым, терпеливым, старательным).Ведь не всегда все получается.

II. Проверка домашнего задания.

-с творчеством какого писателя мы познакомились?

Понравился вам рассказ? Какой он? (смешной)

-какое настроение у вас осталось после прочтения?(веселое)

Кто главный герой рассказа?(Незнайка)

Как вы думаете, почему у него такое имя ?

Чему хотел научиться Незнайка ?(Он учился сочинять стихи)

Но это дело ему славы не принесло.

Этот смешной рассказ превратился в поучительную историю для нас.

-Домашним заданием к уроку было ответить на вопрос:

Мало хотеть-надо уметь!

А еще чему учит нас Н. Носов? (нельзя дразниться, обманывать, надо дружить.

Все ваши ответы на вопрос домашнего задания можно связать с русской поговоркой, которая написана на доске:

Умение работать дороже золота.

А как связана эта поговорка с новой темой нашего урока мы сможем ответить в конце нашего занятия.

Знакомство с биографией писателя.

Просмотр презентации.

1слайд. Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Там он прожил более 30 лет. Трудовой городок Воткинск, его заводы познакомили маленького Женю с жизнью простых рабочих

2 слайд. Настоящая его фамилия Виссов. Но занявшись литературой он взял себе псевдоним. Псевдоним –это такое литературное прозвище, которым автор заменяет свое настоящее имя. Евгений Андреевич выбрал себе псевдоним по названию города Пермь, где он родился.

3 слайд. В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

4 слайд. Большинство произведений Евгения Пермяка посвящены теме труда или связаны с ним. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы можно найти ответы в его сказках.

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки.

2. Вопросы по содержанию презентации.

- Где родился писатель?

- В каком городе прошло детство Е. Пермяка?

- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?

- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?

- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?

IV Физминутка.

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

V. Знакомство с содержанием сказки .

Чтобы лучше понять эту сказку мы сейчас разберем некоторые слова, которые могут быть непонятными.

1.Словарная работа.

Объяснение слов: дотошный, картуз, дюжина, смекать, берёста, туесок. (слова в презентации).

ДОТОШНЫЙ - пытливый, любознательный, стремящийся разобраться во всем до мелочей, старательный и аккуратный.

КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка.

ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук.

СМЕКАТЬ – понимать, постигать, соображать, догадываться о чем-нибудь. БЕРЕСТА – верхний слой березовой коры.

ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов.

Чтение сказки. (С использованием презентации).

3.Речевая физминутка

Трактор водит – . (тракторист),
Электричку – . (машинист),
Стены выкрасил – . (маляр),
Доску выстрогал – . (столяр),
В доме свет провел – . (монтер),
В шахте трудится – . (шахтер),
В жаркой кузнеце – . (кузнец).
Кто всё знает – молодец!

4. Беседа по содержанию сказки.

- Кто герои этой сказки и как их зовут?

- Чем занимались герои и для чего они это делали?

- Какую тайну искал мальчик в сказке?

- С кем познакомился Сергунька в поисках тайной силы?

- Как каждый из мастеров, к которым обращался мальчик, создавал цену вещам?

- Открыл ли тайну цены герой сказки?

- В чем корень всех ценностей?

-Можно ли назвать сказку былью?

-У какого мастера Сергунька нашел ответ на свой вопрос?

Понравился вам урок?

Чем занимались на уроке?

Слайд «Трудовые руки.

Все, что вас окружает, создано трудом людей. Без рабочих рук ничего не может появиться на земле. Придет время и вы будете трудиться. По окончании нашей школы вам будут представлены на выбор такие профессии, как столяр, плотник, швея. Стремитесь к тому, чтобы стать мастером своего дела и приносите пользу людям. А пока, ребята, трудитесь в школе, дома. Все ваши трудовые умения и привычки пригодятся вам в будущем.

Пожелание учащимся:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Читайте также: