Конспект сказки народные и литературные
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Обучающие цели :
-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
- выявить различия авторской сказки от народной
Развитие цели:
- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности
Воспитательные цели:
- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
-орг. момент (2 мин)
- вступительное слово учителя (2 мин)
- повторение (5 мин)
- работа с таблицей (25 мин)
- подведение итогов (4 мин)
- домашнее задание (2мин)
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).
Итак, ребята , вспомним, что такое сказка ? (Занимательный рассказ о необыкновенных часто фантастических событиях и приключениях).
Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)
Хорошо, вы перечислили сказки народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки и запишем результаты в таблицу. Как ещё по-другому называют литературную сказку ? Почему?
(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).
Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?
(Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме . Литературная сказка же существует в письменной форме)
Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?
(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )
(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )
Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.
Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?
(Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами).
Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?
( В некотором царстве, в некотором государстве…)
Можем ли мы точно определить место и время действия?
(Точное место и время определить невозможно ).
А место и время действия в литературной сказке? Приведите пример .
Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?
(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).
Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:
Народная сказка
Литературная сказка
Нет автора. Автор - народ
Небольшая по объему
Неопределенное пространство и время
Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности
Краткое описание документа:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 608 671 материал в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
I. Организационный момент (психологический настрой на урок).
III. Определение темы урока.
IV. Чтение сказки.
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
IX. Оценки за урок.
X. Домашнее задание
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "Девочка Снегурочка". | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема : "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Гимадинова Наталия Геннадьевна
Конспект урока литературного чтения
Тема : "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Тема: " Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
- Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
- Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
- Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
- Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование : демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
I. Организационный момент ( психологический настрой на урок ) .
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, и тут же пропала. ( конечно снежинка)
Но наша снежинка не пропала…
- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1 .
- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
( На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать,. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.
- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2 .
А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? ( Снежинки, Снеговик, Снежная королева, подснежники….)
- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).
- Это и есть тема нашего урока.
- Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3 .
- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (Владимир Иванович Даль). Слайд 4 .
Что же за человек был Владимир Иванович Даль, чем он прославился, почему мы очень часто вспоминаем о нем на уроках русского языка и литературы?
Проверим наше дом. задание.
Какое число является в сказках магическим числом? Есть ли в этой сказке троекратные повторы….. Дома вы читали отрывок из сказки по ролям.
Автор – Терещенко, Снегурочка – Шебеко, Волк – Щербаков, Медведь- Романтовский, Лиса – Шаповалова, Жучка – Попова.
Что вы можете сказать о Жучке? Каким героем она является в этой сказке?
У наших художников тоже было индивидуальное задание. Сейчас мы посмотрим картины и послушаем как авторы видят главную героиню.
А вот так увидел Снегурочку великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.( Журавлева Ви т а)Слайд 5,6
Но не только художников волновал образ Снегурочки, он не оставил равнодушными и композиторов. Послушайте эту музыку.
Кто-нибудь из вас знает из какого это произведения? (Зудилина Маша)
Мы поговорили с вами о Снегурочке с точки зрения литературы, искусства и музыки.
- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) или литературная. А какие еще литературные сказки вы знаете?
А как вы думаете где черпали писатели, композиторы, художники идеи для своих произведений? ( В русском народном творчестве).
Какой великий русский писатель написал свои сказки на основе русских народных сказок?
В чем же различие авторской и русской народной сказки?
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. ( Возьмите текст сказки).
- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? ( чтобы сравнить )
- Мы сравним обе эти сказки Слайд 7.
IV. Чтение сказки Слайд 8,9.
- Отличается она от сказки Даля?
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка: Слайд 10 .
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Какое определение подходит? Почему?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 11 .
VI. Сравнительный анализ произведений
- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ . Слайд 12.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Слайд 13
Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.
- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках) Слайд 14
Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня этот жанр универсален, он отражает явления окружающей действительности, ее проблемы, достижения, успехи и неудачи. При этом связь с фольклором осталась прежней, неразрывной. Итак, попробуем разобраться, что такое литературная сказка.
Определение
Сначала дадим определение: сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.
Теперь узнаем, что такое литературная сказка.
Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.
Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.
Черты литературной сказки
Теперь перечислим главные черты литературной сказки:
- Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи.
- Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.
- Сочетание вымысла и реальности.
- Гротескный мир.
- Присутствует игровое начало.
- Стремление к психологизации героев.
- Позиция автора ярко выражена.
- Социальная оценка происходящего.
Народная и литературная сказка
Что такое литературная сказка, чем она отличается от народной? Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.
Литературная сказка проходит ряд этапов по мере своего удаления от первоисточника – сказки. Перечислим их в порядке увеличения дистанции:
- Простая запись фольклорных сказок.
- Обрабатывание записей народных сказок.
- Пересказ сказки автором.
- В авторской сказке внутренняя форма отличается от народной, а фольклорные элементы изменяются в зависимости от замысла писателя.
- Пародии и стилизации – их задачи связаны с педагогической направленностью.
- Литературная сказка максимально удалена от распространенных фольклорных сюжетов, образов. Речь и стилистика такой сказки ближе к литературной традиции.
В чем проявляются народные традиции литературной сказки
Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.
Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:
- волшебное происхождение или рождение главного героя;
- нелюбовь мачехи к своей падчерице;
- испытания героя обязательно несут нравственный характер;
- спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.
Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например:
- Идеальный герой.
- Помощник идеального героя.
- Тот, кто отправляет в путь героя.
- Даритель волшебной вещи.
- Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
- Похищенный персонаж или вещь.
- Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.
Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: остров Буян; тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.
Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки – литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.
Что такое литературная сказка и чем она отличается от народной
Примеры и сравнения литературных и народных сказок позволяют выделить ряд их отличий.
Авторская сказка всегда записана, ее вид неизменен. В то время как фольклорная передавалась из уст в уста, и каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.
Литературная сказка отличается своей изобразительностью. Автор старается детально описать местность, события, сделать персонажей ближе к реальности, чтобы читатель поверил в происходящее как можно больше.
Ершов, Пушкин, Одоевский и другие писатели-сказочники наделяют своих персонажей полноценным характером. Это не просто герои, характерные для фольклора, это полноценные живые люди со своими стремлениями, переживаниями, противоречиями. Даже чертика в "Сказке о Балде" Пушкин наделяет наивным детским характером.
Чем еще отличается литературная сказка
Что такое литературная сказка? Ответы на этот вопрос можно найти в специфике литературного произведения. А именно в яркой выраженности авторской позиции. В сказке она проявляется через оценки, отношение к происходящему, по которым легко догадаться, кому из героев автор симпатизирует, а кого не любит или высмеивает. Так, описывая попа, его страхи и природную жадность, Пушкин высмеивает это.
Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.
Итак, что такое литературная сказка в ее классическом понимании? Это слияние авторской самобытности и народных традиций.
Истоки литературной сказки
Во времена Средневековья литературную сказку использовала церковь, превращая в притчу. Подобная традиция сохранилась вплоть до XIX в.
Эпоха Возрождения перенесла элементы сказок в новеллу, используя их для создания сатирических и дидактических элементов.
Появление литературной сказки
Но только в XVIII в. литературная сказка стала самостоятельным художественным жанром, во многом благодаря увлечению романтизма народными традициями. В это время, чтобы ответить на вопрос, что такое литературная сказка, примеры пришлось бы брать у Шарля Перро и А. Галлана в Европе и у М. Чулкова в России.
В XIX в. популярность литературной сказки возрастает. К этому жанру обращаются Гёте, Шамиссо, Тик, Эдгар По, Гофман, Андерсен. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.
Сказки Пушкина
Что такое литературная сказка? Определение, которое мы дали выше, прекрасно иллюстрируют сказки А.С. Пушкина. Изначально они не рассчитывались на детей, но быстро оказались в кругу детского чтения. Названия этих сказок известны нам с детства:
Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба – он решается погубить работника.
Сказка не была опубликована в таком виде, цензоры заменили попа на Купца Остолопа. Но суть сказки осталась прежней – она продолжала высмеивать человеческие пороки.
В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.
Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Русская литературная сказка"
· Поговорим о русской литературной сказке.
· Узнаем кое-что о писателе Антонии Погорельском.
Стоп! Но последние сказки – вовсе не народные! На обложках даже указаны их авторы.
А всё потому, что это – так называемые авторские, или литературные, сказки. Такие же, как сказки Пушкина, о которых мы совсем недавно говорили.
Русская литературная сказка – это совершенно особый жанр литературы.
Такие сказки могут писаться в стихах или прозе.
Мы уже выяснили на примере пушкинской сказки, что обычно литературная сказка опирается на традиции народной.
Иными словами, у литературной сказки есть корни, и корни эти уходят в устное народное творчество. Создатели литературной сказки опираются на фольклор – это основа, база, для сказки авторской.
Выходит, если мы соединим русскую народную традицию и талант и самобытность автора, у нас как раз получится русская литературная сказка.
Во многом, конечно, она будет похожа на народную. Например, литературные сказки можно разделить на бытовые, волшебные и сказки о животных.
И в литературных сказках точно так же происходят необычные события и превращения, могут разговаривать животные и предметы.
Однако литературная сказка похожа на любого ребёнка. Конечно, она многое взяла от своей матери – народной сказки. Но она росла, развивалась и приобретала собственные качества.
В конце концов получилась вполне самостоятельная литературная личность, которая, правда, не теряет связи и со своей народной матерью.
Но чем же отличаются народная и литературная сказки?
Представим, что нам хочется добавить в сказку каких-то своих деталей.
В народной сказке это можно было сделать, ведь каждый из рассказчиков добавлял что-то своё. Поэтому народные сказки существуют в нескольких вариантах. Но в литературной сказке такое невозможно, ведь её написал конкретный автор.
А что отражается в сказке?
Если сказка народная – в ней, конечно, отразятся ценности народа и народное представление о справедливости.
Но автор будет вкладывать в своё произведение свои мысли, свои ценности и свою философию, так что литературная сказка отражает позицию автора.
Как влияет на сказку эпоха?
Если говорить о народных сказках, то там действия всегда происходят в какие-то очень давние времена. И такие сказки всегда интересны и ценны. К тому же, со временем в них могли добавляться какие-то поздние изменения.
Но литературная сказка очень часто – отражение той эпохи, когда она написана.
Итак, что мы пока что узнали?
Литературная сказка – это сказка, которую сочинил определённый автор.
Литературная сказка берёт свои истоки в народной сказке.
Однако литературную сказку нельзя изменить. Она отражает свою эпоху и взгляды своего автора. И этим отличается от народной сказки.
Интересно, а когда появились авторские сказки?
Но расцвет литературной сказки – это приблизительно 1830-е гг.
Вот, наверное, как счастливы были дети! А вот и нет. В большинстве своём в те времена литературные сказки предназначались не для детей. Считалось, что это вполне взрослая литература.
Антоний Погорельский – это псевдоним. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский. Родился он в 1787 г. и был внебрачным сыном известного русского государственного деятеля.
Алексей Перовский получил блестящее образование. У него была степень доктора философских и словесных наук.
Часто Алексея Перовского изображают на портретах с государственными наградами. Это потому, что он отправился добровольцем на войну с Наполеоном и прошёл её до самого конца.
Он занимал важные должности и удостоен нескольких наград.
Но нам, конечно, интереснее то, что у Перовского был племянник. И его воспитанию Перовский уделял много внимания.
Звали племянника Алексей Константинович Толстой, и потом он тоже стал писателем. Нам ещё предстоит знакомство с его творчеством.
Давайте посмотрим, чем она отличается от народных сказок.
Для начала, мы не можем в ней поменять ни словечка. Конечно, мы принимаем текст таким, каким его написал автор.
И в сказке всё подтверждает, что дело происходит именно там и именно тогда.
Подробно описывается пансион, его двор, традиции и обитатели, упоминаются костюмы, причёски, блюда той эпохи.
Вспомним, как подробно автор описывает, во что одевали Алёшу, главного героя повести. Или припомним вот такой отрывок:
Здесь и старинное название спален, и старушки-голландки, и упоминание Петра Первого – в одном предложении.
Не менее подробны описания героев. Даже второстепенных или эпизодических персонажей автор описывает полно и художественно. Мы узнаём об их привычках, одежде или даже манере речи!
Вспомним, с каким акцентом разговаривает чухонка-кухарка!
— Вотта я паду кассаину и пошалюсь. Шорна курис нада режить. Он леннива. он яишка не делать, он сыплатка не сижить.
А ведь передача таких деталей – это как раз признаки художественной литературы!
Но почему так подробно передаются детали? Да потому что в сказке совмещается действительность и волшебный мир!
Ведь основные действия с Алёшей происходят в реальном мире. И только ночью он вслед за Чернушкой окунается в чудеса подземного мира.
И мы верим событиям в реальном мире, ещё и потому, что персонажи – психологически сложные и достоверные. Они не принцессы и не богатыри. Здесь есть учитель, который хочет гордиться своим учеником, но заискивает перед начальством и может быть и строг, и несправедлив.
Да и Алёша – самый обычный мальчик, в котором есть и доброта, и совесть, и лень, и зазнайство.
И именно внутренней перемене, которая происходит в персонаже, уделяется самое большое внимание в сказке.
После своего невольного предательства Чернушки персонаж многое осознаёт, меняется нравственно и начинает вести себя с людьми иначе.
Причём, внутренние метания и страдания персонажа занимают в повести не одну строчку, чего в народных сказках никогда не бывает.
Мы видим, что Алёша – не богатырь и не герой, а самый обычный человек со слабостями, которые он пытается преодолеть и преодолевает.
Наконец, однозначной победы над злом, торжества справедливости в сказке нет. Подземные жители вынуждены покинуть своё королевство, потому что Алёша проговорился об их тайне. Чернушка остаётся в оковах. Но Алёша осознаёт свою ошибку и будет стараться хоть немного облегчить участь министра. Он вновь обретает друзей, и это как раз – самое главное, что есть в сказке.
В отличие от народной сказки, в повести много описаний и примет эпохи. В ней совмещается реальный и волшебный мир. А герои получают подробные характеристики. Кроме того, большое внимание уделяется внутренним переменам в главном герое – это самое важное, что есть в повести.
Читайте также:
- Повторение по теме имя числительное 6 класс конспект урока
- Международные экономические отношения конспект лекций роньшина наталия ивановна
- Кодирование и декодирование информации конспект кратко
- План конспект тактика применения противником беспилотных летательных аппаратов
- План конспект урока семинара по истории