Конспект урока антонимы 2 класс перспектива

Обновлено: 05.07.2024

Данный конспект был разработан мною для открытого урока по русскому языку во 2 классе.
УМК: "Перспектива"
Учебник: Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/ Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Прилагаю презентацию к уроку.

Оценить 1010 1

Конспект открытого урока

по русскому языку

Дата: 13.02.2019г.

Учитель: Пупей И.А.

Тема: Антонимы. Их роль в речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: 1) Мультимедийная установка.

2) Словари синонимов и антонимов

3) Карточки для работы в парах.

4) Папки для работы в группах с заданием.

I. Оргмомент. Создание ситуации успеха. (1 мин)13:30-13:31

1.1.Ученик организует класс (усаживает детей в стихотворной форме).

1.2.Учитель: - Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться. (В конце урока возвращаюсь к стих-ию и прошу найти антонимы)

Работайтестарательно,

Слушайтевнимательно!

Каждый хочет получать

I I I. Актуализация знаний.

(Работа с карточками по изученным орфограммам)

Минутка чистописания. (6 мин)13:36-13:42

- Пришло время поработать с тетрадями. Возьмите их в руки, проверьте, у всех ли тетрадь под №1? Откройте их.

- Виолетта подготовит наши руки к письму.

4.1 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (Я в это время включаю слайд с правильной посадкой во время письма).

-Ребята, давайте проверим себя.(Указываю на слайд 2)

-Как мы сидим, когда пишем?

4.2 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМУ.

4.3 –Обозначьте сегодняшнее число (13 февраля)

-Ниже запишите: Классная работа

4.4-Написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке? (Буквы Кк)

- Взяли ручки в руки, поставили на локоток. Я пишу у доски, а вы повторяете за мной в воздухе.

ко Кр

4.5- Придумайте слова с таким началом: ко (кот, колесо, корова, кольцо, кора)

- Как, одним словом, их можно назвать? (имена нарицательные)

-Что вы о них знаете?

4.6- Придумайте слова с таким началом: Кр (Крот, если начало предложения)

- А если середина предложения? (Слайд 3)

*Крым – популярный морской курорт, расположенный на юго-западе России. Главными причинами, по которым люди стремятся на полуостров, считаются: море и горы.

*Красносельское – село в Увельском районе Челябинской области.

*Краснодар – город на юге России, расположенный на правом берегу реки Кубани, на расстоянии 120 км от Чёрного моря.

*Красногорский - посёлок городского типа , Челябинской области России .

4.7*Крылов И.А. – ровно 250 лет тому назад 13 февраля 1769 года в Москве родился Иван Андреевич Крылов.

- Что вы знаете об этом человеке? (Известный русский писатель, баснописец и журналист. Написал более двухсот басен. Вот некоторые из них:

(Демонстрирую детские книги с баснями Крылова)

Самоопределение к деятельности. (3 мин)13:42-13:45

— Что вы видите у меня в руках? (вопросительный знак)

— Что он обозначает?

—Когда мы задаём вопросы? ( когда мы чего-то не знаем; ЗНАЧИТ на уроке будем узнавать что-то новое и т. д.)

— Цель урока — открытие новых знаний. (Прикрепляю листок на доску)

-Ребята, мы ещё вернёмся к нашему знаку в конце урока.

— Помогите мне рассказать сказку.

Жили-были два брата – Младший и Старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, всё всегда говорил наоборот. Скажет старший:

А младший в ответ:

(Дети заканчивают предложение: грустный или скучный.)

Но однажды Младший не захотел спорить со Старшим, потому что Старший брат сказал:

—Умный у меня братец!

Что должен был сказать Младший? (глупый)

Поднимаю АРМ и на доске дети видят карточки:

Определение темы урока . (3 мин) 13:45-13:48

—Давайте прочитаем некоторые слова из нашей сказки парами? (Один ученик читает первую пару: старший-младший, второй-вторую и т.д.)

- Ребята, эти слова называются АНТОНИМЫ.(Показ карточки)

- Кто сформулирует тему урока ? О чём мы будем говорить?

- Что же такое антонимы? Попробуйте сами дать определение новому слову!

VI . Работа по теме урока

- Хотите узнать, кто из учащихся был ближе всех к научной формулировке? Тогда откройте учебники на стр.33

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: (низко),

Скажу я слово ДАЛЕКО,

Ты возразишь мне: (близко),

Скажу я слово ХОРОШО,

А ты ответишь: (плохо),

Скажу я слово ВЕЛИКАН,

А ты ответишь: (кроха),

Скажу я слово ПОТОЛОК,

И ты ответишь: (пол),

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты: (нашёл) .

- Молодцы! Какие пары антонимов вы запомнили ?

VIII . Физминутка. (1 мин)13:51-13:52

- Предлагаю вам немного отдохнуть. (дежурные проводят физминутку, я включаю электронный учебник)

IX . Продолжение работы по теме урока

9.1 Электронное приложение.(2 мин)13:52-13:54

-Давайте послушаем профессора Самоварова.

9.2.Работа с карточками.(5 мин)13:55-14:00

-Ребята, а как вы думаете, ЗАЧЕМ нужны в речи антонимы?

-Хотите узнать, на каких школьных предметах, кроме русского языка, будем их использовать? Тогда возьмите карточки в руки и поработайте в парах.

1) На Земле больше воды, чем суши.

2) Ваня решал примеры на сложение, а Витя — на вычитание.

3) Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

-Какой школьный предмет? Найдите в предложениях антонимы и обведите их.

X . Самостоятельная работа (4 мин)14:00-14:04

На экране задание ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ:

- А сейчас небольшая самостоятельная работа. На экране даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову.

ДОБРО – _______________

ПЛЮС – _______________

ПРОСТОЙ – _____________

БОЛЬНОЙ – ______________

Слабоуспевающим раздаю карточки. Найди антонимы и соедини их чертой.

ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ

БОЛЬНОЙ ЗДОРОВЫЙ

(Далее дети осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.)

XI . Знакомство со словарём (1 мин)14:05-14:06

-К каким словам не смогли подобрать антонимы? Для этого существует словарь антонимов (Демонстрирую).

XII .Итог урока . (2 мин)14:06-14:08

-Найдите пару слов-антонимов.

- Какова была цель нашего урока ? ( Дети : открытие нового знания. (Возвращаемся к карточке с изображением вопросительного знака.)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте.

ВложениеРазмер
konspek_uroka_rya_antonimy2klass.doc 93.64 КБ
etalon.docx 13.9 КБ
zadaniya_po_antonimam.docx 18.63 КБ
antonimy.pptx 798.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 27.01.17 Студент: Башмакова К. М.

Учитель: Пашнина Т. С. Методист: Галиуллина Н. К.

Конспект урока русского языка

Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте.

предметные: узнать о словах противоположных по значению, узнать, чем схожи и чем различаются, научится определять противоположные слова (антонимы).

личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анали зировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока. Деятельность учителя.

Самоопределение к деятельности

Словес.: ответы на вопросы

Прозвенел и смолк звонок

Мы за парты тихо сели

На экран все поглядели.

Составьте предложение из слов на экране: Нас, получится, у, всё (У нас все получится) Какое предложение по интонации? Восклицательное.

Говори мало, слушай много, а думай еще больше.

О чем эта пословица? Чему она учит? Обратите внимание на слова много и мало . Чем эти слова схожи? Чем эти слова различаются? Посередине красиво пишем число и классная работа. Запишите их в строчку. Мы вернемся к этой пословице чуть позже, но уже с новым вопросом.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

Актуализация знаний и мотивация

Практич.: устное лексич.упр.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: чтение правила.

Актуализация опорных знаний.

На доске записаны в два столбика слова. К каждому слову первого столбика подберите синоним из второго столбика. 1- Алфавит, пламя, кидать, алый, шалун; 2- азбука, огонь, бросать, красный, озорник. Какое знание вам помогло выполнить это задание? Знание синонимов. А что такое синонимы? Слово близкие по значению, но различные по звучанию. Давайте заполним эталон.

На экране вы видите картинки. Что объединяет эти вещи? Кисть. Чем является слово кисть? Многозначным словом. А что такое многозначные слова? Слова схожие по звучанию и схожие по значению. Давайте заполним эталон. Что объединяет этих людей? Коса. Чем является слово коса? Омонимом. Что такое омонимы? Слова схожие по звучанию, но различные по значению. Заполним эталон. Русский язык богат различными словами. Вы изучили омонимы, синонимы, многозначные слова. Сегодня нам предстоит узнать еще одно богатство русского языка.

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? Познакомиться с антонимами, научиться употреблять их в речи. Узнаем, что об этих словах говорят в учебнике. Открываем страницу 33.Давайте заполним эталон в группах по 4 человека.

Приведите свой пример антонимов.

Отвечать на вопросы подводящего диалога.

Отвечать на вопросы.

Работать с иллюстрацией по заданию.

Ставить цели на урок.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: устное лексич. упр.

Практич.: фронтал. проверка.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: работа с иллюстрацией

Практич.: письмен. граммат. упр.

Изучение нового материала.

Поработаем в парах. Прочитайте рассказ на карточке и попытайтесь его закончить. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова на противоположные по значению.

Как вы видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

Давайте разомнемся. Повторяйте движения за мной. Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.

Скажу я слово Высоко, а ты ответишь…Низко
Скажу я слово Далеко, а ты ответишь…Близко
Скажу тебе я слово Трус,ответишь ты…Храбрец
Теперь начало Я скажу, ну отвечай:…Конец.

Работа в печатной тетради

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто это? Посмотрите – во что он одет? В шкуры животных. А что это значит? Значит, что там, где он живет – холодно. А в какой части страны холодно? В северной. Кто-нибудь слышал про полярную ночь? Можете рассказать, что это такое? Полярная ночь - А вы знаете такой народ – Эвенки? Сейчас мы поработаем над упражнением, чтобы поподробнее узнать о них и о том, что может быть на севере, а чего не может быть. Откроем нашу тетрадь на странице 14. Работать мы будем по алгоритму.

1.Читаю задание.2.Читаю текст.3.Нахожу ошибки, которые допустил ученик.4.Нахожу и подчеркиваю орфограммы в словах.5. Подбираю и записываю проверочные слова.

Работать в группе.

Заменять слова на противоположные по смыслу.

Вставлять слова противоположные по значению.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Выполнять упражнение по алгоритму.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

К:работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы)

Р: понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

Итог урока. Рефлексия

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету. Из пары антонимов подчеркнуть тот, который подходит именно вам. А в пустые строчки нужно написать ответ письменно.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что..

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шаброва Ольга Олеговна

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

- в процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Основные понятия

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

-дополнительные

Условные обозначения

!?

Формы работы

Этапы урока

Формирование УУД

Организационный момент

II . Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

- В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

- Для чего нужны слова?

- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?

-Какие слова называются синонимами?

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.

- Приведите примеры синонимов, которые обозначают признак предмета.

- Приведите примеры синонимов, которые обозначают действия.

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- С помощью слов мы общаемся.

- На прошлом уроке мы изучали синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.

- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.

- Красный – алый, волшебный – чудесный.

- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Подготовка к формулированию темы урока

Учитель: - Ребята, посмотрите на картинки, давайте их сравним.

- Какое время суток изображено на первой картинке? .. на второй?

- Глядя на выражение лица, скажите какой первый клоун, второй клоун?

Что делает первый клоун? Второй?

Почему вы не можете это сделать?

Что объединяет эти пары слов?

Грустный – весёлый

Выходит – заходит

Эти слова противоположные по значению.

Постановка темы и целей урока

Какова же тема нашего урока?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Какие знания и умения нам пригодятся?

Слова с противоположным значением.

Узнавать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?

Нам понадобятся умения писать, умение работать в группе.

Открытие детьми нового знания

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести проект в роли исследованиетелей.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Слова с противоположными значениями

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением.

Пассивный - а ктивный

Высокий – н изкий

Мягкий – т вёрдый

Подниматься – о пускаться

Направо - н алево

Неинтересный – и нтересный

Большой – м аленький

Молодц ы !

Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением?

Так какая же тема нашего урока?

Слова с противоположным значением

Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.

Из истории:

Изучение нового

Исследование

- На какой вопрос отвечают в паре?

Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются в парах.

Шум-тишина
дружба-вражда

Здоровье-болезнь

Длинный-короткий

Редкий-частый

Холодный-тёплый

Строить-ломать

Вносить-выносить

Поджигать-тушить

(Слова записывают в тетрадь)

- Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр., 3гр.)

- какую букву вставили, почему?

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.

Микс пеа шеа

- Как вы думаете, а в английском языке есть антонимы? (Да, предположения детей.)

- Подберите антоним к слову Merry. (Sad)

-Какие ещё слова-антонимы из английского языка вы знаете? (Ответы детей с переводом)

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения:

1. Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом тёплая .

3.Работать трудно, а отдыхать легко.

- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?

- Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

делают нашу речь более яркой и выразительной.

Скудная, неинтересная.

Они делают нашу речь богаче, красивее.

Наблюдение за тем, где встречаются антонимы

- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? Тайм Раунд Робин

1-2 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики.

3-4 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.

5-6 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.

- А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?

1-2 гр. Найдите антонимы в пословицах.

Знай больше , а говори меньше .

Ученье – свет , а неученье – тьма.

3-4 гр. Найдите антонимы в отрывках из басен и стихов.

Тары-бары
Растабары.
Сказки старые
не стары.
Новые не старятся,
Старые – останутся.

Лебедь, Щука и Рак.

Кто виноват из них, кто прав ,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.

5-6 гр. Найдите антонимы в загадках.

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То
назад , то вперед ,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)

(Выписать в тетрадь)

Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.

Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.

Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.

Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения? (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре?

Сможете воспользоваться его подсказками?

Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.

6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Откройте компьютеры.

Проверка . Что будем проверять? Как будем проверять?

11. Итог урока.

- С каким новым понятием познакомились на уроке?

Какие слова называют антонимами?

На какой вопрос отвечают антонимы?

Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

12. Рефлексия. (Слайд 18)

- Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.

- Какой первый котик по выражению лица ? а второй?

-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке.

В ы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.

13. Домашнее задание: (Слайд 19.)

1. стр. 60 правило; стр.61 упр. 4

Я проверю ваши тесты и выставлю вам оценки.

Спасибо за урок.

Желаю вам успехов в освоении этой темы.

Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.

Выполнение теста.

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока.

Краткое описание документа:

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

- в процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Основные понятия

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

-дополнительные

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 768 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.04.2015 5445
  • DOCX 141.9 кбайт
  • 33 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шаброва Ольга Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А.Поурочные разработки по русскому языку.2 класс. -М.:ВАКО,2013.

Тема урока: Антонимы.

Тип урока: Комбинированный

Задачи урока:

-Содействовать развитию умения находить антонимы, указывать их грамматические признаки;

-Способствовать развитию УУД (определять тему урока, ставить задачи, анализировать свою деятельность, сравнивать, делать выводы, оценивать свою работу);

-Активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;

-Способствовать формированию навыков здорового образа жизни;

-Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля.

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

1.Организационный момент

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 7 февраля, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать. (Слайд №1)

- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2.Актуализация знаний

1.Орфографическая работа

-Послушайте ряд слов и выберите лишнее .

Снежок, снежный ,зима, снежинка.

-Почему слово зима считаете лишним? (Все другие слова из одной семьи)

-Запишем это слово в тетрадь и на доске, поставим ударение ,подчеркнем безударную гласную.( Пишу на доске)

Заяц, лиса, зайчик, зайчиха.(Слово лиса, так как другие слова из одной семьи. Записывают в тетради, а учитель на доске).

Идти, шагать, читать, ходить.

лово читать ,так как другие синонимы)

-Чем похожи слова, которые мы выписали? ( В них 2 слога. Второй слог ударный, первый- безударный, безударный гласный во всех словах и.

Сможем ли как-то проверить и доказать ,что в безударном слоге нужно писать букву и, а не другую? ( Сможем, надо найти такие слова из этой этой семьи. Чтобы безударный гласный стал ударным.)

-Подберите родственные слова-помощники.(Зимушка, лисы, прочитан.)

2.Словарная работа

-Отгадайте загадку

Что за дерево стоит-

Хоть жара, оно дрожит?

Лист монеткою растёт,

Заяц лист тот погрызёт. (Осина.) (Слайд№2)

-Как сказать ласково? (Осинка.)

-Запишите эти слова в тетрадях, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.( Осина,осинка).

3.Самоопределение к деятельности

1)-А сейчас вспомните, как называются слова близкие по значению (Синонимы).

-Какую роль играют синонимы в речи?

-Прочитайте задание (Соедините синонимы.) Работа в паре. Проверьте работу друг друга по образцу на доске. (Взаимопроверка со слайда №3)

3)-Помогите мне рассказать сказку.

Жили-были два брата- Младший и Старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший:

А Младший в ответ:

-…( Дети договаривают: скучный или грустный)

Но однажды Младший не захотел спорить со Старшим, потому что он сказал:

- Умный у меня братец!

-Что должен был сказать Младший?( Он должен был сказать –глупый.)

-Догадайтесь, о каких словах мы будем говорить на уроке. ( О словах с противоположным значением.)

-Сформулируйте тему урока!

-Что бы вы хотели узнать? (Как называются такие слова, как их искать.)

-Чему должны вы научиться на уроке?

4.Работа по теме урока

Читайте также: