Конспект урока блок незнакомка

Обновлено: 06.07.2024

Урок литературы по стихотворению "Незнакомка": реальная женщина или мечта А.Блока?

Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.

Развить навыки анализа лирического произведения.

Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.

Оборудование урока:

портрет А. Блока, репродукция картины Врубеля “Демон”;

репродукция картины И. Глазунова “Незнакомка”.

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

1. Какие факты личной биографии отразились в поэзии раннего А. Блока?

( Ответ ученика. В начале 1900 годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную жизнь и литературную судьбу А. Блока, - любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 год ,увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - “Стихи о Прекрасной Даме” (1904-1905 г. ), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность , он общается с символистами старшего и младшего поколений.)

2. В чем особенности поэтики первого тома “Стихотворения о Прекрасной Даме”?

( Ответ ученика. Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности. Блок наиболее воспринял тезис о том, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине”. Символ становится “знаком иного мира”. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности.

“ Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах. Например:

… Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
(“Прозрачные, неведомые тени…”)

3. Какие три облика и три плана лирической героини можно выделить в ранней лирике А. Блока?

( Ответ ученика. В космическом плане – Душа мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – возлюбленная , в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой

III. Новый материал:

Учитель. Посмотрите на тему урока и скажите:

О чем мы сегодня будем говорить?

Что должны выяснить?

( Примерные ответы учеников. Мы поговорим о настроении и тональности блоковской лирики во второй книге стихов на примере стихотворения “Незнакомка”; проанализировать его (стихотворение) и выяснить: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта поэта.

Запишите число и тему урока.

Слово учителя. Сегодня мы обратимся ко второму сборнику стихотворений А. Блока “Трилогии Вочеловечения” и поговорим о его стихотворении “Незнакомка”.

Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного.

В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Давайте послушаем. (Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения “Незнакомка”).

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“ Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

Чтение и инсценировка стихотворения учащимися под музыкальное оформление.

(В центре класса маленький стол, на котором стоит фужер со свечой. Ученик садится на стул. Начинает чтение стихотворения “Незнакомка” под музыкальное оформление. В этот момент из “глубины” класса медленно и таинственно выходит ученица в образе Незнакомки (темное платье, шляпа с широкими полями и перьями, на лице черная вуаль) и садится рядом с читающим (А. Блоком). В конце стихотворения Незнакомка также таинственно встает и удаляется.)

(Данное действо происходит с целью создания той сказочно-таинственной обстановки, о которой говорил А. Блок.)

Учитель. А сейчас мы попробуем разобраться в мировоззрении А. Блока и проанализировать его стихотворение “Незнакомка”.

IV. Анализ стихотворения.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

( Ученик. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.)

- Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?

( Ученик . Вероятно, это не просто ресторан, но - рестораны. Здесь можно узреть тонкий намек на атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.

- Каковы особенности образов?

( Ученик. Образы оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты - “весенний” и “тлетворный”. Пошлая обыденность изображается иронически.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг…

- Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.

( Ученик. Лексика первой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы “А рядом у соседних столиков” - “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

( Ученик. Вторая часть стихотворения - переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? “И каждый вечер друг единственный…”

( Ученик . В классической поэзии вечер - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, гармонии и тихой грусти, месяц - один из самых поэтических образов. У Блока же он принимает участие в бессмысленном человеческом хороводе, да это уже и не месяц, не луна - обыкновенный диск. Так постепенно развертывается картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Учитель. Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

( Ученик. Чудом, вернее чудовищем, этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Само ее видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

( Ученик. Таинственная Незнакомка – заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

- Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

( Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

( Ученик . Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

( Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.

( Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?

( Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

Пояснение учителя. Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

- Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи.

( Ученик. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации.), создающей ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…” ; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, /В тумАнно(А) движется(А) о (А)кне…”. Ассонансы на “у” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(у)т древними поверьями/ Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями,/ и в кольцах Узкая рУка”.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны- сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А.Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

Рисунок №2. Репродукция картины Врубеля “Демон”

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины Врубеля “Демон сидящий” и иллюстрацию И. Глазунова “Незнакомка”, скажите, что они, по - вашему, могут иметь общего?

( Ученик. Одинаков тон картин: сине - лиловый, настроение героев: печаль, скука, вера в нечто прекрасное, внешняя красота.)

- О чем мы поговорили?

( Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

( Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

VI. Оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “Незнакомка”.


Полный текст материала Конспект урока литературы "Незнакомка" А.А.Блока: мечта или реальность?"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о I сборнике “Стихотворения о Прекрасной Даме” А. Блока и его особенностях.

1. Какие факты личной биографии отразились в поэзии раннего А. Блока?

( Ответ ученика. В начале 1900 годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную жизнь и литературную судьбу А. Блока, - любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 год ,увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - “Стихи о Прекрасной Даме” (1904-1905 г. ), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность , он общается с символистами старшего и младшего поколений.)

2. В чем особенности поэтики первого тома “Стихотворения о Прекрасной Даме”?

(Ответ ученика. Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности. Блок наиболее воспринял тезис о том, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине”. Символ становится “знаком иного мира”. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности.

“Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах. Например:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
(“Прозрачные, неведомые тени…”)

3. Какие три облика и три плана лирической героини можно выделить в ранней лирике А. Блока?

(Ответ ученика. В космическом плане – Душа мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – возлюбленная , в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой

III. Новый материал:

  1. О чем мы сегодня будем говорить?
  2. Что должны выяснить?

(Примерные ответы учеников. Мы поговорим о настроении и тональности блоковской лирики во второй книге стихов на примере стихотворения “Незнакомка”; проанализировать его (стихотворение) и выяснить: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта поэта.

Запишите число и тему урока.

Слово учителя. Сегодня мы обратимся ко второму сборнику стихотворений А. Блока “Трилогии Вочеловечения” и поговорим о его стихотворении “Незнакомка”.

Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного.

В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Давайте послушаем. (Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения “Незнакомка”).

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

Чтение и инсценировка стихотворения учащимися под музыкальное оформление.

(В центре класса маленький стол, на котором стоит фужер со свечой. Ученик садится на стул. Начинает чтение стихотворения “Незнакомка” под музыкальное оформление. В этот момент из “глубины” класса медленно и таинственно выходит ученица в образе Незнакомки (темное платье, шляпа с широкими полями и перьями, на лице черная вуаль) и садится рядом с читающим (А. Блоком). В конце стихотворения Незнакомка также таинственно встает и удаляется.)

(Данное действо происходит с целью создания той сказочно-таинственной обстановки, о которой говорил А. Блок.)

Учитель. А сейчас мы попробуем разобраться в мировоззрении А. Блока и проанализировать его стихотворение “Незнакомка”.

IV. Анализ стихотворения.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

(Ученик. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.)

- Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?

(Ученик. Вероятно, это не просто ресторан, но - рестораны. Здесь можно узреть тонкий намек на атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.

- Каковы особенности образов?

(Ученик. Образы оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты - “весенний” и “тлетворный”. Пошлая обыденность изображается иронически.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг…

- Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.

(Ученик. Лексика первой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы “А рядом у соседних столиков” - “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

(Ученик. Вторая часть стихотворения - переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? “И каждый вечер друг единственный…”

(Ученик. В классической поэзии вечер - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, гармонии и тихой грусти, месяц - один из самых поэтических образов. У Блока же он принимает участие в бессмысленном человеческом хороводе, да это уже и не месяц, не луна - обыкновенный диск. Так постепенно развертывается картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Учитель. Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

(Ученик. Чудом, вернее чудовищем, этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Само ее видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

(Ученик. Таинственная Незнакомка – заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

- Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.

(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?

(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

Пояснение учителя. Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

- Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи.

(Ученик. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации.), создающей ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…” ; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, /В тумАнно(А) движется(А) о (А)кне…”. Ассонансы на “у” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(у)т древними поверьями/ Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями,/ и в кольцах Узкая рУка”.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны- сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

Пояснения учителя. Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”

- Этот образ настолько впечатлил современного живописца Илью Глазунова, что в1990 году он берет в руки кисть и пишет “Незнакомку” - иллюстрацию к стихотворению А. Блока.

- Давайте обратимся к репродукции картины И. Глазунова.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию, помещенную на доске “рисунок №1”)

img1.jpg (41394 байт)

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А. Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

- Насколько точно художник изобразил “Незнакомку” А. Блока и окружающую ее действительность?

- Какие два мира изображены на картине?

(Незнакомка-мир красоты, гармонии, чистоты, все окружающее-мир разнузданной пошлости, “грязи”, смрада.)

- Какой тон картины преобладающий?

(Преобладают сине-лиловые тона.)

- Каково настроение Незнакомки?

(Она загадочна, печальна, задумчива, глаза устремлены вдаль, вероятно, в будущее.)

Пояснение учителя. Блок совершенно недвусмысленно утверждает то, что его стихи и картины Врубеля возникли на некой общей почве.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию и репродукцию картины, помещенные на доске “рисунок №1, 2”)


Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А.Блока “Незнакомка” И. Глазунова.


Рисунок №2. Репродукция картины Врубеля “Демон”

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины Врубеля “Демон сидящий” и иллюстрацию И. Глазунова “Незнакомка”, скажите, что они, по - вашему, могут иметь общего?

(Ученик. Одинаков тон картин: сине - лиловый, настроение героев: печаль, скука, вера в нечто прекрасное, внешняя красота.)

Пояснение учителя. Однажды А. Блок сказал: “Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено”.

-Как вы думаете, что может олицетворять Демон?

(Ученик. “Демон олицетворяет душу человека, которая ищет примирение страстей, но не находит. И поэтому нет ему места ни на земле, ни на небе”.)

- В чем духовная близость А. Блока и Врубеля?

(Жизнь поэта и художника схожа: неудачная личная жизнь А. Блока, социальные перемены; Врубель тоже несчастен: умирает сын, оставляет его жена. Все это отражено в их произведениях.)

Пояснение учителя. Герой, утративший душу и веру, предстает пред нами в разных обличиях: у А. Блока это “Незнакомка”, а у Врубеля - “Демон”. Душевное состояние А. Блока выражено словесно в “Незнакомке”, а у Врубеля представлена наглядно - в цветовых “сплавах” его излюбленных синих и лиловых тонах.

В 1910 А. Блок напишет: “За призрачной Незнакомкой, за фантасмагорией Снежной Девы и Фаины, за всеми стихами “второго тома” и “Лирическими драмами” - разумеется, глубине, на самом дальнем фоне – но все-таки неизменно – Врубель”.

V. Итог урока.

- О чем мы поговорили?

(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Преподавания ведется по УМК

Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе,

Рабочая программа по литературе, составлена Сук Светланой Юрьевной;

образовательная : закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; обучать целостному восприятию художественного произведения; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая : развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная : воспитывать интерес и прививать любовь к поэзии Блока; изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, постижением высшей духовности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint. (электронное приложение)

( слайд 3) Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Вступительное слово учителя.

Поэзия А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”. Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

2. Проверка домашнего задания.

- Назовите основные роды литературы.

- Давайте вспомним, что такое лирика?

- Перечислите основные жанры лирики.

- Какова задача лирики?

- При помощи каких средств выразительности создаётся образ и настроение

3. Обозначение целей урока (слайд 3)

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, постараемся увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию, услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну, а через это понять, прочувствовать внутренний мир лирического героя, его чувства и настроение.

Для этого мы будем работать по следующему плану:

время написания стихотворения, история создания;

ключевые слова – образы – символы (ассоциации);

как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);

образы лирических героев;

настроение лирического героя;

связать данное стихотворение со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления его мировосприятия.

4. Работа по плану (слайд 5)

- Дайте характеристику времени написания стихотворения.

(СЛАЙД 8) Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок давно облюбовал этот захолустный петербургский пригород, расположенный по Приморской железной дороге, начинавшейся у Большой Невки, напротив Каменного острова. Здесь стоял маленький деревянный вокзал.

Когда-то, в 80-е годы, Озерки начали процветать. На поросших сосняком берегах Суздальских озер вырастали дачи, были сооружены театральный и концертный залы, ресторан, башня для обозрения окрестностей. К тому времени, когда Блок стал наезжать сюда, разве что только дряхлое театральное здание "Шантеклер" напоминало о прежнем великолепии.

Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки, куда на лето съезжалась публика средней руки. Чахлые палисадники, мелочные лавочки, дешевые трактирчики. Был скромный железнодорожный буфет, где собирались местные выпивохи. Блок полюбил туда заглядывать и, отчужденно сидя за бутылкой вина, удивлял осанкой, повадкой, костюмом, всем своим обликом "знатного иностранца" и официантов, и посетителей, и станционного жандарма.

Поэт садился на облюбованное место у широкого венецианского окна, выходившего на вокзальную платформу. Зрелище было унылое: чахлые кусты, рельсы, стрелки, семафоры. В стороне виднелись улицы поселка.

Потом Блок привез в Озерки молодого литератора Евгения Иванова, который 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Поэт показал ему все, о чем упомянуто в его стихах, и подробно рассказал, как Незнакомка возникла в окне из пара пролетевшего локомотива.

5. Стихотворение А.А.Блока “Незнакомка”. Этап, выявляющий восприятие лирического произведения.

- Давайте пройдёмся вместе с поэтом к дачному ресторану.

Выразительное чтение стихотворения наизусть (аудио запись)

Ученики следят по тексту.

- Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили, слушая стихотворение?

- Какое впечатление произвело на вас увиденное, услышанное, почувствованное?

- Что показалось странным, что привлекло внимание, что осталось непонятным?

Проблемный вопрос: Незнакомка – это реальная женщина или видение?

Слово учителя.

6. Анализ стихотворения.

Работа групповая, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.

Развить навыки анализа лирического произведения.

Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихо­творений.

Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

- "Стоит произнести имя А. Блока - и тотчас же в сознании возникают его

строки: «И каждый вечер в час назначенный. "

Обладающее какой-то удивительной музыкальностью, стихотворение с первого

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

- Образ таинственной незнакомой девушки притягивал внимание не только писателей, но и художников. Перед вами несколько вариантов таких произведений. У каждого художника свое представление об этом образе, своя идея его воплощения.

4. Анализ стихотворения

- Познакомимся с самим стихотворением А.Блока в актерском исполнении.

- Проблемный вопрос нашего урока: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта поэта.

- Выясним значения некоторых слов и словосочетаний с помощью контекста других произведений

- Попытаемся разобраться в замысле автора.

- Обратите внимание на композицию стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом?

(Ученик. В стихотворении две части, оно построено на контрасте картин и образов, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление.)

Анализ первой части стихотворения

- Каковы образы первой части? Что мы видим, что осязаем? Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.

- Где происходит действие?

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.)

- Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.

- Какую роль играет в первой части стихотворения анафора?

(Ученик. Повтор начальных строк в первой части создает ощущение однообразия, надоевшей повторяемости)

- Какое стилистическое средство помогает автору усилить атмосферу пошлости и дисгармонии окружающего мира?

Анализ второй части стихотворения

- Какие образы появляются во второй части стихотворения? Какой лексикой сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?)

( Ученик. Во второй части появляется заглавная героиня — прекрасная незнакомка. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н] и ассонансами [а], [ю], [у]: "девичий стАн, шелкАми схвАчен ный, в тумАнном движется окне. ", "и веЮт древними поверьями её УпрУгие шелка" подчеркивают воздушность, утонченность героини.

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

(Ученик. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

- Как выразительные средства помогают подчеркнуть черты прекрасной внешности героини? На что они указывают?

(Ученик. Эпитеты: "шляпа с траурными перьями", метафоры: "девичий стан, шелками схваченный". К тому же эти романтические уточнения лишний раз указывают на "нездешность" героини, пришедшей откуда-то из туманных далей и иных времен, решительно отгораживают, отчуждают её от мира "испытанных остряков", "пьяниц с глазами кроликов", естественно, не годящихся ей в спутники.)

- Появление Незнакомки тоже сопровождается анафорой: "И каждый вечер…И медленно…И веют:". Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?

(Ученик. Потому что до сих пор мы " работали" не зрением, а слухом: "окрики", "плач", "скрип", "визг" сопровождают загородный пейзаж. Незнакомка же, по контрасту, заставляет нас " включить" зрение и воображение.)

- Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

- Попытайтесь показать, что "миражная" образность, сопровождающая Незнакомку, не статична. Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности?

(Ученик. Здесь достаточно посмотреть на глаголы: "движется", "веют", "цветут", "качаются". Прелесть даже в том, как они плавно "перетекают" друг в друга: медленно, спокойно и :тихо. Множество эпитетов и метафор во второй части "древними поверьями", "близостью закованный", "берег очарованный", "траурными перьями" создают ощущение нереальности, лёгкого оцепенения, прекрасной безысходности образа. )

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет. Поэт очарован Незнакомкой, на несколько мгновений весь окружающий мир будто бы отодвинулся на второй план.

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.

(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет в виду?

(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

- Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

5. Самостоятельная работа.

- Решите самостоятельно спор между критиками Долгополовым и Терновским, определите, кто же из них прав в своих выводах.

6. Вывод. Решение проблемного вопроса.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(Ученик. С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны - сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

- Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”

- Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину. Так возвеличена была Любовь Дмитриевна Менделеева, занявшая сердце не только Блока, но и других литераторов, близких его кругу, которой в буквальном смысле слова целовали ноги и исполняли каждую её прихоть.

7. Итог урока.

- О чем мы поговорили?

(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

- Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

- Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

8. Домашнее задание.

1. Сравнить стихотворение "Незнакомка" со стихотворением "В ресторане" (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:). или

2.Написать сочинение на тему: " Стихотворение А.Блока "Незнакомка". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Читайте также: