Конспект урока деепричастие 7 класс рыбченкова

Обновлено: 05.07.2024


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 15 материалов
















5398265 5116439 4482804 3671545 3561987 3556009 3465323 3396439 3394018 3391713 3391714 2682708 2624484 2409260 2354206

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий;

Воспитание интереса к изучению русского языка.

Урок русского языка, 7 класс

Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь

Тема. Понятие о деепричастии

Цель: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий;

воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, О.В. Загоровская), презентация учителя, учебные тексты.

Тип урока: изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний

- Прочитайте (на слайде) предложения, поставьте вопросы к выделенным словам:

1.Из дома вышел человек и направился к машине.

2. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

- Что вы можете сказать о глаголе и его особых формах?

2. Объявление темы, цели, задач урока.

- Какая же тема урока? (запишите)

- И перед нами стоят такие задачи (ознакомьтесь и определите личные цели урока:

Познакомиться с лексическим и грамматическим значеним деепричастия как особой формы глагола.

Научиться разграничивать основное и добавочное действие в предложениях.

Выработать навык правильно употреблять деепричастия в речи.

II. Изучение нового материала

Лингвистическое исследование № 1 (формирование понятия о значении деепричастия).

Проведите исследования и сделайте выводы:

Прочитайте предложения на слайде и сравните их:

Человек идет по улице и улыбается.

Человек идет по улице, улыбаясь.

Человек, идя по улице, улыбается.

Выделите в каждом предложении грамматическую основу.

Назовите количество основных действий в каждом предложении.

Назовите предложения, в которых помимо основного есть добавочное действие.

Поставьте вопросы к словам, которые обозначают дополнительное действие, выпишите их и разберите по составу.

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?

Сравните к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.

Лингвистическое исследование № 2 (формирование знаний о морфологических признаках деепричастия, его роли в речи).

Группа 1 определяет общие признака глагола и деепричастия.

§ 22, упр. 149

Группа 2 определяет общие признака глагола и наречия.

§ 22, упр. 150 (устно)

Группа 3 определяет роль деепричастия в речи.

Прочитать отрывок из произведения А.С. Пушкина, выделить деепричастия. Определить, что деепричастия помогают вам представить, почувствовать, понять.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Признаки глагола у деепричастия

Вместе с глаголом общее … (лексическое) значение.

Отвечает на вопросы … …, напоминающие вопросы глагола.

Управляет как и глагол … (зависимыми словами: существительными, личными местоимениями)

Признаки деепричастия, общие с наречием

Отвечает на вопрос … (как?)

Не… (изменяется: не склоняется и не спрягается).

В предложении бывает…(обстоятельством).

Роль деепричастия в речи

С помощью деепричастия можно… (живо, ярко, динамично, эмоционально и кратко) описать, дорисовать основное действие.

М. В. Ломоносов). Сам этот термин указывает, что деепричастие имеет отношение к действию.

Деепричастия имеют сложную историю. В прошлом они были краткими формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними исчезла и способность к изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной зависимости от сказуемого.

В современном языке деепричастие обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола и наречия.

Употребляются деепричастия в текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.

IV.Закрепление материала

Работа в группах.

Прочитайте предложения, найдите слова, обозначающие основное и добавочное действия.

1. Приобретая знания, мы готовим себя к будущей жизни.

2. Прочитав материал учебника, я приступаю к выполнению письменных заданий.

1. Можно найти много полезной информации, работая с дополнительной

Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

Девочка легко выполняла работу, насвистывая какую-то песенку.

Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу.

0 б р а з е ц. Играть (с к е м ? ) – играя с друзьями.

Творческое конструирование.

Преобразуйте предложения, заменив выделенные глаголы-сказуемые деепричастиями. Определите их синтаксическую роль. Какие новые оттенки значения появились в тексте?

Книги Пушкин любил с детства. Он тайком забирался в кабинет отца и читал все книги, попадавшие ему под руку.

Пушкин обладал необыкновенной памятью и уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Когда находился в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Он уезжал в путешествия и всегда брал с собой книгу. (По И. Гессену)

V. Подведение итогов урока

- Какую цель ставил(ла) для себя сегодня на уроке?

- Достиг(ла) ли я поставленной цели?

- Самый мой большой успех – это…

- Какие новые вопросы возникли для меня?

2. Оценивание.

VI. Домашнее задание:

1.Выучите теоретический материал учебника (§ 22).

2. Систематизируйте знания по теме урока, заполнив в тетради данную таблицу:


Цели урока: ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий; дать понятие о деепричастии как особой форме глагола, рассказать о его месте в системе ча­стей речи; формировать умения разграничивать основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, вы­раженное деепричастием, учить распознавать деепричастия в тексте и употреблять в речи, конструировать предложе­ния с деепричастиями; развивать логическое и абстрактное мышление, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран

Задачи урока:

1. Познавательные:

а) раскрыть лексические и грамматические значения деепричастия;

б) ознакомить с морфологическими признаками и синтаксической ролью деепричастия.

2. Практические:

а) отработать навыки правописания;

б) закрепить умение синтаксического разбора предложения;

в) вырабатывать навык разграничения основного действия и добавочного;

г) формировать умение распознавать деепричастие, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастием.

3. Общепредметные:

· интерес к предмету;

· языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.)

Оборудование урока:

· оформление доски, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Чтение лингвистической сказки

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С МИФОЛОГИЧЕСКОГО САДА

Жил-был человек, не имеющий ни друзей, ни родных, посвятивший всю жизнь науке. Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не овощи, а звуки и морфемы, части речи и предло­жения и уже вывел несколько новых сортов. Учёный много думал о том, что случится, если он соединит одну часть речи с другой.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наре­чия,— размышлял как-то учёный-садовник,— только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия. Поскольку росли они на стволе глаго­ла, их стали называть особыми глагольными формами, а когда они созрели, их сорвали и стали называть частями речи. Попробовали и у одного открыли при­знаки глагола и прилагательного, у другого — признаки глагола и наречия.

Плоды эти — причастие и деепричастие. Как и учёный, они до сих пор рабо­тают в морфологическом саду. И работают каждый за двоих.

(По В. М. Бурмако)

Слово учителя

С одним из дивных плодов морфологического сада — причастием — вы уже хорошо знакомы. Начинаем знакомство с другим дивным плодом — дее­причастием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Понятие о деепричастии" в 7 классе. Урок открытия нового знания.

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Понятие о деепричастии.

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли в речи;

развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;

воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

УУД. Предметные: научиться различать деепричастия и глаголы в речи.

Метапредметные. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Коммуникативные: использовать языковые средства для речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения.

Постановка цели и задач урока.

- Какие цели вы поставите себе на этом уроке? (научиться находить деепричастия, узнать их отличительные особенности, расширять свой кругозор).

3. Актуализация знаний.

На доске записываются два предложения.

Волны шуршали и набегали на берег.

Волны, шурша, набегали на берег.

Задание: найти грамматическую основу в каждом предложении.

1 )Волны шуршали набегали.

- Какое затруднение у вас возникло в процессе этой работы? (не знают, к каким членам предложения отнести слово шурша).

- Почему у вас возник этот вопрос? (незнакомое слово, обозначает действие, похоже на глагол)

- Какое предложение выразительнее? (второе)

- Почему? (слово шурша добавляет образности, обозначает добавочное действие).

- Какой вопрос можно задать к слову шурша? (набегали как?)

-Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (наречие).

- В чем особенность этой части речи? (не изменяется)

- Попробуйте задать еще один вопрос к этому слову.(что делая).

- А к какой части речи мы можем задать похожий вопрос? (глагол, вопрос что делать?)

- Можем ли мы заменить это слово глаголом? (да)

- Как вы думаете, как называется эта часть речи? (деепричастие)

- В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.

-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию.

До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

- Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и наречия. Может быть, кто-нибудь, опираясь на полученные сведения, сможет вывести определение причастия?

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?

Сравните к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.

Первичное усвоение новых знаний.

Улыбаюсь, улыбайся, улыбаясь.

Крикнув, кричу, кричать.

Прямо, нагло, не глядя.

- По какому принципу вы исключили лишнее слово?

2) Работа с текстом. Определение роли деепричастия в речи.

Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина, выделите деепричастия.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Определяют, что деепричастия помогают нам представить, почувствовать, понять.

3) Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу.

Читайте также: