Конспект славные сыны россии

Обновлено: 07.07.2024

ЦЕЛЬ: формировать нравственные качества личности учащихся на примерах жизни и деятельности русских богатырей - первых исторических защитниках Отечества.

  • Расширить кругозор учащихся о боевых традициях защиты Отечества.
  • Содействовать воспитанию патриотических чувств к своей Родине, её истории, своей родной земле.
  • Репродукция картины В.М. Васнецова “Три богатыря”, “После побоища”.
  • Репродукции картин И.С. Глазунова из серии “Задонщина”, “Нашествие Едыгея”.
  • Репродукция картины древнего Киева.
  • Мультимедиапрезентация.
  • Пословицы
    • “Жить - Родине служить”,
    • “Кто дрожит, тот от врага бежит”,
    • “Родина – мать, умей за неё постоять”,
    • “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.

    ХОД УРОКА

    I. Вступление.

    - Ребята, кто знает, как называется наша страна?

    - Какой праздник отмечают в нашей стране 23 февраля?

    - Что такое Отечество?

    - Кого называют защитниками Отечества?

    - Каким человеком должен быть защитник Отечества?

    - Каких защитников Отечества вы знаете?

    Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас урок Мужества. И говорить мы будем о тех людях, которые во все времена защищали свою Родину, оберегали свою землю, помогали своему народу.

    Сегодня мы будем вспоминать храбрых, мужественных, отважных, стойких, сильных людей – защитников Отечества. Людей, на которых мы должны стараться походить. Людей, которых мы должны помнить. Ведь, если бы их не было, то не было бы нашей страны и , может быть, не было бы и нас с вами.

    II. Историческое путешествие по реке времени.

    Ребята, вы учитесь в 4 классе и ещё многого не знаете об исторических событиях нашей Родины. Поэтому своё знакомство с защитниками Отечества мы начнём с древних времён.

    Сегодня мы отправимся назад по реке времени.

    В те далёкие времена наша страна называлась Русь. Главным городом на Руси был город Киев.

    СЛАЙД 3 демонстрируются репродукция картины древнего Киева.

    - Организация беседы по картине.

    Киев стоял на высоких холмах, был окружён каменными стенами и глубокими рвами. С высоких киевских холмов хорошо были видны огромные хлебные поля, богатые сёла и пригороды.

    Был виден голубой Днепр, по берегам которого умелые кораблестроители делали ладьи и челны. Были видны зелёные луга, на которых паслись большие стада. Были видны леса, в которых водилось много ценного зверья.

    А дальше простирались бескрайние степи из-за которых шло на Русь много горюшка. Жили там жестокие кочевники. Они не строили городов, не выращивали скот, не пахали землю. Они занимались разбоем и часто совершали набеги на русские земли. Жгли города и сёла, забирали хлеб, угоняли скот, а русских людей уводили в плен или убивали.

    СЛАЙД 6-7: По краю степи были расставлены богатырские заставы- маленькие крепости, в которых русские богатыри несли дозор, смотрели не видно ли где вражеских костров, не слышно ли где топота чужих коней.

    Русские богатыри – это первые защитники нашей Родины.

    Ребята, давайте подумаем, кто же такие русские богатыри? Как их звали? Какими делами они прославились? На эти вопросы вы должны будете ответить в конце нашего урока.

    III. Легенды и сказания о русских богатырях. Слад 8.

    1. Итак, богатыри - это первые защитники нашей Родины. Они защищали русскую землю от нашествия врагов, а русских людей от жестокости кочевников.

    2. Рассказы о богатырских подвигах передавались от человека к человеку, позже были записаны в русские летописи. Сейчас о них можно прочитать в книгах. А художник В.М.Васнецов написал свою знаменитую картину “Три богатыря”.

    СЛАЙД 8: Беседа по картине “Три богатыря”.

    - Краткий рассказ о каждом богатыре.

    Слайд 9: - Вооружение богатырей.

    Слайд 10: - Одежда богатырей.

    Слайд 11: - Характеры богатырей.

    - Общее впечатление о картине.

    • “Спасение Чернигова”.
    • “Илья Муромец и Соловей разбойник”.

    Слайд 12: После знакомства с черниговским подвигом Ильи Муромца, когда, в благодарность за спасение города, жители предложили богатырю золото, серебро, другие богатства и должность воеводы задаётся вопрос :

    “А как вы думаете, что ответил черниговцам Илья Муромец?”

    Организация работы с цитатой “Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять”

    4. Итоги, обобщение по содержанию былин.

    Ответы детей о тех качествах, которыми должны обладать защитники Родины.

    IV. Работа с пословицами. Слайд 13.

    - Какие из них можно отнести к картине “Три богатыря” ?

    - Докажите своими ответами.

    - Как вы понимаете пословицу “Кто дрожит, тот от врага бежит” ?

    - К какой картине можно отнести эту пословицу7

    - Какую пословицу можно отнести к картине В.М.Васнецова “После побоища” ?

    - Докажите своими ответами.

    1. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под городом Черниговом, схватка с Соловьём разбойником).
    2. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома).
    3. Назовите точное место рождения Ильи. (Село Карачарово под Муромом).
    4. Как величать Илью по отчеству? (Иванович).
    5. Как звали лошадь Ильи Муромца? (Бурушка-Косматушка).
    6. Кому из богатырей русских в бою смерть не писана? (Илье Муромцу).
    7. Кому принадлежат эти слова – “Не родом богатырь славен, а подвигом”? (И.М).

    V. Выводы урока, систематизация полученной информации, итоги урока, ответы на поставленные вопросы.

    Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает от опасности. Это сильный, отважный, мужественный, честный, ловкий, не жадный человек.

    Самое главное в жизни – это служить Родине, оберегать свою землю, не жалеть своей жизни в борьбе с врагами.

    Богатырь – это первый защитник Отечества. Человек большой силы, стойкости, отваги, мужества.

    Русские богатыри – это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянович, Святогор – богатырь и другие, о которых можно прочитать в книге Б. Никитина “Русские богатыри”.

    Слайд 14. Наш народ чтит воинскую славу своих предков и поддерживает их традиции. Недаром его называют народом – победителем.

    Слайд 15. А вот так могут выглядеть современные богатыри.

    Нам очень понравились русские богатыри и рассказы о их подвигах. Для того, чтобы походить на них нам нужно любить свою Родину, свой край, свою землю, хорошо учиться, много читать, заниматься спортом, не лениться, а трудиться, не бояться трудностей, работать над собой, бороться со своими недостатками, стараться быть первым во всех школьных делах, готовить себя к трудовой жизни. Всем спасибо за внимание.

    Творческое задание: “Русский богатырь” (детям раздаются картинки. Задание: нужно раскрасить богатыря, дать ему имя).

    формирование патриотических чувств, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, любви к своему народу и отечеству.

    Задачи:

    Образовательные:

    Дать представление о великом полководце Александре Невском, о его роли в истории нашей родины; познакомить с его портретом, рассматривать его портрет, рассказывать, кто изображен на портрете; определять, какие краски использовал художник в рисовании.

    Уточнить, как изменялась в течение веков одежда русских воинов.

    Развивающие:

    Развивать умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ героя.

    Развивать диалогическую речь детей.

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей чувство гордости за историю становления страны, потребность защищать Родину;

    Воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к прошлому своего народа.

    Материальное и оборудование:

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, вы готовы к нему?

    Дети: Да, готовы!

    Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в путь, но сначала предлагаю вам ответить на мои вопросы:

    - Какое время мы называем настоящим?

    - Какое время мы называем будущим?

    - Какое время мы называем прошлым?

    Дети, давайте попросим машину времени перенести нас в далекое прошлое России, и, если он зажжет свои огоньки, значит, она согласна нам помочь (зажигается гирлянда).

    Машина времени: Я согласна вам помочь, но сначала вам придется назвать мне несколько пословиц и поговорок о Родине.

    Машина времени:

    Молодцы, ребята! Хорошо, я помогу вам перенестись в прошлое время, но вы должны выполнить одно правило, слушайте внимательно: как только зажжется зеленый свет, вы должны быстро пролезть через мой тоннель. Итак, внимание! (Зажигаются поочередно красная, желтая, зеленая лампа).

    Дети по одному пролазят через обручи, садятся на стульчики.

    Звучи колокольный звон, (слайд № 1)на экране белокаменный московский Кремль.

    На стульчике в костюме сказителя с гуслями в руках сидит ребенок, рядом с ним девочка в русском народном костюме.

    Мальчик: Славься, Русь моя, православная, ты сынами своими славная!

    Девочка:

    Россия, как из песни слово –

    Березок юная листва,

    Кругом леса, поля и реки,

    Раздолье, русская душа.

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей,

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий, как ручей.

    Люблю, глубоко понимаю,

    Степей задумчивую грусть,

    Люблю все то, что называют

    Воспитатель:

    Слава русской стороне!

    Слава русской старине!

    И про эту старину

    Я рассказывать начну,

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли!

    Ребята, сегодня мы с вами поговорим о далеком прошлом Родины. Как она называется?

    Дети: Она называется Россия.

    Дети: Изображение внешности человека, черт лица, фигуры.

    Дети: Рыцарь, полководец, князь, защитник.

    Воспитатель: Как еще на Руси называли защитников?

    Дети: Богатыри, герои.

    Воспитатель: Как вы считаете, каким должен быть богатырь?

    Дети: Сильным, храбрым, бесстрашным.

    Воспитатель: Кого можно назвать героем? А теперь порассуждаем, какой взгляд у этого человека?

    Дети: Взгляд тревожный, хмурый.

    Воспитатель: Как вы думаете, куда он смотрит? Что же его так тревожит, пугает, беспокоит?

    Дети: Смотрит, не напал ли враг на родную землю.

    Воспитатель: А что можно сказать о позе полководца?

    Дети: Он готов хоть сейчас ринуться в бой.

    Воспитатель: Обратите внимание на его глаза, какие они у него?

    Дети: Зоркие, как у орла.

    Воспитатель: Какое настроение передал художник, с помощью чего, как вы догадались?

    Дети: С помощью красок: тусклых, неярких, мрачных.

    Воспитатель: Можно ли по портрету определить его рост?

    Дети: Можно, он высокий, крепкий.

    Воспитатель: А что можно сказать об одежде полководца?

    Дети: На нем военный костюм.

    Воспитатель: Для чего воину нужен шлем?

    - Для чего нужна барлица?

    - На нем кольчуга или доспехи?

    Дети: Доспехи, потому что состоят из металлических пластин.

    Воспитатель: А что держит в руках Александр Невский?

    Дети: Меч, щит.

    Воспитатель: Почему художник нарисовал этот портрет?

    Воспитатель дает общее описание портрета.

    "На портрете изображен великий полководец князь Александр Невский. У него строгое лицо, зоркие, как у орла, глаза, прямой нос. Взгляд суровый, хмурый, смотрит вдаль, не показался ли где враг на земле русской. Он молодой, высокого роста, на нем военный костюм, красный плащ. На голове шлем и барлица, тело защищают доспехи, на ногах кожаные сапоги. В руках у него меч. Он всегда готов защищать свою родину".

    Воспитатель предлагает пересказать текст 2-3 детям.

    Воспитатель: Дети, мы знаем, что Александр Невский был умным и находчивым полководцем. Не раз он обманывал врага и внезапно окружал его войско, он мог очень тихо и неожиданно подойти к врагу.

    Давайте представим себе, что мы все воины-богатыри и нам нужно тихо перейти по камушкам, чтобы враг не заметил нас.

    Дети проходят друг за другом, садятся на стульчики.

    Воспитатель обращает внимание на сундук и предлагает подумать, что там может быть?

    Дети высказывают свои предположения.

    Достают из сундука одежду богатыря.

    Воспитатель: Дети, а кто знает из вас стихотворение про богатыря?

    Вызывается ребенок, его наряжают в костюм.

    Воспитатель: Вот какой у нас богатырь! Ну, что скажешь, богатырь?

    Ребенок:

    Сильные, могучие богатыри на славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей земле,

    Не топтать их конями землю русскую,

    Не затмить им солнце наше красное,

    Век стоит Русь – не шатается,

    И века простоит – не шелохнется!

    Ребенок под музыку проходит круг.

    Воспитатель: С каким деревом можно сравнить богатырей?

    Дети: Богатырей можно сравнить с дубом. (Слайд № 4)

    Воспитатель: Почему вы так думаете?

    Воспитатель: На память вам о нашем путешествии я подарю вам дубовые листочки, чтобы вы были такими же смелыми, выносливыми и крепкими.

    Воспитатель раздает листочки дуба.

    Машина времени: Наше время истекло, вам пора возвращаться домой.

    Дети через обручи переползают обратно, прощаются с гостями.

    Список используемой литературы.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

    2. М. Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 г.

    Конкурс осенних поделок

    Конкурс осенних поделок Осенняя поделка >.Автор Третьякова Даша. Возраст 5лет. Воспитанница средней группы № 7 МБДОУ детский.

    Вот и осень пришла

    Вот и осень пришла Поделка > выполнена из природного материала: веточки деревьев,осенние листья,ракушки,наклеенные на кусочек.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Цель: Воспитание чувства патриотизма.

    Сформировать представление о героях России.

    развивать интерес учащихся к истории своей Родины;

    Воспитывать чувство любви к Родине.

    Ход мероприятия.

    Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья!
    Родина… Россия… Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить, беречь и защищать.
    Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли!

    Ведущий 2. 9 декабря День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря с 2007 года.

    Ведущий 3.

    Давно отгремели военные залпы.
    Живем мы на мирной земле.
    Но помним о мужестве,
    Силе и братстве,
    Минувшей войны седине.
    О подвигах – стихи слагают.
    О славе – песни создают.
    “Герои никогда не умирают,

    Герои в нашей памяти живут!”

    Ведущий 4.

    Российской истории тысяча лет.
    Немало в ней было блестящих побед.
    Победы стране обеспечили славу,
    За мужество, доблесть сынов и отвагу.

    Ведущий 1.

    Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести, его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб России и ее столицы. Кто же этот мужественный воин? И какова связь Георгия Победоносца с праздником Днем Героя Отечества?

    Ведущий 2.

    Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей, исповедовавших христианскую веру.

    В 20 лет юноша был образован, красив . Кроме того, он был очень храбр. Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За выступление против императора, тот приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам.

    В течение 7 дней молодого юношу пытали. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Никакие уговоры не смогли заставить отречься его от веры. И его приговорили к смерти.

    Ведущий 1. В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов.

    в 1769 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.

    Имел четыре степени отличия

    Среди тех, кто стал полным Георгиевским кавалером, выдающиеся российские полководцы Михаил Илларионович Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли.

    Традиция награждения сохранялась до Октябрьской революции в 1917 г.

    Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году.

    Ведущий 2.

    9 декабря было установлено днем памяти Героев Отечества.

    Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден - орден Славы.

    Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия.

    Ведущий 1.

    В настоящее время 9 декабря страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

    Ведущий 2.

    Богатств всех в мире не нажить

    И всех наград не заслужить,

    От всех невзгод не убежать

    И всех побед не удержать.

    Но, если званья Человек

    За свой ты удостоен век,

    И в годы трудные не сник

    То, значит, ты всего достиг.

    А сейчас мы проведем викторину на знание истории русской армии.

    Ведущий 1. Одной из самых страшных воин в истории России- Великая Отечественная Война.

    За героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, почетного звания Героя Советского Союза — высшей степени отличия в нашей стране — были удостоены более 11 600 человек. Из них дважды и более раз удостоились столь высокой чести 115 человек.

    В годы Великой Отечественной войны много наших земляков воевало на фронте, многие был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

    После победы над фашистами люди надеялись, что больше не будет войны, но и в настоящее время проходит много вооруженных конфликтов, в которых участвуют Российские Вооруженные силы.

    Ведущий 2.

    Нам говорили: "Сорок лет без войн!"
    А в это время в огненной стране
    Мальчишки наши шли в жестокий бой
    И гибли - на войне, как на войне.
    Мы радовались: "Ах, как хорошо!
    Уж сколько лет не бьем в бою врагов!"
    А сколько было впереди еще
    "Тюльпанов", сколько цинковых гробов.
    Мы так привыкли жить под мирным небом,
    Что, видя среди нас седых ребят,
    Не понимали, что за речкой где-то
    По правде убивают и бомбят.

    Ведущий 1.

    25 декабря 1979 году советские войска были введены в Афганистан, чтобы поддержать Народно-демократическую партию, пришедшую к власти, согласно договора между СССР и Афганистаном о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанному в 1978 г.

    10 лет советские воины проливали кровь, честно выполняя солдатский долг во имя добра и справедливости.

    Группировка советских войск в стране составляла 80-140 тыс. человек.

    Погибли 14453 советских военнослужащих 72 человека стали Героями Советского Союза

    За годы этой страшной войны испытание на мужество и героизм прошли и наш земляк - Андрей Гусак. Это житель района, который погиб в Афганистане, выполняя свой воинский долг. Андрей Гусак, в июне 1985 года был смертельно ранен при ликвидации отряда душманов в горных районах Афганистана. За мужество и самоотверженность Андрея Гусака посмертно наградили орденом Красной Звезды.

    Ведущий 2.

    11 декабря 1994 года началась контртеррористическая операция на Северном Кавказе.

    5 июня 2015 года в Мокшанском агротехнологическом колледже прошла торжественная церемония открытия мемориальных досок памяти выпускников колледжа, погибших при исполнении воинского долга на Северном Кавказе. В 2005 году на здании колледжа уже была установлена мемориальная доска Виктору Васильеву, погибшему 15 августа 1996 года при исполнении воинского долга в антитеррористической операции в Чеченской республике. Постановлением Правительства Пензенской области от 20 марта 2015 года №108 было принято решение разместить еще мемориальные доски Паняеву Михаилу Юрьевичу, Книгину Игорю Станиславовичу и Бусловскому Вилорию Вилорьевичу на здании Мокшанского агротехнологического колледжа.

    Ведущий 1.

    В настоящее время проводятся военные операции против террористических операций.

    19 февраля 2017 в Пензе прошли похороны 31-летнего майора Павла Казаченкова, погибшего во время спецоперации в Сирии.

    Павла Казаченкова похоронили на Аллее героев на Новозападном кладбище.

    Ведущий 2.

    Сегодня на классный час мы пригласили боевого офицера в отставке, на долю которого выпало не мало испытаний, Ястребова Анатолия Васильевича. Анатолий Васильевич житель г.Луганска. В 2015 году он переехал из г.Луганск в Мокшан в связи с боевыми действиями на территориях Луганской и Донецкой областей.

    1)Анатолий Васильевич, расскажите как Вы пришли в армию, мечтали ли вы об этом?

    Ведущий 1.

    2) Анатолий Васильевич, где и в каких точках Вы служили?

    Ведущий 2.

    3) Анатолий Васильевич, расскажите о наиболее ярких впечатлениях и воспоминаниях о Вашей службе.

    Ведущий 1.

    4) Анатолий Васильевич, каково ваше отношение к событиям в Украине?

    Ведущий 2.

    Анатолий Васильевич, спасибо Вам за Ваш интересный рассказ.

    Страна должна знать своих героев. Имена этих героев и многих других навсегда останутся в народной памяти.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Сегодня мы с вами совершим путешествие по реке времени и добрым словом вспомним имена Славных Сынов Отечества – защитников земли Русской.

    развитие умения самостоятельно работать с исторической и социальной информацией, решать творческие задачи.

    Орг. Момент (приветствие гостей)

    Учитель читает стихотворение - дети подхватывают

    Если скажут слово “Родина”, смена слайдов о Родине
    Сразу в памяти встаёт
    Старый дом, в саду смородина,
    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка-скромница
    И ромашковый бугор…
    А другим, наверно, вспомнится
    Свой родной московский двор…

    Или степь от маков красная,
    Золотая целина…
    Родина бывает разная,
    Но у всех она одна!

    - Как называется наша одна большая Родина? (Россия) слайд Карта России

    - А как звалась наша страна в стародавние времена? (Русь)

    - Много стихов, песен, пословиц посвятил русский народ Родине.

    - Какие пословицы о Родине вы знаете?

    - Видим ли мы в пословицах отношение русского народа к своей Родине?

    (любит, гордится, всегда готов защитить)

    - Беззаветная любовь к Отечеству во все времена порождала своих героев – защитников земли Русской.

    - Сегодня мы с вами совершим путешествие по реке времени и добрым словом вспомним имена Славных Сынов Отечества – защитников земли Русской.

    слайд Защитники Отечества

    слайд Лента времени

    - Тяжёлым временем для Руси была первая половина XIII века. С запада натиск шведов и немецких рыцарей-крестоносцев, с востока монголо-татарского ига. Но был у народа в те времена великий князь Александр Невский.

    слайд портрет А. Невского

    1) АЛЕКСАНДР родился в 1219 году. Уже с трёх лет его отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока.

    А в 1236 году Александр уже княжил в Новгороде.

    слайд Невская битва

    2) В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

    Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.

    Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напало на врага. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их.

    С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.

    слайд Ледовое побоище

    3) Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада - немецкие рыцари. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.

    Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.

    Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера.

    После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей. Народ ликовал. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.

    Эта битва вошла в мировую историю, как и слова великого князя:

    - В г. Курске есть памятник Александру Невскому. На памятнике ещё его слова, вошедшие в историю:

    - XIVвек слайд Лента времени

    Долгое время продолжались набеги монголо-татар на Русь. Горели города, села, гибли люди. Хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Он собрал большое войско.

    слайд Дмитрий Донской

    Черной тучей конница Мамая
    Затянула весь простор степной.
    Но, ее удары принимая,
    Выстроились русичи стеной.

    "Други! Мы живем под небом Божьим,
    А в бою сражаться нам самим.
    Братья! Лучше головы положим,
    Но своей земли не посрамим.

    Воин 2
    Лучше пасть, достойно смерть приемля,
    Чем позором жизнь свою сберечь.
    Чтобы защитить родную землю,
    Мы готовы в эту землю лечь!"

    С ханской силой биться

    В Лавру помолиться

    Прибыл Дмитрий князь. слайд Дмитрий Донской у Сергия Радонежского

    В 1380 году, готовясь к походу против Мамая, князь Дмит­рий посетил Троицкую обитель, чтобы получить совет и благословение монаха Преподобного Сергия.

    Монах Сергий

    Вставай, мой князь, бери свое копье,

    Смотри, что стало с Родиною нашей.

    Мы в бой идем не ради серебра,

    И наша сила в Божьей правде,

    Она сильнее тьмы и зла.

    Князь Дмитрий

    Очистим души от отравы,

    И станем добре в грозный час,

    И вспомним Крест — Царей державы,

    И Сам Небесный Царь за нас!

    Преподобный Сергий, подавая меч князю:

    С Богом! Ныне свергнем

    Иго с наших плеч.

    Мы теперь не слабы,

    Не страшась иди —

    Пересвет с Ослябей

    В век безутешный, средь тлена, распада и смрада

    Ради чего на земле этой суетной жить,

    Как не для этой вот русского сердца отрады —

    В битве за Родину душу свою положить.

    Не пожалеем жизни тленной,

    Стремясь в нетленную войти,

    Битва за родину священна,

    Не отсидеться взаперти.

    Тряхнем, мой друг, седою стариной! слайд Куликовская битва

    Святая вера нас не подводила!

    Сойдемся с новоявленной ордой,

    В честном бою померяемся силой!

    Один в поле не воин!

    Воин! Когда Россия на краю,

    И в одиночку можно драться,

    Мы будем биться до конца,

    Пока не сгинет мрак позорный,

    С Руси прекрасного лица!

    Молитвой тьму одолевая,

    Мы не смиримся с сатаной,

    Россия — наша мать родная,

    Благословляет нас на бой.

    Кони, обезумев, рвут поводья –
    И своих растопчут, и врагов.
    И от крови, словно в половодье,
    Скоро выйдет Дон из берегов.

    Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.

    И русичи одержали победу! Добро победило зло.

    Народ не забывает своих героев. Князя Дмитрия после Куликовской битвы

    стали называть Донским.

    слайд Лента времени

    - XVIII век славен походами и победами русской армии под командованием великого полководца Александра Васильевича Суворова

    слайд Александр Васильевич Суворов

    1) Среди многих славных русских имен - имя Александра Васильевича Суворова стоит особо. Высшим знаком отличия русского солдата стало звание - суворовец. Один из высших орденов - орден Суворова.

    Суворов - патриот своей отчизны, храбрый воин, искусный военачальник, один из основоположников русского военного искусства.

    Слайд армия Суворова

    2) Юношей он начал военную службу и не прерывал ее до самой своей смерти. Он участвовал во многих походах и войнах и всегда побеждал. Провел шестьдесят три сражения и не знал ни одного поражения. „Воюют не числом, а умением"—говаривал Суворов. Сам он воевал именно так и нередко побеждал сильнейшего противника.

    3) В чем же была сила Суворова? В том, что он никогда не переставал учиться, совершенствовать свое воинское мастерство.

    „Тяжело в учении - легко в бою", - так поучал великий полководец. Воспитанные им солдаты - умелые, дисциплинированные, сознательные, бравые „чудо-богатыри", как называл их Суворов. Они не боялись трудностей войны.

    - Какое испытание выпало на долю нашего народа в 40 годы двадцатого века?

    - На защиту Отечества поднялся весь народ и «Нет в России семьи такой,

    Слайд начало войны

    - В семьях ребят нашего класса чтут и помнят имена дедов, прадедов : тех, кто отдал жизнь в борьбе с немецкими захватчиками, и тех, кто с победой вернулся домой.

    - Давайте послушаем, что расскажут ребята о своих героях.

    Дети выходят к доске с фотографиями ветеранов, называют их имена.

    - О силе духа советских солдат военный корреспондент Василий Гроссман в заметке о Сталинградской битве писал так: " Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".

    Да, эти люди - наши деды и прадеды были смертны, но подвиг их остаётся бессмертным в наших сердцах. Они даровали нам победу, свободу и мир.

    Слайд Парад Победы

    - Мир и покой, такой дорогой ценой завоёванный нашими предками в ВО войне и ныне охраняет российская армия.

    - У нас в гостях ветеран Чеченской войны, участник боевых действий Жуков Дмитрий Сергеевич.

    - Предоставим ему слово.

    Выступление Жукова Д.С., вручение цветов…

    - Готовятся ли наши ребята к защите Отечества?

    Девочки выходят и показывают грамоты, медали футболистов

    Девочка 1: - Готовятся. Этими грамотами награждены ребята нашего класса за участие и победы в футбольных матчах. Выйдете, пожалуйста футболисты.

    Девочка 2: - Легко ли даются победы в спортивных турнирах?

    - Какое значение имеет дружба в команде?

    Девочки выходят и показывают грамоты, медали пловцов

    Девочка 1: - А этими грамотами награждены пловцы нашего класса.

    - Почему решили заниматься плаванием?

    Девочка 2: - Какой ваш личный рекорд?

    Девочки выходят и показывают грамоты, медали дзюдоистов и боксёров

    Девочка 1: - Почему решили заниматься дзюдо, боксом?

    - Сколько времени занимаетесь?

    Девочка 2: - Сколько было поединков? Побед?

    - Какие главные законы дзюдоиста, боксёра?

    Девочка: Мальчишки, мальчишки,
    Вы точно не знаете,
    Вы даже себе не представляете,
    Какие надежды на вас возлагаем,
    И видеть вас сильными только мечтаем.

    - Путешествуя по реке времени, мы вспоминали имена славных сынов Отечества – защитников земли Русской.

    - Ребята, а зачем нам помнить их имена и их подвиги?

    (чтобы брать пример, защищать землю, гордиться. )

    - Любить свою Родину, сберечь её для будущих поколений – наш долг перед теми, кто сберёг её для нас. Звучит песня из к-ф Офицеры

    Данное мероприятие является важной частью гражданско – патриотического воспитания школьников. Оно проводилось в рамках Недели Героев Отечества , которая прошла в школе с 1 по 9 декабря. В ходе Недели Героев Отечества проведены:

    классные часы, на которых классы выбирали своего героя

    общешкольное голосование – учителя и ученики выбирали единого Героя для всей школы

    План Урока Мужества:

    Праздник День Героев Отечества и Орден Святого Георгия

    Знаменитые Герои России- Илье Муромец, Александр Невский Александр Васильевич Суворов

    Герои Советского Союза

    Награды современной России и Герои России

    Викторина по военной истории России

    Рассказ о Героях своего края

    Последние два этапа праздника могут использоваться вариативно в зависимости времени и задач, которые ставят перед собой организаторы праздника

    1 вед . 9 декабря в нашей стране отмечается праздник, который вошел в историю памятных дат России совсем недавно - День Героев Отечества. Сегодня мы познакомимся с краткой историей этого праздника и историей высшей награды для Героев Отечества – Георгиевским крестом.

    1 Вед . Не смотря на то, что в современной истории России этот праздник отмечается недавно, он имеет многовековую историю.

    2 Вед . В Российской империи этот день отмечали как День георгиевских кавалеров, ибо именно в этот день в 1769 году российская императрица Екатерина II Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшую воинскую награду империи.

    ВИДЕО - РАСКАЗ О СВ. ГЕОГРГИИ ( см. приложение )

    2 Вед . Орден был разделён на четыре степени. Полных кавалеров ордена Святого Георгия было всего четверо – князь, генерал-фельдмаршал Михаил Голенищев-Кутузов; князь, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли; граф, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский и граф, генерал-фельдмаршал Иван Паскевич-Эриванский.

    1 Вед. За всю историю дореволюционной России знаками ордена Святого Георгия I степени были отмечены 25 человек. Знаки ордена Святого Георгия II степени получил 121 человек; III степени - 638 человек. Более всего людей было отмечено Орденом IV степени – свыше 10 000 человек.

    Чтец Славных лиц в России много:
    Тех, кто край родной любя,
    Укреплял Державу строго,
    Не жалел в трудах себя.
    Тот - эскадру вел отважно,
    Тот - солдат, тот - славный князь.
    Дел узор вплетали важный
    В историческую вязь.


    Чтец 2 : В сердце каждого потомка
    Оставляли яркий след
    Честной службой, битвой громкой,
    Славой доблестных побед.
    И открытием научным,
    И правлением с умом,
    И стихом красивым, звучным,
    Светлой жизнью со Христом.
    Нить истории прекрасна
    Златом добрых славных дел
    Жизнь того лишь не напрасна,
    За Отчизну кто радел.

    1 Вед. Издавна героем называли человека, который горой стоял за свою Отчизну, простых людей, защищал веру, не позволял обижать слабых.

    2 Вед. Это был человек, близкий народу, неравнодушный к горестям и бедам своей Родины, готовый отдать за нее жизнь.

    1 Вед. Такие люди были в нашей стране во все времена. Об их подвигах слагали легенды, сохраняя в памяти народной их образ.

    2 Вед. Такими народными героями были в Древней Руси воины – богатыри, имена которых нам знакомы с раннего детства: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка, Святогор – богатырь.

    1 Вед. Самый любимый из них – Илья Муромец. Богатырь из крестьянской семьи храбро защищал землю русскую от различных недругов.

    2 Вед. Победа над врагом часто зависит не только от храбрых и сильных воинов, но и от мудрого руководства военными походами и битвами.

    1 Вед. Отдельной страницей нашей истории стоят военные подвиги наших князей, боровших с нашествием на Русь с монголами, немцами, шведами.

    2 Вед. Перечислять все их имена мы не станем. Назовем лишь двух князей: Александр Невский и Дмитрий Донской. Их военные победы стали образцом для потомков, примером доблести и полководческого искусства для последующих поколений.

    А впереди, по звонким льдинам
    Гремя тяжёлой чешуей,
    Ливонцы едут грозным клином –
    Свиной железной головой.
    Был первый натиск немцев страшен.
    В пехоту русскую углом,
    Двумя рядами конных башен
    Они врубились напролом.

    И, только выждав, чтоб ливонцы,
    Смешав ряды, втянулись в бой,
    Он, полыхнув мечом на солнце,
    Повел дружину за собой.
    Подняв мечи из русской стали,
    Нагнув копейные древки,
    Из леса с криком вылетали
    Новогородские полки.
    По льду летели с лязгом, с громом,
    К мохнатым гривам наклонясь;
    И первым на коне огромном
    В немецкий строй врубился князь.
    И, отступая перед князем,
    Бросая копья и щиты,
    С коней валились немцы наземь,
    Воздев железные персты.

    2 Вед. Еще один защитник земли русской и интересов России – Александр Васильевич Суворов. Его доблесть, отношение к солдатам, полководческий талант являются образцом для полководцев.

    2 Вед. Военный гений Суворова получил признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Суворов был кавалером многих орденов, а также получил высшее воинское звание – генералиссимус.

    1 Вед. В ХХ веке наша страна пережила немало драматических событий. Вместо России на карте мира появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик.

    2 Вед. В Советском союзе больше не вручали в качестве награды Орден Святого Георгия, были отменены и другие ордена царской России. Но это не значит, что и герои исчезли из жизни страны.

    1 Вед. Это подвиг в тяжелых северных условиях летчики совершили в мирное время, а через 7 лет, когда началась Великая Отечественная война и летчики, и танкисты, и солдаты, и офицеры встали на защиту своей страны от фашистской Германии. И теперь звание героя они получали, сражаясь на различных фронтах, отстаивая независимость страны и право на жизнь своих соотечественников. И иногда это звание давалось им посмертно.

    2 Вед. На войне героизм проявляли не только мужчины, но и женщины, а также дети и старики. Среди них были не только солдаты и офицеры, но и мирные жители.

    1 Вед. Всего за годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получили 11 700 человек. А за самоотверженную борьбу с врагом некоторые удостаивались этого звания дважды и трижды.

    2 Вед. Для многих людей сейчас олицетворением Победы в этой войне стал трижды Герой Советского Союза маршал Георгий Константинович Жуков.

    1 Вед. В самые тяжелые моменты войны, в ходе самых значимых сражений маршал Жуков возглавлял боевые действия, планировал десятки операций, добиваясь полного изгнания фашистов из страны. Именно под его руководством советские войска брали Берлин в 1945 году. Именно он принимал парад Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 года.

    Откуда он, Победы нашей,
    Советской Родины – Герой,
    Взращенный на солдатской каше,
    С нелегкой бурною судьбой?

    2 чтец
    Он встал из глубины народной,
    Вобрав в себя его черты –
    И крепость тела, дух свободный,
    И сгусток русской красоты.

    1 чтец
    Восток, Москва и Ленинград,
    Начало мастерства и воли,
    Кавказ, Воронеж, Сталинград -
    Еще пуды армейской соли.

    2 чтец
    А дальше следует Дуга.
    Что Огненной зовут в народе,
    За Вислой – Одер, стан врага,
    Салют Победе и Свободе!

    1 чтец
    Оставил он навечно нам
    Безмерную любовь к Отчизне,
    Большую ненависть к врагам,
    Великое стремленье к жизни.

    2 Вед. Звание Герой Советского союза просуществовало до 1991 года. Место для подвига бывает и в мирное время и не только на земле. Самые известные тогда герои – это космонавты. Первый из них - Юрий Алексеевич Гагарин, о полете в космос которого знала буквально вся планета.

    1 Вед. Последним Героем Советского Союза стал в октябре 1991 года 35‑летний капитан третьего ранга Леонид Солодков – он совершил во время научных экспериментов рекордное погружение на глубину 120 метров.

    2 Вед. В 1992 году в нашей истории началась новая страница. Не стало государства Союз Советских социалистических республик. Возникло государство Российская Федерация.

    1 Вед. И в этом государстве появились свои награды, а точнее стали возрождаться забытые традиции.

    1 Вед . Орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский крест были возвращены в Российскую Федерацию в 1992 году. А вместе с Орденом Святого Георгия возвратилась и традиция отмечать ежегодно 9 декабря День Героев России.

    Россия начиналась не с меча,

    Она с косы и плуга начиналась.

    Не потому, что кровь не горяча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Лишь прерывали труд ее всегдашний.

    Недаром конь могучего Ильи

    Оседлан был хозяином на пашне.

    В руках, веселых только от труда,

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

    Но жажды крови не было ни разу.

    А коли верх одерживали орды,
    Прости, Россия, беды сыновей.
    Когда бы не усобицы князей,
    То как же ордам дали бы по мордам !

    Но только подлость радовалась зря.

    С богатырем недолговечны шутки:

    Да, можно обмануть богатыря,

    Но победить - вот это уже дудки!

    Ведь это было так же бы смешно,

    Как, скажем, биться с солнцем и луною.

    Тому порукой - озеро Чудское,

    Река Непрядва и Бородино.

    И если тьмы тевтонцев иль Батыя

    Нашли конец на родине моей,

    То нынешняя гордая Россия

    Стократ еще прекрасней и сильней!

    И в схватке с самой лютою войною

    Она и ад сумела превозмочь.

    Тому порукой - города-герои

    В огнях салюта в праздничную ночь!

    И вечно тем сильна моя страна,
    Что никого нигде не унижала.
    Ведь доброта сильнее, чем война,
    Как бескорыстье действеннее жала.

    Встает заря, светла и горяча.
    И будет так вовеки нерушимо.
    Россия начиналась не с меча,
    И потому она непобедима.

    Возможно исполнение песни группой учащихся.

    Завершение общей части. Далее по желанию организаторов может быть проведена несложная викторина по истории героических событий. Возможно использование краеведческого материала для викторины.

    Читайте также: