Конспект страдательные причастия прошедшего времени 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

- познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени.

- развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия;

- совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий);

Оборудование: учебник "Русский язык" 7 класс, проектор, переносная доска, распечатанные таблицы, цветные кружки для обозначения группы.

Ход урока

1. Организационный момент.

До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего времени и узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.

2. Домашнее задание.

Повышение учебной мотивации; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке.

Учитель: Запишите домашнее задание - § 137, упр. 150. Давайте прочитаем задание к упражнению. Вам нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение вам поможет материал сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, вы помните, что Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами.

3.1. Индивидуальная работа в паре.

Работа с компьютерной программой.

Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).

Рис. 1. (см. вложение)

3.2. Фронтальная работа.

Но это ещё не всё. Причастие расстроился, когда ему принесли таблицу, которую он должен заполнить. Но наш герой уверен, что вы ему поможете.

Задание. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (табл. 2) (демонстрируется через проектор).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок разработала Насибуллина Г.С.

учитель русского языка и литературы

Азнакаевского муниципального района РТ

2017-2018 учебный год

Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени

Содержательная: формирование знаний о страдательных причастиях прошедшего времени.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чем идет речь в данных строчках?

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Повторим, что мы знаем о причастии?

1 ряд готовит ответы на вопросы:

- Что такое причастие?

- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?

- Что такое причастный оборот?

2 ряд готовит ответы на вопросы:

- Каким членом предложения является причастный оборот?

- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

3 ряд готовит ответы на вопросы:

- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени.

3. Выявление места и причины затруднения

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы, и выполним индивидуальную работу. Пред вами карточка №1, ваша задача следующая: списать, вставляя пропущенные буквы (работа по карточке №1).

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по шаблону на экране:

Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия.

Не забываем вносить полученную оценку в соответствующий столбец в листе самооценки (у каждого на партах).

ФИ учащегося

Упражнение 124

Итоговая оценка (выставляет учитель)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, ребята, про какие причастия мы вспомнили? ( действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени )

- Как они образуются? ( действительные причастия настоящего времени – от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.) и –ащ-, -ящ- (2 спр.); действительные причастия прошедшего времени – от глаголов совершенного и несовершенного видов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –вш- и –ш-; страдательные причастия настоящего времени – от переходных глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ем-, -ом- (1 спр.) и –им- (2 спр.) ).

- Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили? ( о страдательных причастиях прошедшего времени )

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? ( Страдательные причастия прошедшего времени) (число, тема, классная работа записываются в тетрадь).

Сформулируем цели урока:

Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях;

Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.

5 этап. Реализация построения проекта.

Сейчас мы обратимся к учебнику, страница 55 §21. Рассмотрите таблицу. Подумайте, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -НН-, а к каким - -ЕНН-(-ЁНН-)?

Предполагаемый ответ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и –т-.

При помощи суффикса –нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный.

6. Этап первичного закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):

(комментирует учитель ): увенчать – увенчанный

Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.

Убрать - напечатать - разработать-

Застеклить - окружить - проложить-

Обмануть - сжать- размолоть-

Для того чтобы упорядочить знания о суффиксах причастий, предлагаю вам заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. Работаем в паре. Ваша задача заполнить эту таблицу. Посмотрите внимательно, что именно требуется внести в нее и запишите. Можете воспользоваться таблицами на страницах 47, 50, 52, 55.

Настоящего времени

Прошедшего времени

Действительные

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

Страдательные

В результате у вас должна получиться вот такая таблица: ( на экране ). Если есть недочеты, то исправьте.

Настоящего времени

Прошедшего времени

Действительные

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

Страдательные

- А сейчас выполним упражнение 124 самостоятельно в тетрадях. Уточню задание: в тетрадь записываем только образованные причастия, глаголы, от которых невозможно образовать, записываем. Предложения составлять не будем.

- Проверим, как вы справились с заданием ( устно, по цепочке называют причастия, при необходимости исправляют ):

- Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Но вы, наверное, устали, поэтому предлагаю выполнить небольшую физкультминутку.

Встали дружно на зарядку

Все в шеренгу по порядку.

Для начала головой

Повернули раз, другой.

И соседу улыбнулись

Упражнение для рук:

Правой, левой сделай круг.

Повторим мы все два раза –

Ведь зарядка не проказа.

Приседаем раз, два, три.

Эй, в окошко не смотри.

Руки поднимаем в небо,

На носочки привстаем –

Шаг вперед – назад идем.

Повторим четыре раза

И начнем учиться сразу.

- Сейчас предлагаю вам рассмотреть упражнение 126: проанализировать таблицу и вспомнить написание Н и НН в прилагательных.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполните задания по карточке №2. Не забываем после проверки ставить оценки за вашу работу в лист самооценки.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Шаблон для проверки

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Для того, чтобы отработать практику применения новых знаний, выполните тест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект урока для 7 класса по теме: "Практикум по действительным причастиям".

Закрепить знаний у обучающихся о причастии;

Вспомнить, как образуются страдательный и действительные причастия;

Развить интерес к уроку и к родному языку

Развивать творческое мышление.

Оборудование: учебник по русскому языку 7 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., рабочая тетрадь, презентация.

1. Самоопределение к деятельности

2. Проверка дом. Задания

- Начнем урок с лингвистической разминки, которая состоит из 2-х этапов (заданий). В 1-м вам надо подобрать однокоренные слова. Вспомним, какие слова называются однокоренными?

(те, которые имеют один корень и одно лексическое значение)

Род – родня, родился, родство, родной, родители, родина.

Черный – чернота, чернеть, почернел, черновик.

Холода – холодный, холодно, холодильник, похолодало.

- На 2-м тапе вам надо расставить ударение в словах:

цепОчка, квартАл, слИвовый, звонИт, шАрфы, тУфля, оптОвый, баловАть, обеспЕчение, сирОты, твОрОг.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

- А сейчас ответим с вами на следующие вопросы

- Что такое причастие?

- Что такое причастный оборот?

- Какие причастия называются действительными и страдательными?

- Как образуются действительные причастия настоящего и прош.времени? (+ суф. ущ, ющ, ащ,ящ, вш,ш)

- Как образуются страд.прич. настоящего и прош.времени? (+ суф . ем,им,ом.нн, енн(ённ)т,)

- Как склоняются причастия?

- Следующее задание: от данных слов образуйте полные страд.прич. прош. времени:

(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх)

Одевающая-д, одеваемая-с, дувший-д, возвышавшийся-д, сорванная-с, изрытая-с, брошенного-с, сидящую-д, процарапанное-с, спавший-д, проснувшись-д, усеянный-с, сохранившийся -д, цветущий-д, сброшенные-с, увлекаемый-с, облетевшим-д.

- Распределительный диктант (2 ученика у доски, а остальные работают в тетр.)

Распределить по столбикам дейст.и страд.прич.

Слышимый вдалике(с.), видимый горизонт (с), журчащий ручей (д), забытая история(с), освещаемая комната (с), окружаемый лаской (с), живущий в доме(д), изучаемый предмет(с), чарующий аромат (д), раздуваемый ветром костер (с), думающий ребёнок(д), рокочущий гром (д), гонимый ветром (с), ревущий мотор (д)

- Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

Думающий ученик, плачущий ребёнок (2 ученика у доски)

Вставьте пропущенные буквы в окончания причастий, объясните.

Блеснуть на потемневш…небе, под раскрывш…мся парашютом, раздаваться в свеж…м воздухе, под отяжелевш…ми облаками, видневш…йся сквозь ограду сад, нарядивш…еся по-летнему ребята, по усыпанн…й жёлтыми листьями дорог…, с угасающ…м днем, в растущ…м по дороге кустарнике, затухающ… пламя костра.


При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.

Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы, тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

Читайте также: