Конспект урока антонимы 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.

3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.

2. Дети проявили умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.

3. Дети показали культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, проявили интерес к русскому языку.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Цель: создать условия для формирования системы знаний о словах антонимах.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• работа над новыми понятиями;

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель : - Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Дети: - В домашнем задании из упр.68, стр. 53 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: - Хорошо, молодцы. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

Учитель: - Ребята, поднимите руки, у кого в домашнем задании нет ошибок! Молодцы!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

Дети: О словах-синонимах.

Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

Дети: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец .

Учитель: - Ребята, что значит определить лексическое значение слова?

Дети: - Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы. Ребята, в домашнем задании вам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?

Дети: - Есть словари синонимов.

Учитель: - Хорошо.

III . Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Дети: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Дети: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

Учитель: - Эти слова называются антонимами. Какая тема урока сегодня?

Дети: - Антонимы.

Учитель: - Молодцы.

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?

Дети: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Хорошо. Ответим на первый вопрос: какие это слова?

Дети: - Разные

Учитель : - Хорошо, ещё?

Дети: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

Дети: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?

Дети: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

Дети: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодцы! Значит, какие это слова?

Дети: - Они настроены друг против друга.

Учитель: - Молодцы.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

IV . Работа над каллиграфией.

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель : - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 6 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу.

V . Словарная работа.

Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.

Дерево с белой корой.

Столица нашей родины.

Страна, в которой мы живём.

Место, где мы родились и живём.

Это плод яблони.

Инструмент для копания земли.

Это садовое дерево, плод у него яблоко.

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова. Сверьте работы с доской – экраном.

Пенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

VI . Закрепление нового материала .

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

Дети:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы к картинкам:

hello_html_49f1997c.jpg

Дети: - Чистый – грязный.

hello_html_m7fb55e30.jpg

Дети: - Плачет – смеётся.

hello_html_m1a96e11a.jpg

Дети - Толстый – тонкий.

hello_html_12f06252.jpg

Дети: - Маленький - большой.

hello_html_m12d76091.jpg

Дети: - Грустный – весёлый.

Учитель: - Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.

Учитель: - Какие это слова?

Дети: - Это антонимы.

Учитель: - Какие слова называются антонимами?

Дети:- Слова, противоположные по значению.

Работа с учебником .

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?

Дети: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника на странице 142. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Дети как вы понимаете значение этой пословицы?

Дети: - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Хорошо.

А говори ……..(меньше)

( Хором – меньше)

Учитель: - Как понимаете значение этой пословицы?

Дети: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо. Вы все молодцы. Работали быстро, дружно, были внимательны!

Самостоятельная работа.

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Будем самостоятельно выполнять из учебника упр. 72. Что нужно сделать в упражнении?

Дети: Написать к данным словам пары - слова - антонимы.

Учитель: Где будете искать антонимы?

Дети: В словаре антонимов на странице 142.

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

здравствуйте – до свидания

чистый – грязный

храбрый – трусливый

вчера – сегодня

весна – осень

хвалить – ругать

радость - грусть

Рефлексия.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: - Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Отгадывали загадки).

Учитель: - Хорошо! Ещё?

(Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам).

Учитель: - Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Домашнее задание .

Урок построен методически верно. На уроке реализовались поставленные цели. Структура выдержана, все этапы урока взаимосвязаны. Урок интересный, захватывающий, развивающий. Учитель создает проблемную ситуацию, которые учащиеся решают. Затронут воспитательный аспект. Проведена работа по орфографической зоркости. Доброжелательный тон учителя на протяжении всего урока. Четкая дикция, учитель видит класс. Четкий инструктаж к работе, к учебным моментам. Ведется учет индивидуальных и возрастных особенностей. Удачно выбрана форма урока. В работу были вовлечены все учащиеся. Подведен итог урока.

Учитель (методист)_____________________ Лобос С.А.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Тип урока : комбинированный.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока , так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока , оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных и частично – поисковых методов , способствовали достижению целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса на уроке. Использовались игровая и здоровьесберегающая технологии.

Урок был построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. Дети сами определили тему урока, попытались поставить цели и определить задачи изучения данной темы, проводили исследование представленного материала и далее делали выводы.

Урок начался с организационного момента, который подготовил и настроил обучающихся на активную работу. Для этого я использовала стихотворение, которое задало рабочий ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Время было распределено рационально, все этапы урока выполнены. Этапы урока плавно переходили от одного к другому. Мною была создана проблемная ситуация, учащиеся сами зафиксировали причину затруднения, сами сформулировали проблему, предложили план и способом открытия новых знаний.

Цель урока достигнута, так как весь запланированный материал реализован. Обучающиеся активно работали на уроке. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности, учитывались возрастные особенности детей. Дети усвоили материал по новой теме и умело применяли его на практике.

8. Цель урока : формирование первичного представления о словах-антонимах.

9. Планируемые результаты:

Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

10. Тип урока : урок изучения нового материала.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

12. Оборудование: мультимедийный проектор; 3 ноутбука; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику, листы самооценки для каждого ученика; сигналы; конверты с заданиями для работы в парах;

13. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно - диалогический.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Урок русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,

- Поставьте личностно значимую цель на урок (Буду на уроке внимательным;

буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)

Цели на урок записаны на слайде : (быть внимательным; быть старательным; быть усидчивым; быть аккуратным; активно работать на уроке; не делать ошибок;

- В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.

2. Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему К. Паустовский называет русский язык волшебным? (Русский язык содержит много тайн, а на уроках русского языка мы узнаём (открываем) его тайны).

- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какую тайну узнали на прошлом уроке? (В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие).

- Как называются такие слова? (Синонимы).

- Приведите примеры синонимов из домашнего задания. (Ветер, буря, ураган;

Чуткий, отзывчивый; Думать, размышлять; Правильный, верный).

- Каким словарём вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Словарём синонимов).

- Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном, запишите число, классная работа в тетрадях.

Учащиеся записывают в тетрадях число…

3. Подготовка к основному этапу.

- Прочитайте слова на экране (Азбука, алфавит).

- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).

- Установите очередность написания букв в данном ряду: абппбаабппба

- Напишите данные соединения в следующей строке.

Выполняют задание в тетради.

- Подчеркните карандашом самое красивое соединение, которое у вас получились.

Учитель называет слова:

- Автомобиль, буря, дети, труд.

Выполняют задание. Записывают слова в тетрадь. Пользуются словарём синонимов.

(Машина, ветер, ребята, работа).

Проверка работы проводится по образцу. Образец выполнен на слайде: Машина, ветер, ребята, работа.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, послушайте стихотворение Маши Лукашиной.

Один ученик (хорошо читающий) читает вслух. Слушают стихотворение.

Все сюда! – ступайте прочь!

Здравствуйте… и до свиданья!

- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко).

- Назовите слова – синонимы из стихотворения? (Здесь их нет).

- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение).

- Как называются такие слова? (Не знаем).

- Слова называются антонимами.

- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Что такое антонимы)

На слайде тема урока : Что такое антонимы?

- Изучая новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет)

- Ответим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга).

- Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? (Они не похожи по смыслу. Они противоположные).

Произносят слова хором. Вслушиваются.

- Когда в речи мы употребляем антонимы, то речь становится более понятной, образной.

5. Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Работа по учебнику

-Открываем страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?

Открывают учебники. Читают про себя правило в учебнике.

(В языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами).

- Прочитайте задание упражнения 72.

Читают задание. (Прочитайте. Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами по образцу).

- Выполняя упражнение, с каким словарём вы будете работать? (Со словарём антонимов).

- Выполните упражнение в тетради по образцу, используя словарь антонимов.

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится взаимопроверка по образцу, записанному учителем на доске.

( В тетрадях записи: здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть).

- Оцените работу соседа с помощью сигналов.

(зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).

Оценивают работу соседа с помощью сигналов.

6. Музыкальная физминутка

Выполняют упражнения под музыку.

Работа в группах (ноутбуки) с электронным приложением

- Повторим правила работы в группе.

Повторяют правила работы в группе (1. Работаем дружно. 2. Спокойно высказываем своё мнение. 3. Терпеливо выслушиваем мысли одноклассников. 4. Не перебиваем друг друга. 5. Общаемся тихо и спокойно.)

Работают в группах с электронным приложением.

Задание: помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.

Учащиеся соединяют флажки.

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

Задание: вставь подходящие по смыслу слова в пословицы.

Готовь сани летом, а телегу. .

Вместе тесно, а врозь.

Думай медленно, а работай.

Учащиеся вставляют слова: быстро, скучно, зимой, весной, хорошо.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Думай медленно, а работай быстро).

Записывают 1 пословицу в тетрадь.

Задание: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пару синонимов, а в другую – пару антонимов.

Антонимы Синонимы

(Антонимы Синонимы)

утро – ветер азбука - алфавит

плакать - смеяться бежать - мчаться

громкий - тихий чудесный - волшебный

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

Демонстрируют работу в группах.

Хором говорят слова-антонимы.

-А теперь пришел черед

-Скажу я слово высоко,

-А ты ответишь:….(низко).

-Скажу я слово далеко,

-Ты возразишь мне:….(близко).

-Скажу я слово потерял,

-А ты кричи скорей:(нашел).

-Скажу тебе с укором: трус,

-Ты гордо скажешь: я -(храбрец).

-Теперь начало я скажу,

-А ты ответишь: нет….(конец).

Работаем в парах.

-На каждой парте конверты с заданиями.

Задания: прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова антонимы.

Работают в парах.

Находят и подчёркивают слова антонимы.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!

Петя пил чай ледяной

И теперь он весь больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый!

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

-Проверяем. Читаем стихотворение и называем антонимы.

Читают стихотворение и называют антонимы.

(1. Грустный – весёлый.

2. Старый – молодой.

3. Больной – здоровый.

4. Чёрный – белый.

5. Храбрый – трусливый.

7. Высокий – низкий.)

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Пришло время подводить итоги нашего урока. Посмотрите на лист самооценки и проанализируйте, что получилось, что не очень, над чем надо еще поработать.

Работа по учебнику: упр. 72

Работа в группе

Итог урока

Учащиеся анализируют (На уроке я была активна, в тетради писала красиво, ошибок не сделала; Личную цель удалось выполнить, на уроке был внимателен; Я старался на уроке, но допустил 2 ошибки; На уроке отвлекался, поэтому допускал ошибки и т. д.)

- Какую тайну русского языка мы открыли сегодня на уроке? (В русском языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами).

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Антонимы – это слова, противоположные по значению).

Приведите примеры антонимов.

Учащиеся приводят примеры антонимов.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Предлагаю домашнее задание на выбор:

1. Стр. 57 упр. 75.

2. Вспомнить и записать 3 – 4 пословицы, в которых используются антонимы и подчеркнуть их.

3. Сочинить и записать четверостишие, используя антонимы.

Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Комбинированный

Образовательная - ознакомление со словами – антонимами;

Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Развивающие - развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; активизация познавательной деятельности через решение логических задач; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:


Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Организация класса. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте! Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Даша, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Ученик: - В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Иван?

Ученик: О словах-синонимах.

Учитель: Правильно. Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

Ученик: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: - Степан, что значит определить лексическое значение слова?

Ученик: - Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Настя, где ещё можно узнать о словах – синонимах?

Ученик: - Есть словари синонимов.

Учитель: - Хорошо, молодец!

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Нина?

Ученик: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Ученик: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Степан?

Ученик: - Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

Учитель: - Иван, какая тема урока будет сегодня?

Вика: - Антонимы.

Учитель: - Умница!

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Руслан?

Ученик: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Молодец!

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова, Игорь?

Ученик: - Разные

Учитель: - Хорошо, ещё? Даша?

Ученик: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Степан?

Ученик: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый? Настя?

Ученик: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа? Игорь?

Ученик: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова, Роман?

Таня: - Они настроены друг против друга.

Учитель: - Молодец!

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 5 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

(Показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Нине надо поработать над правильным написанием букв, Ивану нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: - Иван, Игорь, Даша и Нина получают индивидуальное задание на карточках. Ивану и Игорю в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Даше и Нине в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Ученик: - Коробка для школьных принадлежностей. (пенал)

Ученик: - Дерево с белой корой. (берёза)

Ученик: - Столица нашей родины.(Москва)

Ученик: - Страна, в которой мы живём. (Россия)

Ученик: - Место, где мы родились и живём). (родина)

Ученик: - Это плод яблони. (яблоко)

Ученик: - Инструмент для копания земли .(лопата)

Ученик: - Это садовое дерево, плод у него яблоко. (яблоня)

(Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.(1мин.)

Ученик: - Полёт.

Физкультминутка

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре, пять,

Дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

Ученик: - Это заяц, потому что дрожит.

Ученик: - Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А правильно пишется это слово так:

(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)

Учитель: - Какой вывод можно сделать? Степан?

Ученик: - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: - Хорошо! Правильно!

2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Ученик: - Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Ученик: - Когда человек замёрз или чего-нибудь боится.

Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:


4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)

Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Ученик:- Осина растёт у дороги.

Ученик: - Осина дрожит на ветру.

Ученик:- На осине дрожат листочки.

Ученик: - Осина – высокое лиственное дерево.

(Затем Нина комментирует разбор):(1мин.) (я проверяю задание у Руслана).

(Осина дрожит на ветру. Что?- осина - это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: -Владик, назови слово с проверяемой безударной гласной.

Ученик: - дрожит: проверочное слово - дрожь.

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении? Настя написала безударную гласную А. Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок? Настя?

Ученик:- Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

Ученик: - Поставить эту букву под ударение.

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

Закрепление нового материала.( 3 мин.)

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока. Иван.

Ученик:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:


Учитель: - Даша.

( чистый – грязный)

Учитель: - Молодец!


Учитель: - Иван.

(плачет – смеётся)

Учитель: - Умница, ты молодец!


Учитель: - Игорь.

(толстый – тонкий)

Учитель: - Правильно, молодец!


Учитель: - Нина, назови слова к картинкам.

(маленький - большой)

Учитель: - Молодец, правильно!


Учитель: - Степан.

( грустный – весёлый)

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.

Учитель: - Какие это слова? Роман?

Ученик: - Это антонимы.

Учитель: - Игорь, какие слова называются антонимами?

Ученик:- Слова, противоположные по значению.

Работа с учебником.(1мин.)

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы, Иван?

Ученик: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным. (показываю словарь в учебнике)

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Вика, как ты понимаешь значение этой пословицы?

Вика С.: - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Умница! Хорошо.

А говори ……..(меньше)

( Хором – меньше)

Учитель: - Настя, как понимаешь значение этой пословицы?

Ученик: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Настя и Даша будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 71. Степан и Игорь из словаря в конце учебника выпишут в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Руслан, повтори, какие слова называются антонимами?

Ученик: - Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодец!

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Проверка.(1мин.)( проверяю задание у Насти, Даши, Степана, Игоря)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Если не успели дописать слова, поставьте точку там, где вы закончили.

Учитель: - Ребята, слова – антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы! Ира, Вика Н., Даша тоже были внимательны, не допустили ошибок. Молодцы! Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?

Ученик:- Антонимы!

Итог урока.(1мин.)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? Руслан?

( Какие слова называются антонимами.)

Учитель: - Какие это слова, Нина?

Ученик: - Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

Ученик: - Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

Ученик: - Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:

______________ повтори правило о письме безударных гласных, поработаешь в карточке.

Домашнее задание.(2мин.)

- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

Читайте также: