Конспект урока 5 класс виды глагола разумовская

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа : Разумовская М.М. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2010

Учебник : Разумовская М.М. Русский язык 5 класс. – М.: Дрофа, 2006

Форма урока: традиционный урок

Закрепить и обобщить знания учащихся о глаголе;

Формировать умения находить глагол и определять его грамматические признаки;

Формировать орфографическую компетентность учащихся.

Обогащение речи школьников;

Понимание выразительных свойств глагола;

Обучение анализу текста;

Развитие творческих способностей, образного мышления;

Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;

Воспитание любви к русскому языку, к литературе.

Методы:

Приемы опроса

Устный с комментированием

С опорой на схему

В процессе беседы

Оборудование

Раздаточный материал (карточки)

Структура урока

Организационный момент - 2 минуты

Целеполагание – 2 минуты

Этап проверки домашнего задания - 8 минут

Этап закрепления знаний - 20 минут

Физминутка - 2 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Объяснение домашнего задания- 3 минуты

Ход урока.

Содержание.

Время

Обоснование

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Приветствие учителя : Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Давайте настроимся на урок. Я буду говорить предложения, а вы повторяйте за мной.

- Сегодня у меня хорошее настроение!

- Я знаю, что у меня все получится!

- Я смогу ответить на все вопросы учителя!

- Ребята, я предлагаю вам такую работу:

Прочитайте текст и на основе анализа использованных глаголов определить цели урока.

Текст (слайд) :

Апрель - настоящий водолей. Заиграют талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик.

Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.

Предполагаемые ответы детей:

1)выяснить, какую роль играют глаголы в художественном тексте;

2)научиться использовать выразительные глаголы в речи.

Учитель дополняет:

Сегодня на уроке мы продолжим изучать виды глагола, экспериментируя, проверим теорию на практике.

В течение всего урока мы будем экспериментировать, исследовать и, конечно, получать хорошие отметки.

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Устанавливается первый эмоциональный контакт с целью снятия напряжения, создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы

Формирование регулятивных УД.

Совместно сформулировать и согласовать цель и тему урока.

Создание мотивации к действиям на уроке.

Этап проверки домашнего задания

Расскажите о глаголе, опираясь на схему:

1)что мы называем глаголом,

2)каковы его морфологические признаки,

3)какую синтаксическую роль играет глагол в предложении.

Что нового о глаголе вы узнали на прошлом уроке?

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

В предложениях (слайд ) найдите глаголы и определите их вид.

Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?

Какую роль они играют в изображении природы?

Лексическое значение какого слова вам непонятно?

Что такое разводье?

Почему в первом предложении поставлен знак ТИРЕ?

Найдите и запишите глаголы, соответствующие схемам:

Какой из глаголов обозначает законченность действия?

Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

Предварительная диагностика показала, что дети знают определение глагола, морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.

Кроме того, дети умеют находить глаголы и глаголы-олицетворения в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов, их вид.

Из всего выше описанного вытекает то, что на этом этапе важно проверить правильность, полноту и сознательность выполнения д/з. Знание теории проверяется через рассказ по опорному конспекту, составленному на предыдущем уроке с использованием электронной презентации. Систематическая работа с опорными конспектами (структурно-логическими схемами) способствует развитию мышления, зрительной памяти, монологической речи. Использование электронной презентации не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и позволяет более прочно усвоить изучаемый теоретический материал.

Письменное задание иллюстрируется примерами глаголов разных видовых групп, подобранных и записанных дома. Основной прием, способствующий правильному пониманию содержания изучаемой темы – беседа аналитического характера.

Закрепление изученного материала.

Коллективное выполнение упражнения № 536 (по цепочке)

Распределите глаголы по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.

Несов. в.(Что делать? ) Сов.в(Что сделать?)

К…саться, ш…гать, м…хать, св…ркнуть, ст…лкнуть, гл…тать, кр…кнуть, н…ступить, предл…гать, предл…жить, зап…вать(песню), запеть, прин…сти, ср…жаться, подружиться, вып…лнять, вып…лнить.

В это время четверо сильных учащихся получают индивидуальную работу по карточкам, двое работают у доски.

Выразительно прочитайте стихотворение Е.Баратынского, выпишите все глаголы, определите их вид:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Застучала за окошком звонкая капель теплеет воздух потемнел и осел снег.

- Расставьте знаки препинания и объясните их постановку;

- глаголы разберите морфемно и укажите их вид.

Определить, к какому виду относятся глаголы, вставьте пропущенные буквы:

Усиливае(т,ть)ся, ра…дували, ра(с,сс)кажет, п…сыпали, соед…няет, взмахива…т, присл…нился, опускае(т,ть)ся, капа…т, напом…нают, ра…били, м…рцают, выт…нулись, по…глядывают.

Распределите глаголы на две группы:

Несов.в. сов.в

Шёл, играет, выскочил, высматривает, заметил, наблюдает, нарисовал, перестроил, вылетели, подметают, записывала, укрылся, вспыхнуло, мелькает.

Карточки №5, 6

Ученики, которые работали с карточками, сдают их; проверяем задания, выполненные у доски.

Физминутка. Прошу всех встать. (Обучающиеся выполняют упражнения).

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в сторону раскинул.

Хорошо гулять в лесу,

Будем мышцы упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

- Ребята, посчитайте, сколько глаголов мы произнесли и определите, к какому виду они относятся.

Продолжаем работу над закреплением материала.

Учитель диктует глаголы несовершенного вида, учащиеся записывают к ним глаголы совершенного вида.

Свистеть – свистнуть, кричать – крикнуть, махать – махнуть, стучать – стукнуть, мелькать – мелькнуть, зевать – зевнуть, глотать – глотнуть, чихать – чихнуть.

Выделяется суффикс – НУ- . Учитель сообщает, что данный суффикс обозначает мгновенность, законченность действия и указывает на то, что глаголы совершенного вида.

4. Самостоятельная работа с текстом (слайд)

У каждого времени своя музыка

Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются. Точно обронённый хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

Выполните задания и оцените свою работу, используя критерии:

2 балла – всё сделал правильно;

1 балл – допустил 1-2 ошибки;

0 баллов – не справился с заданием.

(Учитель раздаёт разноуровневые задания: слабые учащиеся – 1 уровень, средние – 2 уровень, сильные 3 уровень.) Задание выполняется письменно.

1 уровень: Найти и выписать глаголы из текста(9)

2 уровень: Найти в тексте все глаголы и определить их вид.

3 уровень: прочитайте внимательно текст. Вычислите, какой процент составляют глаголы. (46 слов, 9 глаголов: 19%)

Учащиеся выполняют задания и оценивают себя сами.

Рефлексия.(слайд)

- Продолжите высказывания:

Сегодня на уроке Я

Самым трудным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Цель, которую поставили вначале урока, достигли таким путем…

Выставление оценок за урок.

Объяснение домашнего задания:

Для остальных учащихся: прочитать теоретический материал на стр. 177-178 учебника. Выполнить упражнение № 539 (письменно)

Содержание урока определено учебником, образовательной программой по русскому языку, федеральными государственными образовательными стандартами. Упражнения, выбранные учителем, влияют на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся. В содержание урока включены универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Основной метод обучения – исследовательский, т.к. на данном уроке именно этот метод способствует разнообразному (индивидуальному, коллективному) изучению учебной проблемы, активному взаимодействию учащихся и учителя

Данный эксперимент показывает практическую значимость изученного на предыдущем уроке материала, является мотивацией к его усвоению (материал осмысливается учащимися), способствует развитию познавательной активности, устойчивости внимания.

Кроме того, это задание из учебника формирует умение выполнять морфемный анализ, который, в свою очередь, является основой для формирования орфографической компетентности. Дети учатся участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Осуществляется метапредметная связь.

Формирование личностных УД.

Воспитание любви к природе, Родине.

Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Применение знаний на практике. Осуществляется дифференцированный и личностно-ориентированный подход на основе учета особенностей учащихся

С введением ФГОС без технологической карты провести урок непросто. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом: основные этапы урока (мотивация к деятельности, актуализация знаний,целеполагание, ввод нового материала, первичное закрепление, применение нового знания, контроль знаний, рефлексия), деятельность учителя и деятельность ученика, формируемые УУД. Старалась как можно подробнее указывать деятельность учителя и ученика, чтобы облегчить подготовку к уроку по данной теме.

ВложениеРазмер
Семёнова Н.В. Технологическая карта. 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Семёнова Нина Владимировна

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Учебный предмет: русский язык.

- направленные на достижение предметных результатов обучения:

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Используемые педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Место в учебном плане: 117 урок в календарно-тематическом планировании.

Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Материалы и необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока, учебник, раздаточный материал.

Предварительная работа: подготовка выступления семиклассников в ролях Совершенного и Несовершенного видов глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить материал о видах глагола; формировать навык определения вида глагола; тренировать умение отвечать на вопросы тестов; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.

Оборудование: картинки к этапу мотивации.

Тип урока: комбинированный.

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

Цель урока: повторить материал о видах глагола; формировать навык определения вида глагола; тренировать умение отвечать на вопросы тестов; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.

Оборудование: картинки к этапу мотивации.

Тип урока: комбинированный.

Опрос по домашнему заданию.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Каким членом предложения чаще всего бывает?

- Как изменяется глагол?

- Что такое спряжение?

- Что такое инфинитив? Как его называют по-другому?

Мотивация учебной деятельности.

Наблюдение: работа с картинками.

Две картинки: (слева) утро, девочка только что встала растрёпанная, один носок на ноге; (справа) девочка причёсанная, аккуратно одетая.

- Какой вид у девочки слева?

- Какой из девочек ещё нужно потрудиться, чтобы привести себя в порядок?

- Можно ли сказать, что вид у неё неидеальный, несовершенный, незаконченный?

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Слово учителя.

- Вид бывает не только за окном или у людей ( внешний вид). Бывает и лингвистическая категория – вид у глагола. Если действие не закончено, не завершено, то это вид несовершенный (как у девочки, которая ещё не успела привести себя в порядок). Глаголы этого вида отвечают на вопрос что делать?: падать, бежать, двигаться, думать – действие не завершено, оно ещё продолжается. Если действие закончено, то это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос что сделать?: упасть, передвинуться, подумать, убежать – действие закончено. Чтобы легче запомнить, обратите внимание на приставку С в вопросе: она есть только у глаголов совершенного вида.

- Найдите пару среди однокоренных слов. В скобках напишите вопрос и вид глагола.

Видеть, давать, стелить, прочитать, передать, читать, увидеть, умываться, умыть, постелить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в игровой форме по станциям, предполагает закрепление материала.

Автор: Ударцева Елена Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Московской СОШ

Тип урока: закрепление материала.

Задачи:

Закрепить понятие видов глаголов, вспомнить, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.

уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.

воспитывать интерес к урокам русского языка.

Организация класса к уроку.

Проверка домашнего задания.

Добрый день, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в страну Глаголию. Для того, чтобы попасть в эту страну нам нужно обладать хорошими знаниями в области русского языка. Итак, приступим.

За проверку домашнего задания ребята получают жетоны.

Дайте определение глаголу.

Чем отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?(не показывает ни времени, ни числа, ни рода).

Как определить вид глагола?

Какие три времени есть у глагола?

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

А сейчас, ребята, посчитайте свои жетоны и их количество впишите в оценочный лист.

Работа по теме урока.

Теперь ребята откройте ваши тетради, запишите число и тему урока.

Вот мы с вами и попали в страну глаголию. Эта страна необычная, со своими тайнами и загадками, и наша задача эти загадки отгадать.

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и

наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как

заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо

правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Итог упражнения: в чем заключается ошибка автора.

Посчитайте количество своих ошибок и поставьте оценку в оценочный лист.

Следующая станция отдыхай-ка. Мы хорошо поработали, пора немного отдохнуть.

Следующая станция расшифруй-ка.

Итак, чтобы успеть выполнить все задания нам необходимо разделиться на группы.

Первая группа (учащиеся на 5) выписывают предложения из текста и разбирают их,

Вторая группа (учащиеся на 4) выписывают из текста слова с орфограммами и объясняют их.

Третья группа работает устно. В руках у учителя карточки с глаголами из данного текста и корзинка, где написано-совершенный вид и несовершенный. Ребята вытягивают карточку, остальные слушают и реагируют на ответ, неверный ответ-хлопок в ладоши. За каждый ответ правильный - получают жетон (печет -испечь, не парит - испариться, приносит - принес, начинают- начать, лопаться , пахнет-запахнет, видите - увидите, зацвела- цвела, спешат-поспешат, запасаются -запасутся, осыпается- осыпался,

(-=, что -=), (-=,=) для 1 группы

На улице весна. Будто и (не)было зябкой слякоти, колючей снежной крупки, мокрых хлопьев снега.

Горячее, свежее солнце удивительно приятно печ..т, но (не)парит.

Ласковый ветерок принос..т горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Да. Маленькие бутончики только начинают лопат..ся, а как пахн..т кругом!

Уже на второй день вы вид..те, что черёмуха зацвела. Пчёлы спешат к душистой красавице, запасаю..ся сладким нектаром. Через несколько дней она осыпа..тся.

Итог упражнения: какие пары образуют глаголы? (Видовые)

А теперь давайте попробуем сами образовать такие пары, для этого отправимся на станцию:

добавляй-ка-(по типу игры снежный ком.)

У учителя в руках мяч, кидаю любому ученику, говорю глагол, от подбирает видовую пару-и возвращает мяч назад.

Глаголы: бежит, говорит, лепечет, расту, заверить, одолеть, увлажнить, стрекочет, лепечет, вырос, закоптить, манить,

Чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного видов?

Следующая станция закрепляй-ка. У вас на столах лежат тесты.

Тест ВИДЫ ГЛАГОЛА

Найдите в тексте глаголы, определите вид

1 – совершенный вид.

2 – несовершенный вид.

Ответ запишите цифрой, в строчку через запятую.

Код: 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1;

Найдите в тексте глаголы, определите вид

1 – совершенный вид.

2 – несовершенный вид.

Ответ запишите цифрой, в строчку через запятую.

1. На дворе у барыни водились тоже гуси. 2. Ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. 3. Так прошел год. 4. Неожиданное распоряжение барыни его, видимо, озадачило.
5. И все это ему сходило с рук. 6. Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений. 7. Дворецкий несколько раз прошелся по комнате. 8. Татьяна почти весь тот день не выходила из прачечной. 9. Хитрость удалась как нельзя лучше. (И. С. Тургенев.)

Код: 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1.

Найдите в тексте глаголы, определите вид

1 – совершенный вид.

2 – несовершенный вид.

Ответ запишите цифрой, в строчку через запятую.

1. Степь раздольная далеко вокруг, широко лежит. 2. В гости я к тебе не один пришел. 3. Ты пахни в лицо ветер с полудня! 4. Широко ты, степь, пораскинулась! (А. Кольцов). 5. Чародейкою Зимою околдован, лес стоит. 6. Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед. (Ф. Тютчев.) 7. Но широко в область ночи день объятия раскинул. 8. Зреет рожь над жаркой нивой.

Код: 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2.

Как определить вид глагола?

- Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?

На что указывают глаголы несовершенного вида?

Рефлексия: продолжите фразу: сегодня на уроке я узнал (мне было легко, тяжело)


Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о глаголе (особенности функционирования глаголов в речи); совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, маршрутный лист с заданиями, лист самооценки.

Структура и содержание урока:

I.Организационный (мотивационный)

Доброе утро, ребята, гости!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.

II. Эмоциональный настрой.

- Это наступает весна.

Известный русский поэт И.С. Никитин написал такие строчки:

Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

- Какая весна у И.С. Никитина? (Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие).

- А какая часть речи передаёт в этом стихотворении действие? (глагол)
Назовите их (полюбуйся, наступает, летят, утопает, шумят.)

- Как вы думаете чему, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока.

(отрывок из стихотворения Н. Некрасова: упр 603)

- Что происходит весной?

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клён…

Шумят они по-новому,

Идёт-гудёт Зелёный шум,

Зелёный шум, весенний шум!

- Так показывает свою любовь к весне поэт.

- Что сближает эти слова? Докажите.

- А что отличает эти слова? Объясните.

– Объясните, по какому признаку выбирали глаголы? (Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).

– Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт.

III. Целеполагание.

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ?

- Каковы цели нашего урока?

(мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи морфологическим признакам и его значению)

- Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Что вызнаете о глаголе? По каким отличительным признакам определите, что перед вами глагол?

Запишите туда все, что вы знаете о глаголе (символами, знаками, схемами, ключевыми словами)

- Ребята, как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе?

Чтобы в этом убедиться, рассмотрим блок-схему на ваших маршрутных листах. Поработайте самостоятельно.

- Читая её, поставьте + ( материал вам знаком), - ( это новое), ! ( интересное), и ? ( непонятное). (1 мин.)

Учитель опрашивает учеников:

- Кто поставил – и ?, на какие понятия?

- Кто поставил ! и ?

- Итак, ребята, есть над чем работать. С некоторыми терминами мы познакомимся в следующем году (вид, переходность, наклонение), а с некоторыми признаками уже сегодня.

V. Построение проекта выхода из затруднения. Освоение нового.

1. Работа с текстом.

Найдите в маршрутных листах задание №1

Прочитайте текст. Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны. Чем они отличаются от записанных вами слов.

Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.

Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).

Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы .

Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).

Докажите, что это слова различных частей речи.

Как вы находили глаголы в данных предложениях (по окончанию, по вопросу, по значению)?

В выписанных глаголах определите время глагола.

Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжения глаголов.

- Ребята, только ли действие могут обозначать глаголы? Вот, например, синеет, зеленеет, свистит, булькает или радуется, страдает. (упр 604; 606)

- Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

- Какими членами предложения будут являться глаголы?

- Представьте, что было бы с текстом, если бы мы изъяли все глаголы. Какова роль глаголов в речи?

Да, весна - прекрасное время года.

- Какие действия характерны для весны? ТАЯТЬ, ЖУРЧАТЬ, СВЕТИТЬ, ЗЕЛЕНЕТЬ, ЦВЕСТИ… Животные и птицы выполняют действия

- журчит, звенит, струится, сверкает (ручей)

- свистит, воет, стонет, веет, гонит, освежает (ветер)

- моросит, капает, льёт, поит (дождь)

Учитель слушает ответы учеников и обращает их внимание на высказывание писателя Алексея Югова о глаголе на доске:

- Ребята, не забудьте оценить работу в группе в вашем листе достижений.

- Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

- Что вы видите на переднем плане? - Стволы берёз, белый снег, вода.

- Что почувствовали, глядя на картину? – Радость

- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.

Перед вами текст с описанием весны. Задания:

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Подобрать подходящие по смыслу глаголы.

Весна. Радос..но . (светит) солнце. Маленькие ручейки . (бегут) по дорог. и

птицы . (пьют) воду из луж. На пригорк (прорастает) первая травка и

. (радуется) теплу.


- Почему именно глаголы оживили картину?

4. Минутка для любознательных №1.

Учитель предлагает учащимся прочитать интересный факт о глаголе из специальной коробочки, подготовленной заранее.

VI. Физминутка.

Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна:

Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дороге, слышите, как оживленно щебечут птицы, шелест листьев деревьев. Вы чувствуете, как нежно пахнет зелень. Вдохните весенний аромат. В лесу тихо и спокойно Дышится легко, ровно, глубоко. Солнышко ласково поглаживает ваши щечки. Потянулись к солнышку, всему миру улыбнулись!

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

- Пропал самый важный глагол! Давайте его отыщем.

В нём корень, как в слове улыбка.

В нём суффикс, как в слове крикнуть.

В нём окончание, как в слове сверкать.

В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться.

- Какое слово пропало из секрета? (улыбнуться)

- Пока мы искали пропавший глагол, сумели повторить морфемное строение глагола.

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.Задание № 2.

- Ребята, мы снова обращаемся к маршрутному листу. Найдите задание №2.

- Вы можете выбрать уровень задания:

1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения.

2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения, определите время, лицо и число глаголов.

(1) Он (ездить) каждую весну на дачу.

2) Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.

3) (Класть), пожалуйста, книги на полку.

4) Почему ты (махать) руками?

На выполнение упражнения – 2 минуты. Не забудьте оценить себя в листе достижений.

2. Минутка для любознательных №2

(Глаголы по частоте употребления занимают 2-е место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. /Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить/)

- А как называется форма глагола, которая дана была в скобках? (начальная форма)

3. Задание №3. Просмотрите её и составьте схему (работаете в группе). (1-2 мин.)

- Ребята, закончите равенство:

Начальная форма глагола= неопределенная форма глагола =

Проверяем по слайду.

– Как по другому называют неопределенную форму глагола? (Инфинитив).

– Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов? (У инфинитива нет лица, числа, времени).

– Скажите, каким правилом мы пользуемся, когда записываем инфинитивы?

(Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе нет Ь), то пишется -тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться).

4. Предлагаю вам написать графический диктант (ь /-)

(1. (Он) готовит..ся к празднику.

2. Увлеч..ся интересной книгой.

3. Они ничего не боят..ся.

Далее проверка по эталону на слайде.

- Ребята, какой информацией из вашей схемы нужно было воспользоваться, чтобы выполнить это упражнение. Когда может пригодиться умение образовывать начальную форму глагола? (для определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, в ваших маршрутных листах найдите задание №4. (слайд 16) Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля (по рядам).

Далее учащиеся осуществляют проверку по эталону на слайде.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, давайте проверим себя. Ответьте на 3 вопроса. (слайд 19,20,21) Не забудьте отметить свои достижения.

Игра «Верно-неверно.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам, падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

-Что нового узнали на уроке? Ребята, оцените себя по шкале

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Составление синквейна по теме урока.

Действует, обозначает, спрягается.

Устами младенца глаголет истина.

Действует, обозначает, спрягается.

Назначения глагола - выражать само действие!

(Глагол - это действенность характера)

Работает, мечтает, повелевает

Глагол озвучивает, расцвечивает, оживляет нашу жизнь

X. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание (на выбор) и комментирует его:

1. П.106, упр.607 (выписать однокоренные существительные и глаголы в 2 столбика, определить время, лицо и число глаголов);

Маршрутный лист ученика

Тема урока: Глагол как часть речи


Задание №1. Прочитайте текст. Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны. Чем они отличаются от записанных вами слов?

Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.

Задание №2. Вы можете выбрать уровень задания:

1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения.

2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения, определите время, лицо и число глаголов.

(1) Он (ездить) каждую весну на дачу.

2) Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.

3) (Класть), пожалуйста, книги на полку.

4) Почему ты (махать) руками?)

Начальную форму глагола называют инфинитивом. Из всех признаков глагола инфинитив имеет только вид.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – на вопрос что сделать?

Например: что делать? – писать (несов.в.); что сделать? – написать (сов.в.)

Именно в такой форме записываются глаголы в словарях.

Например, строить – строиться, увидеть – увидеться, стричь – стричься.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?), то этот глагол стоит в 3 –м лице и в нём перед постфиксом –ся буква ь не пишется.

Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.); брат (что делает?) учится (3-е л.)

Маленькие ручейки (по)дорог….

На пригорк… первая тра…ка

(Под) пеньком еж…к

Задание №5. Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля.

РАЗБОР ЯСНЕЕТ (небо)

ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Начальная форма (н.ф.)

В наст.вр., ед.ч., 3-е л.

3.СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

1.Обозначает действие, состояние, звуки, умственную и творческую деятельность человека.

Читайте также: