Конспект союз потому что

Обновлено: 06.07.2024

Логопед бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом (как и в беседе, допустимы ответы одним придаточным, но логопед повторяет предложение целиком):

Почему стало мало снега?

Почему снег потемнел?

Почему мы сняли шубы и валенки?

Почему уже нельзя кататься на коньках?

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему набухли почки?

Почему все это происходит?

Логопед обобщает признаки весны.

V. Работа по серии картин “Зайка и снеговик”.

1. Установление картин в правильной последовательности и ее обоснование.

(Какая картина должно стоять первой? Почему? и т.д.)

2. Беседа по вопросам с опорой на серию картин: почему прыгает зайчик? (Потому что он хочет достать морковку.) Почему он хочет достать морковь? (Потому что он голоден.) Почему зайка не смог достать морковку и с лестницей? (Потому что не дотянулся; Потому что морковка была высоко; Потому что снеговик высокий.) Почему зайка пригорюнился (опечалился, расстроился)? (Потому что лестница оказалась мала (коротка, низка) Потому что он не достал морковку.) Почему снеговик становился все ниже и ниже? (Потому что он таял). Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? (Потому что снеговик растаял) Почему растаял снеговик? (Потому что припекло солнышко). Почему солнышко так сильно припекло (пригрело)? (Потому что это происходило весной).

VI. Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений.

- Вы отвечали на мои вопросы короткими предложениями, начиная их словами потому что. А теперь мы будем составлять длинные предложения, в которых эти слова будут посередине. Например: Зайчик прыгает, потому что хочет достать морковку.

- Какое здесь первое слово? (Зайчик)

- Какое слово последнее? (Морковку)

- Какие слова в середине? (Потому что)

Дети составляют предложения, в которых слова, потому что стоят в середине:

Зайчик принес лестницу, потому что не мог достать морковку.

Зайчик огорчился, потому что лестница оказалась коротка.

Зайчик полакомился морковкой, потому что снеговик растаял.

Снеговик растаял, потому что стало припекать солнышко.

Солнце стало припекать, потому что наступила весна.

Упражнения могут быть проведены в форме взаимоопроса или по опорным картинкам.

Дети стоят у своих мест.

- Покажите, какой высокий был снеговик. Поднимите руки высоко, высоко.

- А потом стал таять, таять и растаял. (Присели).

- Солнце было низко. А потом стало подниматься все выше и выше. (Дети поднимаются на цыпочки и тянут руки вверх).

А снеговик становился все ниже, ниже, ниже и растаял. (Постепенно приседают).

VIII. Составление детьми рассказов по серии картин.

- В своем рассказе не забудьте использовать длинные предложения со словами потому что (напоминает предложения).

IX. Упражнение “Кто больше? ”. Дети вспоминают или придумывают сложноподчиненные предложения (длинные предложения со словами, потому что в середине), вспоминают предложения из стихотворения “Мяч и Петя”, из рассказа по картинкам, придумывают сами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект коррекционного занятия

Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений в практической деятельности;

Составление и употребление сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО;

Нахождение ошибок в предложении;

Понимание значения употребления в предложении данного союза;

Развитие внимания, логического мышления.

2.ЭТАП ОБУЧЕНИЯ. Введение в тему . Предлагаются ситуации в драматизации:

Медведь ест мёд, затем у него болит живот;

У обезьянки день рождения и Петрушка дарит ей банан.

Вопросы детям: Почему у медвежонка заболел живот? Почему Петрушка подарил обезьянке банан?

Почему петушок оказался храбрым? (Петушок оказался храбрым, потому что выгнал лису.)

Обратить внимание детей на то, что в предложении с союзом потому что две части. Первая часть предложения говорит о событии, а часть предложения с союзом потому что объясняет причину события и подчиняется главному предложению . Если мы скажем только вторую часть предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО, нам будет трудно понять, о чем идет речь. Логопед демонстрирует схематичный рисунок сложноподчинённого предложения (Мальчик натягивает поводок (1-й рисунок); собачка идет на поводке к мальчику (2-й рисунок). Составление схем данных предложений с помощью прямоугольников – полосок и прямоугольника союза ПОТОМУ ЧТО.

Почему на дворе капель? (На дворе звенит капель, потому что наступил апрель.)

Почему журавли летят караваном? (Журавли летят караваном, потому что наступает весна.

Почему гусеница скрывается от скворцов? ( Гусеница скрывается от скворцов, потому что ей скворцы не нравятся. )

Почему Маша будет штопать шёлковые шторы? (Маша будет штопать шёлковые шторы, потому что на них сидел кот шалун и порвал.)

Почему тучки скучные? (Тучки скучные, потому что тучные.)

Почему силачу любое дело по плечу? (Силачу любое дело по плечу, потому что он сильный.) Почему ты мечтаешь стать силачом? (Я мечтаю стать силачом, потому что силачу любое дело по плечу.)

Витя заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

Мама улыбнулась, потому что…

Дети прибежали домой, потому что…

Собака грозно зарычала, потому что …

Мама открыла окно, потому что …

Петя громко вскрикнул, потому что …

Мама отругала сына, потому что …

Учительница весело рассмеялась, потому что …

Бабушка выключила телевизор, потому что …

У Саши заболело горло, потому что…

Мальчик решил переодеться, потому что …

Собака весело завиляла хвостом, потому что …

Кот зашипел, потому что …

Машины резко затормозили, потому что …

Мальчик быстро бежал к школе, потому что … .

Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять сложное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение, мышление, общую моторику. Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

Воспитательные задачи . Воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь, внимательное отношение к речи педагога, терпение, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование. Дидактическая игра для составления схемы предложения, красный квадрат (союз ПОТОМУ ЧТО). Сюжетные картинки парные ( мальчик чинит тачку, у таки сломалось колесо; девочка подметает пол, рассыпанный сахар; девочка плачет, мяч в реке; радостный мальчик, победа в соревнованиях ). П ары предметных картинок ( заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос ). Игрушки по количеству детей, мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Детям предлагается бланк с различными фигурами/буквами. Задача ребенка – как можно быстрее зачеркнуть/обвести/подчеркнуть нужную фигуру/букву.

Рисование на листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими (1 ФБМ)

Детям предлагается нарисовать большой круг сначала ведущей рукой, а затем второй рукой. Потом дети одновременно двумя руками заштриховывают нарисованные круги.

2. Объявление темы.

Логопед задает детям вопросы, при ответе на которые им нужно использовать союз ПОТОМУ ЧТО:

Почему папа ходит на работу? Почему ты осенью пойдешь в школу? Почему мальчик моет руки? Почему мама варит суп? Почему мяукает кошка? Почему лает собака? И .д.

3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам

Логопед выставляет на доску 2 картинки. На одной мальчик чинит тачку , на второй сломанная тачка . Логопед просит детей составить предложение по первой картинке, выложить схему простого предложения, затем по второй картинке.

Далее логопед предлагает детям объединить 2 простых предложения в одно сложное с помощью маленького слова ПОТОМУ ЧТО (красный квадрат выставляется между схемами получившихся простых предложений).

Мальчик чинит тачку, потому что сломалось колесо.

Аналогичным образом составляются сложноподчиненные предложения по другим картинкам ( Девочка подметает пол, потому что она рассыпала сахар. Таня плачет, потому что она уронила мячик. Петя радуется, потому что он победил в соревнованиях ).

4. Составление сложноподчиненных предложений по упрощенной схеме

Логопед убирает с доски схемы предложений. И выставляет на доску пары предметных картинок ( заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос ), а между ними союз ПОТОМУ ЧТО. Предлагает детям составить сложные предложения с маленьким словом ПОТОМУ ЧТО.

Заяц быстро убегает, потому что за ним гонится волк. Волк прячется в логове, потому что боится охотника. Охотник отправился в лес, потому что хочет поймать медведя. Медведь залез в улей потому что хочет достать мед. Пчела собирает нектар, потому что хочет сделать мед. У Пети распух нос, потому что его укусила пчела.

5. Динамическая пауза.

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед предлагает детям вытащить игрушки из мешочка и составить предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.


На этом уроке мы узнаем, какими бывают союзы. Подумаем о том, чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных, простые от составных. Научимся отличать союзы от других частей речи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные."

· Сегодня мы с вами узнаем, какими бывают союзы.

· Попытаемся отличить их от других частей речи.

· Увидим разницу между сочинением и подчинением.

Мы уже знаем, что союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Сравним союзы и, но, когда и поскольку и союзы как будто, потому что, так как, не только, но и. Чем они отличаются? В первом случае союзы представлены одним словом. А во втором – они состоят из двух и более слов. Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов – составными.

Итак, союзы бывают простые – состоящие из одного слова – и составные, состоящие из двух и более слов.

Посмотрите на три предложения с составными союзами.

Мы остались дома, потому что лил дождь.

На улице шёл не то снег, не то дождь.

На улице не только шёл снег, но и лил дождь.

Теперь мы знаем, что части некоторых составных союзов могут разделяться.

Давайте попробуем отличить простые союзы от составных!

Я хотел купить чипсы, однако передумал. Однако – простой союз, состоит из одного слова.

Мы, то есть я и моя подруга Оля, пошли в лес. То есть – два слова. Составной союз.

Дорогу перебежала то ли кошка, то ли крыса. То ли… то ли – составной союз, который разделяется, и его части стоят рядом с двумя однородными членами.

А теперь послушаем историю об очень несчастливом мальчике.



И опять отличие только в предлогах. Предлог а просто соединяет две части. И эти части будут равноправными. А предлог когда подчиняет одну часть другой, делает одну – главной, а другую – подчиненной.


И опять получается, что предлог но только соединяет две равноправные части. А предлог хотя подчиняет вторую часть первой: главная – ты простудился, подчиненная – хотя свитер был теплым.

Получается, что союзы и, а и но отличаются от союзов поэтому, когда и хотя. В первом случае соединяют равные элементы. Это сочинительные союзы. А во втором – подчиняют одну часть предложения другой. Это подчинительные союзы.

Итак, союзы бывают сочинительными – соединяют равноправные элементы – и подчинительные – соединяют неравноправные элементы.

Сочинительные союзы соединяют однородные члены.

На завтрак он съел бутерброд и яблоко. Союз и соединяет однородные дополнения, между которыми можно поставить знак равенства.

Это мороженое холодное, но вкусное. Союз но соединяет однородные определения, между ними тоже можно поставить знак равенства.

На перемене нужно не бегать, а ходить. Союз а опять соединяет однородные члены, и между ними тоже можно поставить знак равенства.

Сочинительные союзы также могут соединять части сложного предложения.

Уроки закончились, и мы пошли домой.

Сочинительный союз и здесь соединяет два простых предложения, равных между собой. Получается сложное предложение, которое называется сложносочиненным.

Подчинительные союзы соединяют части сложного предложения. Мы пошли домой, потому что уроки закончились.

Здесь главная часть – Мы пошли домой, а вторая подчинена ей и просто называет причину. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Эти части соединяются подчинительным союзом потому что, и предложение, которое получается, называется сложноподчиненным.

Что же нам требуется запомнить?



Давайте попробуем определить, какие союзы употребляются в предложениях.

На школьном базаре купили недорогой, но красивый рюкзак. Но – одно слово. И соединяет равноправные определения.

Ты заболеешь, если выпьешь холодной воды. Если – одно слово, значит, простой. Заболеешь при каком условии? Если между частями можно поставить вопрос, союз подчинительный.

На улице не было видно ни людей, ни машин. Ни – ни. Два слова. Союз составной. Соединяет однородные члены. Сочинительный.

Мы приехали на курорт, для того чтобы отдохнуть. Для того чтобы – составной союз, три слова. Приехали для чего? – можем поставить вопрос между частями, значит, подчинительный союз.

Читайте также: