Конспект урока буква а перспектива

Обновлено: 16.05.2024

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

    познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
  • совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
  • проводить звуковой анализ и строить модели слов;
  • развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
  • развивать учебно-научную речь учащихся;
  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Дидактические средства: учебник “Букварь” (авторы Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.

1 Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

(Учитель помещает на доску карточки.)

Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Учитель: Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.

3. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте загадку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)

Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

- Это доктор, который лечит животных.

- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.

Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?

Дети: Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”

Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

(После нажатия мышки появляется 2 картинка)

Учитель: Отгадайте ягоду.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)

Учитель: Родина этой ягоды – Южная Америка.

Учитель: Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?

Дети: Они начинаются со звука [а].

Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Дети: Звук и букву А.

3. Изучение нового материала.

Фонетическая зарядка

Учитель: Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (А – а – а) Как работают рот, зубы, язык?

Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.

Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Анна, Анюта, Анастасия, Альбина, Алиса, Ангелина) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают девочки, имена которых начинаются со звука [а].) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а]. (Андрей, Антон, Арсений, Артём) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают мальчики, имена которых начинаются со звука [а].)

Учитель: Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.

  1. “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
  2. “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  3. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
  4. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  5. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  6. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Схема на доске и на партах:


Учитель: Где мы слышим звук [а].

Дети: В начале слова и в конце.

Учитель: Назовите картинки.

Дети: Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.

Учитель: Где находится звук?

Дети: В начале слова.

На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а] в середине, в нижнюю строчку - [а] в конце.

Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [а]?

Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.

Слайд 6. Видеоролик “Буква А”.

Учитель: Выучим стихотворение о букве “А”.

А – начало алфавита (Руки по очереди ставят на пояс, а затем на плечи.) Тем она и знаменита. (Руки по очереди поднимают над головой, 2 хлопка над головой.) А узнать её легко: (Руки по очереди ставят на плечи, а затем на пояс.) Ноги ставит широко. (Ноги ставят на ширину плеч.)

Учитель: На что похожа буква “а”?

- На телеграфные столбы.

Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой А.

Учитель: Ребята, помогите разобраться. Зачем нам нужны два варианта записи буквы “а”: А большая – заглавная, а маленькая – строчная?

Дети: Некоторые слова пишутся с большой буквы, а есть слова, которые пишутся с маленькой буквы.

(Возвращаются к схеме слова “Алиса”)

Учитель: Молодцы! А кто знает имена людей с какой буквы пишутся?

Дети: Имена людей пишутся с большой – заглавной буквы.

(Учитель вызывает 2 ребят, раздаёт 2 буквы: А, а. Просит заменить гласные звуки [а] буквами в схеме слова “Алиса”. Вызванные ученики у доски, а остальные дети на месте убирают красные фишки и на их место ставят буквы А, а.)


Учитель: Посмотрите на вторую букву “а” и определит после какого согласного пишется буква “а”.

(Дети высказывают мнения.)

Вывод. Буква “а” пишется после твёрдого согласного.

На доске:


Вызываются 5 детей. Учитель называет ученика и “назначает” его тем или иным звуком, даёт карточку с этим звуком. Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.

Гласные шаг вперёд. Представьтесь. Подойдите ко мне.

- Согласные шаг вперёд. Представьтесь.

- Твёрдый согласный подойди ко мне, мягкий согласный подойди ко мне.

– Звуки встаньте на свои места.

Работа со скороговорками

Алёша Алине сигнал подаёт. Алина услышит – Алёшу найдёт.

(Дети произносят скороговорку сначала медленно, а затем быстрее.)

Звуковой анализ слова “луна”. Работа с фишками. Проверка по образцу.

Слайд 9. Схема слова “луна”

Учитель: Встаньте те дети, кто верно составил схему слова “луна”. (Дети встают.) Молодцы! Похвалите себя, похлопайте себе. Где находится звук?

Дети: В конце слова.

5. Рефлексия деятельности.

Слайд 10. (1 нажатие мышки)

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?

Дети: Мы познакомились со звуком [а]. Узнали какой буквой обозначается звук. Выучили правила: буква “а” пишется после твёрдого согласного; имена пишутся с большой буквы.

Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива.

ВложениеРазмер
zvuk_a_bukva_a.docx 20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 21, 2 6. Звук [а]. Буквы А, а

Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы Л, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.

Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II. Эмоционально-волевая регуляция

III. Развитие речевого аппарата

(Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)

2. Дыхательная гимнастика

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

3. Работа над дикцией

- Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин,

Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин — драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)

IV. Мотивационно-целевой этап

  • Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а.)
  • Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)
  • Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)
  • Что вы можете рассказать об этом звуке?
  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие бук вы.)

V. Работа по теме уроков

  • Рассмотрите рисунок на жёлтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
  • Назовите птицу. (Аист.)
  • Произнесите слово по слогам.
  • Произнесите первый слог.
  • Что вы заметили? (Это гласный звук.)
  • Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
  • Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.

Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком — буквой. Эта буква так и называется: а.

(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)

  • Прочитайте букву. Произнесите всё слово.
  • Разгадайте ребус. (Акула.)

(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

  • В каком месте слова находится звук [а]?
  • Разделите слово на слоги.
  • Произнесите слово с ударением.
  • Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
  • Как определить ударный гласный звук?

— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?

(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)

— Для чего мы будем работать в прописях? ( Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)

- Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нём изображён? (Пчела.)

— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)

  • Обведите дорогу пчелы к цветам.
  • Рассмотрите рисунок на с. 5.
  • Помогите кораблику доплыть до берега. (Учитель показывает на доске.)
  • На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
  • Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
  • Откройте прописи на с. 6.
  • Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
  • Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
  • Разгадайте следующее слово. (Астра.)
  • Составьте звуковую схему слова астра.
  • Почему буква а написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)

-- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

  • Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента следует начать написание буквы?
  • Обведите образец.

Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  • Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
  • Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
  • Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
  • Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.

VII. Продолжение работы по теме уроков

(Учитель читает стихотворение.)

  • Кого лечил Айболит? (Всех животных.)
  • Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)

( Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения по схеме.)

— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

(Работа в группах. Самооценка. Каждый рассказывает о своём участии в общем деле.)

  • Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
  • Составьте звуковую схему слова ананас.
  • Раскрасьте ананас.
  • Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента следует начать писать заглавную букву А!
  • Обведите образец.

(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания же, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают 5уквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели : познакомить учащихся со звуком [а], буквами А, а.

Задачи. 1. Учить распознавать звук [а] и соответствующую букву в словах, давать характеристику звука Развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить звук и букву.

2. Развивать мышление , речь, память.

3. Воспитывать чувство любви к животным, милосердное отношение к ним.

Материалы и оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для работы в парах.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного.

- На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? (Воздух свободно проходит через рот, не встречает преград).

- Каким знаком на схеме обозначаются гласные звуки? Покажите на доске.

(Один ученик рисует знак на доске)

- Итак, гласные звуки образуются только при помощи голоса.

- Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды: язык, зубы, губы).

- Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума. Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие)

- Как на схеме обозначаются согласные звуки? (Два ученика рисуют на доске знаки для твёрдых согласных и мягких).

- Как называются части, на которые делятся слова? (Слоги).

- От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков)

- Что такое ударение? ( Выделение голосом одного слога в слове)

3. Мотивационно-целевой этап.

Запишите схему слова АИСТ. (Один ученик работает у доски, остальные делают в тетради)

-Сколько гласных звуков в лове АИСТ?

- Разделите слово на слоги. Обозначьте ударение.

- Назовите первый слог. (а-)

-Что вы заметили? ( Слог состоит из одного звука)

-Какой это звук? (Гласный)

-Докажите. (Воздух свободно проходит через рот, не встречая преград)

- Один из звуков мы заменим специальной буквой (а)

- Кто догадался, какая тема урока? (Звук [а]. Буквы А, а.)

- Какие цели поставим? (Узнать новые сведения о звуке [а], буквах А, а).

4. Работа по теме урока.

- Откройте учебник на с. 68.

- О ком идёт речь? (Об Айболите)

- Кто автор? ( К. И. Чуковский)

- Кого лечил Доктор Айболит? (Животных)

- А вы любите животных? (Ответы учащихся)

А сейчас мы разгадаем ребус. Поднимите руки, кто из вас умеет разгадывать ребусы.

- С какой буквы начинается слово? Что нарисовано? Что означает запятая?

- Какое слово? (Акула)

- В каком месте слова находится звук [а]?

- На какой слог падает ударение?

- Рассмотрите схему слова ЛИСА. Сколько звуков в слове ЛИСА? Дайте характеристику каждого звука.

- Внимание на доску. Что это такое? (Схема предложения)





- Что означает вертикальная линия? (Заглавная буква)

- Что стоит в конце предложения? (Точка)

- Составьте предложение по этой схеме. (Варианты детей)

- Найдите в учебнике (стр. 68) схему предложения. Кого лечил Айболит? (Айболит лечил лису)

Самостоятельно прочитайте строчки внизу страницы.

– Кого укусила оса? (Оса укусила лису)

Составьте схему слова ОСА. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради).

5. Практическая работа.

Вы будете работать в парах, составлять схемы слов. Не ссорьтесь, учитесь договариваться друг с другом.

Составить схемы слов: 1 ряд – арка, арбуз

2 ряд – мак, рыба

3 ряд – рак , астра

Задание повышенной сложности: покажите место звука [а] в словах.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

- Назовите слова, которые начинаются с А.

-- Оцените свою работу на уроке.

- Чем полезен был урок?

- Чему вы научились?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : познакомить учащихся со звуком [а], буквами А, а.

Задачи. 1. Учить распознавать звук [а] и соответствующую букву в словах, давать характеристику звука Развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить звук и букву.

2. Развивать мышление , речь, память.

3. Воспитывать чувство любви к животным, милосердное отношение к ним.

Материалы и оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для работы в парах.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного.

- На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? (Воздух свободно проходит через рот, не встречает преград).

- Каким знаком на схеме обозначаются гласные звуки? Покажите на доске.

(Один ученик рисует знак на доске)

- Итак, гласные звуки образуются только при помощи голоса.

- Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды: язык, зубы, губы).

- Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума. Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие)

- Как на схеме обозначаются согласные звуки? (Два ученика рисуют на доске знаки для твёрдых согласных и мягких).

- Как называются части, на которые делятся слова? (Слоги).

- От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков)

- Что такое ударение? ( Выделение голосом одного слога в слове)

3. Мотивационно-целевой этап.

Запишите схему слова АИСТ. (Один ученик работает у доски, остальные делают в тетради)

-Сколько гласных звуков в лове АИСТ?

- Разделите слово на слоги. Обозначьте ударение.

- Назовите первый слог. (а-)

-Что вы заметили? ( Слог состоит из одного звука)

-Какой это звук? (Гласный)

-Докажите. (Воздух свободно проходит через рот, не встречая преград)

- Один из звуков мы заменим специальной буквой (а)

- Кто догадался, какая тема урока? (Звук [а]. Буквы А, а.)

- Какие цели поставим? (Узнать новые сведения о звуке [а], буквах А, а).

4. Работа по теме урока.

- Откройте учебник на с. 68.

- О ком идёт речь? (Об Айболите)

- Кто автор? ( К. И. Чуковский)

- Кого лечил Доктор Айболит? (Животных)

- А вы любите животных? (Ответы учащихся)

А сейчас мы разгадаем ребус. Поднимите руки, кто из вас умеет разгадывать ребусы.

- С какой буквы начинается слово? Что нарисовано? Что означает запятая?

- Какое слово? (Акула)

- В каком месте слова находится звук [а]?

- На какой слог падает ударение?

- Рассмотрите схему слова ЛИСА. Сколько звуков в слове ЛИСА? Дайте характеристику каждого звука.

- Внимание на доску. Что это такое? (Схема предложения)

- Что означает вертикальная линия? (Заглавная буква)

- Что стоит в конце предложения? (Точка)

- Составьте предложение по этой схеме. (Варианты детей)

- Найдите в учебнике (стр. 68) схему предложения. Кого лечил Айболит? (Айболит лечил лису)

Самостоятельно прочитайте строчки внизу страницы.

– Кого укусила оса? (Оса укусила лису)

Составьте схему слова ОСА. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради).

5. Практическая работа.

Вы будете работать в парах, составлять схемы слов. Не ссорьтесь, учитесь договариваться друг с другом.

Составить схемы слов: 1 ряд – арка, арбуз

2 ряд – мак, рыба

3 ряд – рак , астра

Задание повышенной сложности: покажите место звука [а] в словах.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

- Назовите слова, которые начинаются с А.

-- Оцените свою работу на уроке.

- Чем полезен был урок?

- Чему вы научились?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 366 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.10.2016 1913
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тюнина Ольга Митрофановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Данный материал будет полезен учителям начальной школы работающим по ФГОС в 1 классе.

Содержимое разработки

Варламова Мария Ивановна, МОУ СОШ № 9 города Георгиевска, учитель

Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы А, а, развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами, прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.

Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.

- Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

III. Развитие речевого аппарата

(Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длитель­ный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

Работа над дикцией

Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин, Ася, Вася, мандарин, Азбука, аквамарин, Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин — драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а.)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)

- Какой звук сегодня у нас в гостях?

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать но­вые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие буквы.)

V.Работа по теме уроков

- Рассмотрите рисунок на жёлтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что он помо­жет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.

- Назовите птицу. (Аист.) Произнесите слово по слогам.

-- Произнесите первый слог. Что вы заметили? (Это гласный звук.)

- Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)

- Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист. ()дин из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком — буквой. Эта буква так и называется: а.

(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)

- Произнесите всё слово.

- Разгадайте ребус. (Акула.) (При необходимости учитель объясняет принцип разгадыва­нии ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

В каком месте слова находится звук [а]?

Разделите слово на слоги.

Произнесите слово с ударением.

Назовите ударный слог, ударный гласный звук.

Как определить ударный гласный звук?

Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?

(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)

Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)

Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нём изображён? (Пчела,)

Кто такая пчела? (Насекомое.)

Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)

Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?

Обведите дорогу пчелы к цветам.

Рассмотрите рисунок на с. 5.

Помогите кораблику доплыть до берега. (Учитель показывает на доске.)

На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.

Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)

Откройте прописи на с. 6.

Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)

Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)

Разгадайте следующее слово. (Астра.)

Составьте звуковую схему слова астра.

Почему буква а написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)

Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верх нем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

С какого элемента следует начать написание буквы?

(Написание элементов письменной строчной буквы а сначала и воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.

- Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.

- Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу? Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Ба­нан, груша, репа.)

- Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.

VI.Физкультминутка

VII.Продолжение работы по теме уроков

Кого лечил Айболит? (Всех животных.) Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)

(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предло­жения по схеме.)

- Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка. (Работа в группах. Самооценка. Каждый рассказывает о своём участии в общем деле.)

- Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.) Составьте звуковую схему слова ананас. Раскрасьте ананас.

- Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы.

- Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента следует начать писать заглавную букву А?

- Обведите образец. (Написание элементов письменной прописной буквы А сна­чала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

- Рассмотрите картинки внизу.

- Что на них изображено?

- Напишите первые буквы этих слов. (Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)

VIII.Рефлексивно-оценочный этап

Назовите слова, которые начинаются на букву а.

Оцените свою работу на уроке.

Кому нужна помощь учителя?

IX. Подведение итогов уроков

Чем полезен был сегодняшний урок?

Чему вы научились?


-75%

Читайте также: