Конспект сестрица аленушка и братец иванушка средняя группа

Обновлено: 20.05.2024

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

· ​ Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

· ​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

· ​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

· ​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Здесь какая-то карта, давайте попробуем по ней пойти.

Находим сверток

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

· ​ Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

· А какую концовку они чаще всего имеют?

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.

Основная часть

- Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?

Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка , Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки и корешки.
(За каждый правильный ответ воспитатель дает фишку на стол)
- Молодцы ребята, теперь мы можем отправляться в путь.

· ​ С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

· ​ Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

· ​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

· ​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

· ​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

· ​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

· ​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

· ​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)

· ​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

· ​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

· ​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

· ​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

· ​ Кто спас Аленушку? ( Купец).

· ​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

· ​ Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

· ​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

- Молодцы, ребята. Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.

Итог занятия

Ну вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
- Что больше всего вам понравилось?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главного в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ-технологий

Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.

Задачи. Развивать: речевую активность детей; артикуляционный аппарат;

зрительное восприятие; логическое мышление; внимание, память.

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;

воспитывать: умение слушать других, не перебивая;

коммуникативные качества: доброжелательные взаимотношения и партнерские качества.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Мотивационный момент.

А хотите узнать, о чём эта книга? Тогда предлагаю вам отправимся в путешествие к Бабушке- Загадушке.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете? (Ответы детей).

А на чем мы поедем?

Воспитатель: Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками.

Основная часть.

Кто первый назовет слово, тот и становится за мной.

● слон большой, а котёнок– маленький

● летом тепло, а зимой – холодно

● я высокая, а Ангелина – низкая

● папа молодой, а дедушка – старенький

● дорога широкая, а тропинка – узкая

● днем светло, а ночью – темно (дети по очереди становятся в паровозик)

Воспитатель Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

На почтовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Воспитатель : Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

А вот и домик. Давайте, ребята, постучим.

-Тук, тук, тук, кто здесь живёт?

Кто нам двери отопрёт?

Детей встречает Бабушка- Загадушка.

Девчонки и мальчишки.

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Я Бабушка – Загадушка, к себе в гости приглашу, да и сказку расскажу.

А вы любите сказки? Я приготовила для вас сказочку, да потеряла её.

Мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

А для того чтоб нам найти нашу сказку, я предлагаю вам отгадать загадки.

Тогда отгадайте мои загадки.

Кто это на колышке?

Что есть у петушка? Где он сидит?

2. .Голодна – мычит,

Молока даёт (корова).

Что делает корова когда голодна, когда сыта? Что она даёт детям?

4. Идёт – бредёт, головой трясёт.

Дайте вкусной травки мне! (Козёл).

Что делает козёл? Что он любит кушать?

5 .Мягкие лапки, на лапах царапки,

Ходит неслышно, ловит мышек. (Кот).

-Ах какие молодцы, загадки отгадали!

Объяснение трудных слов.

а). Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.

б). Мочи нет – сил нет.

в). Залилась Аленушка слезами (горько, сильно заплакала).

г). Красная девица (красивая девушка).

д). Оборотиться Аленушкой (превратиться в Аленушку.

е). Купец не распознал (купец - богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой?

Б.Р. спрашивает у детей:

- Понравилась вам сказка?

-Кто понравился больше всего?

-А какие копытца встретили по пути сестрица Аленушка и братец Иванушка?

- Что произошло с Иванушкой? (Дети отвечают:- коровье копытце, лошадиное копытце и козье копытце. Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек.)

Ребята, а кто вам не понравился?

Почему вам не понравились эти герои?

Скажите, пожалуйста, ребята, ведьма какая? (злая, вредная, сердитая, некрасивая, плохая…).

Как закончилась сказка? Что победило добро или зло?

Рассказушка- Молодцы, ребята добро всегда побеждает зло.

Я хочу угостить вас яблочками наливными, волшебными. (прощается).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

- (сидя на полу ).

закапал дождь (стучат пальцами по полу),

засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками) . Пора нам возвращаться в детский сад.

(слышится гудок паровоза).

Становимся друг за другом паровозиком и отправляемся в путь.

Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось путешествие? На чём мы путешествовали? У кого побывали в гостях? Как называется сказка, с которой она нас познакомила? Что вам ещё понравилось?

- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции(присказка, зачин); помочь полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного народного творчества(победы добра над злом, счастливый конец

Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

Воспитывать любовь к сказкам, чувства сопереживания героям.

Ход занятия:

Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

Воспитатель: Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Иванушка превратился в козлёночка, но козленочек разговаривает, как человек, есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула, и т.д.)

​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный? Почему? (Нет, надо слушаться старших)

Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? (Нет, она злая, завистливая)

Воспитатель: Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке).

​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

Кто спас Аленушку? ( Купец).

​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Воспитатель: Ребята, в сказках есть сравнения, описания, которые свойственны русским народным сказкам. Например:

Воспитатель: А сейчас вместе со мной повторяем хором жалобу козленочка и ответ Аленушки. Дальше попробуем по отдельности. Давайте, дети, послушаем Аделину, Нас-

тю. Молодцы, девочки. Прямо как герои сказок вы разговаривали.

говорим все хором.

Воспитатель: Ребята, к этой сказке художник В.Васнецов нарисовал картину. ​ Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)

​ Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).

Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку, ласточек).

камень, темная вода, лес)

Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? (Печальную).

Воспитатель: Дети, у меня в руках кувшинчик, только он необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого. Понравилась вам сказка? Дома расскажите ее младшим братьям или сестрам. А на занятии по рисованию мы будем сегодня рисовать эту сказку.

- Ребята, давайте по дойдем к кни жному у голку. Посмот рите, какие кра сивые книги стоят н а полочк ах.

- Как вы думаете, кто их п ридумал и написал ? Действ ительно, эти сказки приду мал не писатель, не поэ т, а

русский народ мно го - много лет н азад. А чтобы э ти сказки н е забылись - их расс казывали детям, а т е,

когда становили сь взрослыми, рас сказывали их сво им детям. Так дошли до н ас русские народн ые сказки.

Вы любите пу тешествовать? Хотит е сегодня отпр ав иться в страну сказок ? Тогда повторя йте за мной:

Читайте также: