Конспект урока чтение лучшее учение

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами, радио и телевидением; научить детей читать книгу; стимулировать желание детей научиться хорошо читать; воспитывать уважительное отношение к книге как культурной ценности; формировать культуру обращения с книгой, воспитывать любовь и бережное отношение к книге..

Ожидаемые результаты: дети получат первоначальное представление о значении книги в жизни человека, научатся бережно обращаться с книгой; будут оценивать свою работу; учащиеся научатся работать индивидуально, в паре, группе; во время групповой работы на уроке разовьют такие качества, как коммуникативность, культура общения.

Ключевые идеи: В настоящее время люди стали намного меньше читать, потому что появились компьютеры, мобильные телефоны, телевидение. Но все же книга остается главным источником знаний.

Ресурсы: Краткосрочный план серии последовательных уроков.

Маркеры, постеры, тесты, пословицы, выставка книг, изображения лиц

Ученический фактор: Индивидуальная работа, обсуждение в парах, в группах

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : создать условия для формирования уважения и любви к Великой русской литературе, художественному слову.

Задачи: пробудить у ребят интерес к чтению;

выявить уровень начитанности школьников, их знания в области литературных произведений школьной программы;

повысить эрудицию участников классного часа;

создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования.

Оформление класса: плакаты с высказываниями о книгах и чтении: “Кто с книгой дружит, тот никогда не тужит”, “День, проведённый без книги, - потерянный день”.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, выставка книг.

Форма проведения: литературная композиция с элементами беседы и игры (Класс делится на 2 равносильные команды)


В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год.
Ученик 2: И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень много людей.

Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее

Ученик 3:Несколько фактов о пользе чтения 1. Чтение делает взгляд острее. 2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье. 3. Чтение положительно влияет на окружающую среду. 4. Чтение научит вас общаться. 5. Чтение помогает приятно проводить свободное время. 6. Чтение дарует спокойствие. 7. Чтение помогает сконцентрироваться.


Воспитатель:. А теперь проведём викторину :

Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-пух)

Какое слово должен был сложить Кай в ледяном дворце Снежной Королевы? (Вечность)

Как звали пса из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях? (Соколко)

Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

Кто был другом Малыша? (Карлсон)

Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (Пудов пять или шесть)

Кличка собаки Мальвины. (Артемон)

Закадычный дружок Бабы-Яги. (Кащей)

Как звали девочку, которая получила имя из-за своего роста? (Дюймовочка)

Во что превратилась карета Золушки? (Тыква)

Что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошина)

Каким фруктом отравили царевну из сказки Пушкина? (Яблоко)

Чем стрелял барон Мюнхаузен в голову оленя? (Косточка вишни)

В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана? (Комар, муха, шмель))

Деревянный мальчик. (Буратино)

Кто путешествовал в Стране Чудес и Зазеркалье? (Алиса)

Кого сумел одолеть Алеша Попович? (Тугарина)

Как звали племянников – утят Скруджа Магдака? (Билли, Вилли, Дилли)

Воспитатель :

А теперь вам предстоит ответить на более сложные вопросы:
1.Кого мы называем первопечатником книги?
(Первая печатная книга была выпущена замечательным русским мастером Иваном Фёдоровым.)
2. Где установлен памятник Ивану Фёдорову? ( В Москве)
3. Ребята, а где сейчас печатают книги?
(Печатают на станках в типографии.)
4. Кто самым первым начинает работу над созданием книги?
(Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.).

Воспитатель : Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги.

5. Как называется заглавие книги, страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)

6.Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
( Дополнительныё сведения :.Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

Игры и задания по чтению

3. Соедините фамилии писателей и произведения, ими написанные.

4 . Соедините фамилии и имена писателей.

1) Джек А) Тургенев

2) Самуил Яковлевич Б) Пушкин

3) Агния В) Маршак

4) Александр Сергеевич Г) Барто

5) Антон Павлович Д) Лондон

6) Иван Сергеевич Е) Чехов

Узнай героя

Задание усложняется. Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

Этот герой еще в раннем детстве был засмолен в бочку вместе со своей матерью и брошен в синее море. (Князь Гвидон)

Эта героиня была отравлена яблоком. Но все закончилось благополучно. (Молодая царевна)

Этот герой служил жадному человеку. Однажды ему пришлось тягаться с бесами. (Балда)

Этот герой был подарком для царя. А подарен был мудрецом. (Золотой петушок)

Однажды он со своими друзьями отправился в Страну обезьян. Кто это? (Доктор Айболит)

Ответы: 1. Пушкин 2. Лермонтов 3. Губарев 4. Платонов 5. Дружков 6. Ершов 7. Волков 8. Коваль 9. Носов 10. Гераскина 11. Горький 12. Гайдар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации и слайды к литературным произведениям.

Ход занятия.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.

Без языка, а обо всём рассказывает?

Без головы, а всё знает,

Без ног, а везде бывает? (Книга).

Учитель: Молодцы! Мы сегодня поговорим о книгах и о том, почему чтение – лучшее учение.

- А вы любите читать книги? (Ответы учеников).

- Какие ваши любимые книги? (Ответы учеников).

1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)

3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).

5. К кому шла Элли? (К волшебнику Изумрудного города).

6. Имя девочки с голубыми волосами? (Мальвина).

8. Что нашёл Алладин? (Волшебную лампу).

9. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).

11. Кто такой Н.Н. Носов? (Писатель).

13. Умывальник хромоногий, всех мочалок командир? (Мойдодыр).

14.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).

15. Какой дед спасал зайцев? (Дед Мазай).

16. Сколько лепестков было на цветке у девочки Жени? (Семь).

Учитель: А вы знаете, как появилась грамотность на Руси? Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука была названа кириллица.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками-миниатюрами. Первыми литературными произведениями были летописи, а первыми летописцами (т.е. писателями) являются Митрополит Илларион и монах Нестор.

Учитель: Книг много, они учат нас, помогают ориентироваться в жизни и учёбе.

Учитель: Есть такая пословица: чтение – лучшее учение. Как вы её понимаете? (ответы учеников)

Учитель: Не бойтесь читать много. Каждая книга пригодится. Для того, чтобы жить и развиваться, надо прочитать необходимое количество книг. А какая наша первая книга в школе? (Букварь, азбука).

Учитель: Книга – это источник знаний, зеркало жизни и наш друг. И мы должны бережно относиться к этому источнику и другу. А почему нужно беречь книгу? Как нужно обращаться с книгой? (Ответы учеников).

- книги нельзя рвать;

- вымыть руки перед тем, как начать работать с книгой;

- пользоваться обложками для книг;

- нельзя книги бросать;

- пользоваться закладками при остановках чтения;

- не сгибать книгу пополам и не вырывать страницы;

- не рисовать в книгах и не загибать страницы;

- у каждой книги должно быть своё место;

- если книга порвалась, заклеить её.

Учитель: Правильно, книги надо беречь. С помощью книг мы окунаемся в другой мир – мир фантазий, интриг, знаний, смеха и добра. Книги часто открывают нам то, что мы не знаем, о чём даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений, внутренний мир человека и многое другое. Книги развивают нашу речь. Книги полезны и необходимы человеку. Их нужно беречь, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.

А вы знаете, что картон и бумагу делают из дерева? Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей планеты.

Учитель: Существует множество книг: учебники, словари, энциклопедии, справочники, художественная литература. К книге нужно относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Рассматривать, выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Вы будете идти по жизни всё дальше и дальше, а прочитанные вами книги будут идти вместе с вами. Поэтому, читать важно, читать нужно, читать интересно!

5. Костюм лисички, корзина, 1 копейка , мыло и мочалка , яблоко и зеркало , золотой ключик .

Ведущий : Проведем конкурс на звание лучших читателей.

Лисичка: « Тому, кто найдет корзинку! Сде лай до брое дело. Отнеси ее на праздник в гимназию

Конкурс № 3: Я буду показывать вам найденные вещи, а вы назовите, чья это вещь, из какой

Ведущий: Ребята, а к нам еще одна гостья пришла. Это детский писатель - Ольга Владиславовна

(рассказ писателя о своей деятельности, чтение стихотворения Долматов Иван )

Дети, к нам на праздник пришла Нина Михайловна. Вы ее уже знаете – это наш

Ведущий: Вот и подошел к конц у наш праздник. Вы хорошо отвечали на все вопросы. За это вы

Это говорит о том, что вы знаете детских писателей и читаете книги. Наш праздник мы

Читайте также: