Конспект спп с придаточными изъяснительными

Обновлено: 05.07.2024

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.

I. Проверка домашнего задания

Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных,теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.

(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).

1) Орфографическая пятиминутка.

  • Вьющееся растение – плющ.
  • Накидка от дождя – плащ.
  • Кухонная утварь – нож.
  • Бывает звездной – ночь.
  • Доктор иначе – врач.
  • Маленькое серое животное– мышь.
  • Озимая культура – рожь.
  • Дамское украшение – брошь.
  • Слышится громкий – плач.
  • С любимым там рай – шалаш.

– Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
– На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
– Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
– Как строится косвенный вопрос?

4) После работы со слайдом 2 приступаем к проверке заданий у доски.

Задание 1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

Задание 2. Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.

Задание 3. Выполните фонетический разбор слова своё.

Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.

– Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.

III. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся

Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).

Учитель: Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.

Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. 1 работает у доски. Проверяют расставленные знаки препинания:

(Приложение. Слайд 7)

Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую срезовую работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.

2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

4. Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

IV. Физкультминутка

Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

VI. Комплексный анализ текста

Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.
Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-
нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.

VII. Итоги урока

– Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

(Приложение. Слайд 15): упр.122, повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Конспект урока русского языка в классе. Тема

2. Проверить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Развивать способности грамотно и быстро определять тип придаточного предложения, верно использовать в письменной и устной речи сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

4. Развитие коммуникативных навыков.

1. Орг. момент

Добрый день, ребята.

На этой оптимистичной ноте начинаем наш урок.

Откройте тетради , запишите число, классная работа.

2. Словарная работа.

а) Подберите однокоренное слово к слову оптимистичный – ОПТИМИСТ. Кого называют оптимистом?

б) Подберите антоним к слову оптимист. – ПЕССИМИСТ. Назовите лексическое значение этого слова. Сомневаетесь – посмотрите в словаре. КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ: ОПТИМИСТ, ПЕССИМИСТ.

Запишите эти слова в тетради, запомните их значение. Я желаю, чтобы вы несмотря ни на что всегда были оптимистами. Помните, что после любой грозы всегда бывает солнышко.

3. Проверка домашнего задания.

Прочитайте предложения, записанные на доске, проанализируйте.

НА ДОСКЕ: Свет решил, что он умён и очень мил.

И сам не знает поутру, куда поедет ввечеру.

Ей снится, будто бы она идёт по снеговой пустыне.

-Что объединяет эти предложения?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- где находится придаточное изъяснительное по отношению к главному

4. Работа по теме урока.

Задание 1 . Комментированное письмо с составлением схем предложений.

Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.

Всё, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

- Назовите вид придаточных.

- где может находится придаточное по отношению к главному?

1. Он почувствовал, …

2. Я громко закричал ребятам, чтобы…

4. Я мысленно представляю себе, как…

5. Я помню, когда…

Задание 3 . Самостоятельное составление СПП (работа в парах по карточкам)

- Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем, не, что, просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

Прочитайте получившиеся предложения.

Задание 4 . Редактирование предложений (работа с картой самоконтроля)

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

- Встретили ли вы трудности при выполнении этого задания?

Задание 5 . Работа с учебником. С 52, упр. 113. Прочитайте предложения, назовите только СПП с придаточными изъяснительными. Запишите их в тетрадь.

5. Итог урока. Рефлексия.

Если вы согласны с утверждением, то поднимите полоску зелёного цвета, если нет – красного.

1. Получил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках.

2. Знаю о СПП с придаточными изъяснительными.

3. Весь урок хлопал ушами

4. Умею чертить схемы предложений.

5. Я отвечал на уроке устно.

6. На уроке чуть не заснул.

Оцените себя по карте самоконтроля.

hello_html_1912480a.jpg

6. Домашнее задание

С. 56, упр.121. Обратите внимание на написание слов в рамочке.

1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.

2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.

3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.

4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.

5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.

- Поднимите руку, у кого все правильно.

5.Итоги урока. Рефлексия содержания учебного материала

Карта самоконтроля

Мне всё понятно. Я молодец!

У меня не всё получилось, но я старался!

Мне надо быть внимательнее!

____________________________________________________________________

Карта самоконтроля

Мне всё понятно. Я молодец!

У меня не всё получилось, но я старался!

Мне надо быть внимательнее!

Карта самоконтроля

Мне всё понятно. Я молодец!

У меня не всё получилось, но я старался!

Мне надо быть внимательнее!

______________________________________________________________________

Карта самоконтроля

Мне всё понятно. Я молодец!

У меня не всё получилось, но я старался!

Мне надо быть внимательнее!

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

______________________________________________________________________

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.

2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.

3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле.

Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью и записать.

(Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.)

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем, не, что, просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

_____________________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем, не, что, просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

_______________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

1. знать, часть, состоять, по, что, два, из, язык, мы, экзамен, русский

2. понять, совсем, не, что, просто, изложение, написать, и, сочинение

3. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

_______________________________________________________________________

Из данных слов составить и записать сложноподчинённые предложения.

Основные понятия:
Придаточные изъяснительные – это такие придаточные предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся к глаголу или иной части речи, выражающей мысли, речь или восприятие.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразный языковой материал позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается благодаря быстрой смене форм работы на уроке.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ : УМАРОВА И.Р.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 9.12.09

ТЕМА: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ.

1. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:

l распознавать придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения; отличать их от других придаточных, определять их место в сложноподчиненном предложении (СПП);

l определять их значения;

l производить их синонимическую замену там, где это необходимо;

l правильно употреблять в речи данные виды предложений;

l составлять схемы предложений;

2.СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ НАВЫКИ:

l ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ;

3. АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, СТИМУЛИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ЭТАПЫ УРОКА

УЧИТЕЛЬ: ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. ВИЖУ, ЧТО ВЫ НАСТРОЕНЫ НА УРОК ПОЗИТИВНО, ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ НАШУ РАБОТУ МЫ ПОСТРОИМ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

( НА ДОСКЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА):

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ( НА ДОСКЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ, И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОСЛОЖНЕННОЕ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ, УТОЧНЯЮЩИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ)

l ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА;

l НОВАЯ ТЕМА (МЫ РАССМОТРИМ НОВУЮ ТЕМУ: СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ. ТЕМА НЕ ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ, НО ВЫ ВСЕ ПОЙМЕТЕ.)

l ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА . ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ.

l ИТОГИ УРОКА.

НА УРОКЕ МЫ ПОВТОРИМ И БУДЕМ ОПЕРИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ:

СТИЛИ РЕЧИ, ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ;ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАБОТУ ПРОВЕДЕМ НЕБОЛЬШУЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ РАЗМИНКУ). Игра "Блеф-клуб" Блеф- это скрытый обман.

ЗАДАНИЕ 1. ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ УТВЕРЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМИ ИЛИ ОШИБОЧНЫМИ. ЕСЛИ ВЫ СОГЛАСНЫ СО СКАЗАННЫМ, ВСТАВЬТЕ В ТЕТРАДИ ЦИФРУ 1, ЕСЛИ НЕТ – 0. ЗАТЕМ ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ И РАЗБЕРИТЕСЬ В ОШИБКАХ.

2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЫ ЖИВЕМ В ПОСЕЛКЕ, В КОТОРОМ СТРОИТСЯ МНОГО НОВЫХ КРАСИВЫХ ДОМОВ ЯВЛЯЕТСЯ СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

4. НЕЗАВИСИМОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СОСТАВЕ СПП НАЗЫВАЕТСЯ ГЛАВНЫМ.

5. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ СЛОЖНОГО, ВСЕГДА ОТДЕЛЯЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЗАПЯТЫМИ.

ИТОГОВЫЙ ОТВЕТ: 0 0 1 1 0













ЗАДАНИЕ 3 НАХОЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЙ

НАЙДИТЕ В ПРАВОЙ ЧАСТИ ТАБЛИЦЫ ФОРМУЛИРОВКИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДАННЫМ ТЕРМИНАМ. РЯДОМ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ПОСТАВЬТЕ ЦИФРУ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТЕРМИНУ.

1. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -

. ЭТО ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ.

ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ЭТО СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.В КОТОРЫХ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАВНОПРАВНЫ ПО СМЫСЛУ И СВЯЗЫВАЮТСЯ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.

4. БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- ЭТО ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ОДНА ЧАСТЬ ПО СМЫСЛУ ПОДЧИНЕНА ДРУГОЙ И СВЯЗАНА С НИМ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ ИЛИ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ.

5. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

-ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

ИТОГОВЫЙ ОТВЕТ: 1-2, 2-3,4-1, 5-5.

3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На какие основные группы делятся СПП?

(ответ: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениемя) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы (о них мы будем говорить на будущих уроках).

На доске перед вами синтаксические синонимы . Запишите предложения, расставьте, где необходимо знаки препинания, сравните:

Сосна (?) посаженная дедом давно превратилась в могучее дерево. (Определение)

Сосна (?) которая была посажена дедом превратилась в могучее дерево.

Сосна (?) что была посажена дедом давно превратилась в могучее дерево.

Сердце предчувствовало (?) недоброе. (Дополнение)

Сердце предчувствовало (?) что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное)

Выводы: Почему основные группы СПП предложений носят названия, сходные названиям второстепенных членов простого предложения? ( ответ: По сходству вопросов, ктр мы задаем к второстепенным членам простого предложения и к придаточным предложениям в составе СПП)

Важно ли каким именно союзом или союзным словом прикрепляемся придаточное? (ответ: нет, главное на какой вопрос оно отвечает.)

Итак,ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПРИДАТОЧНОГО мы ИСПОЛЬЗУЕМ СЛЕДУЮЩИЙ АЛГОРИТМ :

1.НАЙТИ ГЛАВНУЮ ПО СМЫСЛУ ЧАСТЬ СПП и подчиненную ей придаточную.

К ЧЕМУ(К КАКОМУ СЛОВУ ИЛИ СЛОВАМ В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ)ОТНОСИТСЯ ПРИДАТОЧНОЕ, И ОТ НИХ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС к придаточному;

ЧЕМ (СОЮЗОМ ИЛИ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ) ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ ПРИДАТОЧНОЕ К ГЛАВНОМУ;

На прошлом уроке, следуя алгоритму, мы с вами заполняли таблицу, где указали отличительные особенности СПП с придаточными определительными и местоименно- определительными. Продолжим работу с таблицей. И для этого открыли учебники на стр.51 &11 . Работаем самостоятельно.Внимательно прочитайте материалы учебника, заполните таблицу.5-7 мин

Что нового вы узнали о СПП с придаточными изъяснительными?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Таблица перед вами, как определять придаточные изъяснительные вы уже знаете, осталось закрепить ваши знания на практике. Перед вами задания выполним их коллективно.

Задание 1: Конструирование предложений.

Переделайте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвеной речью( с придаточным изъяснительным), отметьте особенность синтаксических синонимов.

Запишите их, расставляя знаки препинания.

1. По радио сообщили: " Такая погода продлится до конца недели".

2. Нас не спрашивают:" Вы хотите сдавать экзамены?"

3. Суеверные люди уверяют:" Встреча с черной кошкой сулит несчастье"

4. Собака словно просила: "Не прогоняйте меня!"

Задание 2. Вы знаете,что цитата - точная,буквальная выдержка из текста. Цитата оформляется на письме в кавычках. Запишите цитату в виде СПП с придаточными изъяснительными.

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе". (Д.С.Лихачев)

Задание 3. Нахождение соответствий.Определите виды придаточных предложений. (задание выполните устно)

Каким предложениям соответствуют схемы:

1. [ . того ], ( в котором. ) .

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? (Н.В.Гоголь)

И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (Р.Тагор)

Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фехтвангер)

5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Самоситоятельная работа.

________________________________________________

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1. Расставьте запятые, начертие схемы предложений.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать.

3. Чего я жду не знаю сам.

4. Я не могу сказать наравилось ли нам ходить босиком.

Задание 2. Слово достанется разберите по составу.

__________________________________________________________

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Расставьте запятые, начертие схемы предложений. Определите виды придаточных предложений.

А. Рассказывают люди о том что после войны фронтовик надумал голыми руками пруд копать возле своего дома.

Б. Долгие годы копал а как закончил дело принялся на берегу пруда деревья сажать.

В. О человеке к которому я направился ходят легенды

Г. У дома Николая Григорьевича Шахтарина что стоит неблизко от железной дороги я остановился пораженный.

Задание 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,В,Г; 2. В,А,Б,Г; 3. Г,В,А,Б; 4. Г,В,Б,А.

__________________________________________________________

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения.

1.Пруд был не так велик ( очертания которого с трудом угадывались под снегом).

2. Только те деревья не просто росли. (что успели уже окрепнуть, налиться силой).

3. Каждое на своем стволе,как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой. ( начало которой повторялось везде дословно : Пусть растет в честь Аркадия Андреевича Шалагинова. Погиб под Москвой в 1942 году")

4. Я знаю ( что придут люди поклониться деревьям-памятникам).

Задание 2. В каком предложении есть сравнительный оборот.

Задание 3. Начертите схему 4 предложения, определите вид придаточного

__________________________________________________________

6. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .

Вопросы к классу:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие задания вызвали у вас наибольший интерес или затруднения?

7. Задание на дом . парагр. 11, читать,упр 114 или 113 . Для дополнительного оценивания упр.116 посложнее.. В словари выписать все словарн. сл. параграфа.

1. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -

. ЭТО ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ.

ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ЭТО СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.В КОТОРЫХ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАВНОПРАВНЫ ПО СМЫСЛУ И СВЯЗЫВАЮТСЯ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.

4. БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- ЭТО ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ОДНА ЧАСТЬ ПО СМЫСЛУ ПОДЧИНЕНА ДРУГОЙ И СВЯЗАНА С НИМ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ ИЛИ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ.

5. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

-ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.













ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1: Конструирование предложений.

Переделайте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвеной речью( с придаточным изъяснительным), отметьте особенность синтаксических синонимов.

Запишите их, расставляя знаки препинания.

1. По радио сообщили: " Такая погода продлится до конца недели".

2. Нас не спрашивают:" Вы хотите сдавать экзамены?"

3. Суеверные люди уверяют:" Встреча с черной кошкой сулит несчастье"

4. Собака словно просила: "Не прогоняйте меня!"

Задание 2. Вы знаете,что цитата - точная,буквальная выдержка из текста. Цитата оформляется на письме в кавычках. Запишите цитату в виде СПП с придаточными изъяснительными.

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе". (Д.С.Лихачев)

Задание 3. Нахождение соответствий.Определите виды придаточных предложений. Запишите схемы с указанием вида придаточных.

Каким предложениям соответствуют схемы:

1. [ . того ], ( в котором. ) .

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? (Н.В.Гоголь)

И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (Р.Тагор)

Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фехтвангер)

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1. Расставьте запятые, начертие схемы предложений.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать.

3. Чего я жду не знаю сам.

4. Я не могу сказать наравилось ли нам ходить босиком.

Задание 2. Слово достанется разберите по составу.

__________________________________________________________

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1. Расставьте запятые, начертие схемы предложений.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать.

3. Чего я жду не знаю сам.

4. Я не могу сказать наравилось ли нам ходить босиком.

Задание 2. Слово достанется разберите по составу.

__________________________________________________________

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Расставьте запятые, начертие схемы предложений. Определите виды придаточных предложений.

А. Рассказывают люди о том что после войны фронтовик надумал голыми руками пруд копать возле своего дома.

Б. Долгие годы копал а как закончил дело принялся на берегу пруда деревья сажать.

В. О человеке к которому я направился ходят легенды

Г. У дома Николая Григорьевича Шахтарина что стоит неблизко от железной дороги я остановился пораженный.

Задание 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А,Б,В,Г; 2. В,А,Б,Г; 3. Г,В,А,Б; 4. Г,В,Б,А.

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Расставьте запятые, начертие схемы предложений. Определите виды придаточных предложений.

А. Рассказывают люди о том что после войны фронтовик надумал голыми руками пруд копать возле своего дома.

Б. Долгие годы копал а как закончил дело принялся на берегу пруда деревья сажать.

В. О человеке к которому я направился ходят легенды

Г. У дома Николая Григорьевича Шахтарина что стоит неблизко от железной дороги я остановился пораженный.

Задание 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,В,Г; 2. В,А,Б,Г; 3. Г,В,А,Б; 4. Г,В,Б,А.

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения.

1.Пруд был не так велик ( очертания которого с трудом угадывались под снегом).

2. Только те деревья не просто росли. (что успели уже окрепнуть, налиться силой).

3. Каждое на своем стволе,как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой. ( начало которой повторялось везде дословно : Пусть растет в честь Аркадия Андреевича Шалагинова. Погиб под Москвой в 1942 году")

4. Я знаю ( что придут люди поклониться деревьям-памятникам).

Задание 2. В каком предложении есть сравнительный оборот.

Задание 3. Начертите схему 4 предложения, определите вид придаточного

____________________________________ ( фамилия, имя)

Задание1 . Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения.

1.Пруд был не так велик ( очертания которого с трудом угадывались под снегом).

2. Только те деревья не просто росли. (что успели уже окрепнуть, налиться силой).

3. Каждое на своем стволе,как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой. ( начало которой повторялось везде дословно : Пусть растет в честь Аркадия Андреевича Шалагинова. Погиб под Москвой в 1942 году")

4. Я знаю ( что придут люди поклониться деревьям-памятникам).

Задание 2. В каком предложении есть сравнительный оборот.

Задание 3. Начертите схему 4 предложения, определите вид придаточного

Читайте также: