Конспект солнце в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Салова Вера Германовна

Организация: МОУ детский сад №300

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организации: Подгруппа.

- Сформировать представление о солнце как о раскалённом небесном теле, шарообразной формы, которое является источником света и тепла для всего живого на Земле;

- Дать представление о звёздах как о громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;

- Учить сравнивать небесные тела (Земля и Солнце).

- Воспитывать навыки сотрудничества, умение выслушивать ответы детей, развивать активность;

Словарь новых слов:

- Ввести в словарь детей новые слова: Ярило, владыка, раскалённое вещество, звёзды – белые, голубые, жёлтые, красные.

- Просмотр слайдов космической тематики;

Оборудование и материалы:

- Слайды и иллюстрации с изображением звёзд;

- Макет солнечной системы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое яркое весеннее солнышко светит к нам в окно. Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на такое яркое солнышко?

Воспитатель: Ну-ка дети взялись за руки и сделали круг:

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Улыбнитесь, друг другу, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас представьте себе, как будто вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души. А ещё у меня хорошее настроение, потому что мы можем сегодня много-много интересного узнать.

А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

И ещё одна загадка:

Оно свет на землю льёт и

Тепло нам всем даёт.

На экране появляется солнышко

Да это Солнце, оно нам даёт свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

Дети: Солнышко яркое, доброе, золотое, красное, жаркое, ласковое, лучистое…

- Как вы думаете, для чего нужно солнышко? (Ответы)

А что же такое Солнце на самом деле? Солнце – это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов.

Воспитатель: Вот вам всем по солнышку (раздаёт мячи жёлтого цвета).

Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе шарообразной . Коробка, арбуз, яблоко, теннисный мячик, книга, и т.д. Услышав название предмета, которое по форме напоминает солнце, дети садятся на корточки, поднимая вверх руки с мечем.

- Что излучает солнце?

Воспитатель: Раскалённое вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой метал или камень превращается в газ. Поэтому Солнце, очень горячая звезда. Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озёрах, морях.

- Можно ли долго находиться под лучами солнца, особенно, летом? (ответы)

Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Представьте себе, что лучи солнца добрались до земли и своим жаром зажгли сухую траву, мусор, например, газету.

Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Потому что, солнечные лучи очень горячие.

Я показала Вам опыт со спичками, но как вы думаете, можно ли спички брать Вам? (ответы)

- На солнышко на экране можно смотреть?

- А как мы можем посмотреть на солнце, чтобы глазам было не больно?

Для этого есть солнцезащитные очки. Когда мы выйдем на прогулку, я вам дам цветные стёкла и через них вы сможете посмотреть на Солнце.

Представьте ребята, что ясным вечером вы вышли на улицу и посмотрите на небо, что вы там увидите? Сколько звёзд!

- Какие созвездия вы знаете?

Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды – это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвет у них разный. Самые горячие звёзды – белые, чуть менее горячи – голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные. Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими? Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

Если это самая близкая к нам звезда, это Солнце, на каком транспорте можно добраться до него. На велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолёте за 20 лет, на ракете за несколько месяцев.

Ребята как, выдумаете солнце маленькое или большое? Наблюдали ли вы за самолётом в небе? Каким он, кажется в полёте? Конечно, крошечным, потом, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолёт большой, правда? Так и солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко от нас находится. Значит, Солнце… огромное. Поэтому, у него много сил, чтобы держать около себя всю свою семью. Но кроме Земли вокруг Солнца вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему. Планеты и Солнце действительно напоминают дружную семью. Глава этой семьи Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей дорожке. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой. Давайте вспомним, какие планеты солнечной системы вы знаете. Вспомним нашу считалочку.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются? И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба движутся в космосе. Но Солнце – звезда, а Земля – планета. Солнце очень горячее, на его поверхности газ. Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз.

Ребята , помните сказку о том как ужасный крокодил солнце в небе проглотил? Что же после этого произойдёт? Что произойдёт, если Солнце перестанет светить.

Дети: Темно, холодно.

Воспитатель: Да, Земля погрузилась бы в темноту, и превратилась бы в мёртвую пустыню. Погибли бы все растения , ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Воспитатель: Дело в том, что Солнце всегда оказывало на нас влияние. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле закипает жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца – источника света и тепла. Без него жизнь на земле была бы невозможна. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Закончить наше занятие я бы хотела добрым и ласковым стихотворением:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Литература:

Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы/ Авт. – Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах/Е.П. Левитан. – М.: Росмэн, 2014. – 128с.: ил.

Цель занятия : 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.

2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.

Ход занятия : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чё м мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:

Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.

А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро….).

Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым….). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.

В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.

Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.

А в древности малые народы считали Солнце - богом : В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).

Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны. Вот так пели в честь бога Ра в Египте:

«Была земля во мраке,

И стал свет, после того, как ты возник.

Озарил ты Египет – лучами своими,

Когда диск твой засиял.

Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,

А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя. При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!

Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.

Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.

Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.

Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу

Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.

«Объезжаешь ты на колеснице

Света стороны четыре. Слева

От тебя летят по небу Страхи,

Справа от тебя несется Ужас [. ]

Справа от тебя летит Бунене —

Колесаичий и советник верный.

Слева от тебя летит Мишару,

Праведный помощник и слуга [. ]

А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.

У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.

Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.

Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнце должно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:

Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.

Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.


Цель: Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.

Задачи: - закрепить представление детей о солнце

- познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света, показать значение разного освещения в жизни растений;

- опытным путем установить: - что солнечные лучи согревают; - что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени;

- развивать способность детей вести наблюдение за неживой природой (солнцем); умение пускать «солнечные зайчики);

- развивать любознательность, экологическое мышление, культуру речи.

Материал: горшочные растения, настольная лампа, два блюдца с водой, зеркальце на каждого ребенка.

- Встало утром солнышко,

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Все ему понравилось.

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко.

- Ребята, а вы здоровались сегодня с солнышком, улыбались ему? Давайте посмотрим в окошко, какое сегодня солнышко? (Яркое, теплое, лучистое…)

- А почему, ребята, солнышко старается всех согреть? (Потому, что оно доброе, ласковое)

- Правильно! Поздоровайтесь и вы с солнышком – улыбнитесь ему, и тогда солнышко подружится с нами.

(Под музыку появляется Солнышко)

Солнышко:- Кто не видел Солнышко?

Солнце знают все.

В гости к вам пожаловало

Я – во всей красе.

Вот и стало светлее,

Вот и стало теплее!

Рады тебя видеть,

Как ты к нам попало?

Солнышко: - Да я по небу гуляло,

И нечаянно упало.

Вот не знаю – когда возвращаться?

Может мне у вас остаться?

- Ребята, нужно солнышку помочь. Подскажите, в какое время суток светит нам солнышко? (Солнышко светит днем)

- А ночью? (Ночью солнышко не светит)

Солнышко: - А сейчас какое время суток, ребята? Что мне сейчас делать? (Сейчас день)

- Правильно, ребята, сейчас день, поэтому солнышко может остаться с нами. А ночью, когда оно уходит за горизонт, что остается на небе? Что светит ночью? (Ночью светит луна)

Солнышко: - Да, это моя младшая сестра, но она светит не так ярко как я. Поэтому на небе главное я – Солнце!

- А вы знаете, дети, что же такое солнце? (ответы детей)

- Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда. Солнце находится ближе к нам, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают его.

Солнышко: - Да, я главное! Целый день мне приходится светить и греть, а это очень трудное занятие. Пора мне отдохнуть. Все! Ухожу!

- Нет, нет! Что ты! Тебе нельзя уходить надолго. Видно зазналось наше Солнышко.

Солнышко: - Подумаешь! Что без меня может случиться?

- Ребята, как вы думаете, что может случиться без солнышка? (Без солнышка станет темно и холодно)

- Помните как в сказке: Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

- А еще без солнышка погибнут животные и растения. И нам без солнышка будет очень плохо!

Солнышко: - Не может этого быть!

- Давайте это проверим, ребята? И тебе солнышко, будет интересно узнать, что же происходит в твое отсутствие.

- Без солнца ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. Всему живому необходим свет и тепло. Посмотрите, ребята, на растения зеленого уголка. Видите: т е, что стоят ближе к солнечному свету пышнее, зеленее, ярче. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

- Конечно, они получают больше солнечного света и тепла. Так ли это?

Представьте, что наша настольная лампа – это маленькое солнышко, а ваши ладошки – это растения.

(закрываются шторы, в комнате делается затемнение)

Наступила ночь, растения уснули. Я включаю лампу, растения просыпаются - то солнышко, а вы подставьте под ее свет свои ладошки. Что вы чувствуете? (Ладошкам очень жарко, а в комнате светло.)

- А теперь я отодвину лампу подальше, что вы почувствовали? ( Ладошкам не так жарко.)

- А в комнате так же светло! У нас все еще день, но не так жарко. А теперь я совсем выключу лампу – это солнышко уснуло, наступила ночь. Что вы сейчас чувствуете, ребята? (Ладошки не чувствуют тепло. В комнате стало темно)

- Вот видите, ребята, чем дальше солнышко от нас, тем меньше тепла получаем мы, животные и растения. Поэтому мы должны менять растения местами, чтобы всем хватило солнечного света и тепла. Но есть растения, которые не любят, когда очень жарко, их называют тенелюбивые, их не ставят под прямые лучи солнца. А что еще нужно растениям, чтобы они не погибли. (Их нужно поливать теплой водой)

- Правильно, а солнышко и здесь нам поможет, оно нагреет воду. Чем ближе солнце, тем теплее на улице. Мы можем сказать, что расстояние от солнца влияет ни температуру воздуха.

Солнышко: Так вот что происходит, когда я ухожу.

- Да солнышко, и чем дальше ты от нас уходишь, тем холоднее становится на улице. Без тебя никак нельзя.

- Ребята, а когда солнышко греет жарче, зимой или летом? (Летом солнце греет жарче)

- Без солнца может наступить день, лето? Будут петь птицы, и расти цветы? (ответы детей).

- Все оживает с появлением солнышка. От его солнечного света и энергии, от его тепла пробуждается природа, все оживает. Все живое на земле получает энергию солнца, жизненную силу. Когда вам хочется играть и веселиться: днем или ночью? (Днем хочется играть, а ночью мы спим)

- Правильно, это солнце днем дает нам энергию для игры. А ночью мы отдыхаем. Давайте покажем солнышку, сколько сейчас у нас энергии.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Солнышко: Молодцы, ребята. Вы, наверное, еще и согрелись?

- Ребята, вспомните, как чувствовали себя ваши ладошки под включенной лампой?

(Ладошкам было жарко)

- Да, и ваши ладошки до сих пор, наверное, хранят тепло? И все предметы согретые солнышком могут долго сохранять его тепло. Потрогайте предметы, которые долго лежали на окне, что вы чувствуете? Какие они? Почему? (Они теплые, их нагрело солнышко)

- Правильно, некоторые предметы нагретые солнцем сохраняют его тепло, даже когда солнце исчезает.

Солнышко: Я очень старалось, пока не заленилось.

- Даже ребята знают: Лениться – не годиться! Пока ты ленилось, на улице пошел дождь, и ребята не смогут теперь идти гулять. Что же делать ребята? (ответы детей).

- Да, солнце высушит асфальт и дорожки, и мы сможем идти гулять. Хотите узнать, как это происходит?

- Давайте, ребята, мы сделаем свои маленькие лужицы. Нальем воды в два блюдца. Одно поставим на солнце, а другое в тень. Терпеливо подождем некоторое время, а потом проверим, в каком блюдце воды осталось меньше. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

- Дело в том, что вода нагрелась на солнце, превратилась в пар и улетела, т.е. испарилась. Потрогайте воду в каждом блюдце. Заметили разницу? Почему так произошло? (В одном блюдце вода теплее, чем в другом, её нагрело солнышко)

- Правильно, в том блюдце, где воды меньше она теплее, так как сильно нагрелась на солнце. Воздух тоже нагревается на солнце сильнее, чем в тени. Поэтому вода в тени испаряется медленнее, потому, что медленно нагревается. Так же происходит и на улице: воздух нагревается на солнце, вода в лужах испаряется.

- Итак, где быстрее высохнут лужи в тени или на солнце? (на солнце лужи высохнут быстрее).

Солнышко: - А я и дорожки высушу, и с вами гулять пойду.

Простите меня, я не буду больше лениться,

Буду для вас я трудиться.

Пора мне с вами прощаться,

- До свидания, Солнышко! Заглядывай к нам почаще, а на прощание дети хотят подарить тебе свои рисунки: они нарисовали твой портрет – ласковое, теплое солнышко.

(Дети дарят свои рисунки, Солнышко уходит)

- А вы, ребята, поняли, как плохо жить без солнышка? Что ж дождь прошел, на улице тепло и сухо, можно идти гулять. Мы будем учиться пускать солнечные зайчики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л.


КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе.


Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени.


"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе .


Цель: Создать условия для закрепления первоначальных представлений о веснеЗадачи:Образовательные : Совершенствовать умение детей выделять один предмет (треугольник) из группы предметов; закрепить знан.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.

Уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Закройте глаза и представьте, что сейчас ночь. Когда ночью вы смотрите на небо, что вы там видите? (1)

Воспитатель: Люди с давних времен смотрят на небо и любуются звездами (2). Им очень интересно было узнать, что там дальше за облаками. Есть люди, которые изучают звезды, планеты. Как называют таких людей? (2) астрономы

Если дети затрудняются ответить, дается подсказка в виде загадки:

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Воспитатель: Правильно астрономами. Они изобрели телескопы (3), это специальные приборы, которые позволяют видеть то, что находится очень далеко от земли. Но только смотреть на звезды, людям было мало, они захотели узнать больше о звездном небе. Как вы думаете, что для этого сделали люди?

Воспитатель: Правильно полетели в космос. Скажите, а на чем туда можно долететь?

Мы идем на космодром (шаги на месте)

Дружно в ногу мы идем (шагаем, высоко подняв ногу)

Мы походим на носках, (идем на носочках)

Мы идем на пяточках, (идем на пяточках)

Вот проверили осанку (выпрямили спинку)

И сведем лопатки (сводим лопатки)

Побежим ребята дружно (бег на месте)

Разминаться всем нам нужно (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Итак, космонавты, сегодня мы с вами совершим путешествие по Солнечной Системе. Что бы полететь в космос у космонавта есть специальный костюм. Кто знает, как он называется?

Воспитатель: Правильно скафандр (7). А для чего его одевают? В космосе очень- очень холодно, кроме того – в космосе очень мало воздуха и человек там не сможет дышать. Поэтому на космонавта надевают такой скафандр, который защищает его от холода и снабжает воздухом. Ну что надеваем скафандры! (имитация движений).

Воспитатель: Теперь вы настоящие космонавты, занимаем свои места, задраиваем люки, пристегиваем ремни. Вы готовы? Внимание начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1…Старт! Летим!

Видео о солнечной системе

Воспитатель: Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. Чтобы попытаться представить размеры Солнца мы проведём опыт.

Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусинка, иллюстрация Солнца.

Воспитатель: Ребята, если бы наше Солнце уменьшилось до размеров мяча (показываю), то наша Земля стала бы размером с эту бусину (показываю). Что больше?

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? С олнце намного больше земли

(зарядку, физические упражнения, разминку, занимаемся спортом)

Воспитатель: А покажите, как вы это делаете? Какие выполняете упражнения?

Под веселую музыку дети показывают различные движения.

Воспитатель: Молодцы! Космонавты должны быть не только здоровыми и сильными, но и внимательными. Давайте отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько вы внимательны.

В чаще голову задрав. Воет с голоду . жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк, Косолапый бурый . волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая . лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется . черепаха. (Заяц)

По горной круче проходил, Обросший шерстью . крокодил. (Баран)

В теплой лужице своей Громко квакал . воробей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на картину солнечной системы. Почему же все планеты солнечной системы движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? (Предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения и проведём опыт.

Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длинны, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, п редставьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить то и планеты остановятся. Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Если Солнце не будет двигаться и вращаться, то планеты не будут к нему притягиваться.

Воспитатель: У меня в руках цветные диски. Каждый цвет диска имеет свое значение. Зеленый цвет - Земля. Желтый цвет - Луна. Красный цвет - Марс. Это названия планет. Когда я буду показывать вам какой-то диск, вы должны назвать мне планету. Если я покажу вам белый диск, вы должны молчать.

Воспитатель: Посмотрите на картину солнечной системы. Как вы думаете, на каких планетах температура будет выше? (На тех, что ближе к солнцу.) Почему? Давайте проверим ваше предположение.

Цель: проверить, как зависит температура на планете в зависимости от близости к солнцу.

Оборудование: настольная лампа, метровая планка с термометрами, на термометрах метки поставлены следующим образом: черный – 18, синий – 25, красный – 35 .

Воспитатель: Давайте представим, что лампа – это Солнце. Термометры установлены там, где расположены крайние планеты. Давайте посмотрим, как лучи солнца влияют на температуру планет. Включаем лампу. Воспитатель озвучивает количество градусов.

Что можно сказать о температуре на планетах? (на дальней меньше, на ближней больше)

От чего зависит температура на планетах? (от того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца)

Что происходит с лучами Солнца, пока они долетят до дальней планеты?)

Воспитатель: Какой мы можем с вами сделать вывод? Чем дальше планета от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, тем и греют они планету меньше.

Какая планета самая горячая? (Меркурий. +350). Самая холодная? (Нептун. -220)

Воспитатель: Ну что, ребята, наше космическое путешествие походит к концу, нам пора возвращаться домой. Итак, надеваем скафандры, пристегиваем ремни. Начинаем обратный отсчет…Пуск. Ну, вот мы и вернулись. А сейчас давайте встанем в кружок и вспомним все планеты солнечной системы.

По порядку все планеты назовет любой из вас:

Звучит сигнал.

Воспитатель: Ой, что это, ребята?! Это пришло письмо от робота Робина.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы нарисуете рисунки для робота Робина? Отлично, тогда на следующее занятие ждем ваши работы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать детям представление о Солнце, о его роли в жизни всего живого.

- закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни;

- закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи;

- дать представление о роли солнца в жизни растений, людей, животных.

Цель: Дать детям представление о Солнце, о его роли в жизни всего живого.

- закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни;

- закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи;

- дать представление о роли солнца в жизни растений, людей, животных.

- способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, умения исследовать окружающий мир, при проведении опытов высказывать догадки, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;

- развивать логическое мышление;

- Развивать активный словарь детей за счет слов: планета, звезда, светило.

- Воспитание умения правильного поведения на солнце;

- воспитывать умение уважительно относиться друг к другу, слушать не перебивая;

- воспитание любви к природе.

Материал: глобус, электрическая лампа, большой и маленький мячи, бумажная змейка, солнышки по количеству детей, мультимедийная презентация, костюм звездочета.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями!

Звучит музыка, заходит астроном! Здравствуйте, ребята, я снова пришел к вам, чтобы продолжить знакомить вас с небесными светилами.

Какие небесные светила вам известны! (ответы детей). Да, молодцы!

Сегодня я хочу поговорить с вами… а вот о чем, вы мне скажете, отгадав загадку!

Посмотрите в небо дети

Что вверху так ярко светит

Нашу Землю освещает

И теплом всех согревает? (солнце).

Правильно, это Солнце! А как вы думаете, что такое Солнце?

(ответы детей: огромная огненная звезда, которая светит только днём)

Вы молодцы, такие любознательные!

А сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм о Солнце, и понять правильно ли вы сказали?

Садитесь на стульчики.

Дети, ну что понравился вам фильм о солнце! Вот такое оно!

Итак, мы с вами узнали, что Солнце – это огромный огненный шар, но почему оно кажется нам маленьким желтым кружочком, когда мы смотрим на него? оно находится на большом расстоянии от Земли – 150 млн. км.)

Если можно было бы поставить Солнце рядом с Землей, то это выглядело бы так: Солнце-футбольный мяч, а Земля –горошина. (демонстрирую).

Ребята, а еще я хочу вам сказать, что Солнце – главный осветитель. Оно горит над Землей, как гигантская электрическая лампочка и освещает все вокруг.

Ребята, а представьте себе, чтобы произошло, если на свете вдруг не сталоСолнышка? Правильно, все погрузилось бы в темноту. Давайте вспомним в какой сказке так и произошло? (К. Чуковский «Краденное солнце).

- Почему все звери забеспокоились когда крокодил солнце проглотил?

(Короткая беседа по этой сказке).

А вы знаете, что Солнце это великий труженик, работает круглые сутки! Рассказать вам, как оно работает? Солнце не просто светит днем, оно создает нам день! Возьмем глобус, поставим его на столе и направим на него свет лампы. Что мы видим? На одной половине свет, а на другой темнота.

Что это значит? (день и ночь). Там, где светло –день, а где темно-ночь. Но мы с вами знаем, Земля постоянно крутится вокруг своей оси. И день, и ночь сменяют друг друга. Вот так и работает Солнышко, оно постоянно следит за тем, чтобы день и ночь сменяли друг друга и ошибаться ему нельзя.

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

У солнца сон - минуты,

Весь день оно трудилось.

Я смотрю вы устали, идите ко мне, давайте с вами поиграем:

Руки вверх, проснулось Солнце

И тихонько поднялось

Наклонилось вправо влево

И в улыбке расплылось

На земную глянув ось

И с хорошим настроеньем

За работу принялось.

Ну вот отдохнули, а теперь давайте продолжим знакомиться с Солнцем.

А у меня к вам еще один вопрос: Солнце только светит или еще что то делает? (греет).

Давайте подойдем к этой электрической лампочке. Представьте, что эта лампочка – Солнце. Подставьте ладошки к лампе, что чувствуете? (тепло, горячо). Да ребята, значит какой вывод мы с вами сделаем? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце раскаленное небесное тело. Кроме света от него исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, от нее нагревается воздух.

Хотите, в этом убедиться. Мы возьмем вот такой предмет, который я для вас приготовил. Посмотрите, я вырезал из бумаги спираль, продел в нитку. На кого она похожа? (на змейку). Подвесим нашу змейку над лампочкой и подержим чуть- чуть. Что мы видим? Почему змейка вертится?

Мы сначала нагрели воздух, он начал подниматься вверх и ударяясь о бумагу крутить нашу змейку.

Ребята, как вы думаете, у нагретой лампы высокая температура? Да, если до нее дотронуться, можно обжечься. А на солнце какая температура? Правильно, очень высокая, на поверхности солнца темп 6000 градусов. При такой температуре любой предмет мгновенно расплавится. Ребята, мы с вами выяснили, что Солнце находиться от нас очень далеко, но даже на таком расстоянии оно нас греет.

Дети проходят за столы.

«Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живётся.

И даже песенка в пути

Сама собой поётся.

От нас за тучи-облака

Не уходи, не надо -

И лес, и поле, и река,

Теплу и солнцу рады.

Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце.Солнце - источник жизни на нашей планете. Без солнца, света и тепла всё живое погибло бы. А почему?

Какую роль играет Солнце в жизни животных?

Солнечный свет позволяет животным легко ориентироваться в окружающей среде. От солнечного тепла они становятся подвижнее, быстрее. И ещесолнечное тепло для животных важнее, чем солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах и обходятся без света.

А для растений, чем важно Солнце?

Они растут, цветут, дают плоды. Если животные могут обходиться безсолнечного света, то растения нет, т. к оно помогает расти и питаться.

А как же Солнце влияет на человека?

Солнечный свет обладает целебной силой, под воздействием солнечныхлучей улучшается состояние здоровья человека. Вы же слышали про витамины, что бы их получить, нужно есть полезные продукты, вот и Солнце помогает нам получить витамин Д, который активно участвует в укрепление костей, зубов и ногтей. А витамин Д человек получает во время пребывания на Солнышке.

С неба смотрит Солнце

Льёт на Землю Солнце

Солнышку радуются и взрослые и дети. Тёплое и ласковое, оно дарит хорошее настроение, возможность больше гулять, купаться и загорать. Солнцеможет не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней? Я вам предлагаю вам поиграть со мной и порассуждать.

У вас у каждого на столах есть по 2 солнышка.

Одно радостное, а другое сердитое.

Я буду называть вам ситуации, а вы выслушаете, подумаете и если в этой ситуации Солнышко доброе, не опасное, поднимаете доброе Солнышко, а вот если вы считаете, что оно опасно, то поднимаете сердитое солнышко.

1. Мы с вами пошли купаться, загорать но вот Солнышко стало очень сильно пригревать? (шутить с таким солнцем опасно: можно перегреться, кожа покраснеет, заболит голова, человек может получить солнечный удар.)

2. Дети гуляют на улице, не на палящем солнце, а на головах у них головные уборы? (да, это доброе солнышко, оно приносит нам пользу)

3. Давно не было дождя, наступила засуха, пересыхают реки и ручьи? (опасно, от засухи пересыхает вода, и все живое может погибнуть)

4. Наоборот, слишком долго льет дождь, и вот выглянуло Солнышко….

Молодцы! Я вижу вы очень смышленые ребята! А вы танцевать любите, тогда я приглашаю Вас потанцевать. Танец

Читайте также: