Конспект урока большая буква в фамилиях именах и отчествах людей

Обновлено: 07.07.2024

Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности:

целеполагание, планирование;конт рол ь и самоконт роль процесса и резул ьтатов

Познавательны е УУД – умение ана лизировать, сопоставл ять, находить

ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительн ых и сточник ов

Коммуникативные УУД – умение слу шать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсу ждении проблем; у мение работать в паре, в

Предметные - уточнить представления о со бственных и нариц ательных

именах су ществитель ных, закрепить знан ия о п равописании заглавн ой буквы в

Методы: частичн о - поисковый, оъясн ительно - илл юстративны й.

Организационн ый момент. П сихологи ческий н астрой на урок.

- Н а какие группы делятся в зависимо сти от того на какие вопросы

Учиться надо весе ло, чтоб хорошо учиться. Наст раиваемся на рабочу ю

волну и стремимся п о ст упеням знаний к новым открыт иям . Попрошу вас бы ть

внимательными, с ообразительн ыми А девизом нашего у рока сегодня возьм ем

- Что общего в на писанных сл овах? Для чего ну жны заглавные бу квы?

- Что объединяет все эти слова? ( Имена существит ельные).

- Какое слово лиш нее? П очему? ( Москва. Это и мя собственное, все

- Какие имена су ществительные явл яются собстве нными?

- Составьте предл ожение с лю бым из этих сл ов. Предл ожение должн о

- Давайте решим п оставленные орфогра фические задачи.

Давайте определ им спосо б действий при решении орфогра фической за дачи:

2. Если имя собствен ное , то пиш и заглавну ю букву.

3. Если нет – проверь, начал о предлож ения ил нет, с делай выбор нужной бу квы.

Откройте у чебник упражн ение 1. Проч итайте выв оды, о кот орых мы с вами

- Какие секрет ы письменн ой речи тепе рь нам знаком ы?

- Что общего у этих слов ? (Все эти слова – имена, пишутся с больш ой бу квы).

- В своих тетра дях запишите отгадки. О бозначьте орф ограммы.

– А сейчас м ы немного отдохнем и поигра ем в игру « Нарицательное

Со бака, Дру жок, корова, Бу ренка, село, Дупки, река, ст рана, фамилия,

Иванов, Олег, И льич, зяц, медв едь, Мос ква, Ока, озеро, Ба йкал, горо д, Ту ла.

Ребята, нас в классе 3 Никит ы , 2 Елизаветы , 3 Анастаси и . Скажите,

пожалуйста, что я прошу их написать в случаях, когда они подписываю т свои

– 900 лет наза д появились и первые фамилии. (Расск аз у чителя). Слово

"фамилия" о значает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они

указывают, где жили наши предки –Москвины; некоторые говорят о профессии –

Гончаровы, а есть ф амилии, кот орые об разовались от названий

животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникал и от каких - то

внешних п ризнаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его

могли прозвать – Бе ляков. Или, если у человека была борода, его

звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства –

Серёжа Иванов и К остя Пет ренко — дру зья. На каникул ах они поехали в

деревню Кирил ловну . Она находится на Азовском мо ре. Там живу т бабушка

Кости Наталья Бо рисовна и деду шка Иван Ан дреевич. Целы й месяц Серёж а и

- Ребята, а теперь вас ждет одно интересное задание. Вы готовы проверить

- Спишите сл овосочетания, вставл яя пропу щенные бу квы (кар точки ).

девочка …оза, весе нняя роза ; возду шный …арик, ще нок Шарик; Тих ий

- А теперь поме няйтесь тетра дями и сде лайте взаимо проверку (слайд

- Скажите, почему слова оди наковые, а пишутся п о - разному . Какой можно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан для обучающихся в коррекционной школе 8 вида 3 класс.

Цель: Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных и научить отличать имена собственные от нарицательных существительных.

Образовательные:

- совершенствовать знания, умения и навыки правильного письма имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных.

- применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся.

- развитие грамотного письма, орфографической зоркости.

- развитие каллиграфического навыка грамотного письма.

- развитие внимания, логического мышления.

- развитие речи учащихся, интереса к родному языку.

Воспитательные:

- воспитание культуры поведения на уроке.

- воспитание умения работать коллективно, самостоятельно.

- создание благоприятного психологического климата на уроке.

Оборудование

- учебники, тетради, карточки с заданиями.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц? Какой он по счету? Какой день недели? Какой сейчас урок? Какой он по счету? Что мы делаем на уроке русского языка?

Как вы думаете, это нам?

Но чтобы узнать какой сюрприз нужно выполнить все задания, тогда мы можем сложить пазл и узнать, что за сюрприз.

Начинаем наш урок с определения темы. Для этого вам нужно выполнить1 задание из конверта. Посмотрите на доске буквы, прочитайте только подчеркнутые.

Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какое маленькое открытие сегодня совершим?

Узнаем, когда будем писать заглавную букву.

Какую цель поставим перед собой?

Научиться писать большую букву.

Кто знает, когда мы пишем заглавную букву?

В начале предложения мы пишем заглавную букву.

Сегодня мы узнаем маленькие секреты большой буквы.

А работать мы будем по плану:

Высказывать свое мнение, когда пишется большая буква.

Поработаем в тетради.

Выполним самостоятельное задание.

Вы выполнили первое задание теперь можно перевернуть картинку.

3 Чистописание. Второе задание из конверта — это чистописание. Чтобы красиво написать давайте приготовим пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Над бурливою рекой

Мостик сделали такой.

Люди по нему пройдут,

И лошадок проведут.

Вспомним правило: Красиво сижу, красиво пишу.

А сейчас, мы откроем тетради, запишем число и классную работу.

На новой строчке пропишем заглавную букву м.

Вспомним из каких элементов состоит буква м.

Напишем сначала в воздухе, а затем в тетради.

Молодцы выполнили задание можем перевернуть пазл.

4. Изучения нового материала

На доске прикреплены карточки с напечатанными именами всех детей класса. Дети прочитывают хором.

Что обозначают эти слова?

Это имена людей.

Кто догадался, чьи это имена?

С какой буквы они напечатаны?

С заглавной буквы.

Какой вывод из этого следует?

Имена пишутся с большой буквы.

Выберите два понравившихся вам имени и напишите их на новой строчке.

Взаимопроверка

б) физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

А четыре полетела.

На доске напечатаны слоги, детям необходимо собрать имена людей.

Ти Ми Ма Са Я Да Гла Па Ке ша тя ма

Какие имена у вас получились?

Молодцы, теперь мы можем перевернуть 3 пазл.

в) отчества пишутся с большой буквы.

На доске напечатаны имена и отчества людей: Елена Николаевна, Ольга Борисовна, Ольга Геннадьевна, Наталья Викторовна

Что означают эти слова?

Это имена и отчества людей.

Кто знает, как возникли отчества?

Отчества образуются от имени отца.

Дети называют(выборочно) свои отчества.

Как вы думаете, с какой буквы пишутся отчества людей?

Отчества будем писать тоже с большой буквы.

Закройте тетради и прочитайте на обложке слова, которые написаны с большой буквы.

Что они обозначают?

Какие слова пишутся с большой буквы?

Имя, отчество, фамилия.

Учитель предлагает в тетради написать:

Мое имя _________.

Моя фамилия ___________.

Молодцы, мы можем перевернуть третий 4 пазл.

г) гимнастика для глаз

(для снятия напряжения с мышц глаз)

д) клички животных пишутся с большой буквы.

Ученик читает текст упражнения.

Какие слова написаны с заглавной буквы? Что они обозначают?

С заглавной буквы написаны клички животных.

Кто дает клички животным?

Клички животным дают люди.

Клички, ребята мы даем домашним животным, чтобы животное на кличку отзывалось.

Вывод: Ученые тоже договорились, чтобы клички писать с заглавной буквы.

Дети читают с доски названия животных, а учитель называет кличку этого животного.

Ди вижу слышу

Учитель закрывает клички животных, дети по памяти называют клички.

Я думаю, что дома у вас тоже есть животные: собаки и кошки, попугаи и хомячки.

Какие у них клички?

Дети называют и записывают в тетради название одного животного и его кличку.

Молодцы, переворачиваем 5 пазл.

Закрепления знаний.

Теперь проверим, что вы запомнили. Какие узнали маленькие секреты большой буквы?

Д. Имена, отчества, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы.

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант:

Обведите в каждом столбике слово, которое надо писать с заглавной буквы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : уточнение представлений об именах , отчествах и фамилиях людей . Формирование умения писать эти слова с большой буквы . Развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Воспитывать любовь и интерес к предмету через элементы игры.

Основные цели:

Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

2) Актуализировать способность к использованию изученного правила

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Тихо сели. Расскажите правила посадки на уроке.

Настраиваемся на урок. На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая ,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко , внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Вот книжки на столе , а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят

Урок очень отважный.

Сегодня к нам на урок пришла Маша из известного и любимого вами мультфильма. Она будет вместе с вами учиться на уроке. Давайте ей покажем и равсскажем, что мы с вами умеем делать.

Начинаем урок русского языка. Запишите число , классная работа. Проведём наблюдение.

На доске даны слова . Прочитайте их про себя. Прочитаем их вместе со мной.

Подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить эти слова.

Берёза. Наташа. Посуда. Завод. Борисов. Платок. Павлович. Сергей.

( Поможем Маше разделить слова на 2 группы)

Кто как предлагает разделить ?

По какому признаку разделили?

( одни- неживые предметы , а другие -живые ;

Одни- словарные слова, другие- все остальные ;

одни -с маленькой буквы , другие- с большой ).

Запишите слова в два столбика. Записывая, не забудьте о написании этих слов.

Прочитайте эти слова.

С какой буквы записали слова в первый столбик , а во второй? Проверьте.

( обратная сторона доски)

берёза Наташа

посуда Борисов

завод Павлович

платок Сергей

Почему эти слова написаны с большой буквы ? ( Читаю стихотворение )

Имя, фамилия

Пишутся с нею ,

Чтобы заметней

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой- уважения знак.

На какое правило правописания эти слова ? Сформулируйте его.

Имена , фамилия , отчества людей пишутся с большой буквы.

Верно. Вот вы и определили тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

(А цель научиться писать такие слова с большой буквы).

Систематизация знаний.

Как вы понимаете , что такое имя?

Имя- личное название человека, даваемого ему при рождении.

С какими именами есть дети в нашем классе. Назовите их.

С какой буквы пишутся имена?

Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? (Да.) Назовите их.

Встаньте , пожалуйста, ребята.

Как называют человека , носящего одинаковое имя с кем –нибудь?

Человека, носящего одинаковое с кем – нибудь имя, называют тёзка.

Значит ,Антон Гусев и Антон Хлебников – тёзки.

Что же мы узнали об имени?

Имя – личное название человека

Имя пишется с большой буквы.

Люди, носящие одинаковые имена- тёзки.

Послушайте, какой разговор двух мальчиков я услышала.

- Меня сейчас зовут Дима. А когда вырасту , будут звать Дмитрий.

А вы как думаете , правильно назвал мальчик имя или нет? ( Дима и Митя неполная форма одного имени Дмитрий)

Назовите своё имя. А теперь полное имя.

Есть имена , которые не изменяются? (Да.)

Верно . Это Нина, Кира, Марина.

Есть ли у нас в классе дети, имена которых не изменяются? Назовите их.

Верно . Это Влада, Вера, Диана, Арина, Никита.

Запишите своё полное имя . Прочитайте.

Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого? (Нет.)

Люди давно поняли , что одного имени мало , чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять ,чей он сын или чья она дочь. Так и говорили:

Иван сын Петра , Марья дочь Степана.

Что же образовалось от имени отца? ( Отчество )

Назовите имя вашего отца. Образуйте от него своё отчество. Назовите.

С какой буквы пишется отчество?

Очень люблю, когда все собираются.

Белой скатертью стол накрывается

Бабушка с мамою,

Мы называемся вместе -

Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

Как различить семьи ? ( По фамилии)

Что такое фамилия?

Фамилия – это семейное наименование , прибавляемое к личному имени , которое передаётся от родителей к детям

История появления фамилии очень интересна. Как же появились фамилии на Руси?

(По месту жительства; по ремеслу; т. е. по делу, которым занимается человек; по внешнему признаку)Прочитав этот рассказ , встретили ли вы знакомую фамилию? Назовите её.

Кузнецов . Видно очень –очень давно предки занимались кузнечным делом.

И ещё в основе многих фамилий лежит имя . Я назову имя , а вы

образуйте фамилию. Абрам- Абрамов.

Авдей- Авдеев.

Никон- Никонов.

Дмитрий- Дмитриев.

Какую особенность в написании фамилий вы заметили? ( С большой буквы )

Запишите рядом с именем свою фамилию.

Хорошо. Среди слов, которые обозначают людей, предметы, есть такие, которые представляют собой названия единичных предметов , иначе говоря имена собственные.

На слайде записаны слова . Прочитаем их (Ответы детей)

Поэт ( фамилия) Пушкин

Учитель (имя, отчество) Лариса Викторовна

Подберите и запишите к данным словам подходящие по смыслу имена,

С какой буквы запишите эти слова . Прочитайте.

Как одним словом назвать эти слова? ( Имена собственные)

А сейчас отдохнём.

Физминутка. А теперь давайте вместе с Машей отдохнем Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

Задания по вариантам .Слова у вас разные , а задание общее.

Б А

Выберите и запишите в данные слова большую или маленькую букву

В слова под каким номером вы поставили большую букву?

Прочитайте ваши слова ( Барто Агния Львовна)

Кто это ? Какие её стихи вы знаете( Зайка. Мишка. Бычок. Верёвочка.)

Почему эти слова написаны с большой буквы?

Прочитайте слова . Проведём лексическую работу. Что это?

Кол- толстая заострённая книзу палка

Бор- сосновый лес

Лён – травянистое растение

К словам 1 столбика добавьте букву я . К словам 2 столбика добавьте букву в.

Напишите вновь полученные слова.

При написании слов помните о правиле.

Работаем по вариантам

1 вариант -1 столбик

2 вариант- 2 столбик

Прочитайте новые слова. С какой буквы написали?

кол Коля кольцо Кольцов

бор я Боря озеро в Озеров

лён Лёня перо Перов

Сравните слова. Чем похожи?. Чем различаются ?

( Изменился смысл и написание)

Какое правило применяли?

Работа с учебником.

Откройте учебник Поляковой на стр .39

Найдите вопрос . Прочитайте сведения правило.

Что такое орфограммы? ( Буквы которые пишутся по правилу)

Подчеркните орфограмму в словах.

Откройте учебник на стр.47

Найдите правило. Прочитайте . какие слова являются собственными?

( Имена, отчества, фамилия людей)

Выбор имён собственных.

Прочитайте слова и выпишите номера имён собственных.

Почему выбрали данные номера? Объясните.

Вставьте пропущенные слова.

Меня зовут…. а мою сестру. .

Есть у нас братишка… .

Летом мы поехали в деревню.

Нас встретила бабушка… .

Мы подарили ей… и… .

Бабушка дала нам … и … .

Проверка. Меня зовут Лилия, а мою сестру Роза.

Есть у нас братишка Василёк.

Летом мы поехали в деревню.

Нас встретила бабушка Груша.

Мы подарили ей васильки и розы.

Бабушка дала нам груши и яблоки.

Домашнее задание.

Не менее интересным будет у вас домашнее задание. Упр .87 полегче , упр .93 потруднее

Выбирайте упражнение по своим силам. Но не бойтесь преодолевать трудности.

Вы берите вопрос на который вы бы хотели ответить.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Урок окончен.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 263 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Тема: Слог. Большая буква в именах, фамилиях.

Воспитатель Гевел О. В.

Цель: ознакомление обучающихся с правописанием заглавной буквы в именах и фамилиях людей, формирование умения различать слово и слог.

-формировать умение правильно писать имена собственные (большая буква в именах и фамилиях людей);

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся

-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание учащихся;

-воспитывать положительную мотивацию, аккуратность.

Ход занятия

Ну-ка, проверь себя, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол.

- Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем.

II. Основная часть.

Р Л М Н Что видите?

У Л Н А Что скажете?

Составьте слова из букв первого ряда.

Составьте слова из букв второго ряда.

Вывод : без гласных не составишь слово.

Позови: Мама! Ира! Ирина!

На сколько частей распалось каждое слово? Почему?

2. Дополните слово до слов. (групповая работа с карточками)

(ма, ми, но, па….)

Вывод: гласные образуют слоги.

3. На доске чтение слов:

Алла Римма Минин

Анна Ирина Ларина

Наум Арина Лунин

Элла Марина Нилин

Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы)

Почему? (Имена, фамилии, отчества….пишутся с большой буквы)

4. Чтение предложений

У Лариной Марины ….(рис. куклы)

А у Минина Науна ….(рис. машины)

Наум и Марина играли.

Наум и Марина (рис. куклы)

6. Чтение воспитателем стихотворения Е. Измайловой.

Буква обычная Ставится буква

Выросла вдруг. У строчки в начале,

Выросла выше Чтобы начало все замечали,

Букв –подруг… Имя, фамилия пишутся с нею,

Буква расти не сама Чтобы заметнее быть и виднее.

Захотела, Чтобы звучали

Букве поручено Громко и гордо

Важное дело… Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой—уважения знак.

Что ещё пишется с большой буквы (Название улиц, городов, сёл, рек….)

III. Итог. Что нового узнали?

-Какое правило надо применять при написании имён, фамилий и отчеств людей?

Читайте также: