Конспект урока 4 класс русский язык гармония

Обновлено: 09.07.2024

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо” по станциям.

Технология: на игровой основе, Коллективного Способа Обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся с помощью “мордашек”

(ученикам необходимо показать ту “мордашку”, которая соответствует их настроению на данный момент).

Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли,
И к кольцу вот подошли.
Нам преграды все пройти, надо,
И к концу пути,
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем.
И запомним навсегда,
В добрый путь же, господа!

Урок мы проведем в форме путешествия по станциям “Словосочетательного кольца”. Двигаясь по карте, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций.

Работать будем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

2. Путешествие. Ход игры.

а) Станция “Теоретическая”.

(главные члены предложения словосочетанием не являются, это основа предложения)

Характеристика словосочетаний по памятке (ученик у доски, выполняет разбор)

Из цветной бумаги (именное, согласование, мн.ч., Р.п., предмет и признак)

Плывет по реке (глагольное, управление. Д.п.. действие и место)

Индивидуальный опрос. (ученик, работает по карточке)

Задание: допишите предложения. Выполняется самостоятельно, ответ, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ (смыслу)
В словосочетании различаются _____________________ (главный) член и зависимый.
От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому) ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают _________________ (глагольные) и ______________________ (именные)
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ____________________ (согласование)
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ____________________ (управление).

Нередко в словосочетании к слову можно поставить _________ (два) вопроса: по ____________ (смыслу) и по ______________ (форме).

б) Станция “Схематическая”.

Работа выполняется самостоятельно по вариантам.

Задание: составь словосочетания по предложенным схемам, определи значение составленных тобой словосочетаний.

Предмет (какой?)… действие (как?)…

Действие (когда)… предмет (какая?)…

Действие (куда. действие (на что?)…

Приведи примеры. Проверка

Индивидуальная работа. (3 ученика)

Задание. Составь предложения, опираясь на вопросы. Выпиши словосочетания из каждого предложения, где прилагательное согласуется с существительным, укажи признаки.

1)Где? Что сделали? Какие? Что?

2)Какая? Кто? Что сделала? Где? Что?

3)Откуда? Что сделала? Какой? Что?

в) Станция “Практическая”. Дифференцированная работа.

Индивидуальная работа (1 ученик).

Распространи предложения так, чтобы:

1 предложение - дополнение к действию место его совершения;

2 предложение – добавь признак предмета;

3 предложение - дополнение к действию способ его совершения.

ДУЕТ (в парке, с запада) ВЕТЕР.

ЛЕТЯТ (желтые, березовые, сухие) ЛИСТЬЯ.

ОНИ (тихо, медленно, плавно) КРУЖАТ.

Работа выполняется самостоятельно, “слабые” (немотивированные) ученики работают по карточкам.

Задание по карточкам: составь словосочетания (соедини стрелкой), укажи связь (управление или согласование)

Проснулся по лесу

Задание по станции: заполните таблицу данными ниже примерами, определи форму зависимых слов.

Отдавал долг, сдружился с девочкой, бесценный дар, честным поступком, хорошего рассказчика, стоять на ветру.

бесценный дар (ед.ч., м.р., И.п.) отдавал долг (В.п.)

честным поступком (ед.ч., м.р., Т.п.) сдружился с девочкой (Т.п.)

хорошего рассказчика (ед.ч.. м.р.. Р.п.) стоять на ветру (П.п.)

Динамическая пауза. Игра - “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу слово “пожалуйста”

- будьте добры, похлопайте.

- потопайте, попрыгайте, пожалуйста.

- тихонько сядьте, пожалуйста.

г) Станция “Игровая”. Индивидуальная, разноуровневая работа.

Игра “ Фантазёры”. На листочках, записать 3 мин. Сбор на проверку.

Цель: закрепление навыков и умений, приобретённых в процессе изучения темы “Словосочетание”.

Реквизит: картинка или рисунок (с изображением человека, животного или жанровой сценки – в зависимости от конкретной целевой установки в игре).

Условия игры: к данному рисунку учащиеся должны подобрать как можно больше словосочетаний. Выигрывает тот, кто за отведённое время сумел придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний, не совпавших с примерами других участников. Можно составить весёлый рассказ, рассказ с фантастическим сюжетом, используя составленные словосочетания.


1ряд. 1 Вариант “Подбор подходящих по смыслу прилагательных”.

1 ряд. 2 вариант “Составление нераспространённых предложений”.

2 ряд “Составление словосочетаний”.

Ловит рыбу, поплавок в воде, …

д) Станция “Конструкторская”.

1 задание: Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите предложение.

На … черёмухе … щебечут … птицы (высокой, громко, голосистые)

2 задание: выполнить письменный разбор данного предложения

(повест., невоскл.. рапрост.)

Птицы голосистые, щебечут громко, щебечут на черемухе, на черемухе высокой

Индивидуальная работа (1 ученик).

Задание. Исправь ошибки и запиши предложение. Подчеркни основу предложения. Выпиши словосочетания.

Лисные жытели укрываюца назиму в тёплых норках.

  1. 1 ряд, 1 вариант - “Мирное небо” - дать письменно характеристику словосочетания.
  2. 1ряд, 2 вариант – разобрать как часть речи слово мирное.
  3. 2 ряд. 1 вариант – разобрать как часть речи слово небо.
  4. 2 ряд, 2 вариант - звукобуквенный анализ слова небо.

Заключительное слово учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языкуна тему: "Повторение изученного о глаголе" для 4 класса по УМК "Гармония". Урок разрааботан в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения.

Учитель: Скоморохова О.В.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Тема: Повторение изученного о глаголе:его начальной форме и изменении по временам.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о глаголе, его начальной форме, изменению временных форм глагола, освоение правил определения времени глагола.

Основные понятия: глагол, неопределённая форма, настоящее время, будущее время, простое будущее время,

сложное будущее время, прошедшее время, единственное и множественное число, род, формообразующий суффикс л, частица не.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

коммуникативных УУД:

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;

формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).

регулятивных УУД:

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

познавательных УУД:

формирование навыков работы с учебной информацией;

формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);

формирование способности решать проблемы поискового характера;

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Разграничивать слова разных частей речи, пользоваться для этого всем комплексов опознавательных признаков.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и стараться понимать чужую.

Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте.

Образовывать от заданной неопределённой формы другие формы того же глагола., выполнять для этого соответствующие действия.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат: учащиеся будут безошибочно находить глаголы среди слов других частей речи; объяснять свой выбор; изменять глаголы по временам; работать со словарями, оценивать результаты выполненного задания.

Тема урока : Изучение неопределенной формы глагола.

Цель урока : Научить детей, с помощью нахождения неопределенной формы глагола, определять его спряжение, а также с помощью полученных знаний определять безударное окончание в глаголах.

Образовательные :

2. Сформировать умение определять спряжение и форму глагола.

1. Развитие таких качеств личности, как самостоятельность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца.

1. Развитие памяти за счет актуализации ранее изученного материала, а так же при выполнении заданий.

3. Развитие внимания посредством нахождения орфограмм.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Прежде, чем приступить к чистописанию, вы должны угадать букву. О ней мы всегда говорим так: она обозначает парный, твердый, всегда звонкий звук. Что же это за буква? (Ж)

- Теперь вы должны будете написать в своих тетрадях буквы Ж, которые будут аккуратно соединяться между собой.

III. Словарно-орфографическая работа.

(использование проектора)

- Посмотрите, внимательно, на доску. Вы видите геометрические фигуры, разные по форме и цвету. Внутри каждой из этих фигур написана буква (Ь, Е, Ж, А, Т, Л). Посмотрите на них и запомните. Сейчас я их уберу.

- Теперь я буду показывать фигуру, а вы должны будете вспомнить и сказать мне, что за буква спрятана в ней.

- Молодцы! Соединим мысленно все буквы между собой. Какое слово у нас получилось? (ЖЕЛАТЬ)

- Это слово словарное. А почему?

(использование проектора)

- Сейчас посмотрите все на доску. Вы видите написанные на ней пословицы. Прочитайте их. О каком человеческом качестве говорят нам эти пословицы? А теперь запишите эти пословицы себе в тетрадь.

- Прочитайте все глаголы, которые встретились вам в этих пословицах. Что вы можете о них сказать?

IV. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, что вам было задано на дом? Какое упражнение? В этом упражнении вы должны были записывать неопределенные формы глаголов. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием.

V. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с неопределенными формами глагола и узнаем еще один секрет русского языка : как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

- Откройте учебники, найдите упражнение 413 на странице 33. Внимательно прочитайте про себя таблицу и постарайтесь дать ответ на вопрос, который вы видите после нее.

- Теперь, то упражнение, которые мы не смогли выполнить вчера, вы с легкостью сможете сделать.

VI. Подведение итогов урока.

- Выполните до конца упражнение 415. и еще вам необходимо выполнить упражнение 416.

- Повторением какой темы мы с вами занимались на уроке?

- Какой новый секрет русского языка вы сегодня узнали?

Оценить 3221 0

Конспект урока по русскому языку

с использованием технологии КСО

учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тема. Учимся писать личные

учитель Кудрявцева Любовь Владимировна

Сформировать общее представление о спряжении глаголов в сравнении со склонением имен.

Развивать умение комплексно анализировать слово и делать выводы.

Прививать интерес и внимание к родному языку.

Создать условия для взаимного сотрудничества на уроке.

Совершенствовать систему работы по развитию самооценки.

Орг. момент. Приветствие гостей.

Объявление темы и проблемы урока.

- Продолжаем наше путешествие к тайнам русского языка. Сегодня начинаем новую тему. Откроем учебники на с. 24. Прочитаем заголовок, выделенный синим цветом.

Учимся писать личные окончания глаголов.

- По этой теме сегодня первый урок. Какую же проблему мы будем сегодня решать?

На доске: Имена склоняются, а глаголы …

- Мы должны выяснить, как же изменяются глаголы. Наши помощники учебник и задачник предлагают нам ряд заданий. Итак, в путь. Открываем задачник с.25 №381. Работаем по заданиям.

На доске столбики слов, записанных заранее и закрытых листами. Учитель поочередно их открывает.

- Работаем по второму заданию №381.

- Поработаем с существительным I столбика пчела. Для этого взгляните на задание к упр. № 382. Поработаем в парах по следующему алгоритму:

1 ученик изменяет существительное в ед. числе по падежам,

2 ученик – во мн. числе по падежам.

-Каким научным словом назовёшь изменение имени существительного? Впишите в клеточки.

На доске: Склонение.

- Понаблюдаем за глаголами. №383 в задачнике. Работаем по заданиям.

- Сегодня её проводят Ваня и Василиса. Предлагаем вам стихи и загадку с набором глаголов разного времени. Вы изображаете время глагола движением:

прош. вр. – прыжки,

- Держите ушки на макушке, кругом расставлены ловушки.

Расшумелся самовар. Поднимает крышку пар.

- Не уйдёт, - сказал сынок, - Дверь закрыл я на замок!

Бывает он в холод, бывает он в зной.

Бывает он добрый, бывает он злой.

То по лесу кружит, то в поле свистит.

Но мы не видали, каков он на вид.

В открытые окна нежданно влетит.

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять.

То вздумает по морю волны гонять.

- Кто заметил ловушку? Почему засомневались?

- В какой форме встретился глагол?

- Что мы о такой форме глагола знаем?

- Повторим стихотворение о неопределённой форме глагола.

- Непонятные глаголы! – каждый удивляется.

Ни число у них, ни время не определяется.

Потому они, наверно, так и называются:

Глаголы неопределённой формы.

Движемся дальше. №384 в задачнике.

Дети самостоятельно работают по заданиям. Для проверки обменяемся тетрадями с соседом.

- В какой части слова встретилась орфограмма? (в окончании)

Вывод: - Как изменяли глагол? ( по лицам и числам)

- Знаете ли вы, как можно по-другому назвать это изменение?

На доске: Спряжение.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягай глагол.

- Что станете делать, выполняя такое задание? (изменять по лицам и числам)

- В любом ли времени глаголы можно спрягать? Объясните свой ответ.

- Проспрягайте глагол класть. Чтобы помочь себе, подставляйте местоимения. Пишите, используя образец в задачнике №384.

На доске – таблица местоимений.

Выход на решение проблемы.

- Прочитаем начало заголовка, который не завершен и закончим его.

На доске: Имена склоняются, а глаголы …спрягаются.

- Сравним свой вариант ответа с записью с.25 №388. Есть ли различие?

- Как ты считаешь, нужно ли дополнение в скобках, которое сделали авторы? Почему?

- На дом предлагаю задание №389. Я думаю, вы с ним справитесь без затруднений. Для желающих предлагаю творческое задание: из любимой книжки или из книги, которую вы сейчас читаете, выписать 2 предложения с глаголами в настоящем или будущем времени. Указать их лицо и число.

- Поднимите руку те, у кого на всех этапах урока при проверке появлялись плюсы. На полях рабочей тетради поставьте букву М – молодец! Похвалите себя. Если ещё и грамотно сделано, я поставлю заслуженную 5.

- Те, у кого не все плюсы, будем к этому стремиться. Отметку получите по результатам работы в тетради.

- Вопрос к тем, кто получил не все плюсы. Что вызвало трудности? (На каком этапе урока получили минусы). Над чем надо ещё поработать?

- Спасибо всем. Урок окончен.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: