Конспект урока 8 класс повторение по теме второстепенные члены предложения

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи:

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Методы: частично-поисковые.

Место урока в системе: 1 .

Оборудование и средства:

Оформление доски:

  • Тема урока.
  • Предложение для синтаксического разбора.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Работа над ошибками.
  2. Новая тема.
  3. Закрепление материала.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

I) Работа над ошибками.

На пошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.

На другой части доски записаны предложения из текста предыдущей проверочной работы, вызвавшие затруднения в постановке знаков препинания.

Дома доделаем работу над ошибками, а теперь смотрим на доску, где ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.

Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор:


(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).

Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи:

Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?

II) Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам).

- Почему?
(Главные члены входят в грамматическую основу предложения).

-А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).

III) Изучение новой темы:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока:

  1. Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.
  2. Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять:
  • способы выражения дополнений;
  • дополнения прямые и косвенные.

2) Словарная работа.

3) Повторение.

- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).

- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения:

- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).

- К какому члену предложения относится оопределение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).

- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).

Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.

4) Изучение теории: чтение по учебнику стр. 75.

Фронтальный опрос:
- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?
(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).

- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?
(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).

Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76.

6) Выводы.

- Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).

7) Закрепление.

Выполнение упражнения №163. Первое предложение заранее записано на доске с обратной стороны. Его рассматриваем устно: разбираем и работаем над орфограммами.

Далее пишем в тетрадях.

(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного).

- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет, не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).

Выполнение упражнения №167. Задание по рядам. Самостоятельная работа по образцу, ученики обозначают тип дополнения. Затем читают вслух.

-Ребята, ещё раз посмотрите на схему. Все ли примеры прямых дополнений мы рассмотрели?
(Нет, не рассмотрели ещё примеры, когда прямое дополнение в форме родительного падежа стоит при переходном глаголе с НЕ).

Этой части правила посвящено упражнение №168. Работа у доски.

8) Выводы: учащиеся сообщают, что нового они узнали о дополнениях.

9) Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

- Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.

Объяснение учителя:
- Запишем следующее предложение:

- Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа.

10) Самостоятельная работа: далее весь класс, кроме ребят первой группы, делают самостоятельные пробные предложения №1 и №3 из упражнения №168.

Запись в тетрадях:

Учащиеся делают вывод, что в первом предложении прямой порядок слов, а в третьем – обратный, это и играет смыслоразличительную роль.

Пока класс делал эту работу, ребята 1-й группы продумывают задание повышенной трудности к упражнению №164 и во 2-м предложении находят дополнение. Учитель контролирует и помогает правильно задать вопрос к дополнению в случае затруднения.

11) Взаимопроверка: учитель диктует словосочетания. Задание: определить типы дополнений. После того, как работа проделана, учащиеся меняются тетрадями. Ребята проверяют работы, сравнивая с презентацией.

12) Оценивание работы с комментариями.

13) Домашнее задание (дифференцированное):

1 группа - №164 2), №165 1), 2)№ 166 5,6.
2 группа - №168 8), №167 4), №168 4), №170 1,2.
3 группа - №163 4),5), № 167 4) №168 3.
Выучит теоретические сведения о дополнении со страниц 75-76 учебника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.

Организационный момент.

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.

Объявление темы урока, постановка целей урока.

А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.

Слайд 2. Грамматическая сказка.

Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.

И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.

И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.

С тех пор они неразлучны.

- О каком друге глагола идет здесь речь?

- Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его.

- Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным)

- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете?

(Определение, приложение и обстоятельство).

- Я вам рассказала сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

- Ответ: о второстепенных членах предложения.

- Сформулируйте тему урока.

/ Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3

Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4.

/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,

закрепить умение различать второстепенные члены предложения,

пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/

Я приготовила презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.

Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах? ( слайд №5 )

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Слайд 6. Чайки распустили крылья.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Слайд 7

Найдите дополнение в этих предложениях.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

- На какие группы делится дополнение?

- Какое дополнение в первом предложении?

Прямое дополнение

- Чем может быть выражено прямое дополнение?

формой винительного падежа существительного без предлога,

формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

- Какое дополнение во втором предложении?

Косвенное дополнение

- Какое дополнение называется косвенным?

Слайд 8

Определить вид дополнения.

( Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)

2.Показать на карте

7.Значение для здоровья

Прямое дополнение 1,3,4,5,8.

Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?

- Что такое определение?

Тропинка вилась в густой траве.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

- Какие виды определений вы знаете?

Определения: Согласованные и несогласованные.

- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?

Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение)

- Чем выражается приложение?

В городе-крепости мы осматривали выставку.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

Слайд 13. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты- сирийцы.

Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось- великан.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

Слайд 14. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.

Яркие цветы празднично украшали зал.

- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).

Слайд 15-19. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).

Слайд 20. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).

При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).

С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).

4. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1. Обучающие:

активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

расширение понятия о дополнении: прямое и косвенное дополнение

наблюдение над ролью дополнений в речи.

2. Развивающие:

формирование умения находить дополнения в предложении, ставить к ним вопросы;

закрепление умения графически обозначать дополнения.

3. Коррекционные:

активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;

формирование умения находить и выделять главное;

развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.

4. Воспитательная:

воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал (карточки с заданием).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Словесный метод (беседа).

Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).

Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).

Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.

Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.

Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль.2. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная… (А.Толстой)

1. Посмотрите внимательно на текст и выполните задания в карточках:

1)Определите вид художественно-выразительного средства в предложениях

1 вариант 1-сравнение

2 вариант 2.-олицетворение

2)Выпишите грамматическую основу предложения 2.

3) Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

4) Выпишите из предложений словосочетания со связью управления:

1 вариант 1 предлож облаков движенье, окрашивает золотом, окрашивает тенью

2 вариант 2 предлож привет шлёт

- Какими членами предложения являются зависимые слова данных словосочетаний?
2.Дайте синтаксическую характеристику данных предложений

-повеств, невоскл, простое, двусост, распрос, (1ослож деепр. обор, однор членами) (2 неослож)

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- о двусоставных предложениях, второстепенных членах предложения.

III. Объяснение нового материала.

1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)

Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны)

-Какими членами предложения они являются?

-Выпишите с данными словами словосочетания. Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях.

-осени первоначальной, короткая пора, дивная пора - согласование

-Укажите количество грамматических основ в данном предложении, прочитайте их

Все деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный (Б.Пастернак)

- Выпишите словосочетание со связью примыкание

стоят попарно

Какой частью речи выражено зависимое слово в данном словосочетании и каким членом предложения оно является?

- наречие, обстоятельство

Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:

Наступила осень.

После знойного лета наконец наступила прохладная золотая осень.

-Какое из предложений несёт больше информации?

(Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).

- Из каких членов предложения состоит 1 предложение?

(подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).

-А 2 предложение?

(из грамматической основы и второстепенных членов).

-Так на какие 2 группы делятся члены предложения?

(главные и второстепенные).

-Назовите главные члены предложения

(подлежащее и сказуемое).

-Назовите второстепенные члены предложения

(дополнение, определение, обстоятельство).

Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте?

(они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;

Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.

- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.

- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.

- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?

«Задание 1. Работа по карточке (5 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.

- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире) Возьмите 1 лист бумаги (лежат на столе) и в зависимости от предложения сделайте свой пунктуационный выбор.

- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)

Задание1. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.

- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)

Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)

- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.

На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).

На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем погружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).

б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявитьи применить ЗУН (устные, письменные задания)

в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)

4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.

Читайте также: