Конспект существительные только единственного и только множественного числа

Обновлено: 07.07.2024

  1. Коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
  2. Коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

А сейчас начнём урок,
Ведь прозвенел уже звонок!

2. Проверка домашнего задания

Давайте проверим, все ли смогли отгадать загадки и правильно, без ошибок записать отгадки?

Объясните, в каких случаях вы записали отгадки с Ь на конце?

1. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
молока они хотят.

2. Если дождик – ты не плачь,
Надевай скорее ….

3. Может мамочке помочь
Её маленькая….

4. Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.

5. Кто в дни болезней
всех полезней
и лечит нас

от всех болезней?

6. Чёрная птица махнула крылом,
Закрыла весь свет одним пером.

- Я вижу, что вы отлично справились с домашним заданием и усвоили, что в существительных женского рода после шипящих Ь пишется, а в существительных мужского рода – не пишется.

Учащиеся называют отгадку, объясняют, написали ли после шипящей Ь или нет и почему.

- Это ёж. Ёж – существительное мужского рода с шипящей на конце, Ь не пишется.

- Плащ. Это существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей Щ не пишется.

- Дочь. В конце слова пишем Ь, так как у существительных женского рода после шипящих пишется Ь.

- Мяч. Существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей не пишем.

- Врач. Существительное мужского рода, поэтому Ь после шипящей не пишем.

- Ночь. В конце слова пишем Ь, так как у существительных женского рода после шипящих пишется Ь.

3. Всесторонняя проверка знаний

Прежде, чем записать дату – сделаем пальчиковую гимнастику:

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.

- Запишите дату урока.

- На доске записаны буквы, составьте из них слова.

Какое общее понятие объединяет эти слова?

С одним из слов составьте и запишите предложение (минутка чистописания).

С основами каких профессий вы знакомитесь на уроках трудового обучения?

К какой части речи относятся записанные вами слова?

Как изменяются имена существительные?

Учащиеся повторяют слова и выполняют движения пальчиковой гимнастики:

Руки над головой "домиком".

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Учащиеся в тетрадях записывают дату.

Учащиеся отгадывают слова, по одному выходят к доске, записывая их:

На уроках труда мы знакомимся с основами профессии швея, повар, слесарь, столяр и др.

Это имена существительные, так как обозначают предметы.

Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. (Приводят свои примеры)

4. Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам. Вспомните, что вы знаете об изменении имен существительных по числам?

- Существительные, обозначающие один предмет – это существительные единственного числа: стол, стул, школа.

- Существительные, обозначающие два или более предметов - существительные множественного числа: стулья, крылья, цветы.

5. Усвоение новых знаний

Учитель бросает мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенок должен вернут мяч, поставив это существительное во множественное число.

Лампа, сказка, тетрадь, печенье, сахар, молоко.

- Что мы можем сказать о существительных печенье, сахар, молоко?

- Продолжим нашу игру, но сейчас я буду называть существительные множественного числа, а вы – эти же существительные, но в форме единственного числа.

Моря, снега, парты, ножницы, весы, грабли.

- Что мы можем сказать о существительных: ножницы, весы, грабли?

- Какой общий вывод мы можем сделать?

Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю:

Лампы, сказки, тетради, нет ответа, нет ответа, нет ответа.

- У данных существительных нет множественного числа, только единственное число.

Учащиеся, поймав мяч, возвращают его учителю:

Море, снег, парта, нет ответа, нет ответа, нет ответа.

- У данных существительных нет единственного числа.

Не все существительные изменяются по числам.

- Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.

6. Проверка понимания учащимися нового материала

Картинный диктант. Учитель демонстрирует предметные картинки, изображающие предметы, названия которых имеет форму только единственного или только множественного числа:

кефир, пальто, санки, очки, молоко, домино, сахар и т.д.

Учащиеся записывают существительные в два столбика, в первый – существительные единственного числа, во второй – существительные множественного числа.

Учитель вызывает к доске ученика, который проводит физкультминутку:

Руки в стороны поставим,
Право-левую достанем,
А потом – наоборот,
Будет влево поворот.
Раз - хлопок,
Два - хлопок.
Повернись ещё разок.
Наклонись, потянись,
И за парты вновь садись.

Ребята повторяют слова и движения физкультминутки.

7. Закрепление нового материала

Анализ и выполнение упражнения 184, стр.112. (учебник русского языка для 6 класса, авторы - Н. Г. Галунчикова и Э.В Якубовская)

Учащиеся выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой.

8. Информация о д/з

Учащиеся записывают задание в дневники.

9. Итог урока, оценивание, рефлексия

- Итак, наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали об изменении имён существительных по числам?

Не все существительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа: пальто, железо, кефир и др.

Некоторые существительные имеют форму только множественного числа: прятки, духи, щипцы и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.

Цель урока: знакомство с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.

Задачи урока:

Сформировать умения различать число имен существительных, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.

Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, логическое мышление, устную и письменную связную речь, орфографическую зоркость, фонетический слух, активизировать словарь.

Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, привитие интереса к чтению.

Планируемый результат:

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Организационный момент.
Звенит , заливается школьный звонок.

Нас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

Приветствие учащихся и гостей.

Девиз: (Слайд )

И вновь урок мы начинаем,

Все знанья сами открываем,

К вершине знаний держим путь,

Поэтому – активным будь!

2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

Фронтальный опрос об имени существительном.

-Какую часть речи изучаем?

-Дайте определение имени существительному. (Слайд….)

-Назовите основные грамматические признаки имени существительного

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

- Приведите примеры.

3. Этап целеполагания и мотивации.

- Ребята, как звучит тема нашего урока?

- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

-Сформулируйте задачу урока.

Итак, мы приступаем к работе над задачей нашего урока.

Работа в бригадах.

-Назовите правила работы в бригадах (Слайд….)

- Сгруппируйте данные существительные (1 бригада: снег, ветра, вьюги, сугроб;

2 бригада: метель, морозы, снежинка, позёмки )

в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа.

-Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

- Проверим, что получилось.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?

Значение слова позёмка (Слайд )

-Ребята, а кто из вас знает значение слова позёмка?

Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.

5.Этап открытия новых знаний.

- А теперь прочитайте слова на слайде:

Иней, сани, хлопья, лыжи, пурга.

- Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от их числа.

- Всё ли у вас получилось?

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные иней, пурга невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные хлопья , сани и лыжи невозможно поставить в форму единственного числа.

- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

6. Орфографическая минутка. Письмо по памяти.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

-Какая задача стоит перед вами?(прочитать, вставить пропущенные орфограммы)

- Кто из вас знает автора этих строк?

-Объясните написание пропущенных орфограмм.( 1 ученик у доски)

Подготовка к письму по памяти. (Слайд )

Выполнение работы.+ Инд. Карточки( для слабых)

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно.

8. Звуко-буквенный разбор слова.

-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

- Найдите в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина имя существительное , которое употребляется только во множественном числе. (Коньки)

-Это слово из словаря, какую орфограмму необходимо выделить и запомнить? На какой слог падает ударение?

-Запишите это слово и выполните звуко-буквенный разбор ( 1 ученик у доски)

9.Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

Комментированное письмо у доски. (Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Да получилось _________.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

Четверть снова началась,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

10.Этап закрепления нового материала.

-Откройте учебники на странице112, упражнение 184, прочитайте задание.

Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

- Устная работа с упр.184:

называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

- Письменная работа с упр.184 в парах:

выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

11 . Домашнее задание.

12. Итог урока.

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Справились мы с задачей нашего урока?

11.Этап рефлексии.

Закончи предложение:

-На уроке я работал. (активно / пассивно )

- Своей работой на уроке я . (доволен / не доволен)

- Урок для меня показался. (коротким / длинным)

- За урок я . (не устал / устал)

- Мое настроение. (стало лучше / стало хуже)

- Материал урока мне был. (понятен / не понятен)

Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Имена существительные, употребляемые только в единственном и множественном числе.

1) коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

- Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

- Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

- А теперь прочитаем текст:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!

- Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

- Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний.

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

- Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Этап целеполагания и мотивации.

- Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

- Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?

- Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

- Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

Этап закрепления нового материала.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

- Устная работа с упр.184:

называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

- Письменная работа с упр.184 в парах:

выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

- Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Да получилось _________.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

Четверть снова началась,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

– Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

- Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

Если я чешу в затылке - не беда!
В голове моей опилки - да! да! Да!

- В какой форме употреблены слова сени и опилки? (В форме множественного числа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Осмысление новых сведений и применение их на практике.

7. Закрепление нового материала.

8. Подведение итогов урока, оценивание.

9. Вариативное применение знаний и способов действия с ними. Информация о д/з.

10. Этап рефлексии.

1) коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Планируемый результат:

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

- Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

- Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

- А теперь прочитаем текст на слайде:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!

- Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

- Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний.

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

- Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Этап целеполагания и мотивации.

- Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

- Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?



- Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

Приложение 1.

- Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

Этап закрепления нового материала.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

- Устная работа с упр.184:

называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

- Письменная работа с упр.184 в парах:

выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

- Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Да получилось _________.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

Четверть снова началась,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

– Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

- Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

Если я чешу в затылке - не беда!
В голове моей опилки - да! да! Да!

- В какой форме употреблены слова сени и опилки? (В форме множественного числа).

Этап подведения итогов.

- Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.

- А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.

Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).

Приложение 2.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

_______________________ - сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

_______________________ - металлический инструмент для

_______________________ - инструмент для резания с двумя острыми

_______________________ - инструмент для зажимания обрабатыва-

Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

Употребляющиеся только в единственном числе;

Употребляющиеся только во множественном числе;

Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

Читайте также: