Конспект урока 3 класс правописание имен существительных

Обновлено: 07.07.2024

научиться определять орфограмму;

Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих пишется: мышь, печь, ложь, рожь.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте записи. Произнесите слова, определите звуки на конце слов, сравните их.





Нож Врач. Рожь. Мышь

Как видно, на рисунках изображены нож, врач, рожь, мышь.

Как видно, на конце одних существительных пишется ь, на конце других существительных мягкий знак не пишется. Почему?

Произнесите названия этих слов, определите, какой звук слышите на конце слов:

но[ш], вра[ч], ро[ш], мы[ш].

На конце этих слов слышите звуки [ш], [ч], [ш], [ш]. Эти звуки шипящие.

Определите род этих существительных:

  • он (мой) нож,
  • он (мой) врач,
  • она (моя) рожь,
  • она (моя) мышь.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, рожь. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

Прочитайте слово: стриж. Стриж – это птица.

Произнесите слово, определите звук на конце: стри[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: стрижи. Значит, на конце слова надо писать букву ж. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: он (мой) стриж. Это существительное мужского рода: мягкий знак не пишется.

Прочитайте слово: брошь. Брошь – это украшение.


Произнесите слово, определите звук на конце: бро[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: броши. Значит, на конце слова надо писать букву ш. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: она (моя) брошь. Это существительное женского рода: мягкий знак пишется.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Орфограмма.

Прочитайте предложения. Замените каждое предложение одним словом. Определите род существительного.

Человек, который играет на скрипке __________ (… . р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица ________(… . р.)

Маленький ребёнок ___________(… . р.)

Суп со свёклой и другими овощами ____________(… . р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником __________(… . р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной. __________(… .р.)

Подсказка. Повторите орфограмму.

– Человек, который играет на скрипке. Скрипач (м. р.)

– Первая, прилетающая к нам весной, птица. Грач (м. р.)

– Маленький ребёнок. Малыш (м. р.)

– Суп со свёклой и другими овощами. Борщ (м. р.)

– Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником. Ключ (м. р.)

2. Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД - учить способам действия по алгоритму для достижения цели урока.

Познавательное УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД – групповая работа (умение обосновывать и доказывать).

3. Личностные УУД – развивать рефлексивные умения оценивать свою деятельность и заносить результаты в индивидуальные карточки достижений (где и как я работал), стремление к созидательной деятельности.

Учебные материалы.

карточки для работы в парах;

карточки для самостоятельной работы;

Этапы урока

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Уметь слушать думать, рассуждать – это залог успеха в учении.

Актуализация знаний учащихся

Цель : актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление 1.Теоретическая разминка

Часть слова без окончания …(основа)

Изменяемая часть слова … (окончание).

Без какой части не может существовать слово? … (Без корня).

Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное).

Как изменяются имена существительные … (число и падеж).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость).

Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся… (к 1 склонению).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, ).

Девиз нашего урока:

Хочешь грамотным быть, учись

мыслить, думать и творить!

Словарная работа. Самостоятельная работа в парах.

Учитель. У вас на столе лежит карточка. Прочитайте её про себя.

1. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром,

А лежит нам путь далёк

Восвояси на восток

2. Царь Дадон к шатру спешит,

Что за чудная картина_

Перед ним его два сына…

3. Пушки с пристани палят,

_кораблю пристать велят…

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой…

5. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако нужен.

6 . Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

7. Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

8. Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.

9. Видит белочка при всех

Золотой грызёт орех…

Учитель. Из какого произведения эти строки, назовите автора?

Учитель. - Из каждого отрывка, которые взяты из этой сказки, вам надо выписать словарное слово и вписать его в кроссворд. Будьте внимательны и у вас всё получится.

3.Самопроверка по эталону:

В о сток, к а ртина, к о раблю, гор о д, уж и н, вет е р, р е бёнок, ст о лица, о рех

Учитель. Что общего в этих словах?

Дети. Все слова имена существительные, все слова с безударной гласной

Учитель. На какие две группы можно разделить все слова?

1) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки).

2) Имена существительные мужского и женского рода (постоянные признаки).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ( личностные УУД)

Умение высказывать свои предположения, строить рассуждения, аргументировать свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки ( личностные УУД)

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения урока: 17.03.2017

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием окончаний имён существительных множественного числа.

Задачи: Содействовать знакомству с особенностями склонения имен существительных в форме множественного числа; с особенностями правописания безударных падежных окончаний имен существительных в форме множественного числа; с особенностями написания окончаний имен существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящими на конце; обучению применять алгоритм написания падежных окончаний имен существительных множественного числа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимание причин успеха в учебе; оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной деятельности.

Способствовать формированию метапредметных УУД:

Регулятивных: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательных: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; понимать информацию, представленную словесно и в виде таблицы; группировать слова по заданному основанию; устанавливать место и тип орфограммы в слове, определять способ проверки, объяснять написание.

Коммуникативных: воспринимать другое мнение и позицию, формировать собственное познание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре), учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных".

Похожие презентации

2 Тридцатое ноября. Классная работа.

3 Чч ча чу чк чн врач циркач скрипач

5 Человек,человеческий, человечек, человеколюбие. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. сущ.пр.сущ.гл.с.пр.сущ.гл.

6 Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление изученного.

7 Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? 1. Определить падеж. 2. Определить склонение. 3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже.

9 Закрепление изученного. 1) Воротился старик ко …………, у ……….. новое корыто. 2) Они жили в ветхой ………………. 3) В синем ………… звёзды блещут, в синем …………. волны плещут. 4) Пушки с……………… палят, кораблю пристать велят. старухе старухи землянке море небе пристани

11 Итог урока. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо 1. Определить ………………… 2. Определить ………………… 3. Вспомнить ………………. этого существительного в нужном …………… У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание -…. в дательном падеже - окончание ……, в предложном падеже – окончание …… У существительных 2 склонения в предложном падеже – окончание ….. У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах – окончание …… -и-е -и падеж склонение окончание падеже

12 Летом бродит без дороге между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоги, от мороза прячет нос. Стоял на тонкой ножки, теперь лежит в лукошки. Бегу я как по лесенки, по камушкам звеня. Издалека по песенки узнаете меня. е и е е е е

14 Как определить падеж имени существительного? Падежи Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чём?

15 Как определить склонение имени существительного? 1 склонение 2 склонение 3 склонение Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е. Существительные женского рода с мягким знаком на конце.

16 Окончания имён существительных. Падежи Вопросы Окончания 1-е скл.2-е скл.3-е скл. Р. п. Д. п. Пр. п. кого? чего? кому? чему? о ком? о чём? -и -е -и

Читайте также: