Конспект совершенный и несовершенный вид глагола

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цель: учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

Задачи: - учить детей употреблять глаголы совершенного вида и несовершенного вида;

- закрепить навык употребления простых предложений в самостоятельной речи;

- уточнять и активизировать словарь детей;

- формировать произвольное внимание;

- воспитывать умение действовать дружно.

Оборудование: предметы, сюжетные картинки (из пособия Г. А. Каше, фишки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто повторит за мной пары слов - действий: играл - поиграл, летел - полетел, читал - прочитал, строил - построил, пел - спел, учился - научился, рисовал - нарисовал и другие глагольные пары, где глагол совершенного вида образуется с помощью приставки.

II. Основная часть.

1. Педагог предлагает выйти двум желающим, чтобы выполнить задание. Первому ребенку на ушко дается задание пить воду, второму — лепить шарик из пластилина. В то время как дети производят оговоренные действия, педагог спрашивает: Что делает Илья? Что делает Дима?

Затем педагог сравнивает формы глаголов и соотносит их со значением:

При необходимости выполняется еще пара действий и аналогично сравниваются формы глаголов (рисует - рисовал - нарисовал, строит - строил - построил).

2. Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам.

Педагог выставляет на доску пары картинок, на первой из которых изображено действие в процессе, на второй — действие как результат (красит - выкрасил, шьет - сшила, готовит -приготовила, читает - прочитал и т. п.

Далее педагог предлагает детям составить предложения по каждой паре картинок отдельно и выделить (произнести утрированно) название действия.

Логопед говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.

Конь скакал, скакал по дороге и наконец. (прискакал). Путник шел, шел и наконец. (пришел). Мама мела, мела пол и наконец. (подмела).

Лена грела, грела руки и наконец. (согрела). Колобок катился, катился и наконец. (прикатился). Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец. (склеил). Гуси-лебеди летели, летели и наконец. (прилетели). (Плыл — приплыл, просил — выпросил, ехал — приехал, бежал — прибежал, резал — разрезал, шила — сшила, варила — сварила, читал — прочитал, ел — съел, будил — разбудил, учил — выучил, писал — написал и т. п.).

Дети выполняют действия по заданию педагога: Кружимся - покружились, приседаем - присели, хлопаем - похлопали, топаем - потопали, прыгаем - попрыгали, наклоняемся - наклонились, поднимаем (руки) - подняли, опускаем (руки) - опустили и пр. Педагог задает вопросы: что делаем? что сделали?

IV. Закрепление материала.

Работа с индивидуальными картинками, на которых изображены действия, производимые детьми, взрослыми, животными. Составить предложение о том, что делает субъект, перевернуть картинку и составить предложение о том, что сделал субъект с их картинки.

- Чем занимались? Оценка деятельности детей.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы по лексической теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида .

Цель : научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Образовательные : Формировать знания о глаголах совершенного и несовершенного вида.

Развивающие : Развивать внимание; логическое мышление; орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активизировать связную речь учащихся.

Воспитательные : Воспитывать любовь к языку, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока : изучение нового материала

Методы : объяснительно-иллюстративный, поисковый

Формы работы : фронтальная, работа в парах, групповая

1 Орг момент . Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

2. Эмоциональный настрой.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и частицу не. (глагол)

Ученик: Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол!)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер )

Что такое глагол?

Глагол-это часть речи.

На какие вопросы отвечает глагол?

Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Что обозначает глагол?

Глагол обозначает действие предмета

Каким членом предложения бывает глагол?

В предложении глагол является сказуемым

Как подчеркивается сказуемое?

Сказуемое подчеркивается двумя чертами

Как изменяется глагол?

Глагол изменяется по временам, по лицам, по числам, по родам в прошедшем времени

Какие времена имеет глагол?

Глагол имеет настоящее, прошедшее и

Что показывает глагол в настоящем времени?

Глагол в настоящем времени показывает, что действие происходит в момент речи.

Что показывает глагол в прошедшем времени?

Глагол в прошедшем времени показывает, что

действие происходило до момента речи

Что показывает глагол в будущем времени?

Глагол в будущем времени показывает, что

действие будет происходить после момента речи.

Какого лица могут быть глаголы?

Глаголы могут быть 1,2,3 лица

Как пишется частица не с глаголом?

Частица не с глаголом пишется раздельно

Во всех ли случаях не с глаголом пишется раздельно?

Употребляется ли глагол с предлогом?

Глагол с предлогом не употребляется

Что такое неопределенная форма глагола?

Неопределенная форма глагола –это начальная форма глагола, которая не имеет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода

Как по-другому называется неопределенная форма глагола?

Неопределенная форма глагола по-другому называется инфинитив

Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

Глаголы в неопределенной форме могут иметь суффиксы ть, ти или оканчиваться на чь

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется глагол изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

3.Минутка чистописания:

Некоторые глаголы решили с вами поиграть (фонетическая зарядка).

а) Запишите букву, которая обозначает согласный, звонкий, парный, мягкий звук в слове цветут.(в)

б) Запишите согласный, парный, звонкий, твердый звук в слове приду ( д)

в) Запишите букву, которая обозначает безударную, гласную в слове придет. (и)

Прописывание букв, сочетаний этих букв

-Какое слово можно составить из этих букв? (Вид).

– Как вы понимаете значение этого слова?

Один ученик читает из словаря. Слово вид – многозначное, одно из значений внешность, видимый облик, состояние.

-Составьте устно словосочетания с этим словом. (Вид человека, предмета, из окна)

- Но и у глагола есть свой вид. • О чем же пойдет речь на уроке? • Какова же тема урока? Вид глагола

3. Открытие нового знания.

Работа по теме урока

1). Работа по учебнику, стр. 117 рисунок

Прочитайте глаголы под 1 рисунком, под 2 рисунком. Задайте к ним вопросы.

-На какой картинке изображено незаконченное действие? На какой действие уже закончено?

Вывод : глаголы имеют совершенный и несовершенный вид.

2).Работа с правилом.

-Что мы можем добавить в наш кластер? (глагол имеет вид)

Обобщение правила по схеме:

Глагол совершенного вида

Отвечает на вопрос что сделать?

Обозначает законченное, завершенное действие.

Может быть в прошедшем и будущем времени.

прочитать, прочитал, прочитаю

Глагол несовершенного вида

Отвечает на вопрос что делать?

Обозначает незаконченное, незавершенное действие.

Может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.

читать, читаю, читал, буду читать

Закрепление:

3). Словарная работа ( работают ученики у доски, записывая слова, комментируют орфограммы)

- Назови одним словом и образуй глаголы, которые бы отвечали на вопросы что делать? Что сделать?

1) Ударный музыкальный инструмент в виде полого цилиндра, основания которого обтянуты кожей. (Барабан)

2) Принятие пищи в середине дня. (Обед)

3) Разговор, деловой или задушевный (Беседа)

4) Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками и т.п. (Рисунок)

5) Звук, производимый слабым трением, касанием.( Шелест)

6) Хлопоты о чем-либо или о ком-либо. ( Забота)

7) Утренняя еда, еда до обеда (завтрак)

Что делать? Что сделать?

-Как образуются глаголы совершенного вида?( с помощью приставок)

Встаньте тихо, полежите.

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь

Быть хорошими старайтесь.

Мы рифмовку прочитали.

А глаголы вы узнали?

4). Работа в парах:

Орфографическая минутка.

На карточках: См…треть, (про)б…жать, (у)н…сти, ск…зать, (до)п…сать, п…щать, над…вать, в…зать.

Записать слова в 2 столбика: 1-глаголы совершенного вида, 2-глаголы несовершенного вида

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

5)Фронтальная работа

Записать предложения с комментированием. Объяснить написание орфограмм. Определить вид глаголов

Сне… уже несколько дней мельтешил за …кном. Напуганные м…телью в…роны с…дели на заснеженных ве…ках скученные и нахохленные. Синицы зам…лчали и ре…ко попадались на гл…за.

Что вы узнали из текста? Как вы можете помочь птицам перезимовать?

6).Разноуровневые задания:

1 уровень. Спиши, укажи вид глагола:

Читает, считать, прочитать, шагнуть, писать, спрашивать, спросить, шептать, прошептать, пришить, зашивать, открыть, включить, плавать, постучать, отпереть.

2 уровень. Спиши, укажи вид глаголов:

В комнате стоял кактус с длинными колючками. Он согнулся от старости. На полу и подоконнике выстроились горшки с цветами. Здесь росли и издавали аромат розы, гвоздики, фиалки, астры. Между цветами жужжали, хлопотали и летали пчёлы и шмели.

3 уровень. Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи вид глаголов:

Лес стоял тих…й и х…лодный. Со…нце (не)пр…бивалось сквозь густые ве…ки д…ревьев. Лучи его падали косо. Тол…ко мален…к…й лучик пр…брался среди стволов у дороги, упал к корням м…л…дой ёлки. Деревце сразу словно вспыхнуло. Ствол его у к…рня над снегом стал рыж…м. Около него мне захотелось погреться, как у костра.

7)Работа в группах

1 группа. (1 ряд) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы.

Больной походил и лег. Характером он походил на отца.

Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.

2 группа.(2 ряд) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.


Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил
.

3 группа.(3 ряд) Найдите смысловую ошибку в предложении:

Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.

8)Занимательная минутка. Прослушать стихотворение, назвать глагол, указать вид.


Цель: познакомить с глаголами совершенного и несовершенного вида, видовая пара, научить различать данные глаголы в речи, совершенствование орфографической зоркости, воспитание любви и уважения к богатству русского языка, расширение словарного запаса.

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Операционно – мотивационный этап

3.1. Задание с обоснованием

Согласны ли вы с данным утверждением:

3.2. Заполнение пропусков в предложении

-Попробуйте заполнить пропуски в предложении:

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос ____________________; указывают на ________________________ действие, его ____________________ действия или его _______________; имеют ________________ формы времени: _____________________ .

Например, ____________________ .

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос ________________; обозначают действия ____________ . Имеют ________________ формы времени: __________________ . Например, __________________ .

- Можете ли вы сейчас заполнить все эти пробелы? Что надо выяснить, чтобы дать определение глаголов совершенного и несовершенного вида?

4 Операционно-познавательный этап

4.1. Наблюдение над языковым материалом.

Выполнение Упр. 65 по алгоритму

-Задайте вопросы к глаголам. В зависимости от вопроса выпишите в 2 колонки все глаголы, поставив их в начальную формы. Укажите, какие действия они обозначают.

Качать, гнуться, мелькать

Длительные, повторяющиеся действия

Завершенность действия, результат

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совершенного вида

Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

Буква С – самая любимая буква глагола СОВЕРШЕННОГО ВИДА, т.к. он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Совершенный вид потому и называется совершенным, что действие уже закончено, завершено

4.2. Первичное закрепление

-Какие пробелы в карточке- определении вы уже можете заполнить?

-Вставьте пропущенные буквы, укажите вид глаголов

Много захочешь (С.в.) – пораньше с постели вскочишь. (С.в.). Лучше потерять (С.в.) кошелек, чем нарушить (С.в.) слово. Ест (нес. в.) за вола, а работает (нес.в.) за комара. Пролитую воду не соберешь (с.в.). Поспешишь (с.в.) – людей насмешишь (с.в.). Не все то золото, что блестит (нес. в.).

4.3. Анализ лингвистической сказки

-О каких особенностях образования временных форм говорится в сказке?

Сказка о видах глагола

Жили – были при дворе королевы Морфологии два князя: Совершенный вид и Несовершенный вид из старинного рода Глагола.

А когда его спрашивали, что он делает в настоящее время, он не мог ответить, потому как ничего не делал в настоящее время.

-Какие пробелы в карточке-определении вы можете заполнить после прослушивания сказки?

4.4. Закрепление изученного материала

УПР, 68 (вариант), 70

На лепестках ромашки записаны глаголы. Образуйте видовую пару, укажите способ образования: расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.

-Образуйте видовые пары при условии, если известен 1 из них. Укажите способы образования:

Учить –( выучит) (прист.)

(чинить) – починить (прист.)

Пробуждаться – (пробудиться) (черед. Глаг. суф.)

(рассказывать) (суф) – рассказать

Насыпать – насыпать (смена места удар.)

(ловить) (замена основы) – поймать

Варить – (сварить) (прист.)

Класть – положить (замена основы)

-Как называются такие глаголы, совмещающие в себе значение и совершенного, и несовершенного вида, вы узнаете заполнив клетки кроссворда.

1 Посылать по какому – нибудь адресу.

2 Подвергать научному изучению.

3 Объявить недействительным.

4 Подарить что- нибудь.

5 Пройти, проехать что – нибудь.

6 Повлиять на кого-либо.

7 Употребить с пользой.

8 Произвести атаку.

9 Отразить удар противника.

10 Подвергнуть бойкоту.

Слова для справок: адресовать, даровать, бойкотировать, использовать, парировать, исследовать, аннулировать, миновать, атаковать, воздействовать.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ДВУВИДОВОЙ.































































6

8 7

9

-Глаголы, которые имеют 2 значения вида, являются 2 – видовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным 1 виду. Это глаголы с суффиксами: ова (ть) иро-ва(ть) – организовывать, телефонировать. Некоторые глаголы с суффиксами а (ть), и(ть), е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть.

Кроме 2-видовых глаголов в русском языке есть и одновидные. Они могут иметь форму только совершенного или несовершенного вида: очутиться, хлынуть, опомниться, сидеть, лежать, отсутствовать, обитать, бездействовать)

По двум варианта зачина на выбор напишите 2 небольших текста (3, 4 пр.). В каком из них уместнее использовать глаголы совершенного вида, а каком несовершенного.

5 Обобщение и систематизация знаний

-Назовите вопросы и значение глаголов несовершенного вида, глаголов совершенного вида. В текстах каких типов преобладают глаголы этих видов.

Узнаем, что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные корни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся глаголами.

Глагол — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (дви­же­ние и пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, физи­че­ское и душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, изме­не­ние состо­я­ния и пр.) и выра­жа­ю­щее это зна­че­ние при помо­щи кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

  • что дела­ет? рисует;
  • что сде­лал? нарисовал;
  • что сде­ла­ет? нарисует.

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Вид гла­го­ла — кате­го­рия, пока­зы­ва­ю­щая харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, выра­жа­ю­щая отно­ше­ние дей­ствия к его внут­рен­не­му пре­де­лу, огра­ни­чен­ность или неогра­ни­чен­ность действия.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

виды глаголов

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они называют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осуществления;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.

Например:

  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упростить.

В боль­шин­стве слу­ча­ев зна­че­ние совер­шен­но­го вида свя­зы­ва­ет­ся с достиг­ну­тым резуль­та­том действия.

  • (что сде­лать?) напи­сать письмо;
  • (что сде­лать?) пой­мать рыбу.

Глаголы совер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать нача­ло действия:

Некоторые гла­го­лы с суф­фик­сом -ну- выра­жа­ют одно­крат­ность закон­чен­но­го действия:

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обозначают

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его предел;
  2. неза­кон­чен­ность действия.

Например:

  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, ползти.

Среди гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида выде­ля­ет­ся груп­па гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ыва-/-ива-, обо­зна­ча­ю­щих мно­го­крат­ные, регу­ляр­но повто­ря­ю­щи­е­ся действия:

Виды глаголов

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, например:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами:

1. суф­фик­са­ми

  • брос и ть — брос а ть;
  • конч и ть — конч а ть;
  • встрет и ть — встреч а ть;
  • обид е ть — обиж а ть;
  • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
  • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
  • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
  • достиг ну ть — достиг а ть;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — при гото­вить;
  • брать — со брать;
  • гнать — вы гнать;
  • звать — на звать;
  • рабо­тать — пере рабо­тать;
  • моро­зить — под моро­зить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шатьпослу­шать
читатьпро­чи­тать
писатьнапи­сать
питьвыпить
гото­витьпри­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, например:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • оп о здать — оп а зды­вать;
  • ст е реть — ст и рать:
  • взд о хнуть — взд ы хать;
  • изл о жить — изл а гать;
  • уто м ить — уто мл ять;
  • защи т ить — защи щ ать;
  • упро с ить — упра ш ивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: споймать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вложить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — найти.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) гря­нуть,очу­тить­ся;
  • (что делать?) при­сут­ство­вать,сожа­леть.

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от контекста:

Видеоурок

Читайте также: