Конспект урока деление двузначного числа на двузначное с остатком 3 класс
Обновлено: 07.07.2024
Тема урока : Деление на двузначные числа и деление с остатком.
Цель урока : научить выполнять проверку при делении с остатком.
1. отработать умение выполнять деление с остатком;
2. совершенствовать вычислительные навыки;
3. развивать умение рассуждать, доказывать.
Оборудование: доска, мел, тетради, учебники по математике, ручки.
Ход урока.
- Здравствуйте дети! Встали все ровно. Все готовы! Садится первый ряд, затем второй и наконец третий. Вы уже обратили внимание у нас сегодня в гостях знайка-математик. И мы будем знакомиться на уроке с делением с остатком.
II. Повторение изученного материала.
- Открываем тетради, записываем число и классная работа. Следим за тем, чтобы правильно вы сидели, (учащиеся открывают тетради и выполняют требование учителя; педагог смотрит все ли пишут и, ждет каждого ученика.) – А, теперь давайте проведем устный счет. Посмотрите, на доске записаны примеры, здесь необходимо вставить недостающие числа. Учитель по очереди вызывает к доске четырех учащихся для решения данных примеров. Остальные ученики решают с места, некоторые ученики выкрикивают ответы, не дождавшись решения на доске.
III. Изучение нового материала.
- Запишите, пожалуйста, пример к себе в тетрадь ( 54:48=1 ост6; учитель проговаривает правило деления на двузначные числа, класс внимательно слушает. Затем, учитель проговаривает правило остатка и просит повторить некоторых учеников данное правило).
- Кто мне назовет компоненты деления? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Потом учитель пишет на доске другой пример и все вместе его решают. После решения учитель просит ребят записать его в тетрадь вместе с проверкой. Дети записывают в тетрадь пример, учитель следит, чтобы записали все.)
- Откройте учебники на странице 30. Учащиеся начинают разговаривать между собой, открывать учебники. Решите примеры, которые даны после правила. Давайте, будем решать по цепочке. ( 85:15=5 ост. 10 проверка 10 Открытый урок по математике 2 класса Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж.
Решение обратных задач Тема: Решение обратных задач. Цели урока: 1. Учить решать обратные задачи на приведение к единице и на пропорциональное деление. 2. Повторить.
1. Как разделить двузначное число на двузначное с остатком?
2. Как выполнить проверку деления с остатком?
3. Какие приёмы проверки частного и остатка удобные?
Глоссарий по теме:
Деление – это обратное действие умножению.
Делимое – компонент деления, число которое делят.
Делитель – компонент деления, число на которое делят.
Частное – результат деления.
Неполное частное – результат деления с остатком.
Обязательная литература и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 32.
2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ребята, вы уже знакомы со случаями деления с остатком. Теперь нам нужно научиться выполнять проверку деления двузначного на двузначное с остатком.
Восемьдесят пять разделить на пятнадцать - получим частное пять и остаток десять.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: формирование умения делить двузначное число на двузначное число методом подбора.
Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации; умение планировать выполнение учебного задания; соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.
Воспитывать готовность к взаимовыручке; внимательное отношение друг к другу при работе на уроке; культуру общения.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, проблемный.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический .
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, числовое табло, сигналы, листы самооценки.
Педагогические технологии: проблемное обучение, деятельностного подхода, ИКТ.
Планируемые результаты.
Предметные: использовать метод подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное; выполнять умножение и деление с числами в пределах 100 с опорой на знание табличных случаев умножения и деления; находить и сравнивать значения выражений со скобками и без скобок; решать составные задачи; вычислять периметр прямоугольника.
Метапредметные:
регулятивныеУД: самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике; самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; определять правильность выполненного задания на основе сравнения на основе образцов; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатами действий на определенном этапе выполнения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательные УД; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем; действия анализа, синтеза, классификации; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные УД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы; согласовывать свои действия с мнением партнера в решении учебной задачи.
Личностные: навыки в проведении самоконтроля и самооценкирезультатов своей учебной деятельности; понимание практической значимости математики для собственной жизни; правила общения; принятие ценностей другого человека; чувство ответственности за порученную часть работы.
Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И сейчас урок начнём.
(Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами великого французского педагога и мыслителя Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Запись числа в тетрадь.
Проверка домашнего задания.
- Проверяем домашнее задание п.т.с.26 №1
Задание читает 1 вызванный ученик и дает ответ решения. На слайде появляется эталон.
- Оцените свою работу по заданным критериям. (Критерии читает учитель)
- Я вижу, что есть дети, допустившие ошибки. Перенесите свою оценку в тетрадь.
Оценка учителя.
- Как разложили числа, записанные в овале? (На удобные слагаемые)
- Когда нам необходимо разложить двузначные числа на удобные слагаемые? (Когда мы делим на однозначное число).
- Проверяем решение задачи п.т.с.28 №8 (2)
- Кто записал решение по действиям? Решение и ответ читает вызванный ученик.
Оценка учителя.
- Кто записал решение выражением? Решение и ответ читает вызванный ученик.
Оценка учителя.
- Оцените свою работу по критерию. Я вижу, что многие ребята справились с решением задачи. Перенесите свою оценку в тетрадь.
- А любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.
- Оцените свою работу по критерию. Я вижу, что с решением примеров…
- Расположите ответы в порядке возрастания.
80 39 4 42 48
Х С У П Е
- Какое слово у вас получилось? (успех) .
- Я желаю вам успеха на уроке!
- Сравните решенные примеры и определите: какой пример лишний.
(84 : 2 = 42. Пример на слайде выделяется анимацией.)
Оценка учителя.
«У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз лодок больше, чем водных велосипедов? Оценка учителя.
- Какое арифметическое действие вы использовали для решения этих задач? (Деление)
- Что мы можем вспомнить про действие деление? (Предположение детей.)
- Вспомните названия компонентов действия деления.
- Вспомните правила взаимозависимости компонентов действия деления. Продолжите предложения. (проговаривает 1 ученик). Оценка учителя.
Чтобы найти делимое …
Чтобы найти делитель …..
Заполнение таблицы с проговариванием правила
- Как вы думаете, почему в таблице чаще всего встретилось неизвестное делимое? (Предположение детей)
- Знание правила нахождения делимого пригодится нам сегодня на уроке.
Ш. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите число.
- Решаем примеры опираясь на алгоритм. Первый пример решает … и т.д.
- Что вызвало у вас затруднение? Почему?
- Сформулируйте цель нашего урока. Назовите тему урока.
IV . Построение проекта выхода из затруднения.
- Мы повторили правила нахождения делимого и делителя. Подумайте и скажите, как можно решить этот пример, используя правило нахождения делимого? Даю подсказку: при делении двузначного числа на двузначное в частном получается всегда однозначное число. (Предположение детей)
Создание алгоритма действия с опорой на вспомогательные слова.
1 шаг: попробуем …
4 шаг: если результат и делимое совпадают …, а если нет, то возвращаемся ….
Проверка составленного алгоритма с образцом. (На слайде и у каждого)
- У меня на слайде, а у вас на партах алгоритм. Прочитайте его.
V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Решение примера 85 : 17 по построенному алгоритму с опорой на образец.
- Пробуем однозначное число 2. 17 умножить на 2 получается 34. Сравниваем результат с делимым. 34 меньше, чем 87, значит число 2 не подходит. Возвращаемся к шагу 1.
(Последующие шаги проговаривают дети по желанию).
Решение примеров у доски с опорой на алгоритм.
Учебник с. 39 № 3(1, 2, 3 столбик). Оценка учителя.
VI . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Оцените свою работу. Перенесите оценку в тетрадь. Оценка учителя.
VII . Включение в систему знаний и повторение.
Решение задач на новый прием деления по учебнику с. 39 № 4, 5. (Краткая запись на доске, решение самостоятельно). Самооценка
Решение геометрической задачи с. 39 № 7 с предварительным разбором самостоятельно. Самооценка
VIII . Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
– Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали ?
– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.
– Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?
Развивать логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.
Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения;
Развивать умения слушать и слышать.
Развивать умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
Формировать умение устного деления двузначных чисел методом подбора;
Развивать умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;
Развивать умения следовать алгоритмам проверки результатов арифметических действий;
Развивать математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышать внимание к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формировать навыки учебного труда;
КУМО: наглядный материал, тетрадь, листы с заданием.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы и приемы
Организационно-мотивационный
- Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Алексеевна, сегодня я буду проводить у вас урок математики. Присаживайтесь, пожалуйста.
Математика-наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Присаживаются за рабочее место.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
-развитие умения слушать и слышать.
Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма
Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите кто пришел к нам на урок. Узнали его? И кто же это? Молодцы, узнали нашего гостя. Ребята, Малыш пришел к нам не просто так, ему нужна помощь. К сожалению, он не справился с заданием и получил плохую отметку. Поможем нашему герою решить это задание?
- Дело в том, что Малышу предстоит решить примеры и сравнить выражения и числа, которое вы видите на слайде.
- Сейчас каждый из вас самостоятельно сравнит и запишет у себя в тетради, а затем мы вместе проверим и поможем Малышу. На работу вам дается 4 минуты. Не забудьте записать сегодняшнюю дату: 16 февраля.
- Итак, наш герой уже расставил все знаки, давайте проверим, верно ли он их расставил. Какой знак сравнения вы поставили в первом примере? Во втором? Ошибся ли наш Малыш со знаком в третьем задании?
- Самостоятельно сравнивают и записывают в тетради ответ:
(ответы на слайде)
-формирование желания решать задачи исследовательского плана;
Познавательные:
-формирование специфические для математики логические операции (сравнение, анализ, построение рассуждений);
-развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема);
Коммуникативные:
-развитие умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;
Словесный метод (слово учителя), наглядный (презентация), практический (упражнение) . Фронтальная форма
Постановка темы и задач урока.
А как мы это выполняли это задание?
- Верно, а для того чтобы поделить двузначное число на двузначное каким способом мы пользовались?
- ___________, ты можешь нам объяснить, как ты разделил 36 на 12? (можешь воспользоваться учебником на стр. 38)
Совершенно верно, молодцы!
- Как вы думаете, почему Малыш не справился с этим заданием? А какие знания нам нужны, чтобы применять этот способ?
- Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Сравнивали выражения и числа
(Нам нужно найти частное, для этого начнем проверку с числа 2, 12∙2=24, значит число 2 не подходит. Возьмем следующее число – 3 и проверим его: 12∙3=36. Следовательно, частное – 3. Значит 36:12=3)
- Не владел способом подбора, не знал таблицу умножения
- Делить двузначное число на двузначное способом подбора.
Познавательные:
-развитие умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
Регулятивные:
-развитие умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Словесный метод (слово учителя, беседа), Фронтальная форма
Применение знаний и умений
- Правильно. Ребята, чтобы не попасть в такую ситуацию и не получить плохой отметки, нам нужно еще раз прорешать задания и подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.
- Малыш предлагает нам прорешать следующее задание, оно связано с таблицей умножения. Сейчас вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на странице 43-ей и самостоятельно прочитайте задачу № 20.
- Кто-нибудь хочет решить задачу у доски? (вызываю 2-х человек). Все остальные решают задачу самостоятельно. На работу вам дается 4 мин.
- Итак, у кого получилось точно так же как у__________ поднимите руку.
- Давайте проверим. Что ты находил первым действием? Каким действием ты это находил? Что ты находил вторым действием? У всех такой же ответ?
- Мы немного устали, и Малыш предлагает нам немного отдохнуть.
Самостоятельно читают и решают задачу. 2 человека работают у доски.
6 ∙ 8 = 48 (кг) –разложили
60 – 48 = 12 (кг) – осталось
- Сколько абрикосов разложили.
Умножением; Сколько абрикосов осталось. Вычитанием;
-формирование желания решать задачи исследовательского плана;
Коммуникативные:
-развитие умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;
Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение) . Фронтальная и индивидуальная формы
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Обобщение и систематизация знаний
- Ребята вы хорошо справлялись с заданиями, но наш герой хочет еще потренироваться в выполнении упражнений. Давайте откроем 29 упражнение на странице 44-ой. Прочитайте.
- А что взвешивают кг в этой задаче?
- А что нам нужно найти? Как узнать во сколько раз больше? Каким действием?
- Как узнать на сколько меньше?
- Теперь самостоятельно запишите решение.
- Кто закончил выполнять задание можете поднять руку, чтобы я увидела вашу готовность.
Один ученик читает задание, остальные внимательно слушают.
Масса овцы и масса ягненка.
Делением. Делитель – 72, делимое – 18.
- Вычитанием. Уменьшаемое – 72, вычитаемое – 18.
Коммуникативные:
-развитие логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.
-развитие умения корректно формулировать свою точку зрения;
-формирование умения устного деления двузначных чисел методом подбора;
Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение)Фронтальная и индивидуальная формы
Самостоятельная работа
- Вместе с Малышом мы выполнили некоторые задания, а теперь он предлагает вам выполнить упражнения 34 и 35 на странице 45-ой самостоятельно. Первые 5 человек, кто справятся с заданиями, получат пятерки в журнал, последующие 5 человек –пятерки в дневник. Можете приступать к выполнению заданий.
Самостоятельно выполняют задания.
-развитие умения следовать алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений;
-развитие умения следовать алгоритмам проверки результатов арифметических действий;
-развитие навыков в проведении самоконтроля;
Словесный метод (слово учителя), практический (упражнение) . Фронтальная и индивидуальная формы
Информация о ДЗ
- Ребята, наш герой приготовил для вас домашнее задание. Откройте дневники и давайте его запишем. Выполните упражнения №7, 15,16,22 на стр 41-43.
- Наш герой оставил вам некоторые предложения и попросил их продолжить.
1. Сегодня мне было легко…
2. Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
Кто хочет продолжить предложения?
-Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам Малыш разобрался, как решать примеры и задачи. Насколько хорошо вы сегодня поработали, мы увидим на к/р. Спасибо за урок, можете отдыхать.
-развитие навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
Читайте также: