Конспект урока демографические показатели донецкого края и россии

Обновлено: 05.07.2024

Демография — наука о народонаселении и закономерностях его развития; показатели численного состава населения, его изменений, размещения и т. п.

Миграция — (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (государства, страны) в другой.

Демографическая политика — целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Депопуляция — сокращение численности населения, с отрицательным естественным приростом.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения, определяется рождаемостью и смертностью.

Статистика - наука, осуществляющая сбор, обработку, анализ и изложение данных, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения стран, территорий или отдельных групп населения.

Рождаемость - количественный показатель, отражающий общее число новорожденных в течение определенного периода на конкретно определенной территории.

Перепись - учёт населения, производимый на определенный момент времени.

Ключевые слова

Демография, миграция, демографическая ситуация, рождаемость, смертность, численность населения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 75-76.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 40 – 41.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Демография — это наука о народонаселении и закономерностях его развития; показатели численного состава населения, его изменений, размещения, естественного прироста, возрастного и полового состава.

В демографии России наблюдаются негативные явления – констатируют с тревогой ученые. Они говорят о том, что население убывает.

Численность населения Российской Федерации в октябре 2017 г. составила 146,5 млн человек. При этом мировые демографические позиции России теряются, доля российского населения в мире сократилось на 2 % в 2014 г. и на 1,93% в 2018 г.

В такой ситуации важную роль играет иммиграция как способ противодействия данной тенденции. Но это не безболезненный процесс. т.к. мигранты – представители иной культуры и традиций.

Главной причиной сокращения населения является естественная убыль, т.е. число смертей выше числа рождений.

Среди наиболее распространённых причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи. Негативно на продолжительности жизни российского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют.

Данные переписи 2002 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. их было 1140). Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

По данным переписи, численность населения трудоспособного возраста составила 89,0 млн человек, или 61%, моложе трудоспособного возраста — 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста — 29,8 млн (21%).

Таким образом, в России с народонаселением сложилась ситуация, которую называют депопуляцией, т.е. систематическое уменьшение численности населения. Её причинами называют низкую рождаемость и высокую смертность, что ведет к старению населения.

Вопросы миграции населения являются острыми для России. За 1992–1999 гг. только районы Севера потеряли 8,5% населения, или более 1 млн человек.

Правительство России предпринимает меры для выхода из этой ситуации.

Приоритетным является проведение мер по укреплению здоровья населения в целях увеличения продолжительности жизни. Эти меры включают совершенствование системы здравоохранения, профилактика болезней и их диагностика.

Очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Эта взаимосвязь в том, что население – это ресурс для развития экономики, а развитая экономика – показателем качества жизни.

На сегодняшний день правительством России принято ряд мер по улучшению демографической ситуации в стране:

- В 2016 году разработана Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы. Важным считается активное участие женщин в разработке и принятии политических и экономических решений, сокращение женской безработицы и защита женщин от насилия.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о демографии России
  2. Источниками сведений о народонаселении являются текущий учёт, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования.
  3. О подобных переписях не было известно в Древних и Средневековых обществах.
  4. Некоторые учёные констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции.
  5. Начиная с 70-х годов население России постоянно растёт.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения:

Первая в истории России _________ была проведена при участии государственного деятеля П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

Демографическая проблема в России была обозначена на самом высоком уровне власти примерно в начале 21 века, когда естественная убыль населения составляла почти 700 тысяч ежегодно. Первыми тревогу бить начали на Дальнем Востоке, районы которого и так нельзя назвать густонаселёнными, а в сравнении с многолюдными приграничными территориями Китая демографический спад в стране ощущался особенно резко.

ВложениеРазмер
naselenie_rossii.zip 12.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Тайшета

(урок географии 9-10 класс)

Храпкова Ольга Сергеевна

Учитель географии I категории

Урок 2. Население России

Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии и информатики.
2. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

3. Углубить знания о демографической ситуации в России, воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края

4. Развивать умение работать с картосхемами, диаграммами, таблицами, графиками.

Оборудование: Политико-административная карта РФ, таблицы статистических данных о численности и движении населения, мультимедийный проектор


1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

1. В чем заключается демографическая проблема мира?

2. Что такое теория демографического перехода?

3. Какой из типов воспроизводства появился раньше?

3. Изучение нового материала:


3.1. Учитель географии. На прошлом уроке мы с вами рассмотрели глобальную демографическую проблему, т.е. мировую, а сегодня мы подробней остановимся на демографической ситуации в России

Давайте сначала вспомним, что мы знаем о населении нашей страны:
- Какова численность населения России? ( По оценке Росстата , численность постоянного населения Российской Федерации на начало 2011 года составила 141,8 миллиона человек)
- Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения? (8)
- Как можно получить сведения о численности и составе населения? (по переписям)
- Как изменяется численность населения России? (уменьшается)


Демографическая проблема в России была обозначена на самом высоком уровне власти примерно в начале 21 века, когда естественная убыль населения составляла почти 700 тысяч ежегодно. Первыми тревогу бить начали на Дальнем Востоке, районы которого и так нельзя назвать густонаселёнными, а в сравнении с многолюдными приграничными территориями Китая демографический спад в стране ощущался особенно резко.

Численность населения России ежегодно сокращается. В настоящее время Россия отодвинулась на 8 место в мире. Неблагоприятная демографическая ситуация в такой огромной по площади стране ведет к проблемам:

- недостаток трудовых ресурсов;

- сложность в освоении природных ресурсов;

- трудности в охране границ и территории.

Существует ряд прогнозируемых вариантов развития демографической ситуации в России, многие из них имеют сходные итоги. Мы рассмотрим прогноз до 2030 года, который дают специалисты Федеральной службы государственной статистики.

Задание: с учителем информатики по таблицам прогнозируемых данных вам необходимо построить графики динамики отдельных показателей, проанализировать и сделать выводы о развитии демографической ситуации в России. Работать вы будете в группах по четырем таблицам (приложение):

1. Численность населения

2. Численность мужчин и женщин (на начало года)

3. Численность населения по отдельным возрастным группам (на начало года)

4. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения (на 1000 населения)

Выводы, полученные обучающимися:


Проанализировав графики, можно сделать вывод,

1. Развитие демографической ситуации в России идет по пути депопуляции населения. С каждым годом снижается общий прирост населения за счет отрицательного естественного прироста и, несмотря на увеличивающийся миграционный прирост из стран ближнего зарубежья.

2. На фоне сокращения численности населения соотношение мужчин и женщин остается почти постоянным с незначительным увеличением доли женщин (с 1163 в 2011 г. до 1164 в 2030 г.)


3. Численность населения по отдельным возрастным группам, согласно прогнозу, изменяется с увеличением доли населения старше трудоспособного населения с 22 % в 2011 г. до 28,2% в 2030 г.) и сокращения доли трудоспособного населения (с 61,7% в 2011 г. до 54,8% в 2030 г.)

4. Естественная убыль населения к 2030 г. увеличивается за счет сокращения рождаемости и увеличения смертности.

Главным демографическим последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Уже в настоящее время население России является демографически старым * : доля лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения 2010 г., превышает 15% (Вспомним, что демографически старым считается население, в котором доля лиц в возрасте 60 лет и старше не менее 12%).

Для решения демографической проблемы нужна тщательная разработка всех новых и изменение старых нормативно-правовых актов сквозь призму демографии. Демографическая политика России должна заключаться в том, чтобы не просто способствовать росту населения внутри страны, но и создавать условия для более равномерного заселения нашей огромной территории. Фактически, сегодня для сохранения целостности требуется заново освоить Сибирь и Дальний Восток. Это очень трудная задача.

В 1995 году была разработана и принята “Концепция демографического развития России”. Но она не принесла заметного результата. Убыль населения, восполняемая миграцией, продолжалась, и затем в 2001 году была принята “Концепция демографической политики России до конца 2015 года”. Согласно этой программе, правительство выдвинуло такие меры повышения рождаемости: выплаты при рождении ребёнка, пособия, налоговые льготы, кредиты на приобретения жилья, которые списываются при рождении четвертого ребенка.
Предложенные президентом меры по увеличению рождаемости могут увеличить население России, в лучшем случае на 20 %, по прогнозам демографов. Понятно, что это лишь частично снимает остроту демографической ситуации – по мнению специалистов, проблема неразрешима в принципе.


Закрепление нового материала. Географический диктант:
1) Разница между рождаемостью и смертностью…. (естественный прирост)
2) Сокращение численности населения называется…. (депопуляция или демографический кризис)
3) Механическое движение населения………. (миграция)
4) Количество родившихся на 1000 жителей за год…. (рождаемость)
5) Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни………. (урбанизация)
6) Количество умерших на 1000 жителей за год…… (смертность)
7) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения……… (инфраструктура)
8) Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности….. (демографическая ситуация)
9) Такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться…….( Демографический оптимум)

10) Наука, занимающаяся проблемами народонаселения….. (Демография)


Учитель географии:
Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что жители сумеют возродить свою страну. А вы, подрастающее поколение, внесете свой вклад в развитие своей малой родины.

5. Домашнее задание: Подумайте какие меры возможно использовать для улучшения демографической ситуации:


Содержимое разработки

Тема1.Население Донецкой области

Тема урока: Численность и естественный прирост населения Донецкой области.

обучающие:

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в Донецкой области;

- формировать навыки использования информационных технологий;

развивающие:

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная работа.

Оборудование: политико-административная, физическая карта Донецкой области, карта плотности населения, атласы, компьютер, проектор.

Ход работы 30 мин

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Беседа:

- Какова численность населения мира в настоящее время?

- Назовите причины, которые оказывают влияние на численность населения в разных регионах мира?

- Как вы думаете, влияет ли численность населения на развитие хозяйства в регионе?

Мотивация научной и познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы жить, человек сам создаёт различные материальные и духовные блага. Без него не будут функционировать построенные им хозяйственные объекты, не будут обрабатываться поля, остановится работа транспорта. Поэтому, знания о количестве населения, проживающего в регионе, его размещении, темпах роста, возрастной и половой структуре являются очень важными для составления планов перспективного развития страны. – Слайд 1 – тема урока.

Изучение нового материала

Слайд 2 – Население – это природно-историческая совокупность людей, которая формируется и постоянно воспроизводится в процессе производства и самой жизни.

Слайд 3 – Наука демография

Слайд 4 – Численность населения

Слайд 5 – Естественный прирост

Слайд 6 – Факторы, влияющие на снижение рождаемости.

Слайд 7 – Демографическая политика республики

Вывод: (делают учащиеся)

Слайд 8 - Плотность населения

Слайд 9 - Половозрастная структура населения

Слайд 10 - Половозрастная пирамида

Дискуссия в группах:

Закрепление изученного материала 30 мин

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Цель: Научиться строить график изменения численности населения за определённый период. Проводить анализ построенного графика.

1. Дайте определения понятий: естественный прирост, депопуляция, демографическая политика.

2. Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения за указанный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.

Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).

Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, атлас, статистический материал, политическая карта мира

Методы обучения

• Создание проблемной ситуации;

• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

I-Оргмомент. Проверка дз, выборочно собрать тетради.

II – Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга. Чем вы друг от друга отличаетесь? (возраст, пол, нация). А чем схожи? (Живём в одном городе, стране, учимся в одном классе).

Верно. Мы являемся гражданами одной большой страны. Но отличаемся по возрасту, полу и т.д.

Учитель: -Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (население России)

почему эта тема так важна?

- почему именно население – главное богатство страны?

Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.

Записывает в тетради число и тему урока.

III – Изучение новой темы

1. Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? С.50 в учебнике. Запись в тетради.

Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности.

Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука, изучающая население, его численность, состав и размещение. География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут .

Учитель: Ребята, как Вы думаете, как государство следит за населением? (проводит перепись населения, ведёт учет родившихся, умерших, приехавших и уехавших)

Пе́репись населе́ния — процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических данных населения, проживающих в одной стране на данный момент времени.

Учитель: Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России? Энциклопедия

Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.

Учитель: Кто знает, когда в России прошла первая перепись населения?

Первая всеобщая перепись населения в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.

В советское время перепись проводилась по необходимости.

После распада СССР перепись проводилась в 2002 (145,2 млн.чел.) и 2010 году (142,9).

За 8 лет население уменьшилось на 2млн. 200тысю человек.

Учитель: Откройте страницу 51. Посмотрите внимательно на схему и скажите, чему равна ЧН России и какое место в мире мы занимаем.

143 млн. чел, 9 место. Это данные на 2010 год

Учитель: что произошло в 2014 году? (Присоединение Крыма)

Перепись населения в Крымском федеральном округе проводилась с 14 по 25 октября 2014 года. Перепись стала первым подобным событием на территории Республики Крым и города Севастополя после присоединения Крыма к РФ. Численность постоянного населения составила 2 284 769 человек.

В 2018 году проводится пробная перепись. Следующая перепись запланирована на 2020 год

На 2018 год по предварительным данным ЧН России составляет 146,9 млн.чел.

Не смотря на то, что Россия занимает 1 место по площади, а по численности 9 место (см. диаграмму на с.51).

Во всем мире 6,5 млрд.чел.


КНР [1]


Индия


США


Индонезия


Пакистан


Бразилия


Нигерия


Бангладеш


Россия ]


Япония

Это интересно. Прочитать вслух.

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое, каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс.,каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.

Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Отсюда приблизительно можно рассчитать какова численность населения в РФ в любой момент.

Учитель: Почему каждая страна стремится к увеличению ЧН?

Человек- главный ресурс экономики страны, её богатство и интеллектуальный потенциал, а Численность населения показывает её могущество.

Учитель: Какие программы проводит государство для увеличения ЧН?

Материнский капитал, ипотеки молодым семьям, социальные программы

Учитель: Как вы думаете, какие показатели влияют на ЧН? (рождаемость, смертность, прибывшие, убывшие). Верно. Записываем определения в тетрадь.

Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

Смертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

Ест.прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время. (ЕП=Р-С)

Ест.движение населения (воспроизводство) - совокупность процессов рождаемости и смертности, естественного прироста, определяющая величину естественного прироста (или убыли) населения, смену поколений, продолжительность жизни каждого поколения.

С.52. Типы воспроизводства прочитать

1-й тип современный - низкая рождаемость, низкая или средняя смертность, нулевой или отрицательный природный прирост. Наиболее распространен в Европе.(после 60х годов)

Эмансипация женщин — предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни; стремление к равным правам мужчин и женщин.

2–й тип - традиционный - высокая рождаемость, высокий уровень смертности, высокий природный прирост. (до 60х годов)

Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам

Проанализируйте таблицу 2 и скажите, в какие периоды наблюдался прирост ЧН? (хорошая экономика, социальная сфера). В какие спад? (революции, кризисы, войны, голод) С чем это связано?

1-й кризис с 1914 года по 1922 год ( первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)

2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.

3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (21-27 млн. умерших)

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемии, голод, эмиграция из России.

Читайте также: