Конспект урока активность личности желания потребности мотивы интересы

Обновлено: 05.07.2024

Психологический настрой учащихся, создание у учащихся эмоционального настроя на работу.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Упражнение на коррекцию внимания и зрительного восприятия.

На доске таблица. Прочитать слово, используя каждую третью букву.

НР П АБ О КЛ Т МК Р СО Е БК Б АО Н КЛ О АИ С ВГ Т ИР И

II Вводная беседа.

- Ребята, а что такое потребности?

Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма.

Мы все в чём-то испытываем нужду или потребность. Но давайте начнём не с потребностей человека, а с потребностей растений и животных.

Растения: свет, вода, воздух, тепло.

Животные : вода, еда, воздух, жилище.

Человек: вода, еда, воздух, тепло, сон, жилище, отдых.

III Основная часть.

2)Но для того, чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Уже с самого раннего возраста у человека возникают и другие потребности:

  • В материнской любви
  • Общении
  • Уважении
  • Заботе
  • Защите
  • Помощи
  • Сочувствии
  • Потребность иметь друзей

Эти потребности называются социальными (прикрепить на доску) .

Социальный – значит общественный. Это слово связано с жизнью людей в обществе.

3) В отличие от животных, у человека есть потребности в одежде, жилище, бытовом комфорте. Что такое бытовой комфорт? Это бытовые удобства, уют жилищ.

Эти потребности называются материальными (прикрепить на доску).

Материальный – вещественный, реальный.

Что же ещё нужно человеку для жизни? Для интересной жизни?

  • Кино
  • Музыка
  • Книги
  • Театры
  • Увлечения
  • Интересы
  • Образование

Кто-то коллекционирует марки, кто-то занимается спортом, кто- то любит рисовать, шить, ходить в походы.

Это высший уровень потребностей, называется духовными потребностями.

Что значит духовно богатый человек? С ним интересно.

На доске получилась схема.

Биологические Социальные Материальные Духовные

Человек стремится удовлетворить сначала самые важные потребности, а затем уже все остальные.

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и определить, к какому виду потребностей относится отгадка.

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы сможем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги. (сапоги – материальная потребность)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга – духовная потребность)

Рос сперва на поле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место (хлеб – биологическая потребность)

Два колесика п о дряд, их ногами вертят,

А поверх торчком сам хозяин крючком.

( Велосипед – материальная потребность )

- Какие предметы вы купили бы для себя в первую очередь? Почему?

- Какой предмет менее значим в жизни?

- Без какого предмета можно обойтись?

- Почему человек выбирает более полезные, выгодные вещи?

Задания в группах.

Упражнение на коррекцию логического мышления, классификацию.

У каждой группы карточки с разными потребностями, их надо рассортировать.

Биологические : купить сахар, умыться, погреться.

Социальные : поиграть с другом, сходить в гости, позаботиться о кошке, попросить помощи.

Материальные : купить холодильник, новое пальто, ремонт в квартире.

Духовные : сходить в музей, посмотреть кино, почитать книгу.

От чего зависят потребности? (высказывания детей)

  • От возраста
  • Пола разобрать каждую потребность, объяснить
  • Вкуса
  • Климата
  • Места жительства
  • Увлечений
  • Характера

Потребности каждого человека индивидуальны: то, что необходимо одним, может быть совсем не нужно другим (зависит от пола, интереса, характера).

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются всё новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо в каком обществе живёт человек, должен быть удовлетворён, то есть нужно поесть. Но как? За столом, с помощью ножа и вилки, на красивой посуде, вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласитесь, есть разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить до конца. Она возникает снова, развивается, заставляет человека действовать, работать, предпринимать какие-то усилия для её удовлетворения. Всё это говорит о безграничности, бесконечности потребностей.

  1. Какие потребности помог исполнить девочке Жене цветик-семицветик? (вазочка, Северный полюс, очутиться во дворе, игрушки, чтобы Витя был здоров)
  2. Для кого Женя просила исполнить свои желания (для себя, для других)
  3. Какого вида потребности были у Жени?
  4. Какое желание доставило ей самую большую радость? Почему?
  5. Какие черты характера проявились у Жени сначала? (жадность, зависть)
  6. Какая черта характера появилась, когда она увидела больного мальчика? Жалость, сострадание, сочувствие.

А вы знаете, что такое сострадание?

Сострадание – жалость к кому-то, сочувствие чужому страданию. Сострадать – страдать вместе, сообща. Это хорошее качество?

Ребята, как вы думаете, бывают вредные потребности? Какие?

  • Курение
  • Тяга к алкоголю
  • Наркомания
  • Бродяжничество

Почему они вредные? (обсуждение)

Какие качества личности помогают человеку воздержаться от вредных привычек?

  • Насыщаемые
  • Труднонасыщаемые
  • Ненасыщаемые

Что делать, если потребность ненасыщаемая? Человек может зациклиться на одной потребности (хочу в Африку), а она ненасыщаемая, т.е неисполнимая. Что же делать? (дискуссия)

Нужно переключиться на что-нибудь другое (увидеть красивое, интересное вокруг нас). Или превратить эту потребность в хобби – увлечение, любимое занятие на досуге (коллекционировать вещи, связанные с Африкой: значки, статуэтки, марки, статьи, фотографии, мультфильмы; сделать ремонт в квартире, напоминающий Африку ) .

Ребята, а что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности: биологические, материальные, духовные?

Человек должен трудиться и зарабатывать деньги.

Хорошо работаешь - много зарабатываешь – больше потребностей удовлетворяешь.

  1. Ты закончил школу, тебя увезли, купили квартиру, мебель, телевизор, еду на первое время. Какие твои потребности удовлетворили? Какие твои действия дальше? (Соблюдать режим дня, режим питания, правила поведения, чтобы и в самостоятельной жизни всё получилось, чтобы с тобой захотели общаться хорошие достойные люди)
  2. Человек не стал работать. Все его потребности сводятся к еде, выпивке, сну. Что дальше с ним случится? Какие у него остались потребности. Биологические, как у животного. Приятно ли общаться с таким человеком?
  3. Мальчик познакомился с девочкой и пригласил её в кино. Какие у них потребности?
  4. Молодой человек покупает билет на поезд за 250р. Кассир даёт ему сдачи с 1000р всего 550р. Это правильно? С каждым ли это может случиться? Нет. Образованный человек не позволит себя обмануть. Значит, очень важная потребность человека в вашем возрасте – образование (мотивация к учению)

Каждый человек должен быть заинтересован, чтобы быть культурным и образованным.

Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали.

Что нового мы сегодня узнали?

Работа с картинками.

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какие потребности на них изображены? Классификация: сопоставить картинку с определённой потребностью.

Вставить пропущенное слово в предложение.

Потребность это то, без чего……(нельзя) обойтись.

Лучше всего, когда мои желания … (совпадают) с моими возможностями.

Коррекция памяти, речи, внимания: Вспомнить понятия, начинающиеся на эту букву.

П, М, Д, Б, С, В (потребности, материальные, духовные, биологические, социальные, вредные)

V Рефлексия: понравилось вам сегодняшнее занятие?

Какие чувства появились у вас?

Какое настроение после занятия?

На доске – солнышко. Посмотрите, какое солнышко красивое, весёлое. На каждом лучике у него по маленькому солнышку. Я хочу, чтобы взяли эти маленькие солнышки на память о сегодняшнем занятии.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по теме "МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ" 9 класс

Урок по предпрофильной подготовке по теме:

"МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ"

Педагог-психолог: Иванова Н.Д.

Цель: формирование представлений старшеклассников о своих мотивах и потребностях.

изучить мотивы и потребности на основе самодиагностики;

актуализировать необходимость осознания своих мотивов и потребностей в ситуации выбора профессии.

1. Актуализация знаний учащихся по теме урока - 5-6 мин

У: Урок я хочу начать с одной истории.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делаешь целый день?

-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.

-А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.

У: Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

У: Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

(Мотивы и потребности)

У: Что мы должны будем выяснить в ходе урока?

(Что такое мотивы , что такое потребности? Изучить на основе самодиагностики свои ведущие мотивы и потребности при выборе профессии.)

В тетради записать тему урока: Мотивы и потребности.

2. Изучение нового материала МОТИВЫ - 3-4 мин

У: Как вы думаете, что такое мотив деятельности человека?

Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы. Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью? Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?

Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются. Например, мама страстно мечтает, чтобы ее дочь стала балериной. Хотя девочка к балету не проявляет ни малейшего интереса и не имеет необходимых данных. Просто мама таким образом пытается реализовать свою неосуществленную мечту стать балериной.

В тетради записать: Мотив – побуждение к деятельности. Нет мотива – нет деятельности.

Важность мотивов в деятельности наглядно показывает притча -

Притча №2 "Единственный выход"

Жила-была одна лягушка, как-то она запрыгнула случайно в колею на разбитой проселочной дороге. Колея была такая глубокая, что лягушке никак не удавалось оттуда выбраться. Она выбивалась из сил, но ничего не получалось. Вокруг собрались приятели, все пытались как-то помочь — безрезультатно. К вечеру приятели с грустью разошлись по домам, размышляя о том, что к утру бедняжка, конечно же, уже погибнет — она ведь прямо посреди дороги, в самой колее.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявлять силу, ловкость, настойчивость.

5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

2. Достичь высокого статуса, известности, славы, получить признание окружающих.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий высокий уровень жизни.

6. Сохранить достаточно сил и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации.

– А у третьей девушки какая мотивация? (ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой, поэтому именно ее царь взял в жены).

4. Определение потребностей. (игра) - 5 мин

В основе любой мотивации лежат потребности человека.

Давайте выясним что же такое потребности? (ответы учащихся)

Потребность это - надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения. (записать в тетрадь)

Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Что-то другое?

Благополучие семьи и близких.

– Согласны ли вы с тем, что перечисленные потребности – главные в жизни человека?

Американский психолог Абрахам Маслоу разделил все потребности человека на низшие и высшие и расположил их в виде пирамиды:

РАБОТА В ГРУППЕ:

Я вам сейчас предлагаю самим составить пирамиду потребностей человека, а затем мы сравним полученный результат с тем, что создал Абрахам Маслоу. (учащиеся составляют пирамиду потребностей на доске - карточки)


По мнению А.Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Вы согласны с этим?

Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.

Итак, исходя из пирамиды потребностей человека, мы видим, что два вида потребностей низшего порядка являются первичными, врожденными.

Физиологические потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище, движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода, дождя и так далее).

Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.

Так же сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание иметь постоянный заработок.

Остальные виды потребностей относятся к вторичным, приобретенным.

Социальные потребности (потребность к принадлежности к какой-то группе) свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

Потребности в уважении и признании , напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание. Данные потребности называют еще эгоистическими, они ориентированы на самого себя.

Духовные потребности (потребность в самореализации) – это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и очень важны для человека.

Позже Маслоу пересмотрел свои взгляды. Ведь только человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.

– А какие потребности преобладают у вас?

Расставьте в бланке соответствующие баллы и определите, какие потребности набрали наибольшую сумму. Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии?


Мотив — это то что побуждает человека к деятельности.

Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное.

Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы. Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью?

Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?

Мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются

Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу.

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т.д.

Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим.

Классификация мотивов выбора профессии

Группы мотивов

Характеристика мотивов

Желание своим трудом способствовать общественному процессу. Занять достойное место в обществе

Приносить пользу людям, оказывать им помощь

эстетические

Стремление к красоте, гармонии, специальности связанные с прекрасным

познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

материальные

Стремление иметь высокооплачиваемую работу

Стремление к профессиям, которые позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе и т.д.

утилитарные

Возможность работать в городе, иметь работу, близко к дому, легкость поступления вуз, на работу

Интерес – один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

В основе мотивации лежит ПОТРЕБНОСТЬ

Потребность — особое желание иметь что-либо материальное или духовное.

Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?

Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели.

Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.

В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль

. Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

Интерпретация результатов задания № 1

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Многие люди, подобно сестрам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами.

Как видим, это невозможно. Поэтому необходимо выстроить сценарий своей жизни так, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности недостаточно одной профессиональной пригодности — необходима мотивация.
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека

Американский психолог Абрахаам Маслоу предложил пирамиду потребностей.




Физиологические потребности (пища, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)

Потребности в безопасности (защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях)

Социальные потребности (потребность в любви, дружбе, общении с людьми)

Потребность в уважении (уважение со стороны других людей и самоуважении)

Потребность в самореализации (достижение лучших профессиональных, спортивных результатов, научных открытий)

Большинство людей не способны подняться выше второй ступени, оставаясь на уровне физиологических потребностей.

А они имеют границу насыщения. Потребление сверх нормы — это излишество.

Римская империя пала, потому что ее правители остановились на нижних ступенях.

Еда стала для них целью, а не средством: пожирая блюда в неимоверных количествах, они искусственно вызывали у себя рвоту, чтобы дальше поглощать вино и продукты. Эти оргии длились сутками.

Медицина определяет это состояние как психическое заболевание, церковь — как одержимость бесами, что, в принципе, одно и то же.

Жизнь теряет смысл и в том случае, когда человек получает все, что хочет.

Клиентами психоаналитиков и психиатров чаще всего становятся очень обеспеченные люди.

Человек развивается полноценно только в том случае, если не останавливается на низших ступенях.

Если вам посчастливится найти такой вид деятельности, в котором вы сможете реализовать высшие потребности — потребность в общении, уважении и самореализации, то вам не грозит пресыщение, поскольку эти потребности ненасыщаемы.

1. Добиться признания и уважения

2. Иметь теплые отношения с людьми

3. Обеспечить себе будущее

4. Зарабатывать на жизнь

5. Иметь хороших собеседников

6. Упрочить свое положение

7. Развивать свои силы и способности

8. Обеспечить себе материальное благополучие

9. Повышать уровень мастерства

10. Избегать неприятностей

11. Стремиться узнавать что-то новое

12. Обеспечить себе положение, влияние

13. Покупать хорошие вещи

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи

15. Быть понятым другими

В 1-ю пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (3 балла)

Во 2-ю пятерку – потребности менее значимые (2 балла)

В 3-ю пятерку – потребности, не актуальные для вас в данный момент (1 балл)

Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей:

Материальные – 4,8,13 (номера потребностей)

Потребности в безопасности – 3,6,10

Социальные потребности – 2,5,15

Потребности в признании -1,9,12

Потребности в самовыражении -7, 11, 14

Группа потребностей, которая набрала большее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект занятия по психологии на тему

Тема занятия: потребности и мотивы человека.

Цель занятия: формирование представлений учащихся о своих мотивах и потребностях.

изучить мотивы и потребности на основе самодиагностики.

Рефлексия результатов занятия, ритуал прощания.

Самоукина, Н.В. Первые шаги школьного психолога / Дубна, 2000.

Карточки с потребностями человека по Маслоу ( Приложение А ).

- Здравствуйте, ребята. Занятие я хочу начать с одной истории.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому вопрос. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве храма!"

- Ребята, почему все три ответа были разными, хотя все люди выполняли одну и ту же работу? ( Отношение у людей работе разное, у каждого свои мотивы ).

- Исходя из услышанного, как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего занятия? ( Мотивы и потребности ).

- Как вы понимаете, что такое мотив? ( Ответы детей ).

В основе любой мотивации лежат потребности человека. А что такое потребности? ( Ответы детей ).

- Потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Давайте ответим на вопрос «Что нужно современному человеку в повседневной жизни? ( Ответы детей ).

- Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В. Г. Лежнев – потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик – потребность как состояние напряжения.

Несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности человека.

Потребности выполняют функции целеполагания и побуждения. Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжение, равновесию и самозащите.

- Мы уже обсудили, какие потребности есть у человека, а давайте попробуем их классифицировать.

Психолог в виде схемы изображает классификацию потребностей на доске:

материальные духовные социальные специфические

Американский психолог Абрахам Маслоу разделил все потребности человека на низшие и высшие и расположил их в виде пирамиды.

- Я попрошу вас поделится на две группы, каждой группе я предложу по пять карточек с потребностями человека. Вашим заданием будет составить из этих карточек пирамиду, а затем мы сравним ваш результат с тем, что создал Абрахам Маслоу.

Исходя из пирамиды потребностей мы видим, что два вида потребностей низшего порядка являются первичными, врожденными.

Физиологические потребности – потребность в жилье, пище, дыхании, отдыхе, движениях.

Потребность в безопасности выражает стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя.

Остальные виды потребностей относятся ко вторичным, приобретенным. Социальные потребности – потребность к принадлежности к какой-то группе. Духовные потребности – это стремление выразить все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Добиться признания и уважения

Иметь теплые отношения с людьми

Обеспечить себе будущее

Избавиться от боли

Иметь хороших собеседников

Упрочить свое положение

Развивать свое положение

Иметь возможности утолить жажду и голод

Повышать уровень мастерства

Стремиться узнавать что-то новое

Обеспечить себе положение, влияние

Иметь возможность отдохнуть после тяжелой работы

Заниматься делом, требующим полной отдачи

Быть понятным другим

Вопросы: что такое мотив?

Чем вызваны потребности?


Урок продолжит формирование знаний у учащихся о понятии социальная установка, направленность личности, социальное действие и т.д.

Описание разработки

Цели:

Продолжить формирование знания о понятии социальная установка, направленность личности, социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, альтруизм, мировоззрение, фрустрация, основных видах направленности личности, особенностях жизненных целей человека и его социальных установок.

Продолжить формирование у учащихся умений осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, таблицы, схемы, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Основные понятия: социальная установка, направленность личности, социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, альтруизм, мировоззрение, фрустрация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Повествование.

Здравствуйте! Сегодня тема урока:

1. Социальное поведение.

2. Структура направленности личности.

3. Жизненные цели.

4. Социальные установки

Конспект урока по обществознанию направленность личности

2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрим систему мотивов, их соотношение и влияние на социальное поведение.

Для социальной психологии и педагогики направленность личности представляет интерес потому, что это свойство личности всегда социально обусловлено и формируется под непосредственным влиянием общества.

Работа я с учебником на с.311, найдите определение данных понятий, запишите их в тетрадь и проанализируйте их.

Социальное действие – такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.

Социальное действие направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека; ориентировано прямо или косвенно на других людей.

Социальные действия могут быть разделены: рациональные и иррациональные.

Рациональное социальное действие – социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы её достижения.

Иррациональное социальное действие – аффектно-импульсивное действие, при котором субъект не даёт себе ясного отчёта о цели, средствах и способах её достижения.

В реальной жизни часто действует смешанный тип – это бывает в тех случаях, когда их трёх компонентов (цель, средства, способы) не продуманы или плохо продуманы один или два компонента.

Действия можно разделить на ответственные и безответственные:

Ответственные действия – инициативные социальные действия, при которых субъект берёт на себя ответственность за последствия для других людей и окружающей среды.

Безответственное действие - инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели.

Читайте также: