Конспект урока арифметические действия 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Материал предназначен для учителей. Конспект урока по математике для 4 класса "Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий." к учебнику Математика 4кл. (М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.) – 7 изд. – М.: Просвещение, 2018г.

Оценить 3638 0

Тема: Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

Цели: повторить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров.

Оборудование: учебник Математика 4кл. (М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.) – 7 изд. – М.: Просвещение, 2018г.

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Логическая задача.

1. Папе 42 года, он на 29 лет моложе дедушки и в 3 раза старше сына. Сколько лет дедушке и сколько лет сыну?

1) 42 + 29 = 71 (год) дедушке;

2) 42 : 3 = 14 (лет) сыну.

Ответ: сыну 14 лет, дедушке 71 год.

2. совершенствование вычислительных навыков.

а)сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить шоколадку за 25 рублей?

б) сколько получится, если к 5 прибавить 6, прибавить 15 и вычесть 3?

в) сколько дней в четырех неделях?

г) сколько получится, если к 90 прибавить 110?

д)если в одном гнезде 5 птенцов, сколько птенцов в 9 таких гнёздах?

III. Повторение порядка действий в выражениях.

Учитель: Ребята, найдите значение выражений.

Запись на доске: (7 – 3) + 4 и 7 – (3 + 4).

Дети:Ответы: 8 и 0.

Учитель: Что общего в этих выражениях?

Дети: В этих выражениях используются одни и те же числа и арифметические действия. Есть скобки.

Учитель: А есть какое-то отличие?

Дети: Да. Получились разные ответы.

Учитель: А почему получились разные ответы?

Дети: Потому что в первом и во втором выражениях по-разному поставлены скобки. А порядок действий в выражениях зависит от скобок.

Учитель: Верно. Вот сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях. Откройте учебник на с. 6. Прочитаем параграф.

- что называют числовым выражением?

- может ли числовое выражение содержать несколько действий?

- что значит найти значение выражения?

Затем учащиеся открывают с. 103 и читают там правила о порядке выполнения действий в выражениях.

IV. Работа над темой урока

Математика-наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а поможет вам учебник.

З а д а н и е 11 стр.6

Комментирование детей может быть следующим.

Дети: 320 : (60 – 52) · 6. В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках, а затем по порядку слева направо: деление, а потом умножение. 60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.

Дети: 230 + (170 + 40 : 2). В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках. Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить деление, а потом сложение: 40 : 2 = 20, 170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.

Аналогично дети объясняют решение еще 2 примеров.

Для закрепления учащиеся выполняют задание 11 с комментированием.

Физкультминутка

V. Решение задач.

Задача 13 (учащиеся решают самостоятельно после совместной записи условия)

1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет

О т в е т: 90 рублей всего.

Задачу 14 (после этого один учащийся идет делать эту задачу с комментированием у доски)

1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне

Ответ: 420 мест в 7 вагонах.

V. Итог урока.

Учитель: Ребята, что называют числовым выражением?

Назовите правила о порядке выполнения действий.

Домашнее задание: стр. 6 №12, повторить правила выполнения действий стр.103.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Татьяна Юрьевна ,спасибо за такую интересную статью ,я как раз занимаюсь по этой методике с детьми с. Подробнее.

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий мир.

Оборудование: игрушки в виде насекомых, картинки с насекомыми, картинка с изображением банка, карточки с дифференцированными заданиями.

Эпиграф урока.

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

волю, воспитывает настойчивость

Организация урока.

– Я рада видеть вас, ваши улыбки и уверена, что этот урок вам принесет радость и новые знания.

Скорей за работу

Чтоб не сбиться со счёту!

Основные из них:

приумножение ценных бумаг;

Мы знаем, что накапливать можно не только деньги. Вот, например, что можете накопить вы во время урока? (Знания.)

- А использовать их можно? А получить при этом результат?

Теперь приступим к делу!

– Сегодня мы закрепляем знания об арифметических действиях и их свойствах, и вы расширите свои знания о природе и ее обитателях. Узнаем интересные факты о насекомых.

III. Актуализация знаний.

Появляются игрушки насекомые, дают задания, которые нужно решить как можно быстрей.

А) 28 – 14 + 1060 : 20 * 100 + 40 : 8 = 3519

1 мин 10 с + 30 с 1 км 600 м – 500 м 1 т 550 кг + 450 кг

Б) За одну минуту муравьи приносят в муравейник 20 насекомых. А сколько насекомых принесут за 1 час муравьи?

20 * 60 = 1200 насекомых.

В) вычислительный тренинг (карточки раздаются каждому учащемуся):

Г) Интересные факты о муравьях.

Некоторые виды муравьев могут пролежать под водой до четырех суток, а затем извлеченные оттуда, на сухое теплое место, скоро оживают и ведут себя дальше, как ни в чем не бывало.

Муравьи - единственные существа, не считая человека, занимающиеся выращиванием домашних животных. Это насекомое – тля.

В мире на каждого человека приходится один миллион муравьев.

IV. Повторяем законы сложения и умножения.

А * Б = Б * А (переместительный)

V. Работа в парах.

На партах есть карточки с заданием. Вычислим, наиболее удобным способом, применяя законы сложения и умножения.

(200 * 18) * 5 = (200 * 5) * 18 = 18000

(400 + 8) * 3 = 400 * 3 + 8 * 3 = 1224

654 + 2812 + 346 + 88 = (654 + 346) + (2812 + 88) = 3900

VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Рисуем глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами по сторонам его веди.

Нарисуй теперь квадрат.

Получилось? Очень рад.

Зажмурь глаза, открой

И вот – работа нас зовёт вперёд!

VII. Интересные факты о бабочках.

Нам всегда приятно видеть разноцветных бабочек. Узнаем интересное о них.

Скорость полета бабочки иногда превышает 60 км/ч. Самый быстрый полет у бабочек семейства бражников.

Самая крупная ночная бабочка в мире - Attacus Altas. Размах ее крыльев более 30 см и ее часто ошибочно принимают за птицу.



VIII. Решение задач.

Одна муравьиная семья за 6 часов уничтожает 16500 гусениц. Сколько гусениц уничтожит семья за 13 часов?

6 часов – 16500 гусениц.

16500 : 6 = 2750 гусениц за 1 час.

2750 * 13 = 35750 гусениц.

Незря муравьев называют санитарами леса.

На Земле существует 2 500 000 видов животных. 4/5 всех видов составляют виды насекомых. Сколько видов насекомых на Земле?

2500000 : 5 * 4 = 2000000 насекомых

Две стрекозы вылетели одновременно навстречу друг другу из двух полянок, расстояние между которыми 300 км. Скорость первой стрекозы 48 км/ч. С какой скоростью летела вторая стрекоза, если через 2 часа, после вылета расстояние между ними стало 150 км?

? км/ч 4 8км/ч


150 км t = 2ч

300 – 150 = 150(км)

300 – 150 -96 = 54(км)

IX. Интересные факты о стрекозе.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч.

Благодаря необычным свойствам глаз и их строению стрекозы видят значительно лучше многих других насекомых. Они замечают добычу на расстоянии 8 м. Их глаза одновременно видят все, что происходит впереди, сзади и по бокам.



X. Самостоятельная работа.

(300 *Х - 27) : 7= 96 + 108

200 – 560 : (у + 36) = 48 *4

XI. Итог урока. Выставление оценок.

Сегодня работали с полной отдачей и помогали друг другу, узнали много интересных фактов о насекомых. Я думаю, что наши банки пополнили и приумножили свои накопления и в будущем удачно будут использованы.

Оборудование: магнитофон, СД диски, компьютерная презентация “Мадам Декларация”, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

Звучат фанфары, появляется Мадам Декларация.

Мадам Декларация: Я надеюсь, вы меня узнали. Я, Всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду!

Год назад мы с вами совершили увлекательное путешествие по Всеобщей Декларации прав человека. Сегодня я хочу просить вас помочь мне решить проблему – как жить в мире непохожим людям с непохожими идеями?

Учитель: Уважаемая Мадам Декларация, мы с ребятами приглашаем тебя и всех гостей на урок Математики, на котором попробуем показать, как абсолютно разные дети могут решать вместе сложные примеры и задачи. Присаживайтесь, Мадам Декларация на почетное место и включайтесь в нашу работу.

Открыли тетради, записываем число, слова “Классная работа”.

2. Чистописание.

Образуйте все четырехзначные числа, используя цифры сегодняшнего числа (1102, 1120,1021,1012,2110,2101,2011). Назовите самое большое число, самое маленькое число. Напоминаю правила записи цифр – каждая цифра пишется в своей клетке. Расскажите, что знаете о числе 1102, продолжите ряд 1102+11+11+…+11 (1102,1113,1124,1135,1146,1157,1168,1179.)

3. Устный счет.

  1. Сколько статей во всеобщей Декларации прав Человека – это вы уточните, если найдете частное чисел 2400:80 (30);
  2. Год принятия Декларации – вычислите значение выражения: первое слагаемое 1900, второе слагаемое – это произведение чисел 6 и 8; 1990+6*8 (1948);
  3. “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии”, об этом нам говорит статья, номер которой вы узнаете, решив пример- 720:40 (18);
  4. В этом году была принята Декларация прав ребенка – найди сумму 1309 и 650; 1309+650 (1959);
  5. В этом принципе Декларация прав ребенка содержится важный для всех нас тезис “Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства” - разделите 55000 на 5500 и вы узнаете номер принципа; 55000: 5500 (10);

Получается числовой ряд: 30, 1948, 18, 1959, 10. Уменьшите каждое двузначное число в 2 раза, а каждое четырехзначное на 20 и продолжите запись: 15, 1928, 9, 1939, 5. Назовите самое большое число, представьте его в виде суммы разрядных слагаемых (1959= 1000+900+50+9)

4. Физминутка.

Уважаемая Мадам Декларация, мы хотим тебе представить географию нашего класса, посчитай вместе с ребятами из скольких государств, республик, городов собрались наши ребята. А вы, ребята, видя флаг или герб своей Родины, пожалуйста, встаньте и помашите нам руками. (Видеоряд на фоне музыки “Ты, я, он, она..”) Армения, Грузия, Казахстан, Кабардино-Балкария, Узбекистан, Воркута, Москва, Орехово-Зуево, Россия (5 государств, 1 республика, 3 города). А живем мы с вами на территории Российской Федерации, в г.о. Орехово-Зуево, учимся в МОУ СОШ № 16, в 4 “А”.


5. Фронтальная работа.

1. А теперь дружно работаем над задачами учебника с.68

Трое друзей поделили поровну между собой 15 цветных карандашей. Когда один из них отдал соседке по парте несколько карандашей, у него осталось три карандаша. Сколько цветных карандашей отдал соседке?

Х – число карандашей, которое отдал соседке

Ответ: 2 карандаша отдал соседке.

Трое друзей поделили поровну между собой несколько цветных карандашей. Когда один из них отдал соседке по парте 2 карандаша, у него осталось 5 таких карандашей. Сколько всего было карандашей?

Пусть х – число карандашей, которые были у друзей.

Ответ 21 карандаш был у друзей.

2. Решение примеров.

Решаем по рядам, у доски работают трое.

1. 2. 3.
240:48+135:5= 270:(750:25)= 270*(180:45)=
3600:400*300= 350:(12500:500)= 7200:900*160=
1250:50-420:30= 900-210:35= 96:24*130=

Ответы заносим в таблицу и узнаем название цивилизации, где не только появилось название науки “Геометрия”, но и такое понятие как настоящий человек, человек своей Цивилизации и культуры. Это были первые попытки создания цивилизованного общества.

32 9 11 1280 520 894 894 1080 9 11 14 2700 894
Д р е в н я я Г р е ц и я

6. Физминутка.

Давайте мы с вами постараемся продемонстрировать такое общество на примере нашего многонационального класса. (Звучит мелодия танца “Сиртаки”, учащиеся выполняют движения)


7. Самостоятельно-индивидуальная работа.

  • 1 вариант – а) 342кг*20 – 2т : 50+ 1458кг =8258 кг (Все люди – братья, вне зависимости…)
  • 2 вариант – б) (1кг – 1200г: 40) * 4= 3880 кг (… от происхождения, места проживания и веры).

Люди европейских стран Англии, Франции в кровопролитной борьбе утверждали новые правила жизни людей в обществе. Появились первые тезисы о толерантном обществе.

Поколения людей, живших и живущих в новейшем времени пошли дальше и создали ООН 24 октября 945 года. Цель этой организации – избавить поколения от бедствий войны и вновь утвердить веру в основные права человека. Выполнив самостоятельно № 1 со страницы 68, вы убедитесь, что непохожие уравнения имеют равные корни.

Записываем и решаем их парами:

8. Итог урока.


Мы многое сделали на сегодняшнем уроке. Как, Вы, считаете, Мадам Декларация, ребята нашего класса смогли доказать тебе и себе, что абсолютно разные дети умеют работать, жить, учиться, общаться в своем классе, в своей школе, городе, стране и мире?

Ты и я – мы все разны,
Но каждый из нас –
Это единое целое класса, школы, города и страны.
Значит, у непохожих людей могут быть непохожие идеи.


Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать трехзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Содержимое разработки

Тема: Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.

Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать трехзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логические задачи

• Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

1) 34 — 18 = 16 (кг) — весит половина молока;

Ответ: пустой бидон весит 2 кг.

• Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)

2. Индивидуальная работа у доски

— Запиши числа цифрами. Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.

— Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.

562-60 760-600 950-1 769 + 10

3. Выполнение задания в рабочей тетради

3(с.3). (Индивидуальная работа.)

4. Устный счет

— Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.

— Прочитайте числа. 342, 402, 360, 900, 540.

— Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?

— Сколько всего десятков в каждом числе? (342 — 34 десятков, 402 — 40 десятков, 360 — 36 десятков, 900 — 90 десятков 540- 54 десятка.)

— Сколько всего сотен в каждом числе? (342 — 3 сотни, 402- 4 сотни, 360 — 3 сотни, 900 — 9 сотен, 540 — 5 сотен.)

— Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 40 540, 900.)

— Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540, 402,360,341)

— Какое число может быть лишним? Почему? (342 — нет нулей, 402 — в сумме цифры не составляют 9, 900— есть только один разряд — сотни.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Какие действия вы выполняли при решении примеров (Сложение и вычитание.)

— Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.

(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)

200 : 5 - 4 • 2 = 32

(200 : 5 - 4) • 2 = 72

200 : (5 - 4) • 2 = 400

— Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)

— Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно об арифметических действиях сложения и вычитания, вспомнить правила о порядке выполнения действий в выражениях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.

— Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)

— Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)

— Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)

№ 11 (с. 6). (Фронтальная работа.)

№ 12 (с. 6). (Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№13 (с. 6). — Прочитайте задачу.

— Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи выражением.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.) (Проверка, самооценка.)

Решение: 50 + 5 • 8 = 90 (руб.). Ответ: у Нины было 90 руб.

№14 (с. 6). — Прочитайте задачу.

— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколько мест в одном вагоне.)

— Как узнать, сколько мест в одном вагоне? (120:2.)

2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

— Запишите решение задачи выражением.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№9 18 (с. 7). (Устное выполнение.) — Прочитайте задачу.

— Объясните, что обозначают выражения.

(Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.)

Масса одного пакета

Общая масса семян

1) 250 : 5 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;

2) 240 : 8 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;

3) 250 : 5 + 240 : 8 - узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

— Запишите решение этой задачи. (250: 5 — 240: 8 — 20 (п.).)

V. Физкультминутка

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)

И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№15 (с. 7). — Рассмотрите таблицу.

— Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим неизвестное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить второе слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы 330 вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290.)

(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)

— Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила.

(1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.

2. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.

3. Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)

— Какие еще свойства сложения вы знаете? (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)

— Запишите его, используя буквы, (а + с = с + а.)

№16 (с. 7). (Устная фронтальная работа.)

— Что неизвестно в каждом уравнении?

— Как найти неизвестный компонент?

— Чему равен х в каждом уравнении?

— Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№4(с.3). (Устное выполнение.)

№5(с.3). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.)

VII. Рефлексия

Читайте также: