Конспект урока деление двузначного числа на двузначное с остатком 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока : Деление на двузначные числа и деление с остатком.

Цель урока : научить выполнять проверку при делении с остатком.

1. отработать умение выполнять деление с остатком;

2. совершенствовать вычислительные навыки;

3. развивать умение рассуждать, доказывать.

Оборудование: доска, мел, тетради, учебники по математике, ручки.

Ход урока.

- Здравствуйте дети! Встали все ровно. Все готовы! Садится первый ряд, затем второй и наконец третий. Вы уже обратили внимание у нас сегодня в гостях знайка-математик. И мы будем знакомиться на уроке с делением с остатком.

II. Повторение изученного материала.

- Открываем тетради, записываем число и классная работа. Следим за тем, чтобы правильно вы сидели, (учащиеся открывают тетради и выполняют требование учителя; педагог смотрит все ли пишут и, ждет каждого ученика.) – А, теперь давайте проведем устный счет. Посмотрите, на доске записаны примеры, здесь необходимо вставить недостающие числа. Учитель по очереди вызывает к доске четырех учащихся для решения данных примеров. Остальные ученики решают с места, некоторые ученики выкрикивают ответы, не дождавшись решения на доске.

III. Изучение нового материала.

- Запишите, пожалуйста, пример к себе в тетрадь ( 54:48=1 ост6; учитель проговаривает правило деления на двузначные числа, класс внимательно слушает. Затем, учитель проговаривает правило остатка и просит повторить некоторых учеников данное правило).

- Кто мне назовет компоненты деления? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Потом учитель пишет на доске другой пример и все вместе его решают. После решения учитель просит ребят записать его в тетрадь вместе с проверкой. Дети записывают в тетрадь пример, учитель следит, чтобы записали все.)

- Откройте учебники на странице 30. Учащиеся начинают разговаривать между собой, открывать учебники. Решите примеры, которые даны после правила. Давайте, будем решать по цепочке. ( 85:15=5 ост. 10 проверка 10 Открытый урок по математике 2 класса Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж.

Решение обратных задач Тема: Решение обратных задач. Цели урока: 1. Учить решать обратные задачи на приведение к единице и на пропорциональное деление. 2. Повторить.

1. Как разделить двузначное число на двузначное с остатком?

2. Как выполнить проверку деления с остатком?

3. Какие приёмы проверки частного и остатка удобные?

Глоссарий по теме:

Деление – это обратное действие умножению.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – результат деления.

Неполное частное – результат деления с остатком.

Обязательная литература и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 32.

2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ребята, вы уже знакомы со случаями деления с остатком. Теперь нам нужно научиться выполнять проверку деления двузначного на двузначное с остатком.

Восемьдесят пять разделить на пятнадцать - получим частное пять и остаток десять.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование умения делить двузначное число на двузначное число методом подбора.

Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации; умение планировать выполнение учебного задания; соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

Воспитывать готовность к взаимовыручке; внимательное отношение друг к другу при работе на уроке; культуру общения.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, проблемный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический .

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, числовое табло, сигналы, листы самооценки.

Педагогические технологии: проблемное обучение, деятельностного подхода, ИКТ.

Планируемые результаты.

Предметные: использовать метод подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное; выполнять умножение и деление с числами в пределах 100 с опорой на знание табличных случаев умножения и деления; находить и сравнивать значения выражений со скобками и без скобок; решать составные задачи; вычислять периметр прямоугольника.

Метапредметные:

регулятивныеУД: самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике; самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; определять правильность выполненного задания на основе сравнения на основе образцов; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатами действий на определенном этапе выполнения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные УД; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем; действия анализа, синтеза, классификации; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные УД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы; согласовывать свои действия с мнением партнера в решении учебной задачи.

Личностные: навыки в проведении самоконтроля и самооценкирезультатов своей учебной деятельности; понимание практической значимости математики для собственной жизни; правила общения; принятие ценностей другого человека; чувство ответственности за порученную часть работы.

Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И сейчас урок начнём.

(Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами великого французского педагога и мыслителя Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

Запись числа в тетрадь.

Проверка домашнего задания.

- Проверяем домашнее задание п.т.с.26 №1

Задание читает 1 вызванный ученик и дает ответ решения. На слайде появляется эталон.

- Оцените свою работу по заданным критериям. (Критерии читает учитель)

- Я вижу, что есть дети, допустившие ошибки. Перенесите свою оценку в тетрадь.

Оценка учителя.

- Как разложили числа, записанные в овале? (На удобные слагаемые)

- Когда нам необходимо разложить двузначные числа на удобные слагаемые? (Когда мы делим на однозначное число).

- Проверяем решение задачи п.т.с.28 №8 (2)

- Кто записал решение по действиям? Решение и ответ читает вызванный ученик.

Оценка учителя.

- Кто записал решение выражением? Решение и ответ читает вызванный ученик.

Оценка учителя.

- Оцените свою работу по критерию. Я вижу, что многие ребята справились с решением задачи. Перенесите свою оценку в тетрадь.

- А любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.

- Оцените свою работу по критерию. Я вижу, что с решением примеров…
- Расположите ответы в порядке возрастания.

80 39 4 42 48
Х С У П Е
- Какое слово у вас получилось? (успех) .

- Я желаю вам успеха на уроке!

- Сравните решенные примеры и определите: какой пример лишний.

(84 : 2 = 42. Пример на слайде выделяется анимацией.)

Оценка учителя.

«У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз лодок больше, чем водных велосипедов? Оценка учителя.

- Какое арифметическое действие вы использовали для решения этих задач? (Деление)

- Что мы можем вспомнить про действие деление? (Предположение детей.)

- Вспомните названия компонентов действия деления.

- Вспомните правила взаимозависимости компонентов действия деления. Продолжите предложения. (проговаривает 1 ученик). Оценка учителя.

Чтобы найти делимое …

Чтобы найти делитель …..

Заполнение таблицы с проговариванием правила

- Как вы думаете, почему в таблице чаще всего встретилось неизвестное делимое? (Предположение детей)

- Знание правила нахождения делимого пригодится нам сегодня на уроке.

Ш. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

Работа в тетради.

- Откройте тетради, запишите число.

- Решаем примеры опираясь на алгоритм. Первый пример решает … и т.д.

- Что вызвало у вас затруднение? Почему?

- Сформулируйте цель нашего урока. Назовите тему урока.

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

- Мы повторили правила нахождения делимого и делителя. Подумайте и скажите, как можно решить этот пример, используя правило нахождения делимого? Даю подсказку: при делении двузначного числа на двузначное в частном получается всегда однозначное число. (Предположение детей)

Создание алгоритма действия с опорой на вспомогательные слова.

1 шаг: попробуем …

4 шаг: если результат и делимое совпадают …, а если нет, то возвращаемся ….

Проверка составленного алгоритма с образцом. (На слайде и у каждого)

- У меня на слайде, а у вас на партах алгоритм. Прочитайте его.

V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение примера 85 : 17 по построенному алгоритму с опорой на образец.

- Пробуем однозначное число 2. 17 умножить на 2 получается 34. Сравниваем результат с делимым. 34 меньше, чем 87, значит число 2 не подходит. Возвращаемся к шагу 1.

(Последующие шаги проговаривают дети по желанию).

Решение примеров у доски с опорой на алгоритм.

Учебник с. 39 № 3(1, 2, 3 столбик). Оценка учителя.

VI . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Оцените свою работу. Перенесите оценку в тетрадь. Оценка учителя.

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Решение задач на новый прием деления по учебнику с. 39 № 4, 5. (Краткая запись на доске, решение самостоятельно). Самооценка

Решение геометрической задачи с. 39 № 7 с предварительным разбором самостоятельно. Самооценка

VIII . Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали ?

– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

– Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.

Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения;

Развивать умения слушать и слышать.

Развивать умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

Формировать умение устного деления двузначных чисел методом подбора;

Развивать умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;

Развивать умения следовать алгоритмам проверки результатов арифметических действий;

Развивать математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышать внимание к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формировать навыки учебного труда;

КУМО: наглядный материал, тетрадь, листы с заданием.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

- Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Алексеевна, сегодня я буду проводить у вас урок математики. Присаживайтесь, пожалуйста.

Математика-наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

Присаживаются за рабочее место.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

-развитие умения слушать и слышать.

Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма

Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите кто пришел к нам на урок. Узнали его? И кто же это? Молодцы, узнали нашего гостя. Ребята, Малыш пришел к нам не просто так, ему нужна помощь. К сожалению, он не справился с заданием и получил плохую отметку. Поможем нашему герою решить это задание?

- Дело в том, что Малышу предстоит решить примеры и сравнить выражения и числа, которое вы видите на слайде.

- Сейчас каждый из вас самостоятельно сравнит и запишет у себя в тетради, а затем мы вместе проверим и поможем Малышу. На работу вам дается 4 минуты. Не забудьте записать сегодняшнюю дату: 16 февраля.

- Итак, наш герой уже расставил все знаки, давайте проверим, верно ли он их расставил. Какой знак сравнения вы поставили в первом примере? Во втором? Ошибся ли наш Малыш со знаком в третьем задании?

- Самостоятельно сравнивают и записывают в тетради ответ:

(ответы на слайде)

-формирование желания решать задачи исследовательского плана;

Познавательные:

-формирование специфические для математики логические операции (сравнение, анализ, построение рассуждений);

-развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема);

Коммуникативные:

-развитие умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;

Словесный метод (слово учителя), наглядный (презентация), практический (упражнение) . Фронтальная форма

Постановка темы и задач урока.

А как мы это выполняли это задание?

- Верно, а для того чтобы поделить двузначное число на двузначное каким способом мы пользовались?

- ___________, ты можешь нам объяснить, как ты разделил 36 на 12? (можешь воспользоваться учебником на стр. 38)

Совершенно верно, молодцы!

- Как вы думаете, почему Малыш не справился с этим заданием? А какие знания нам нужны, чтобы применять этот способ?

- Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Сравнивали выражения и числа

(Нам нужно найти частное, для этого начнем проверку с числа 2, 12∙2=24, значит число 2 не подходит. Возьмем следующее число – 3 и проверим его: 12∙3=36. Следовательно, частное – 3. Значит 36:12=3)

- Не владел способом подбора, не знал таблицу умножения

- Делить двузначное число на двузначное способом подбора.

Познавательные:

-развитие умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

Регулятивные:

-развитие умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

Словесный метод (слово учителя, беседа), Фронтальная форма

Применение знаний и умений

- Правильно. Ребята, чтобы не попасть в такую ситуацию и не получить плохой отметки, нам нужно еще раз прорешать задания и подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.

- Малыш предлагает нам прорешать следующее задание, оно связано с таблицей умножения. Сейчас вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на странице 43-ей и самостоятельно прочитайте задачу № 20.

- Кто-нибудь хочет решить задачу у доски? (вызываю 2-х человек). Все остальные решают задачу самостоятельно. На работу вам дается 4 мин.

- Итак, у кого получилось точно так же как у__________ поднимите руку.

- Давайте проверим. Что ты находил первым действием? Каким действием ты это находил? Что ты находил вторым действием? У всех такой же ответ?

- Мы немного устали, и Малыш предлагает нам немного отдохнуть.

Самостоятельно читают и решают задачу. 2 человека работают у доски.

6 ∙ 8 = 48 (кг) –разложили

60 – 48 = 12 (кг) – осталось

- Сколько абрикосов разложили.

Умножением; Сколько абрикосов осталось. Вычитанием;

-формирование желания решать задачи исследовательского плана;

Коммуникативные:

-развитие умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;

Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение) . Фронтальная и индивидуальная формы

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

Обобщение и систематизация знаний

- Ребята вы хорошо справлялись с заданиями, но наш герой хочет еще потренироваться в выполнении упражнений. Давайте откроем 29 упражнение на странице 44-ой. Прочитайте.

- А что взвешивают кг в этой задаче?

- А что нам нужно найти? Как узнать во сколько раз больше? Каким действием?

- Как узнать на сколько меньше?

- Теперь самостоятельно запишите решение.

- Кто закончил выполнять задание можете поднять руку, чтобы я увидела вашу готовность.

Один ученик читает задание, остальные внимательно слушают.

Масса овцы и масса ягненка.

Делением. Делитель – 72, делимое – 18.

- Вычитанием. Уменьшаемое – 72, вычитаемое – 18.

Коммуникативные:

-развитие логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.

-развитие умения корректно формулировать свою точку зрения;

-формирование умения устного деления двузначных чисел методом подбора;

Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение)Фронтальная и индивидуальная формы

Самостоятельная работа

- Вместе с Малышом мы выполнили некоторые задания, а теперь он предлагает вам выполнить упражнения 34 и 35 на странице 45-ой самостоятельно. Первые 5 человек, кто справятся с заданиями, получат пятерки в журнал, последующие 5 человек –пятерки в дневник. Можете приступать к выполнению заданий.

Самостоятельно выполняют задания.

-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;

-развитие умения следовать алгоритмам проверки результатов арифметических действий;

-развитие навыков в проведении самоконтроля;

Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение) . Фронтальная и индивидуальная формы

Информация о ДЗ

- Ребята, наш герой приготовил для вас домашнее задание. Откройте дневники и давайте его запишем. Выполните упражнения №7, 15,16,22 на стр 41-43.

- Наш герой оставил вам некоторые предложения и попросил их продолжить.

1. Сегодня мне было легко…

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

Кто хочет продолжить предложения?

-Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам Малыш разобрался, как решать примеры и задачи. Насколько хорошо вы сегодня поработали, мы увидим на к/р. Спасибо за урок, можете отдыхать.

-развитие навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

Читайте также: