Конспект урока 6 класс диктант по теме спряжение глагола

Обновлено: 06.07.2024

Ход. т по кругу, обид. т друга, довер. т тайну, полет. т к небу, терп. т крах, задерж. т дыхание, се. т дождь, отпил. т доску, езд. т на велосипеде, бор. тся с болезнью, стел. т постель, плугом паш. т, жерновами мел. т, топором руб. т, глазами смотр. т, быстро, вскоч. т, сто. шь у порога, гляд. шь в окно, сид. шь на порожке, лет. шь высоко, выбь. те ковёр, выгляд. те хорошо, выгон. те корову, нагор. т свеча, выдерж. те экзамен, выжж. т узор, лёгкими дыш. т, утюгом глад. т, ушами слыш. т, воробьи чирика. т, ворона карка. т, лягушка квака. т, шмель жужж. т, кот мурлыч. т, гусь гогоч. т, кузнечик стрекоч. т, курица кудахч. т, уход. шь из школы, откро. шь тетрадь, спрашива. шь ответ, найд. те ручку, уч. т уроки, муч. т птицу, корм. т рыбок, люб. т конфеты, боле. т от простуды, здорове. т от занятий спортом, напиш. шь пером, не выруб. шь топором, хвал. т ответ

6 класс

Смотр. шь и вид. шь, вздыха. шь и дыш. шь, начерт. шь и нарису. шь, отруб. шь – не пристав. шь, се. шь и ве. шь, слуша. шь и слыш. шь, напил. шь и накол. шь, верт. шь и гон. шь, держ. шь и включа. шь, скаж. шь – не ворот. шь, посе. шь зерно, выраст. т хлеб, не обид. т мухи, услыш. шь песню, запиш. шь условие, выуч. шь правило, распева. шь песню, моч. т руки, ед. м долго, ход. т пароход, люб. шь и вер. шь, океаны измер. шь, долет. шь до Луны, гон. т лодки, стел. т простыню, не ищ. т славы, выйд. те пораньше, если вышл. те, немедленно сообщ. те, вы пиш. те неа. куратно, пиш. те разборчиво, перед тем как поед. те, позвон. те, мож. те подождать, приед. те к нам, кол. т и руб. т дрова, жж. т голову, колос раст. те, налива. тся зерно, поле уб. ра. т

7 класс

Рано се. т, не теря. т семян, как уме. т, так и бре. т, мягко стел. т, зной пал. т и дыш. т, стел. тся тучи, сумрак уход. т, серой мглой брод. т, кол. т колосья, слыш. тся рог, пиш. т в тетради, дыш. т тихо, люб. т учиться, сильно ненавид. т, не обид. т комара, маш. т приветно, колебл. т паруса, буря стон. т, мачту клон. т, гон. т ладью, оглян. тесь вокруг, узна. те радость, кол. т и руб. т дрова, чуд. тся ш. пот, ре. т флаг, завис. т от обстоятельств, раста. т в воздухе, уме. т жить, цен. т время, стан. т говорить, успе. т одеться, зелене. т берёза, проход. т облака, суш. т бельё, плачем (не)разжалоб. шь, сначала осерд. тся, да после смир. тся, нав. вают сонливость, суд. т прав. льно, стел. тся дорога, ищ. т в траве, быстро нап. да. т, меру зна. т, (не) выр. ст. т сразу, моря (не) наполн. шь, в душу (не) влез. шь, дремл. т хаты, вид. т дом, печаль (не) крас. т, выйд. ш. на улицу, ( не) удерж. шь слёз, помн. т, кто корм. т

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

I вариант: листья, поездка;
II вариант: Ялта, съестное.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения.
II вариант: Мы положили в рюкзачок.

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

I вариант: Потом ты, . .
II вариант: Пускай и Варюша . .

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины. В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться.

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады.
. К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 6 класс спряжение глаголов.docx

Конспект урока по русскому языку .

Подготовила учитель русского языка и литературы: Цветкова Наталия Владимировна

Класс: 6 класс

Спряжение глаголов.

Цель: Повторить способы определения спряжения глаголов. Закрепить умения различать I и II спряжения глаголов и пользоваться способом действия по применению правила написания е или и в безударных личных окончаниях.

- развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге; развитие у школьников критического подхода к получаемой информации

- воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, изучаемому предмету

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,карточки.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

1. Орфографическая минутка.

Не (мог), не (сверкает), не(годуете), не (цветет), не (выходим), не(навижу), не (пришел), не(волишь), не(взлюбила). Слайд2

С а м о п р о в е р к а. Слайд 3

Не мог , не сверкает , негодуете , не цветет , не выходим , ненавижу, не пришел , неволишь, невзлюбила.

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

2. Проблемная ситуация:

Какая часть речи подчёркнута?

Почему в одних глаголах указано окончание, а в других два варианта окончания?

От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

3. Переход к новой теме.

Запишите число, тему урока

Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

Сколько спряжений в русском языке?

Найди в тексте глаголы, выпишите их в тетрадь.

4. Работа с алгоритмом Слайд 5

С опорой на алгоритм определите спряжение глаголов, которые вы выписали из текста.

- Вспомним стихотворение подсказку.Слайд 6

Ко II же спряженью отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить
Исключая брить, стелить
А ещё: смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть
Вы запомните, друзья,
Их на -я спрягать нельзя.

5.Распределительный диктант: запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям: Слайд 7

открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать, терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить.

6.Промежуточный контроль: определение спряжения глагола

обидеться, слышать, мчаться, терпеть, драться, двигать, зависеть, сдаться, пилить, решать. Слайд 8

7. Устали, ребята, отдохнем . Физкультминутка.

(Поочередно вытягиваем спину и руки, но не просто так, а думая: вправо – если произнесен глагол I спряжения, влево – глагол II спряжения).

8. Работа с таблицей: мы закрепили навыки определения спряжения глагола, это поможет нам правильно выбрать безударную гласную личных окончаний глаголов

ЗАДАНИЕ(карточки): вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья смотр..т вперед вид..т: пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение. Т. Рик Слайд 9

9. Контрольное тестирование (карточки).

1. Укажите глаголы I спряжения:

а) рассмотреть г) ненавидеть

б) рассказать д) бороться

в) шептаться е) решиться

2. Укажите спряжение глаголов:

а) качать б) заметить в) слышать г) брить

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) бормоч. т б) взлета..т в) хохоч..т г) ненавид..т

1. Укажите глаголы II спряжения:

а) рассмотреть г) бояться

б) услышать д) бриться

в) стелить е) бежать

2. Укажите спряжение глаголов:

а) играть б) чистить в) охранять г) видеть

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) тащ..т б) стел..т в) гон..т г) кол..т

10. Подведение итогов урока.

Чему сегодня мы учились на уроке?

Поднимите руки, кто научился определять спряжение глагола? Легко ли определить спряжение глагола?

Для чего нужно знать спряжение глагола? Слайд 10

Кто пока не совсем уверен в своих навыках определения спряжения, скажите: что показалось вам наиболее трудным?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

11. Выполнение домашнего задания поможет вам еще раз повторить теорию и закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов

ЗАДАНИЕ(карточки): Укажите случаи написания гласной Е в окончаниях глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта направлена на контроль знаний и умений по теме "Глагол" (6 класс).

Дата 13.05.19

Цели урока:

- научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

- проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- критично относиться к своим знаниям

Метапредметные УУД:

- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

- уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Коммуникативные УУД:

- оценивать свои знания

Регулятивные УУД:

- контролировать полученные знания

Предметные УУД

- формирование интереса к изучению русского языка

Тип урока: урок развивающего контроля

Методы и приёмы: самостоятельная работа, частично-поисковая и исследовательская работа.

включение учащихся в деятельность

Подготовка класса к работе.

К: планирование учебного сотрудничества

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Составление предложений:

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение слушать и понимать речь других

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Утро только наступает. Золотистый туман стелется по долине. Веет утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.

Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в жёлтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

Днем ветер далеко по окрестностям разнесет медовые запахи луговых цветов и сочных трав.

Тропка приводит нас в самую глубь лесной чащи. Изящные цветы ландыша здесь знает каждый. Он скромно таится от посторонних глаз всюду: в тени лесов, на лесных опушках, по оврагам. В погожее утро крошечные колокольчики вызванивают прекрасную мелодию, её подхватывают лесные обитатели: птицы, насекомые.

Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дышится легко. Воздух душистый и свежий.

2. Дополнительное (грамматическое) задание.

1. Синтаксический разбор предложения:

Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев. (1 вар.)

На резных листочках серебром лежат капельки росы (2 варю)

2.Морфологический разбор глагола

Бредешь – 1 вар. качаются – 2 вар.

Записывают текст под диктовку.

Выполняют дополнительное задание по вариантам.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Читайте также: