Конспект урока 4 класс перспектива государственная граница россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Урок по окружающему миру в 4 классе

учитель начальных классов

Латыпова Светлана Рафаиловна

Цели: дать понятие о государственной границе, её значении, охране; познакомить с видами границы России, её протяженностью; формировать представление о правилах пересечения границ государств.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море ; показать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть соопредельные с Россией страны.

Форма проведения: заочное путешествие, урок с применением ЛСМ.

Организационный момент.

На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.

Определение темы и цели урока.

Учитель: Давайте, определим тему нашего урока. Слайд 2

- Поставьте цель урока.

Цель: о людях какой профессии в нём идёт речь? (О пограничниках)

- Какую работу они выполняют?(они охраняют границу)

Учитель: Сегодня урок будет необычным. Он будет построен с опорой на ЛСМ (логико-смысловую модель). Рассмотрите её на доске. В центре модели-тема. От темы отходят 8 лучей-направлений по которым мы будем работать(они пронумерованы К1,К2 и т.д.). На каждом луче мы будем отмечать координаты в соответствии с полученными новыми знаниями).

А теперь начнем работать по ЛСМ и рассмотрим первое направление К1-ЗНАЧЕНИЕ. Работа по учебнику. Прочитайте статью на с.30-31.

Найдите в тексте определение государственная граница

Ученик: Государственная граница – это линия, которая показывает пределы государственной территории, её суши, водных просторов, земных недр и воздушного пространства. ( открыть)

Также в тексте есть значение к слову граница, найдите .

Ученица: Значение. Учебник с.30 (Граница — рубеж, разграничительная черта, линия, отделяющая одно от другого)

Ученик : История.

12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР принята декларация о государственном о суверенитете Российской Федерации . 7—8 декабря 1991 года в Беловежской пуще прошла встреча глав России, Украины и Белоруссии, где было объявлено о прекращении существования СССР и образовании СНГ . После этого 25 декабря 1991 года РСФСР была официально переименована в Российскую Федерацию. Полностью это именование закрепилось 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.

Переходим ко второму направлению .

К2. Государственная символика. Слайд 2

Учитель: каждое государство имеет свои символы: Герб, флаг, гимн . Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. А если у Башкирии есть гимн, флаг и герб мы тоже считаемся отдельным государством? (Башкирия входит в состав РФ, она автономная республика

П ослушайте стихотворение Владимира Степанова

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

Российский герб Слайд 3

Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости .

Башкирский герб Слайд 4

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. Слайд 6

Белый цвет означает мир, чистоту, надежду.

Синий – цвет безоблачного мирного неба, верности и правды.

Красный –цвет крови, жизни.

Флаг Башкортостана . Во флаге Республики Башкортостан синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики, белый — их миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый — свободу, вечность жизни. Цветок курая — символ дружбы, 7 его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют 7 родов, положивших начало консолидации и единению народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, — знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России — подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией. 25 февраля — День Государственного флага Республики Башкортостан.

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя (прослушиваем) Слайд 9-10

Вот мы и вспомнили государственную символику и заполнили координату К2.

И переходим к следующему направлению К3.

К3. Охрана границы в старину. Слайд 11

- Как называется картина? Кто её автор?

- Где изображены богатыри? (Они стоят на рубеже, на границе Родины.)

- Чем занимаются богатыри? (Они смотрят, не собирается ли напасть на Русь враги.)

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, под атаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.

Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо и зверь не проскользнет, и птица не пролетит.

-Как вы понимаете последнее предложение? (Богатыри чутко охраняют границу, не пропускают врага)

- Прочитаем текст в учебнике на с.32 о том, как охранялись границы Руси в старину.

- Как были обустроены в старину границы? Слайд 13

- Как назывались наблюдательные пункты?

- Как оповещались сторожа пограничные города о неприятеле?

- Какие города в старину стояли на границе Руси?

Отмечаем координату на модели. Мы справились и рассмотрели направление К3. ФИЗМИНУТКА

Нас ждет следующая координата К4. Кто охраняет границу?

К4. Охрана в наше время Слайд 13

Об этих специальностях пограничников рассказал в своем стихотворении В.Степанов

На горах высоких,

На степном просторе

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

-Раньше охраняли богатыри , сейчас как называется профессия? (пограничники)

-В старину называли богатырской заставой, а сейчас ПОГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

-Раньше были сторожи и станицы, а в наше время ? (наблюдательный пункт)

Мы отправляемся к следующей координате К5.

К5. Сухопутные границы . ( Работа с р.т. с. 20-21по группам)

Северо- запад 1 группа (с Норвегией, Финляндией) Слайд 14

Запад 2 группа ( с Эстонией, с Латвией, с Литвой)

- назовите столицы этих стран (Таллин, Вильнюс, Рига) Слайд 15

3 группа - В какие страны мы попадаем далее, продвигаясь по западной границе на юг? Найдите на карте (В Белоруссию, Польшу, Украину)

- Кто знает, столицей какой страны является Киев, Минск, Варшава? ( Украина, Белоруссия, Польша)

Южная граница 4 группа

-Какие страны расположены вдоль южных границ России? (Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея) Слайд 16 -17

К6.Морские границы.(работа с картой )

1 группа- Какие страны располагаются между Чёрным и Каспийским морями? Найдите их на карте. ( Грузия и Азербайджан)

- Назовите столицы этих стран. (Тбилиси, Баку)

2 группа – В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите её на карте.(В Казахстан)

- Назовите столицу той страны. (Астана)

3 группа – Какие государства можно назвать можно назвать морскими соседями нашей страны? Где они расположены? Найдите их на карте (Япония, США) Слайд18

К7.Правила пересечения границы. Слайд 19

1.Не включать мобильный телефон, пока таможенный контроль полностью не пройден!

2.Заполнить два экземпляра декларации. В декларации обязательно указывать наличие денег, любого вида техники и украшений, духов и эксклюзивной одежды, спортивного инвентаря, даже если он самодельный. Второй экземпляр декларации после таможенного досмотра турист должен оставить себе. Его терять нельзя! Он должен быть предъявлен по выезду.

3.В зависимости от провозимого, пройти по зеленому или красному коридору. Первый предназначен для тех, кто перевозит не облагаемые пошлиной предметы. О том, что именно не облагается пошлиной, надо узнавать заранее. Обычно это не более двух мобильных телефонов, минимум украшений (обручальное кольцо, например), наличные деньги (обычно до 10000 долларов), кредитные карточки (на них может быть сколько угодно денег). Если не удалось достоверно узнать о конкретных ограничениях, желательно пройти в красный коридор.

4. Отдать таможеннику все документы.

Работа по учебнику с. 31

-Что мы должны учесть при пересечении границы:

- пересекаем границу через пограничный переход

- требуется иметь ( визу, загранпаспорт)

- пройти таможенный контроль

Интересно

Как проходить таможню в аэропорту, обезопасив себя от личного досмотра: не надевать вещи с металлическими деталями. Были случаи, когда сканер (а через него проход обязателен) срабатывал на металлическую змейку на рубашке. Лекарства и шприцы с собой брать только в случае неизлечимой болезни, она должна подтверждаться врачебным заключением и рецептом. Все должно быть переведено на язык посещаемой страны и нотариально заверено. Что-то подобное касается и детских смесей. Во многих странах (вся Азия и частично Европа) ввоз любых лекарств (даже таблеток от кашля) запрещен и приравнивается к ввозу наркотиков (в азиатских странах карается смертной казнью). А детские смеси и сцеженное грудное молоко почему-то считают похожими на взрывчатые вещества.

Игра ( выбрать вещи, которые нужно оставить )

К8. Связь с искусством. Упоминание о государственной границе в музыке, живописи, литературе). Слайды 20-21

По рядам найти информацию упоминание о государственной границе в музыке, живописи, в литературе

Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.

Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).

Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.

Воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные : участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .

Регулитивные:

Рефлексивные умения : самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .

Оценочные умения : проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные

Общеучебные действия : работают с картой в учебнике.

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные : проявляют интерес к изучаемому материалу.

1. Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

Прозвенел для нас звонок,

- Ребята, скажите, а вы знаете свой адрес. (Дети называют улицу, село, район, область.)

- Если мы объединим все города, области вместе, как вы думаете, что получится? (страна, государство)

Страна, в которой я живу – называется __________.

Столицей России является город ___________________.

Главой государства является _________________________.

Он избирается гражданами России при тайном ______________ .

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Фронтально (работа со схемой)

- Давайте вспомним, как же устроено наше государство, как работают государственные органы власти.

3. Самоопределение к деятельности.

- Из наших предыдущих бесед становится ясно, что Россия, Российская Федерация — сильная держава, это наш большой дом.

- Как понимаете её?

- Ответьте на следующий вопрос: есть ли у вас соседи?

- Что отделяет вас от соседних квартир или домов?

- Скажите, если Россия — это наш дом, то у неё должны быть какие-то стены, которые ограничивают нашу Родину от соседних земель и дают нам возможность чувствовать себя защищёнными, в безопасности на родной земле.

- Что это за стены и какие они — из камня, бетона, дерева или воображаемые, невидимые?

- Ребята, вспомните какой памятник Всемирного наследия и в какой стране рассказывает нам о попытке огородить страну настоящей, рукотворной стеной?

- Да, это было в давние времена в Китае.

- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на уроке.

- Кто из вас уже сможет определить тему нашего урока? С.30

4. Оформление тетрадей. Целеполагание.

- Запишем число и тему урока в тетрадь.

- Какие задачи поставим перед собой?

1. Узнать, что такое граница, история появления, её протяжённость, значение.

2. Узнать, какие виды границ бывают и как охраняется граница РФ.

3. Узнать правила пересечения границы.

4. Учиться работать с картой.

Что такое государственная граница?

Что значит слово засека?

Какие бывают границы в зависимости от природных территорий?

Благодаря кому у нас крепкие границы государства?

Кто является соседями России на суше и на море?

- К этой таблице мы вернёмся в конце урока.

6. Работа по теме.

- Граница- порог Отечества. Как вы понимаете этот заголовок? С.30- 1 абзац

(в каждом доме порог- особое, священное место, граница родного пространства. Так и государственная граница России священна.)

А) Работа с толковым словарём. (дети зачитывают)

Б) Работа по учебнику.

- Давайте узнаем, а какое определение даётся в учебнике. С.30- 2 абзац

- Как объясняется значение слова "Государственная граница"? Запишите в тетрадь.

- Что такое суверенитет? (независимость)

- Какова цель гос.границы? Запишите в тетрадь.

- Сейчас мы узнаем, как обстояли дела с границами нашего Отечества в старину.

- Перед вами репродукция картины известного художника В.Васнецова.

- Кто изображен на ней? Что они делают?

- Зачем вышли в дозор богатыри?

Послушайте отрывок из былины.

Как вы понимаете последнее предложение? (презентация, выступление заранее подготовленного ученика)

- Что узнали нового? Что такое засека? С.32 - запишите определение.

Г) Продолжение работы.

- Читаем 3 абзац. С.30

- Как обозначается линия границы на местности, т.е сухопутная граница? ( ясно видимыми пограничными знаками- пограничные столбы, колючая проволока)

- А как определяются водные и воздушные границы государства? ( особыми правилами по договорённости с граничащими государствами)

- Исходя из прочитанного, мы узнали, что границы бывают разные. Виды границ

Ч.3. (схема виды границ+ протяжённость границ)

- О каких видах границ узнали? (запись в тетрадь)

Ч.4. Работа с картой.

- Кто стоит на страже сухопутных границ? (пограничные войска)

- Россия расположена на материке Евразия. Площадь России 17, 1 млн. км.кв. Россия находится в двух частях света, в Европе и в Азии. Условная граница проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю.

- На карте сухопутная государственная граница обозначается жирной красной линией вместе с чёрной пунктирной линией.

- Определим госуд.границу РФ на карте + Калининградская область + Крым (2014 г.). (показывает учитель, затем самостоятельно)

Вывод: Россия самая большая по площади страна на материке Евразии и располагается в двух частях света- Европе и Азии .

7. Работа с электронным приложением. (ч,5,6)

- Ребята, как в думаете, кто охраняет нас на море и в воздухе?

- Какими службами производится охрана морской государственной границы?

Россия омывается 12 морями

Дополнительная информация: Каспийское море в некоторых источниках обозначается как Каспийское озеро.

Восточно- Сибирское море

- Кто охраняет воздушные пространства нашего Отечества? ( Войска ПВО )

- Ребята, а кто из вас со взрослыми бывал за границей?

- А где люди и транспорт могут пересекать границу?

- Какие документы нужны чтобы пересечь границу?

- Ответы на эти вопросы можем узнать в следующем объяснении.

Виза - документ, по которому можно попасть в чужое государство.

Безвизовый режим - некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию.

Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Белоруссией, Казахстаном, а также с Абхазией и Южной Осетией.

Таможня - специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны.

- Ребята, какой из всего сказанного можем сделать вывод?

С. 33 (рубрика "сделаем вывод")

9. Подведение итогов.

- Что главное вы сегодня узнали?

- Что стало понятнее?

- Что осталось непонятным?

10. Д/з. Оценивание.

С.30-31 пересказ, выполнить задания после текста

- Благодаря кому у нас крепкие границы государства?

-Подумайте, какими качествами должен обладать человек для работы на границе государства?

-А если не будет государственной границы, что может произойти? Используйте при ответе события в современном мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:формировать представлениеучащихся о государственной границе России.

Образовательные:узнать, что такое государственная граница, для чего служит государственная граница и со сколькими странами граничит Россия.

Развивающие:развивать внимание, память, речь, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать патриотизм.

Формируемые УУД:

Личностные:1. Проявлять положительное отношение к уроку.

2. Проявлять самостоятельность в различных видах деятельности.

Регулятивные: 1. Определять и формулировать цель на уроке.

2. Уметь осуществлять самоанализ своей деятельности.

3. Находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные:1. Осознавать необходимость получения новых знаний.

2. Ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже изученного.

3. Проявлять познавательную активность.

Коммуникативные: 1. Излагать своё мнение и аргументировать его для других.

2. Слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: карточки,рабочие тетради.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Константиновна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

- Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

- Какие субъекты РФ имеют свою Конституцию и вправе устанавливать свой государственный язык наряду с государственным русским языком?

- Какие символы отличают один субъект РФ от другого?

- От чего зависит порядок в жизни регионов?

- Как называется столица Чувашии?

- Расскажите мне вывод в конце темы.

- Мы проходили тему Российский союз равных.

- Каждая из республик имеют свою Конституцию и вправе устанавливать свой государственный язык наряду с государственным русским языком.

- Каждый субъект РФ отличается своим природным и культурным наследием.

- Порядок в жизни регионов зависит от труда, честности, профессионализма как региональных органов государственной власти, так и всех нас

- Столица Чувашии – город Чебоксары.

- Для России характерно союзное, федеративное устройство страны. Субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральной властью и друг с другом. Их отличия друг от друга объясняются особенностями культуры, природы, своеобразием исторического прошлого. Достойная жизнь региона зависит от того, насколько слаженно, честно и профессионально работают на общее благо его граждане и государственные органы власти.

Выявление места и причины затруднения

- Послушайте стихотворение С.Маршака

На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожа.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы говорить о границе России.

Построение проекта выхода из затруднения

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о государственной границе России. Какие цели мы поставим перед собой?

- Откройте учебник на странице 30.

- Узнать, что такое государственная граница, для чего служит государственная граница и со сколькими странами граничит Россия.

- Будем читать текст по абзацу.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Что такое государственная граница?

- Какие бывают границы в зависимости от природных особенностей территории?

- Для чего служит государственная граница?

- Где происходит контроль за пересечением границы людьми и грузами?

-Что такое засека?

- Государственная граница – это линия, которая показывает пределы государственной территории, её суши, водных просторов, земных недр и воздушного пространства.

- Существует сухопутная, водная и воздушная граница

- Государственная граница служит для охраны независимости, свободы и спокойствия Родины.

- Контроль за пересечением границы людьми и грузами происходит в строго определенных местах, пограничных переходах.

-Засека – это оборонительная линия от внешнего врага, заграждение из поваленных деревьев на Руси с 13 века.

Самостоятельная работа с проговариванием во внешней речи

- Молодцы. Откройте свои рабочие тетради на стр. 20, вы должны выполнить задание 2, а после выполнения мы проверим все вместе.

(Проверка: один ученик читает, остальные проверяют)

- Поднимите руки у кого не одной ошибки; у кого одна ошибка; у кого 3; у кого больше?

(На суше Россия граничит с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Польшей, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем и КНДР

На море граничит с Японией и США)

Включение в систему знаний и повторений

- Молодцы, ребята. Выполнили мы поставленные задачи на урок?

- Что такое государственная граница?

- Для чего служит государственная граница?

- Да, мы выполнили поставленные задачи.

- Государственная граница – это линия, которая показывает пределы государственной территории, её суши, водных просторов, земных недр и воздушного пространства.

- Государственная граница служит для охраны независимости, свободы и спокойствия Родины.

- Ребята, если вы хорошо потрудились и справились со всеми заданиями, то поднимите зеленую карточку, а если вы справились не со всеми заданиями и плохо постарались на уроке, то красную карточку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по окружающему миру в 4 классе по теме "Государственная граница России".Тест дает понять учителю, усвоили ли дети понятие о государственной границе, её значении, запомнили виды границ России,её протяжённость, с какими государствами она граничит.

Тест включаетв себя 8 заданий. В первых семи заданиях нужно выбрать один верный ответ, в восьмом задании провести линии соответствия.

1.Какая страна является морским соседом с Россией.

1) Китай 2)Япония 3)Украина 4)Казахстан

1)в Украине 2) в Казахстане 3) в Грузии 4)в Белоруссии

3. В какой стране в песках пустыни находят множество останков динозавров.

1) в США 2) в Казахстане 3) в Монголии 4) в Китае

4. В какую страну не требуется для въезда на свою территорию визы.(безвизовый режим)

1) в Китай 2) в Белоруссию 3)в Японию 4) в Норвегию

5. Как раньше называлась оборонительная линия от внешнего врага

1) граница 2) сусека 3) засека 4) виза

6. Со сколькими государствами граничит Россия

1) с 2 2)с 18 3)с 19 4) с 12

7. Что такое государственная граница

1) линия,которая запрещает въезд кого-либо за её пределы

2) линия, которая разрешает въезд за её пределы

3) линия, которая показывает пределы государственной территории

8. Соедини государства со своими столицами

Яблочко от яблоньки недалеко падает.(Рус)

Гусю мил его гусёнок,а человеку мил его ребёнок.(Дагестанская)

Мать хвалит дитя,а свинья- поросёнка.(Украинская)

Человек без семьи как отшельник в пустыне.(Калмыцкая)

1.Какая страна является морским соседом с Россией.

1) Китай 2)Япония 3)Украина 4)Казахстан

1)в Украине 2) в Казахстане 3) в Грузии 4)в Белоруссии

3. В какой стране в песках пустыни находят множество останков динозавров.

1) в США 2) в Казахстане 3) в Монголии 4) в Китае

4. В какую страну не требуется для въезда на свою территорию визы.(безвизовый режим)

Читайте также: