Конспект социального проекта в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа №2

Заместитель директора школы

по УВР _________ Сурхаева З.К.

Социальный проект

Автор проекта: учитель начальных классов Балашова Б.Д.

1. Информационная карта проекта……..3

2. Краткая аннотация:……………………4

3. Актуальность проекта ……………4

4. Обоснование проекта…………. 4

5. Цель, задачи проекта……………5

6. Ожидаемые результаты…………6

8. Время реализации проекта………6

9. Содержание проекта …………….7

10. Этапы работы над проектом……..7

11. Содержание проекта………………8

12. План-график реализации проекта……………8

13. План мероприятий………………………………. 9

14. Ожидаемые результаты….……………………12

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта

Проблема, на решение которой направлен проект

Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

· содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

· способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

· создать необходимые условия для появления творческой индивидуальности каждого ученика;

· формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего ее историю и культуру.

Сроки реализации проекта

Сроки выполнения: сентябрь 2017г.- май 2018 г.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

Краткая аннотация:

Проблема воспитания сострадания, доброты и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

Актуальность проекта :

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям

современного общества и государственного заказа на воспитание социально

активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и

быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально

Обоснование проекта:

Цель проекта:

- создание условий для расширения возможности занятости учащихся в свободное время, реализации их нравственных качеств в организации различных видов деятельности .
- формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи проекта:

1. В области формирования личностной культуры:

обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно– нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

2. В области формирования социальной культуры:

формировать милосердие и толерантность, оказание помощи людям-инвалидам, поощрение личного желания детей добровольно и бескорыстно заботиться о людях; актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, милосердия, заботы о ближнем.

Способствовать социокультурному развитию учащихся, от развития субъектных качеств личности к развитию социумности

Реализация позиций субъекта социокультурного развития :от персонализации к совместной деятельности, от самопознания к адаптации.

3. В области формирования семейной культуры:

сформировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;

Ожидаемые результаты:

Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.

Будет осуществлена моральная и материальная поддержка детям из дома ребёнка.

Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.

ученики получат ценные уроки доброты, благодарности, патриотизма и социальной ответственности;

Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна продолжаться.
В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.
Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данного проекта, уже не будут, сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия .

Участники проекта:

Руководитель проекта:

Балашова Бурлият Даитовна, классный руководитель

Масштабность проекта:

Основные принципы деятельности:

· Принцип равноправия и сотрудничества

Методы реализации проекта:

· Метод взаимодействия, взаимоконтроля

Время реализации проекта

· Мероприятия проводятся в течение учебного года (сентябрь 2017г.- 2018 г. май)

Этапы работы над проектом

Содержание деятельности

Формы организации работы

I Подготовительный этап

Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на осуществление проекта

Беседы с учителями школы, администрацией школы, учащимися, родителями, родительские собрания

Этап планирования

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

Сбор актива проекта

Итоговый сбор актива проекта

Информация о проекте (листовки, газета, визитки)

Этап реализации

Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение дневников, сбор видеоматериалов

Классные часы, беседы, выступления агит.бригад

Акции, посещения, встречи, конкурсы, внеклассные мероприятия

Аналитический этап (рефлексивный)

Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников

Сбор актива проекта,

Перспективный этап

Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению

Сбор отзывов и пожеланий

Содержание проекта:

Одной из семи добродетелей является уважительное отношение детей к родителям, к старшему поколению. Дети не уважающие, не любящие своих родителей подобны молодому дереву, не имеющему корней, ручью без источника.

Для того, чтобы мы выросли здоровыми и крепкими, получили образование, нашли свою дорогу в жизни наши родители приложили порой неимоверные усилия. В течение многих лет они отдавали нам свою глубокую, ничем не измеримую любовь и заботу, которые способны свернуть любую гору, оберегали нас от всех трудностей и опасностей.

В детстве ребенок не задумывается, как кажется, над самыми элементарными вещами: где найти пищу, во что одеться, где лечь спать. Его работа заключается в исполнении незначительных поручений, но они несравнимы с тем, какой труд и затраты вкладывают родители ради его благополучия. Древние мудро подметили, что никто и ничто не заменит родителей, ни злато, ни серебро.

Что ждут родители взамен? Они не просят ничего кроме взаимопонимания и благодарности, которые выражаются в теплом уважительном отношении к ним со стороны детей. Если мы любим своих родителей, бережно к ним относимся, то показываем положительный пример своим детям. Они в свою очередь, став взрослыми, будут относиться к вам так же, оказывая внимание и заботу.

Добрые, уважительные отношения в семье строятся постепенно, непрерывно и с использованием простых, но столь необходимых всем людям инструментов – любовь, взаимопонимание, забота. И ничего здесь не лишнее, всё приносит свои плоды, даже простое доброе слово, знак внимания и уважения.

Данный проект стимулирует проявление выраженных различными средствами (в основном, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий) самых разнообразных знаков внимания, благодарности и любви наших детей своим родителям: папе, маме и так же дедушкам с бабушками. Это пока одно из тех немногих действий, которые доступны нашим детям, кроме послушания и хорошего поведения. Доброте и вниманию тоже надо учиться, чтобы потом не стесняться проявлять нежность по отношению к родителям. Для таких уроков доброты и внимания, конечно, подходят всевозможные праздничные даты. Но и они не обязательный повод для того, чтобы быть отрадой для своих родителей. Постоянный позитивный фон в семье формирует умение выражать свои добрые чувства к её членам. Данный проект – это своеобразная площадка по формированию навыков построения добрых и признательных отношений между членами семьи. Во время проведения социальных акций главный акцент будет сделан на взаимоотношениях детей и их родителей.

Проект рассчитан на 2018 - 2019.год. Особенность проекта – активное применение современных компьютерных технологий.

Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности

  • пропагандировать экологическую культуру;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.
  • освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Партнеры и их роль в проекте

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, специалист-биолог.

Проект предполагает:

1. Проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы экологической культуры и понимания ценности природы.
2. Проведение исследования, сбор информации, встречу с биологом.
3. Создание учащимися листовок, стенда, создание мультимедийной презентации.

Этапы реализации проекта

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области экологической грамотности.

Актуальность. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.

Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Партнеры.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители.

Проект предполагает:

1. Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.
2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек.
3. Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни.
4. Развитие творческой деятельности школьников.

Этапы реализации проекта

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Изучение мотивационной сферы воспитанников в области здоровьесбережения.
  • Организация проектной деятельности учащихся.
  • Сбор информации по теме проекта.
  • Написание сценария мини-спектакля.
  • Подготовка представления.
  • Презентация итогов проекта в виде театрального представления.
  • Рефлексия деятельности.

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

  • создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.
  • организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке №11, в ДОУ.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Проект предполагает:

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром – библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекарь лицея, сотрудники городской детской библиотеки №__ и др.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.
  • Создание добровольческого волонтёрского отряда.
  • Налаживание связей с библиотекой.
  • Планирование работы.
  • Обобщение результатов проектной деятельности.
  • Определение перспектив развития.

Актуальность проекта

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц ВОв.

Цель проекта:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за 2011-2012 гг.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Вов, труженики тыла.

Проект предполагает:

Проведение интервью с тружеником тыла, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.



Читающие люди способны лучше мыслить, имеют большой объём памяти, творческое воображение. Чтение книг помогло нам принять участие во Всероссийских и районных конкурсах по литературному чтению и занять призовые места







Участие в проекте позволило нам на какое-то время задуматься о важности чтения. Ведь быстрое и правильное чтение напрямую связано с успеваемостью в школе. Мы изучили результаты скорости чтения учеников нашего класса и сравнили их с успеваемостью. Получилось, что те дети, которые много и быстро читают и учатся лучше. Поэтому, мы считаем, книга по-прежнему необходима.


Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Семейные традиции в современном мире Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Социальный проект в начальной школе"

Хозяшева Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Кудымкарский район, Пермский край

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальный проект – это еще и вид социального творчества.

А. Маслоу, известный американский психолог подчеркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.

Ход работы над проектом :

Этап 1 . Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом педагог последовательно:

-привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

- подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

- включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

- решает исследовательские или творческие задачи;

- обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.

Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования.

В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.

Исследовательская составляющая проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная – в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: Вызвать интерес у родителей к занятиям своих детей по средствам проведения совместных мероприятий.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

педагог дополнительного образования

Захарова Тамара Григорьевна

Аналитическое обоснование проекта

3.4 Цель и задачи

Список используемой литературы

9.1. Творческие мастерские

9.3. Анкета для родителей

Информационная карта

Полное название проекта

Учреждение, представившее проект

Ф.И.О. автора проекта с указанием контактов

Захарова Тамара Григорьевна - педагог дополнительного образования

Манвелян Инна Леонидовна – педагог дополнительного образования, методист.

Целевая группа и механизм её формирования

Возраст и количество участников проекта

Участники: учащиеся 3-5 классы (9-11 лет)

В течение года: 200 человек.

Место реализации проекта

Форма реализации проекта

Предполагаемые конечные результаты проекта

Повышение роли семьи в воспитании детей.

Развитие творческой личности с активной гражданской позицией.

Выявление творчески активных детей и родителей.

Показатели, по которым оценивается результативность проекта

Увеличение количества участников проекта.

Бюджет проекта с указанием всех источников финансирования

Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска. Призы командам победителям.

Создание условий для взаимодействия учащихся и родителей посредствам включения в совместную творческую деятельность.

Создать условия для совместной деятельности учащихся и родителей.

Вызвать интерес у родителей к занятиям своих детей по средствам проведения совместных мероприятий.

Отвлечь детей и подростков от негативного влияния улицы.

Повысить роль семьи в воспитании и улучшить взаимоотношения взрослых и детей.

Развить творческую личность с активной гражданской позицией.

Выявить творчески активных детей и родителей.

Игра – путешествие по творческим полигонам- мастерским.

Срок реализации проекта

В течение учебного года, в воскресные дни, один раз в 3 месяца.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Опрос учащихся и родителей.

Изучение опыта проведения массовых мероприятий совместно с родителями.

Создание проекта, разработка положения, планов, методических рекомендаций

2 этап – практический

Организация совместной деятельности учащихся и родителей по творческим мастерским:

3 этап – заключительный

Подведение итогов, оценка результатов и размещение фото отчета на сайте учреждения.

Оформление и распространение методического материала.

Условия участия в проекте

Заявка в электронном виде по адресу. Представление команд (название команды и девиз).

Особая информация и примечания проекта

Повышение роли семьи в воспитании детей посредством совместных мероприятий на станции юных техников.

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Если школа и учреждения дополнительного образования не будут уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и образовательного учреждения является “воспитание всем миром”, создания единого образовательного пространства.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий, взаимопониманию между родителями и педагогом и учащимися и педагогом.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, формированию ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Дополнительное образование как открытая социально-педагогическая система, в основе которой заложены демократические принципы организации, имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей.

Аналитическое обоснование проекта

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

Анализ ситуации

у 45 % учащихся отмечается низкий уровень творческой (социальной) активности;

21 % родителей не желают, чтобы их ребенок участвовал в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, акциях;

у 53 % учащихся отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края, страны;

35 % родителей не знают истории города, края, страны;

62 % родителей не имеют возможности посещать со своими детьми культурные учреждения города, культурно-массовые мероприятия из-за высокой занятости.

Задача воспитания творческой личности с активной гражданской позицией традиционно решалась на станции юных техников, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по средствам организации совместных мероприятий для детей и родителей на станции юных техников.

Данный проект разработан в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Декларации о правах ребенка, Уставом СЮТ. Проект представляет собой организацию отдыха взрослых и детей в выходные дни в виде игры–путешествия по творческим мастерским станции, направленный на содействие развития совместной деятельности, в виде конкурсов, соревнований.

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Повышение роли семьи в воспитании детей посредством совместного мероприятия на станции юных техников поможет частично решает эту проблему воспитания подрастающего поколения.

Новизна: Взаимодействие детей и родителей в проекте по содержанию и по форме включения их в те или иные сферы деятельности носит нетрадиционный характер, что способствует проявлению инициативы и социальной активности. Расширение зоны совместного взаимодействия родителей и детей, по средствам игр, конкурсов, соревнований и практических занятий на творческих мастерских станции юных техников.

Цель: Создание условий для взаимодействия учащихся и родителей посредствам включения в совместную творческую деятельность.

Создать условия для совместной деятельности учащихся и родителей.

Вызвать интерес у родителей к занятиям своих детей по средствам проведения совместных мероприятий.

Отвлечь детей и подростков от негативного влияния улицы.

Повысить роль семьи в воспитании и улучшить взаимоотношения взрослых и детей.

Развить творческую личность с активной гражданской позицией.

Выявить творчески активных детей и родителей.

Концепция проекта

Концепция, лежащая в основе проекта направлена на сотрудничество с родителями учащихся, что значительно расширит возможности культурно- образовательного пространства для технических видов спорта, патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения детей и подростков. Расширение зоны формирования общей культуры детей и родителей пройдет через трудовую, познавательную, игровую деятельность в творческих мастерских станции, которые способствуют становлению внутреннего мира взрослых и детей, и их новых ценностных ориентаций. Основная цель концепции: установление доверительных отношений между учащимися, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их.

Для психологического просвещения родителей организованы психолого-педагогические консультации, включающие следующую тематику:

Эта работа включает в себя:

диагностическую деятельность с учащимися;

индивидуально - консультативную работу с педагогами;

информационно - консультативную работу для родителей.

Была применена новая форма родительского собрания – собрание-тренинг, которая дает возможность родителям в предложенных ситуациях почувствовать, что могут ощущать их дети во взаимоотношениях с ними.

Содержание проекта

Приглашаются учащиеся объединений станции с родителями, из них формируются смешанные команды взрослых и детей. Педагоги станции продумывают форму и содержание проведения занятий и разрабатывают свой план работы творческих мастерских. Каждая команда получает маршрутные листы, по которым идет движение команд по творческим мастерским. Команда должна иметь капитана, своё название и эмблему. Оценка на каждом этапе творческой мастерской разная, зависит от количества заданий.

Основной метод проведения игры-путешествия: практическая работа, игры и соревнования между командами. На каждом этапе взрослые и дети выполняют предложенные задания. Заработанные баллы вносятся в маршрутные листы.

Участники проекта: учащиеся, их родители и педагоги станции юных техников.

Читайте также: