Конспект урока 3 класс природа в опасности

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Ф.И.О.: Горожанина Татьяна Викторовна

ПРЕДМЕТ: окружающий мир

ТЕМА УРОКА: Природа в опасности.

Предметные – познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Метапредметные – Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать). Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Подвести учащихся к формулированию темы урока . Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно. развитие умения работать с учебной книгой: находить информацию, выделять главное, делать выводы и обобщения.

Личностные – воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Умение выражать свои мысли полно и точно. Развитие грамотной устной речи.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с русским языком, с экологией, с литературным чтением.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: красная книга, природа, экология, охрана природы.

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Садитесь. Приготовьтесь все слышать, видеть и запоминать на уроке.

Лишнее с парт все убрали.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций.

Метапредметные результаты.

Сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный ученик, а также, кто понял прошлую тему урока.

Я буду называть слова. Если это объект живой природы – хлопок в ладоши; если неживая природа – топнули один раз ногой. Понятны правила?

Снег, лось, туча, скала, змея, пальма, песок, нефть, ромашка, оса, облако, солнце, комар, микроб, мох, вода.

Какие вы внимательные, вас не запутаешь. Поаплодировали себе, кто ни разу не ошибся.

А теперь я смотрю, какой ряд быстрее успокоится и будет готов к новой теме.

Развивают внимание и вспоминают материал прошлых уроков.

Игровой метод. Связь теории с практикой.

3.Самоопределение к деятельности.

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

(на доске: … в опасности)

Как вы думаете, какое слово спряталось?

Почему именно это слово?

Совершенно верно, в последнее время человек не думает о природе: мы загрязняем реки, леса, моря. Мало кто из нас задумывается какого от этого природе.

Прочитаем тему урока и стихотворение к уроку.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Сопоставляют объекты, выдвигают гипотезы, учатся выражать свои мысли полно и четко.

Потому что человек разрушает природу.

Анализ. Наглядный, практический.

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций. Подвести учащихся к формулированию темы урока.

Метапредметные результаты.

Проверка домашнего задания

2. Что изучает наука экология?

3.Приведите примеры экологических

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?

Вспоминают прошлую тему урока, проверка д/з.

Мир, который нас окружает.

Связи между живыми существами и окружающей их средой.

Чтобы быть в согласии с природой.

Повторение. Вопросно-ответная форма.

5.Изучение новой темы.

Закрепление пройденного. Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование.

Предметные результаты.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами… (слайд 3).

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений.

Для этого появилась Красная книга в 1966 году. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют природу, не изменённую человеком.

В нашей стране около 155 заповедников.

Слушают учителя, узнают новый материал.

Лекторий. практический материал. Связь теории с практикой.

Давайте немного отдохнем.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел

Указательный с порога

Показал ему дорогу

Средний палец – самый меткий

Он сбивает сливы с ветки

В землю косточки сажает.

(повторить два раза)

Теперь встаем из-за парт и повторяем за мной.

Рыбки в озере купались

И плескалися в воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

Снятие общего утомления, смена вида деятельности.

6.Беседа по новой теме.

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ?

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. (Слайд 4) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2 .(Слайд 5) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. ( Слайд 6 ) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

5. (Слайд 8 ) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 9) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. ( Слайд 10) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. ( Слайд 11 ) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 12) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Отвечают на вопросы.

Человек пытается сделать свою жизнь более комфортной.

Не ломать ветки, не пинать муравейники.

Сделать кормушки для птиц и т.д.

Наглядный, практический. Связь с жизнью.

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

Выберите правильный вариант ответа:

Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

Отвечают на вопросы теста, повторяют пройденный материал.

Повторение. Тест. Наглядный, практический.

Предметные результаты.

О чём вы узнали сегодня на уроке?

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал.

О красной книге.

Прогнозирование уровня усвоения. Оценка. целеполагание. Умение выражать свои мысли полно и точно. Развитие грамотной устной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Приведи примеры экологических связей: Живое - неживое, природа - человек.

2) Приведи примеры экологических связей: Неживое - живое, растение - животное.

3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.

2. Фронтальный опрос

— Что такое окружающая среда?

— Что изучает наука экология?

— Какие книги по экологии вы нашли?

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?.

IV. Работа по теме урока

Природа в опасности!

Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

— Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?

— Если умрет природа, что будет на Земле?

— Что такое маленькая рана у природы?

— Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.

— Что такое большая рана?

— Приведите примеры больших ран природы.

— Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.)

Сейчас я расскажу вам одну историю.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:

— Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и.

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фотографии цветов.)

— Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.

Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

— А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.

— Как бы вы ответили на вопрос девочки?

— Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или маленький и чахлый? (Ответы учащихся.)

Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.

— О какой ране природы - большой или маленькой - я вам рассказала?

— Почему нельзя рвать полевые цветы?

— Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т. д.)

— Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.

— Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби.)

— Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)

— По чьей вине исчезают растения и животные?

Работа в группах

— Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)

— Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)

— Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой - речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?

Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.

Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пестрого ситца.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной - Разноцветной. Была многоводной - стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы - это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.

— Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)

— Чему еще угрожает опасность? (Почве, воздуху.)

— Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.

— Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.

— Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)

— Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)

- Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)

— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)

Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).

(Учитель записывает на доске.)

Заповедники, национальные парки, заказники.

- Что вы знаете о Красной книге?

Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды. Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.

В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.

В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.

На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о редких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.

Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.

Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами - можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравейником - можно! А разрушать его - нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

— Расскажите, что еще можно делать в природе, а чего нельзя.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное.)

— Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

— Прочитайте задание. Выполните его.

— Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)

— Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.

— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины - словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

Работа на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, детям предложено соотнести пример и вид экологических связей. Этот вид работы нацелен на получение достоверной информации о качестве и глубине усвоения изученного материала. После выполнения работы дети делают вывод о том, что в природе всё взаимосвязано.В ходе получения и осмысления новых знаний учащимся предложена работа с текстами, анализируя которые, они определяют малые и большие раны, нанесённые человеком природе.

На данном этапе урока учитель использует метод поиска информации в тексте, инструментом является самооценка в группе с использование оценочных листов. По выполнению задания детьми делается вывод, что человек наносит природе большие и маленькие раны.

Что должен предпринять человек, чтобы сохранить природу?

Дети выполняют задания по созданию и презентации классу следующих продуктов ( в группах):

Когда работа выполнена, учащиеся представляют продукты и защищают свою работу. Дети оценивают выступления, используя критерии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги;

- развивать воображение и логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

- Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.

-Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания. (слайд №3)

III. Проверка домашнего задания

- Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания. (слайд №3)

1 задание

2 задание

- Что изучает наука экология?

3 задание

- Приведите примеры экологических связей:

б) неживое живое

в) растения животные,

г) человек природа.

4 задание

-Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.

5 задание

- Какое значение для людей имеет экология?

- У нас осталась одна буква, я думаю вы уже догадались , кто же сегодня у нас в гостях ?( Лесовичок) ( слайд №3)

IV. Изучение нового материала

Необходимость бережного отношения к природе – беседа

- На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. (слайд №4)

Далее работа продолжается в тетради (стр.5, задание №4).

- Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.

- Почему мальчик не понравился белочке?

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

( Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила.)

Однажды обходил Лесовичок свои владения (слайд № 7).

- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом? (слайд №8)

- Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

- А кому ещё угрожает опасность? Почему?

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (слайд №9).

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

( Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VI. Охрана природы – лекция учителя (слайд №11)

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. (слайд №12)

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В Красную книгу России занесены:

а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13);

б) птицы: черный аист, скопа, беркут - балобан, казарка, дрофа и др.;

в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.;

г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16);

д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17).

Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной (слайд № 18).

Далее заранее подготовленные ученики рассказывают о редких и вымирающих видах животных и растений, об их охране.

- Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? ( Высказывания детей)

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (слайд №19, три картинки ).

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? ( Ответы детей.)

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила! ( Повторение правил вежливости.)

VII. Задание Лесовичка (слайд №20)

Помоги природе посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.

VIII. Итог урока

- О чём вы узнали сегодня на уроке?

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Ученик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Лесовичок прощается и желает всем удачи. Он отправляется в свои владения.( слайд №21)

IX. Домашнее задание

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

Проектная работа

Разработка урока по окружающему миру

в 3-м классе

на основе системно – деятельностного,

компетентностного подхода

слушателя курсов

« Педагогические условия

введения ФГОС 2-го поколения

учителя начальных классов

МОУ Кратовская СОШ № 98

Александровой Ольги Владимировны

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Метапредметные

Личностные результаты

Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу, познакомиться с Красной книгой России и создать собственную Красную книгу.

Охрана природы, экология, правила поведения в природе, Красная книга России, заповедники, национальные парки

- учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги;

- развивать воображение и логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные УУД:

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Цель: ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.

Учебные задачи :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги;

- развивать воображение и логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы: - основные:

дополнительные:

мультимедиа проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

- Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.

-Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания. (слайд №3)

III. Проверка домашнего задания

- Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания. (слайд №3)

1 задание

2 задание

- Что изучает наука экология?

3 задание

- Приведите примеры экологических связей:

а) живое неживое,

б) неживое живое

в) растения животные,

г) человек природа.

4 задание

-Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.

5 задание

- Какое значение для людей имеет экология?

- У нас осталась одна буква, я думаю вы уже догадались , кто же сегодня у нас в гостях ?( Лесовичок) ( слайд №3)

IV. Изучение нового материала

Необходимость бережного отношения к природе – беседа

- На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. (слайд №4)

Далее работа продолжается в тетради (стр.5, задание №4).

- Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.

- Почему мальчик не понравился белочке?

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

( Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила.)

Однажды обходил Лесовичок свои владения (слайд № 7).

- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом? (слайд №8)

- Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

- А кому ещё угрожает опасность? Почему?

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (слайд №9).

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

( Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VI. Охрана природы – лекция учителя (слайд №11)

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. (слайд №12)

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В Красную книгу России занесены:

а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13);

б) птицы: черный аист, скопа, беркут - балобан, казарка, дрофа и др.;

в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.;

г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16);

д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17).

Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной (слайд № 18).

Далее заранее подготовленные ученики рассказывают о редких и вымирающих видах животных и растений, об их охране.

- Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? ( Высказывания детей)

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (слайд №19, три картинки ).

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? ( Ответы детей.)

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила! ( Повторение правил вежливости.)

VII. Задание Лесовичка (слайд №20)

Помоги природе посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.

VIII. Итог урока

- О чём вы узнали сегодня на уроке?

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Ученик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Лесовичок прощается и желает всем удачи. Он отправляется в свои владения.( слайд №21)

IX. Домашнее задание

Прочитать текст на стр. 29 - 34 учебника; ответить на вопросы раздела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

I. Организационный момент

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём. ( СЛАЙД 2)

-Я думаю, что наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1 ученик. а) Приведите примеры экологических связей: Живое –– неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)

Б) Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение –– кузнечик –– скворец ––сокол.)
2 ученик . А) Приведите примеры экологических связей: Растения –– животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
Б) Человек –– природа. (Человек охраняет природу.)

3 ученик. Подчеркни, что составляет окружающую среду оленя. Почва, река, береза, пальма, шимпанзе, синица, черника, шиповник, заяц. Неживое –– живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)

2. Фронтальный опрос.

Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)

Комары – тараканы-ящерицы-кошки- крысы ( Слайд 3)

III. Самоопределение к деятельности.

1.-На какой планете мы живем ?

Учитель. Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. Послушайте стихотворение. (Слайд 4)

УЧЕНИК.

Живая планета Земля

Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.

Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.

Учитель. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.(Слайды 5-8 )

-Человек создал страшные яды, которые убивают всё живое.

-Человек построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух вредными газами.

-Человек вырубывает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

-Нашей планете грозит страшная беда!

Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?.

IV. Работа по теме урока

1.Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?

Если умрет природа, что будет на Земле?( Слайд 9, 10)

Что такое маленькая рана у природы?

Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.

2. Работа с учебником

Что такое большая рана?

Приведите примеры больших ран природы.

Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.

А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?

Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.

Как, по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы?)

Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.

Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби.)

Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)

По чьей вине исчезают растения и животные?( Слайд 11, 12,13)

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

( Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.

Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.

Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.

Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)

Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)

- Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)

Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)

Рассмотрите фотографии на с.31. Почему они расположены парами? (Слева фотографии с отрицательным воздействием человека на природу, а справа – положительным.)

Подберите к каждой фотографии надписи. (Дым заводов и фабрик. Сточные воды. Здесь побывал человек. Современные заводы и фабрики. Лесопосадки. Чистый воздух.)

Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).

(Учитель записывает на доске.)

Заповедники, национальные парки, заказники.

- Что вы знаете о Красной книге? ( Слайд 15)

Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Если что-то попало в Красную книгу!

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды. Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану. ( Слайд 16 )

В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.

В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.

На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о редких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.

Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.

Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами - можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравейником - можно! А разрушать его - нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

5. Работа в парах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.

— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины - словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

V. Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 10).— Прочитайте задание.

Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное.)

Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

2 (с. 11).

Прочитайте задание. Выполните его.

Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)

4 (с. 12).

Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) (Зубр, кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица, барсук.)

VI. Рефлексия

- О чём вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание: Прочитать текст на стр. 29 - 34 учебника; ответить на вопросы раздела

Читайте также: