Конспект урока двойные неравенства 4 класс

Обновлено: 24.07.2024

На этапе актуализации знаний предлагаю задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности, наряду с повторением уже изученного материала, необходимого для работы над новой темой.

Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на региональный компонент и жизненный опыт детей.
• Регионализация содержания даёт возможность детям конкретизировать изучаемое на знакомом материале.
• Происходит опора на жизненный опыт учеников, их наблюдения в быту, природе, жизни.
• Создаёт благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный настрой.

Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования учебного текста и записью решения задач с вопросами.

ВложениеРазмер
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС 22.14 КБ
презентация к уроку математики "Решение неравенства" 409.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение неравенства.

Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования учебного текста и записью решения задач с вопросами.

I.Самоопределение к деятельности.

- Вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания вам казались наиболее интересными? Трудными?

-С помощью каких математических знаков вы могли составить выражения, решить задачи?

(Вывешиваются на доску знаки, называемые детьми)

-Правильно. Невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе?

-Действительно, ребята, в этом учебном году вы узнаете еще больше нового, интересного и необычного, поэтому пожелаем друг другу удачи, успеха. Я тоже желаю вам удачи! За работу! В добрый час!

Трудными назвали решение сложных уравнений.

Обсудили в парах, отвечают.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.На доске карточки:

170 х 2 585 – (10 + 85) Х

4 >5 17 + 9 = 26 580 : 2

12 – а = 8 (380 + 90) – 80 (384 + 40)+16

-На какие группы можно разбить эти записи?

-Какое высказывание называют равенством, неравенством?

-А выражения являются высказываниями?

-Вычислите удобным способом значения выражений в первом столбике.

-Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания.

-Что интересного вы заметили?

-Назовите самое маленькое число в данном ряду.

-Продолжите ряд еще на два числа.

2.(Убираю с доски выражения)

-Как одним словом назвать все записи, которые остались?

-На какие группы их можно разбить?

17 + 9 = 26 12 – а = 8

-Какое из высказываний верное, а какое нет?

(Убираю высказывания первого столбика)

- Как проверить, верно ли оно найдено?

4.Индивидуальное задание (для мотивации изучения нового понятия)

- Из составленного ряда чисел выберите и запишите решение неравенства

-Выражения, равенства и неравенства; выражения и высказывания; буквенные и числовые.

(Расставляют карточки по группам)

-Нет, о них нельзя сказать, верные они или неверные.

Проверяют, как выставлены карточки на доске.

170 х 2 17 + 9 = 26 4 > 5

580 : 2 12 – а = 8 Х

Дети сигналят ответы: 340, 290, 440, 390, 490.

Записывают: 490, 440, 390, 340, 290.

-Все полученные числа, оканчивающие нулём; все числа уменьшаются на 50; в разряде десятков чередуются 9 и 4.

-Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства.

-17 + 9 = 26 – верное высказывание, а 4 >5 – неверное.

-Надо подставить число 4 в уравнение: 12 – 4 = 8 – верное равенство.

Самостоятельно обдумывают предложенное задание.

III.Постановка учебной задачи (где и почему возникло затруднение).

-Какое задание выполняли?

-Почему не можете обосновать свои ответы?

-Поставьте перед собой цель.

-Предложите название темы урока.

-Искали решение неравенства х

-Не знаем, как определить, является число решением или нет.

-Научиться определять, является число решением неравенства или нет.

-Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет?

-Предложите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

-Сравните с текстом учебника.

-Какие же числа из вашего ряда являются решениями неравенства х

-Почему число 290 не является решением?

-Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос?

-Это число, которым заменяют переменную, и получают верное неравенство.

- Такого быть не может, чтобы 290

Первый шаг - подставить число.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

(Найди в тексте, выделенном рамкой: а)вводную часть; б)главную мысль; в)пример, иллюстрирующий эту главную мыслью. Какими символами обозначены эти части текста? Придумай свои примеры неравенств и их решений и сделай конспект. )

-Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, главной мысли и примеров. Почему важно его понимать?

-Для этого мы будем учиться конспектировать текст, то есть кратко излагать его смысл. Как вы думаете, какая из указанных частей должна войти в конспект?

-Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста. (На доске карточки.)

(Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t>56, а какие ему не удовлетворяют? Почему?)

-Какие числа вы подчеркнете?

-Как можно назвать эти числа?

-Почему не выбрали число 56?

(Какие из чисел 75,71,70,65,9,0 являются решениями неравенства 75 – х >4? Докажи)

4.№5, стр.2 – работа в парах.

(Имеются ли среди чисел 6,9,12,30,72 решениями неравенства:

На доске появляется алгоритм: прочитать текст – отметить значками части текста – выписать главные мысли.

-Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.

-Потому что неверно, что 56>56.

Число 56 не удовлетворяет этому неравенству .

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Будет ли число 6 решением неравенства:

а)15+Х>40 в)54:t>1 д)а+а

Проверка через проектор на доске.

(Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?)

Учитель: Шабрацкая Людмила Владимировна

_ самоанализ и конспект урока

Описание методической разработки.

В повседневной жизни часто приходится сравнивать два или несколько предметов по разным признакам. Для математического описания таких сравнений и вводится понятие неравенство .

На этапе актуализации знаний предлагаю задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности, наряду с повторением уже изученного материала, необходимого для работы над новой темой.

Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на региональный компонент и жизненный опыт детей.

Регионализация содержания даёт возможность детям конкретизировать изучаемое на знакомом материале.

Происходит опора на жизненный опыт учеников, их наблюдения в быту, природе, жизни.

Создаёт благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный настрой.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование, проговаривание вслух. Дети работают в парах. При самостоятельной работе я всегда использую приём взаимопомощи.

При подготовке к уроку использую данные психологической диагностики.

На уроке использовала деятельностный метод, коллективный диалог, подводящий диалог, работу с учебником.

Форма обучения – классно-урочная, работа в парах., в группах.

Учебный предмет : математика – 4 класс (по программе 1-4)

Форма учебной работы : классно-урочная

Закрепить умение работать с именованными числами; повысить познавательную активность.

Развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

II . Актуализация знаний.

1.Задания на развитие внимания и мыслительных операций.

- Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.

На 1 секунду показываю табличку с наименованиями:

Б) А теперь – зарядка для ума.

- Представь, что ты рыболов. Вчера ты поймал 5 штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется тремя неделями. Сегодня была поймана щука, которая старше окуньков на 366 дней, но моложе рыболова на 10 лет. Сколько лет рыболову?

- Что мы можем узнать в задаче?

В) Знаете ли вы, какая из этих рыб лучше развивается в холодных водах, а в тёплых водоёмах её размеры уменьшаются в 2 раза:

- Чтобы проверить свои предположения решите математическую цепочку:

25 х 40 – 904 : 48 х 12 =

- Все эти рыбы водятся в наших реках. Налим (рис) – хищная рыба и в наших холодных северных реках его масса достигает 24 кг, а длина – свыше 1 метра. В тёплых же водоёмах его масса снижается даже до 1 кг. И размножается налим зимой.

А задание следующее…

- Какое из выражений будет лишним?

- Что такое неравенство?

Б) – Посмотрите на числа, что вы о них можете сказать?

4 400 км, 400 кг, 150 кг, 2 273 км,

1 726 км, 440 кг?

- Какую работу мы можем выполнить с этими числами?

- На какие группы можно разделить числа?

-1 вариант – запишет числа, обозначающие длину.

2 вариант – запишет числа, обозначающие массу, а работу с этими числами выберите самостоятельно.

- Какую работу выполнял Витя?

Хотите узнать, о чём могут рассказать эти числа?

1.726 км 2.273 км 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

(прикрепляю таблички с названиями)

- Что вы можете сказать о длине реки Алдан?

150 кг – масса бурого медведя

400 кг – масса белого медведя

440 кг – масса лося.

- Что можно сказать о массе белого медведя?

(Раздаю карточки с числами).

1 гр. – рябина – до 1000 см

берёза – до 30 м

сосна – до 350 дм

2 гр. – ель – 350 лет

3 гр. – росомаха – 16 кг

4 гр. – росомаха – 1м

5 гр. – песец – 55см

заяц-беляк – 70 см.

- Говорят, что математика – это искусство называть разные вещи одним именем. Попробуем и мы.

А) Слова – короче, легче, меньше в математике обозначают знаком …

Слова – длиннее, тяжелее, дольше

Ставлю знаки в высказывания.

1.726 км ‹ 2.273 км ‹ 4.400км

р.Индигирка р.Алдан р.Лена

- Что же у нас получилось?

- Чем эти записи отличаются от уже привычных нам неравенств?

- Как бы вы назвали эти неравенства?

- А в математике принято называть такие неравенства двойные.

- Кто может назвать тема нашего урока?

Б) Представьте, что мы пошли с вами в магазин и покупаем арбуз.

У продавца только 2 гири по 5кг.

(работа с моделью весов).

- Масса арбуза нам не известна, как её обозначим?

При первом взвешивании получаем, что,

Х › 5, при втором – Х ‹ 10.

Но мы взвешиваем один и тот же арбуз. Как это можно записать по-другому?

- Какова же масса арбуза?

- Давайте проверим, всё ли правильно мы сделали?

Работа с учебником, разбор правила.

V . Первичное закрепление.

А) с. 10 № 1. – чтение неравенства в парах, затем в слух.

- Из неравенств выбери те, из которых составлено двойное неравенство:

с ≤ 18, с ≥ 18, с › 75, с ‹ 75.

n › 274, n ‹ 274, n ≤ 360, n ≥ 360.

Б) с.10 № 2 - самостоятельно

В) Показываю карточки с неравенствами, дети записывают двойное неравенство и множество решений.

VI . Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа проводится по учебнику.

А) На с. 11 № 4, 5, 6, 7 – по заданию учебника.

№ 5 проверяем так: я показываю решение на числовом луче, ребята говорят к какому это неравенству и называют множество решений.

VII . Задачи на повторение.

А) У математики есть свой язык – язык формул. Давайте проверим, насколько мы владеем этим языком. Если высказывание верно, ставите +, если не верно, ставите -.

Чтобы найти периметр квадрата надо длину его стороны умножить на 4.

Чтобы найти периметр прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

Чтобы найти объём, надо длину умножить на высоту.

Б) Дифференцированная самостоятельная работа.

1 вариант: 367 * 750

2 вариант: с. 12 № 10 – примеры с окошечком.

VIII . Итог урока.

- Над чем работали на уроке?

- Какой вид работы особенно вам понравился?

Составьте двойное неравенство и найдите множество его решений.

- Спасибо за работу.

- Лишнее КГ – это единица измерения массы, а остальное – единицы измерения длины.

- Рыболову столько лет, сколько мне, т.к. я рыболов.

Можно узнать возраст окуньков в днях: 3 недели – 21 день

Возраст щуки – 366+21=387 дней.

25 х 40 – 904 : 48 х 12 = 24

(вычисления цепочкой по порядку)

-ставим знак =, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

- ставим знак ‹, т. к. по одному из множителей. один., а другой ‹ в левой стороне.

- ставим знак › , т.к. уменьшаемые одинак., а вычитаемое в левой части ‹, значит разность будет больше в левой части.

- Лишним будет равенство.

- Это именованные числа.

- Разделить на группы, перевести в новые единицы измерения, выполнить + и -, сравнить величины.

1-2 мин. самостоятельной работы, каждый сам выбирает для себя задание. Взаимопроверка в парах.

В это время один ученик записывает числа по группам на доске, начиная с маленького.

1726км 2273 км 4400км

150кг 400 кг 440кг

(Задание шепчу ему на ушко)

-Река Алдан длиннее Индигирки, но короче Лены.

- Белый медведь тяжелее бурого медведя, но легче лося.

Работа в группах.

Каждой группе, прежде чем сравнить, необходимо привести к одинаковым единицам измерения.

При ответе ребята говорят, какую величину сравнивали.

Карточки прикрепляются к магнитной доске.

- У них сразу два знака.

Ребята предлагают свои варианты.

Ребята в полголоса читают друг другу.

Устно называют неравенства

1 ученик работает у доски для проверки.

Первый, кто записал в тетради, записывает для проверки на доске.

составить нельзя, т. к. переменные разные.

Каждый работает индивидуально, выбирая задание по своему желанию.

Похожие документы:

Конспект урока по математике 4 класс,УМК Школа 2100,

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели: уметь читать и записывать двойное неравенство, отличать его от других неравенств, находить множество его натуральных решений; закреплять умение решать задачи с предварительным самостоятельным анализом текста, совершенствовать навыки устных вычислений, повторить нумерацию многозначных чисел, решение выражений по действиям; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, совершенствовать навыки самоконтроля и самоанализа.

Читайте также: