Конспект урока деление многозначного числа на двузначное 4 класс моро

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Гаджибекова Дюлбер Д.

Целевой компонент урока

Тема: Письменное деление на двузначное число.

Цель: создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся познавательной активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные: систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепить алгоритм письменного деления многозначного на двузначное число ; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.

Организация начала урока.

Приветствие.

У.: Здравствуйте ребята, меня зовут Дюлбер Дашдемировна, сегодня урок математики проведу у вас я.

Проверка готовности к уроку.

У.: Ребята, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник. Лишнее с пар убираем, чтобы не мешало при работе на уроке.

Мотивация к обучению и познанию.

У.: Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.

У.: Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Актуализация умений и знаний.

Устный счет.

У.: Задумайте любое число от 1 до 10.

У.: Умножьте то число на 2.

У.: К произведению прибавьте 3.

У.: Полученную сумму умножьте на 4.

У.: От полученного произведения вычтите 12.

У.: Полученную разность разделите на задуманное число.

У.: У вас у каждого должно получиться число 8.

Математический диктант.

У.: Уменьшите 125 в 25 раз. (5)

У.: Во сколько раз 78 больше 6? (13)

У.: Делимое 999, делитель 9. Найдите частное. (111)

У.: На сколько надо разделить 93, чтобы получилось 3? (31)

У.: Фермер собрал урожай капусты и лука. Капусты он собрал 10 455 кг, а лука в 123 раза меньше. Сколько кг лука собрал фермер? (85)

Открытие новой темы. Целеполагание.

Фронтальная работа.

У.: Ой, ребята, смотрите, задания и правда находятся в конверте! Вы мне поможете открыть сундук?

У.: Отлично, посмотрим, какое первое задание нам подготовил незнакомец.

У.: Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего занятия, вам надо проверить, правильно ли решен пример:

У.: Ребята, а как мы будем решать такой пример? С помощью чего?

О.: С помощью алгоритма письменного деления.

У.: Вспомним алгоритм письменного деления. Прочитайте по цепочке.

Алгоритм письменного деления:

Выделяем первое неполное делимое.

Определяем число цифр в частном.

Находим первую цифру частного.

Образуем второе неполное делимое.

Находим вторую цифру частного.

Образуем третье неполное делимое.

Находим третью цифру частного.

У.: Отлично, давайте же проверим, верно ли решен этот пример! Решаем вместе с доской.

1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 256.

2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.

3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.

4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.

У.: Ответ верный получился?

У.: Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

О.: О письменном делении многозначного на двузначное число.

У.: Мы первый урок занимаемся по этой теме?

У.: Тогда какова цель нашего урока?

О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.

Открытие новых умений и знаний.

Работа по карточкам.

У.: Ребята, давайте перейдем ко второму заданию.

У.: Вам надо решить письменно примеры по вариантам.

1 вариант: 48 984 : 52;

2 вариант: 91 375 : 43;

У.: У доски будут решать 4 человека, остальные решают в тетради.

У.: Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните пожалуйста решение этого примера.

У.: Ребята, оцените себя по 10-бальной шкале на полях.

У.: Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклониться – три, четыре,

И на месте пошагать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Открытие новых умений и знаний. (продолжение)

1. Работа с учебником.

У.: Перейдем к следующему заданию.

У.: Откройте страницу 60 учебника. Посмотрите на задачу под номером 227.

У.: Кто громко прочитает нам первую задачу под номером 227?

У.: О чем говорится в задаче?

У.: Какие опорные слова мы выделяем в задаче, которые нам помогут в решении и помогут в том, чтобы составить краткую запись?

О.: Скорость, время, расстояние.

У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять эту задачу?

О.: С помощью таблицы.

У.: Какие главные слова мы можем выделить в задаче?

У.: Нам известно, что теплоход за два дня вместе прошел 350 км. 350 км – это у нас что?

У.: Известно ли нам сколько он шел отдельно в первый день км и сколько шел во второй день км?

У.: Обязательно подписываем мерки (км). Что нам еще известно в задаче?

О.: Что в первый день теплоход был в пути 8ч.

У.: 8ч это что у нас такое? В какую строчку мы это впишем?

О.: Время. В первую строчку.

У.: Во второй день знаем сколько?

О.: Во вторую строчку.

У.: Известна ли нам скорость?

У.: В чем измеряется скорость? Если у нас расстояние в км, а время в часах, то тогда скорость изменяется в чем?

У.: Что у нас спрашивается в задаче? Что нам надо найти?

О.: Какое расстояние прошел теплоход в каждый из дней, если шел с одинаковой скоростью.

У.: Что мы знаем о скорости?

О.: Скорость была одинаковая.

У.: Вопрос мы отобразили в задаче?

У.: Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

О.: Потому что нам недостаточно данных. Мы можем ответить, если бы нам была известна скорость.

У.: Так что же мы будем делать, если у нас не достает пунктов в первой строчке и во второй. Как же мы будем решать? Для того, чтобы решить такую задачу, нам надо сначала найти разность между временем. Разность – это у нас какой знак?

У.: Что из чего мы будем вычитать?

О.: Из большего меньшее.

У.: Мы нашли разность во времени. Что мы можем делать дальше? Что нам известно?

О.: Общее расстояние 350 км.

У.: Что мы можем найти?

У.: Давайте вспомним формулу нахождения скорости.

О.: V = S * t (скорость = расстояние * время)

У.: Расстояние нам известно?

У.: Время известно?

У.: Ищем скорость. Каким действием?

У.: В чем измеряется расстояние?

У.: Мы нашли скорость. Теперь, когда нам известна общая скорость, известно время, можем ли мы найти расстояние?

У.: Вспомним формулу нахождения расстояния.

S = V * t (расстояние = скорость * время)

У.: Как найти расстояние?

У.: Теперь, таким же способом, мы можем узнать, сколько за второй день. Каким действием?

У.: Мы ответили на вопрос задачи?

У.: Записываем ответ.

350:2=175 (км/ч) – расстояние.

175*8=1400 (км) – за первый день.

175*6=1050 (км) – за второй день.

Ответ: 1400 км и 1050 км.

У.: Вторую задачу вы сейчас решаете самостоятельно, кто решит, поднимает руку.

У.: Кто хочет выйти к доске и вписать в таблицу данные второй задачи?

У.: Кто хочет зачитать, как он решил задачу?

У.: У кого получилось так, поднимите руку.

У.: У кого получилось не так, поднимите руку.

У.: Ребята, чем похожи эти задачи?

У.: Чем они отличаются?

У.: Всем ли было понятно, как мы решили эту задачу?

У.: У кого возникли трудности, поднимите руку.

У.: Ребята, незнакомец советует нам обратиться к заданию в учебнике под номером 230 . Но перед тем как выполнять это задание, давайте вспомним, что такое площадь прямоугольника?

О.: Площадь – это числовая характеристика фигуры.

У.: Как найти площадь прямоугольника?

О.: Длину умножить на ширину.

У.: Что такое периметр прямоугольника?

О.: сумма длин всех сторон прямоугольника или сумма длины и ширины, умноженная на 2.

У.: Хорошо, прочитаем задание в учебнике.

У.: Что нам уже известно?

О.: Длина прямоугольника 8 см, периметр 24 см.

У.: Что нам надо сделать?

О.: Начертить такой же прямоугольник, разделить его на 2 равных треугольника.

У.: Что нам надо найти?

О.: Площадь каждого треугольника.

У.: Можем ли мы узнать сумму длины и ширины?

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Ширину прямоугольника.

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Площадь прямоугольника.

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Площадь треугольника.

У.: Каким действием?

У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?

У.: Записываем действия.

24:2=12 (см) – сумма длины и ширины.

12-8=4 (см) – ширина прямоугольника.

8*4=32 (см2) – площадь прямоугольника.

Ответ: 16 см2 площадь каждого треугольника.

У.: Ответили мы на вопрос задачи?

У.: Ребята, а теперь на полях поставите кружочек. Зеленый, если все было понятно и легко. Желтый, если были трудности. Красный, если вообще задача не понятна.

Подведение итогов урока.

У: Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

О: Деление многозначного на двухзначное число.

У.: Какую цель мы ставили в начале урока?

О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.

У.: Смогли ли мы достигнуть поставленную цель?

У: Что мы решали на сегодняшнем уроке?

О: Примеры и задачи.

У: Что вам запомнилось больше всего? К акие задания показались вам самыми трудными?

У.: Ребята вам понравился урок?

У.: Мы выполнили все задания незнакомца, давайте проверим наш волшебный сундук, не открылся ли он.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_matematike.docx 18.16 КБ
otkrytyy_urok1.pptx 1.68 МБ
etapy_uroka.docx 23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые образовательные результаты: познакомятся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, научатся решать текстовые задачи, находить значение выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства.

формирование представления о действии деление на двузначное число по алгоритму;

создание условия для знакомства учащихся со способом деления

многозначных чисел на двузначное число;

организация деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных учебных действий,

коммуникативных учебных действий

обучающие: закреплять знания деления многозначных чисел;

развивать умения читать многозначные числа;

развивающие: развитие памяти, внимания, творческого воображения,

образного мышления; развитие речи, словарного запаса;

воспитательные: воспитание стремления к получению новых знаний;

воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать свое мнение.

открытие нового знания

Формы работы учащихся:

Необходимое техническое оборудование:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Устный счёт 18 . 30 . . 20 . 300 . . 9 100 + игра "Колобок" 540 27 8100 900 1000 Ура! Молодцы!

500-254= УСТНЫЙ СЧЁТ е 246 392 333 е 492 н 110 1 261 е л И д 392 е 333 л е 261 н 246 492 д и 110 500-108= 500-390= 500-499= 500-167= 500-8= 500-239= 1 е

Математические действия устные письменные сложение вычитание умножение деление ДЕЛЕНИЕ

56:14= 46:23= 39:13= 968:44 = 1222:47 = 4 2 3 ? ?

Письменные приемы деления: 9 неполное делимое ● 0 1 8 9 9 ● ● ●

Письменные приемы деления: 9 89 190 9 ● ● ●  81 8 Остаток меньше делителя 9! ●

Письменные приемы деления: 9 89190 9 ● ● ●  81 9  8 81 1 1 9  9 0 0 Если новым неполным делимым является 0 , то его переписываем в частное.

Алгоритм деления на однозначное число Найти первое неполное делимое Определить число цифр в частном Найти цифры в каждом разряде частного Найти остаток (если он есть)

3430:70= 492:82= 968:44 = 1222:47 = 49 ? ? ?

Письменные приемы деления: 82 492 ● 80 6 492 - 0

Алгоритм деления на двузначное число Найти первое неполное делимое Определить количество цифр в частном Найти цифру в разряде частного Сделать прикидку Найти остаток (если он есть)

Решаем задачу Норма за день Количество дней Общее число ? ?,на 12 м. больше 20 дней 36 дней ? 2800

Алгоритм - система последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату.

Частное - число, полученное от деления одного числа на другое.

Двузначное число - это число, состоящее из двух знаков.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 37.

2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М. А. Бантова – М.: Просвещение, 2017.

4. Математика. Учебник для 4 класса нач. шк. Часть 2/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2015. – стр. 80-81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите, как выполняется деление на двузначное число.

Найдём значение частного 492: 82


1.Образую неполное делимое.

2.Определю количество цифр в частном.

3.Делю неполное делимое на делитель.

4.Умножаю делитель на пробную цифру.

5. Нахожу остаток от деления вычитанием.

6. Сравниваю остаток с делителем.

Определяем неполное делимое – это само число четыреста девяносто два. Находим количество цифр в частном. В частном будет одна цифра. Четыреста девяносто два разделим на 10, будет 49, 82 разделим на 10, получим 8. Делим получившиеся числа, как при делении на однозначное число. Разделим 49 на 8, будет 6. Цифру 6 нельзя сразу записывать в частном, поскольку это пробная цифра. Сначала нужно проверить, подойдет ли она.

Чтобы проверить цифру частного, нужно выполнить умножение. Проверяем: умножим 82 на 6, получим 492. Цифра 6 подошла, записываем её в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножим 82 на 6, получим 492. Найдем остаток. Вычтем 492 из 492, получится 0. Сравниваем остаток, он меньше делителя. Деление закончено. Частное чисел 492 и 82 равно 6. Иногда при делении пробная цифра частного не подходит, и тогда ее нужно поменять, уменьшить или увеличить на единицу.

Разделим 228 на 38. Первое неполное делимое, это само число, 228. Поэтому в частном будет только одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, будем делить 228 не на 38, а на 30. Для этого 22 разделим на 3, получим 7. Это пробная цифра, так как она получена при делении не на 38,а на меньшее число 30. Проверим, подходит ли цифра 7. Умножаем 38 на 7. 30 умножить на 7 будет 210. 8 умножить на 7, будет 56. В сумме 266. Это больше, чем делимое 228. Значит, в частном число должно быть меньше, чем 7. Попробуем, подходит ли цифра 6. Умножаем 38 нa 6. 30 умножить на 6 получится 180. 8 умножить на 6 – 48. В сумме 228. Это число равно делимому. Значит, пробная цифра шесть подходит. Записываем ее в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножаем 38 на 6, будет 228. Находим остаток от деления, он равен нулю. Остаток меньше делителя, деление закончено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать учебное содержание-общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Урок математики в 4-м классе по теме "Деление на двузначное число"

Актуализировать учебное содержание – общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма;

Развитие интереса к предмету;

Активизация мыслительной деятельности;

Развитие математической речи, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения;

Воспитание активности, взаимопомощи, чувства сотрудничества;

Воспитание чувства красоты и в жизни, и в математике.

Оборудование урока: учебник “Математика” Моро М.И. и др., маркерный экран, маркер, алгоритм деления на двузначное число, карточки с заданием, персонажи: Карлсон, Буратино, Мудрая Сова.

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок,
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать.

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы в гостях у Буратино и Карлсона. Буратино не любит учиться, ему хочется играть. Карлсон предложил ему сыграть в математические прятки. Он спрятался, но оставил подсказки, где его искать.

Я предлагаю поиграть вместе с ними и помочь Буратино. Откуда начать поиск? Вот первая подсказка:

На опушке две лягушки, две весёлые подружки,
Весело играли и прыжки считали.
Каждая 12 раз, кто сочтёт прыжки из вас?

Составьте к данному примеру еще три, используя данные числа.

(24:12=2; 24:2=12; 2*12=24)

- Где живут лягушки? (На болоте)

Вот оттуда и начнём.

III. Устный счёт.

Приготовились работать с маркерным экраном.

Нужно перебраться на другой берег, прыгая по кочкам. Ответ первого примера, это начало второго. (10*4=40—40:8=5—5*6=30—30:2=15—15*6=90—90:9=10)

Перед нами сундук с подсказкой, но он закрыт на замок. Чтобы открыть, нужно решить пример, в помощь, даны 3 ключа. Какой пример лишний? Почему? Подберите к нему ключик с правильным ответом?



IV. Постановка темы урока.

- Что общего между числами 64 и 16? (Цифра 6, двузначные). Мы делили двузначное число на двузначное. Как это делали? (Подбирали)

А можно разделить трехзначное на двузначное таким же способом? Определите тему урока. (Деление на двузначное число).

Определите цель урока. Чему должны научиться на уроке?

К концу урока, вы должны научиться самостоятельно делить на двузначное число и найти Карлсона.

V. Изучение нового материала.

Мы попали на полянку примеров. Здесь все заняты делом. Ребята, а вы сможете решить такие примеры?

Объясните, как разделить 492 на 82?

Давайте составим алгоритм деления на двузначное число.

Открываю постепенно алгоритм.

Найти первое неполное делимое;

Определить число цифр в частном;

Найти цифры в каждом разряде частного;

Найти остаток (если он есть).

Откройте учебник на с.46, прочитаем в учебнике.

На доске Цветы (поляна) с обратной стороны – примеры. Нужно решить их. (294:42=7; 140:35=4; 230:46=5; 162:54=3)

2 примера решает учитель с объяснением

Кто понял решение примеров? Может самостоятельно решать.

VI. Закрепление.

Вот мы и добрались до дома мудрой совы, она может подсказать нам путь. Но сначала она хочет провести конкурс “Самый сообразительный”. Найдите ошибки и исправьте их.

Возьмите из конвертов карточку №1

Карточка51:17=2 364 : 52 =7 42:14=3 624:78 =17

Доп. задание.

Проверка – с обратной стороны карточки.

- Проверьте правильность своей работы. Оцените свою работу.

Кто ошибся в 1 примере? Во 2 примере? Руку поднимите.

VII. Физминутка.

- А вы знаете, чем сова отличается от большинства других птиц? (Днём спит, ночью охотится).

Она предлагает поиграть в игру “День-ночь”. Встаньте, выйдите из-за парт.

Когда я скажу ночь – вы развернетесь, когда день – повернетесь обратно.

- Посмотрите на рисунок внимательно.



Решение задачи на с.46 № 217

Вероника, прочитай задачу.

- О чем говорится в задаче? (О машинах) Заполняем таблицу на доске.
- Какие данные известны? (Завод изготовил 2800машин за 20 дней)
- Что неизвестно? (Сколько машин выпустит за след. 36 дней, если будет выпускать на 12 машин больше)
- Сразу сможем ответь на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Не знаем, сколько машин завод выпускает ежедневно)
- А можем узнать? (Нет)
- Почему? (Не знаем, сколько машин выпускали сначала)
- Можно ли узнать, сколько машин завод выпускал сначала? (Можно, выполнив деление)
- А затем? (Прибавим 12)

Найдем количество машин за 36 дней умножением.

1) 2800:20=140 (м.) за 1 день
2) 140+12=152 (м.)
3)152х36=5472 (м.) за 36 дней

А сейчас проверим, чему научились.

Повторить алгоритм.

Самостоятельно решите примеры. Возьмите карточку №2 и решите в ней примеры.

Читайте также: