Конспект урока борис годунов 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока литературы в 10 классе

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,

чтобы оно объяснило нам наше настоящее

и намекнуло о нашем будущем.

Цель урока: расширить и углубить представление учащихся о Пушкине – историке и драматурге.

  1. актуализировать знания учащихся по содержанию фрагмента трагедии и подвести школьников к пониманию идейного смысла;
  2. рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным;
  3. показать, как изображен народ в трагедии; в чем, по Пушкину, его сила и слабость.
  1. развивать умение комплексно анализировать художественный образ (в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик);
  1. формировать в учебном диалоге позицию думающего, рассуждающего читателя;
  2. воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и окружающими людьми.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Ученики самостоятельно (исходя из домашнего задания) определяют, что на уроке будет выясняться дальнейшее развитие творческого пути А.С.Пушкина.

Запись на доске не комментируется.

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

- Каковы основные темы и мотивы творчества А.С.Пушкина? В чем проявляется разносторонность творческого дарования Пушкина?

(Поражает необыкновенная разносторонность творческого дарования Пушкина. Он выступает и как драматург, и как публицист, и как прозаик, и как лирик.)

Вопрос на дом (опережающее задание).

Создать слайдовую презентацию по группам:

III. Слово учителя:

- Какова была эпоха Бориса Годунова? Проведем экскурс в прошлое.

Слово учителя:

IV. Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, почему П. для изображения Руси конца 16-начала 17 века выбрал именно жанр трагедии?

VI. Слово учителя:

Вопросы для обсуждения:

Начальный вариант текста:

Как я люблю его смиренный лик,

И тихий взор и важное смиренье

(И важный взор и тихое смиренье, И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста:

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем

Он летопись свою ведет…

-Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России? Аргументируйте свой ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Список литературы:

Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ

1.Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?

2.Проверка домашнего задания.

3. Основная часть

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

Работа с терминами:

Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

1. Композиция. Трагедия состояла из 5 действий (В драме Пушкина 23 сцены. Почему? Жизнь трудно уложить в определенные схемы. Многочисленность сцен позволила правдиво и более полно отразить историческую действительность.)

2. Единство места (События трагедии "Борис Годунов" происходят в Кремлевских палатах, на площади, в Ново - Девичьем монастыре, в келье монаха в Чудовом монастыре, в корчме на литовской границе, в Кракове , в лесу, на равнине близ Новгорода – Северского и т.д.)

3. Единство времени. События должны происходить в течение одного дня. (В трагедии - с 20 февраля 1598 г. до июня 1605 г. - 6,5 лет.)

Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:

Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.

Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Давайте запишем главных героев трагедии
1)Борис Годунов
2)Князь Василий Шуйский
3)Марина Мнишек
4)Гришка
5)Сын бориса Федор
6)Дочь Бориса Ксения
7)Андрей Щелкалов

Беседа

- Откроем первую страницу. Прочитаем посвящение. Почему свой труд поэт посвящает Н.М. Карамзину?

(Это знак восхищения трудом Карамзина - историка. Но драма Пушкина это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение).

- В какое время происходят события в драме?. Как мы это можем определить?

(В конце XVI - начале XVII вв. В некоторых сценах Пушкин точно указывает даты. Например, "Кремлевские палаты" (1598 года, 20 февраля), "Равнина близ Новгорода - Северского" (1604 года, 21 декабря) и другие)

- Как вы думаете, с какой целью автор вводит точную датировку?

(Поэт вводит нас в историческое и временное пространство. Хронология соединяет фрагменты произведения в единое целое)

- Перечитаем сцену "Кремлевские палаты". О чем говорят Воротынский и Шуйский?

(Об убийстве мальчика царевича по приказу будущего царя - самозванца Бориса).

- Какую роль играет данная сцена в трагедии?

(Это экспозиция, она готовит нас к восприятию последующих событий)

- Обратимся к сцене "Ночь. Сцена в Чудовом монастыре". Вспоминая Федора, Пимен говорит о том, что "Русь при нем во славе безмятежной утешилась. " Почему же сейчас нет этого?

(Прогневали мы Бога, согрешили,
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. )

- Какой приговор выносит Григорий Борису?

(И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда)

- Перечитаем сцену "Палаты патриарха". Почему Григорий убежал из монастыря?

("Буду царем в Москве!" Завязывается конфликт. Григорий хочет вершить мирской суд.)

Трагедия Бориса. "Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить. "

- Перечитаем монолог Бориса из сцены "Царские палаты"

- В чем смысл монолога? Почему Годунов не может понять причину нелюбви народа?

(Попытка переложить вину на других, что не дает ему разобраться в природе нелюбви к нему народа - духовной, совестной)

- К мукам совести прибавляется опасность польской интервенции, восшествия на престол самозванца. Как бороться с "мятежным шепотом" об уцелевшем Дмитрии?. Поищем ответ на него в сцене "Царская дума".
Что советует Борису патриарх?

(. во Кремль святые мощи
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском; народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет яко прах)

- Обратим внимание на ремарку. Почему бояре испытывают смущение, а Борис "несколько раз отирает лицо платком"?
("Святые мощи, чудотворные останки" могут принадлежать только невинно убиенному младенцу, а не погибшему случайно. Это значит признать убийство)

- Почему Годунов отказывается от выхода предложенного патриархом и принимает помощь Шуйского?
(Перед Борисом выбор: либо поступить по совести - всенародно признаться в своем грехе и спасти Москву, Россию от нашествия, либо поберечь себя и тем самым погубить свою душу, отдать на растерзание страну. Царь выбирает неправду.)

- Эта сцена является кульминационной. Она ярко демонстрирует конфликт "между поведением людей и совестью, между человеческой практикой и человеческими ценностями". Выбор сделан! К чему привел он?

- Назовите дальнейшие события трагедии, ускоряющие развязку?
(Предательство Басманова,
вступление интервентов в Москву,
убийство жены Годунова и царевича Федора)

- Почему так трагичен финал?
(Федор убит после смерти Бориса. Борис умер, но возмездие продолжается. Это не просто индивидуальное наказание, это неизбежное, неотвратимое зеркало греха. Преступление Годунова не ограничивается пределами его судьбы. Он умер, а его грех продолжает осквернять землю)

Трагедия Самозванца

- Найдите в тексте рассказ о Григории Отрепьеве. Кто он такой?
(Сцена "Палаты патриарха")

- Почему Отрепьев сбежал из монастыря?
(совершить "мирской суд"
"буду царем в Москве")

- Обратимся к сцене "Ночь. Сад. Фонтан." Каким мы видим в ней Самозванца?
(В нем есть безграничное честолюбие, острый ум, решительность, безоглядная русская удаль, беспечность: "Беспечен он, как глупое дитя.")

- Обратите внимание на артистичность героя: в келье, в корчме, с Поэтом, с Мариной - он везде разный. Как это подчеркивает Пушкин?
(Он по-разному называет героя. В келье - это инок Григорий; в корчме - Григорий-мирянин. В Кракове - Самозванец. Поэт хватает его за полу - Гришка: играет роль царя. Ощущает, как кто-то хватает - реагирует как вор: на секунду выпадает из роли.
В сцене у фонтана по-прежнему Самозванец, но в какой-то момент вживается в роль и становится Димитрием.
В сцене битвы, когда призывает "щадить русскую кровь" - Димитрий. После сцены Бориса с Николкой - Самозванец.
В сцене "Лес" дважды назван Лжедмитрием)

- Почему одного героя так по-разному называет Пушкин? Только ли для того, чтобы передать его артистизм?
(Называя героя по-разному, автор подчеркивает и его состояние, и свое отношение к нему. Так Самозванец умен, ловок, изворотлив, удачлив, хотя "и вор, а молодец". Он мечтает о престоле, о жизни, полной наслаждений. Он щедр ко всем, кто поддерживает его.
Лжедмитрий расточает щедроты и милости, любую малость использует для того, чтобы укрепить свое влияние, так как одного имени Дмитрия недостаточно.)

- После сцены "Лес" Григорий исчезает из пьесы, он засыпает. В драме 2 его сна. Первый - в келье. Перечитаем его. Что он сулит?
(Славу и бесславие.
Славу - подъем на башню "по лестнице крутой"; бесславие - "и, падая стремглав, Я просыпался")

- Второй сон не описан. Но после него сбывается пророческая часть "И, падая стремглав, Я просыпался".
Мы видим Григория в действии от сна до сна. Почему?
(Его жизнь, карьера как сон. Он уже описал свой круг и ему предстоит проснуться.)

- Как приходит к власти Самозванец?
(Для того, чтобы возвести его на престол убивают Федора. История идет как бы по кругу. Убийство Димитрия, открывшее Годунову путь к власти, предопределило убийство Федора Годунова. Обман порождает обман. Нарушение законного порядка престолонаследия - преступление, порождающее смуту.)

- Трагедия начинается разговором о крови и завершается разговором о пролитой крови ни в чем не повинных людей. Начинается здравицей в честь Бориса и кончается призывом: ". кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!", НО "Народ безмолвствует". Какова же роль народа в пьесе? Отвечая на этот вопрос, обратимся к тексту.

- Как ведет себя народ в экспозиции?
(Безразлично, что равносильно молчанию.
Затем его заставляют умолять Бориса быть царем. Он кричит: "Ах, смилуйся, наш отец, властвуй над нами.")

- Каково поведение народа в финале?
(Кричит: "Да гибнет род Бориса Годунова!" Жалеет Федора и Ксению и ненавидит их.
Затем его заставляют кричать: "Да здравствует царь Дмитрий Иванович!", а он "безмолвствует")

- Почему "народ безмолвствует"?
(Избрание цареубийцы на царство свершилось при непосредственном попущении народа. Это не принесло ему облегчения страданий. Кара продолжается и после смерти Бориса, потому что в бедствиях целой страны не может быть виновен только один человек. В убийстве еще одного мальчика, в нашествии иноземцев виновен и народ, возведший на престол убийцу. Суд идет не только в душе Бориса, но и в глубинах народной совести. Народ слеп до поры до времени. Ужаснувшись новому злодеянию, народ почувствовал свою вину. Его безмолвие - это не только ощущение греха, но и преддверие перелома).

Заключительное слово учителя.

Перелистав страницы трагедии "Борис Годунов", мы с вами пришли к выводу, что это не просто художественная иллюстрация к русской истории, это, говоря словами литературоведа И.П. Карпова, "трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка, вследствие духовного помрачнения народа".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I. Вступительное слово учителя.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

1 . Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.

Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошел на престол путем преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

2. Царь Борис и Самозванец.

Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

3. Народ и его роль в трагедии.

Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

Домашнее задание.



Борис с сыном.
Иллюстрация В. И. Сурикова
к трагедии А. С. Пушкина
"Борис Годунов". 1898 г.
Всероссийский музей А. С. Пушкина


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Цель — показать историческую основу пушкинской трагедии, найти в ней черты художественного вымысла и соотнести трактовки этой эпохи Карамзиным и Пушкиным.

Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал ее вслух, входя в роль автора, режиссера и актеров одновременно.

Начать урок возможно с чтения начала трагедии,
диалога князей Шуйского и Воротынского в кремлевских палатах.

Логичным продолжением чтения станет
обсуждение сцены по вопросам:

2. Как символически отразились в этой сцене мотивы убийства ради восшествия на престол?

4. Можно ли на основании первой сцены предположить, какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии и какие социальные силы противостоят в пьесе?

Выводы.
Пушкин косвенно связывал крах Московского царства и Смуту с убийством Павла I и воцарением Александра I. Обеднение боярских родов Рюриковичей он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти.

В центре урока основной формой учебной деятельности
станет групповая работа.

Объединение учеников в группы можно связать с системой образов трагедии Пушкина:
царь Борис; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддерживающие самозванца; народ.

Группа 1. Царь Борис.

3. Как автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и изображает нравственные мучения царя?

Вывод.
Несмотря на многогранный облик царя Бориса, которому присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель — ограничить права своих подданных и не потерять власти своего рода. Борис гибнет не по воле людей, окружающих его. По мысли Пушкина, он жертва Рока, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ.

Группа 2. Бояре.

2. Каково отношение боярства к вести о Самозванце? Какие пороки государственной власти осуждает в своем монологе Афанасий Пушкин?

Вывод.
Боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий даже путем обмана. Шуйский лжет царю о причинах смерти царевича, а сам возмущает народ, чтобы свергнуть царя.

Группа 3. Дворяне и поляки,
поддерживающие Самозванца.

1. Проанализируйте сцену в доме Вишневецкого в Кракове. Как в ней выражается стремление опального дворянства вернуть свои позиции в русском государстве? Какие надежды оно возлагает на Самозванца?

Группа 4. Народ.

Для народа выход из тупика автор видел в просвещении, в гражданском и общественном воспитании и считал, что государственная власть будет сильна до тех пор, пока ей не будет противостоять реальная и дееспособная оппозиция. Такой силой Пушкин считал древнюю родовую аристократию, равную Романовым, к которой принадлежал и он сам.

В заключение урока
может быть проведена фронтальная беседа по следующим вопросам
(также могут быть использованы вопросы и задания учебника):

2. Какие законы драматических произведений классицизма нарушает Пушкин в своей трагедии?

3. В чем своеобразие пушкинских взглядов на историю?

4. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?

Итог уроков.

В трагедии Пушкин обновляет свою концепцию истории и явственно показывает черты нового художественного метода — реализма.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)


Эпиграф к уроку :

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

1. Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.

Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошел на престол путем преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

2. Царь Борис и Самозванец.

Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

3. Народ и его роль в трагедии.

Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

Домашнее задание.

Читайте также: