Конспект руководства дидактической игрой

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Данная игра рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, а также может быть полезна педагогам, воспитателям и родителям, которые хотят научить своих малышей отгадывать загадки.
Цель: обучение разгадыванию загадок о диких животных при помощи иллюстраций с их изображением.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с дикими животными родного края (зайцем, волком, медведем, лисой, белкой, ежом);
- учить детей выделять и называть отличительные особенности диких животных;
- стимулировать познавательный интерес малышей, способствовать развитию памяти, внимания, сообразительности;
- воспитывать гуманное и бережное отношение и любовь к животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением диких животных.
Введение: Часто мы, родители и педагоги удивляемся, что ребёнок не может дать ответ на простой вопрос, затрудняется в отгадывании самых простых загадок. Не следует торопиться подсказывать малышу ответ. Гораздо полезнее, если ребёнок самостоятельно поймёт содержание и смысл загадки, научится соотносить какой - то предмет с содержанием. Если родители быстро предлагают ребёнку свой ответ, он просто потеряет интерес к игре. В разгадывании загадок самое главное - искать ответ, именно поиск учит ребёнка думать и сравнивать.
Педагоги - психологи предлагают нам начать обучение разгадыванию загадок с трёхлетнего возраста. Мы, воспитатели, предлагаем родителям начать с самого простого: с простых вопросов ("Где у зайки ушки?", "Как говорит кошка?" и так далее). Эти вопросы можно задавать, начиная с самого маленького возраста. С 2 лет можно применять в играх рифмованные загадки, где ответ так и просится на язычок. Пусть это будут загадки, которые обращают внимание ребёнка на простые, хорошо знакомые предметы: игрушки, животных, еду, домашние вещи. Постарайтесь выбирать загадки, где называются цвет, форма, размер, повадки. Чтобы помочь малышу, подготовьте к рассматриванию иллюстрации, среди которых ребёнок увидит отгадку.
Ход игры:
- Ребятки, посмотрите, что это на столе у нас лежит? (Дети подходят к столу, на котором разложены картинки).
- Правильно, это картинки. Кто же на них изображён? (Волк, лиса, медведь, белка, заяц, ёж).
- А как их одним словом назвать можно? (Это животные. Дикие животные).
- Давайте поиграем с этими картинками? Я буду вам загадывать загадку, а вы будете показывать мне ответ - картинку. Договорились? Слушайте внимательно первую загадку.
1."Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку".
Кто это? Правильно, зайчик. (Показ картинки).


Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они узнали животное).
Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.
- Какая шубка у зайчика? (Мягкая, белая, пушистая, теплая).
- Зимой зайчик белый, а летом серый.
- Где живет заяц? (Под кустиком).
- Что он любит есть? (Травку, кору, морковку, капустку).
- Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка, заинька).
2. Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
(Волк)



Рассматривание иллюстрации с изображением волка.[/b]
- Какая шуба у него? (Серая, густая).
- Чем питается волк? (Ловит мышей, птиц, зайцев).
- Как называется его дом ? (Логово)
- Как можно ласково назвать волка? (Волчонок, волчик, волчишка).
3. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - …
(Медведь)


Рассматривание иллюстрации с изображением медведя.
- Какая шуба у медведя? (Густая, тёплая, коричневая).
- Как называется дом медведя? (Берлога).
- Чем питается медведь? (Ест ягоды, мед, сладкие корни, рыбу)
- Что мишка делает зимой? (Спит).
- А почему? (Зимой для него нет еды, ему трудно ходить по сугробам).
- Как можно ласково назвать медведя? (Мишка, мишенька, медведюшка).
4.С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках Остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая.
(Белка)
Это белка. (Показ картинки).


Рассматривание иллюстрации с изображением белки.
- Какая она, белочка? (Рыжая, пушистая, проворная)
-Где живёт белочка? (В дупле, на дереве).
- Чем питается белка? (Ягодами, грибами, семенами шишек, орехами).
- Как можно ласково назвать белку? (Белочка, бельчонок).
5. Отгадайте ещё одну загадку.
Рыжая плутовка,
Хитрая головка.
Хвост пушистый - краса,
А зовут её …
(лиса).


Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Рассматривание иллюстрации с изображением лисы.
- Какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая).
- Где живёт, что ест? (Живёт в норе, ест мышек, птичек, зайчиков).
- Как можно ласково назвать лису? (Лисичка, лисёнок, лисонька).
6. По лесной бежит тропинке,
Гриб домой несёт на спинке.
Не погладишь, не возьмёшь.
Догадались? Это…
(Ёж)
- Правильно, это ёжик.


Рассматривание иллюстрации с изображением ежа.
- Какой он, ёжик? (Маленький, колючий).
- Чем питается ёжик? (Насекомыми, жучками, мошками, иногда фруктами и грибами. Говорят, что ёжик любит есть яблоки, на самом деле, он чистит кислым яблочным соком свои иголки от паразитов).
- Что делает ёжик зимой? (Спит).
- Как можно ласково назвать ежа? (Ёжик, ежонок).
Рефлексия.



- О ком мы сегодня разгадывали загадки? (О диких животных).
- Какие звери живут в лесу?
- Вам понравилась наша игра с картинками?
Вы такие умнички, все загадки разгадали! Какая больше загадка понравилась? О каком животном?
Родителям даётся творческое домашнее задание: нарисовать то дикое животное, которое больше запомнилось малышу после игры.
Результат: творческий проект - выставка "Дикие животные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать у детей способы охраны своих помощников (глаза).

узнать, как дети помогают сами себе, кто их помощники.

Действия с игрушками, картинками в разных условиях:

а) при пользовании зрением;

б) при исключении зрения.

Найти другую игрушку, не пользуясь зрением, сказать, какого она цвета. Посмотреть и рассказать о другой картинке. Рассказать о другой картинке, не видя её, не пользуясь зрением.

Картинки со знакомым детям содержанием.

Далее воспитатель показывает картинку и просит сказать, что или кто на ней нарисован. Конечно, с закрытыми глазами дети не могут ответить на этот вопрос.

По предложению воспитателя кто-либо из детей имитирует плавание, полет самолета, танец (по выбору самих детей). Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения.

Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если глаза закрыты.

На вопрос воспитателя, что же помогает узнать вещь или содержание картинки, производимые действия, дети самостоятельно делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.

Воспитатель. Кто же ваши помощники?

Воспитатель. Видеть глазами означает пользоваться зрением. Как же беречь зрение? Подумайте и догадайтесь сами.

Ответы детей об охране зрения.

Воспитатель. Правильно, ребята. Нужно постоянно беречь глаза и тогда они будут верными вашими помощниками.

Автор: Ильенко Виктория Васильевна

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск

Цель: Совершенствовать умения детей в подборе слов, указывающих на выполняемое предметом действие, и кто использует этот предмет.

Программные задачи:

Обучающие: закреплять умения детей соблюдать правила игры;

Развивающие: развитие любознательности и познавательной мотивации;

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки с изображением предметов.

Развитие речи:

- пассивный словарь (3-4 слова) – жезл, регулировщик, кассовый аппарат, закройщик.

- активный словарь (5-6 слов) – професии, продавец, писатель, игра, ножницы, художник.

- развитие всех компонентов устной речи.

Предшествующая работа: прочтение стихотворения Владимир Орлов

Вводная часть:

Ребята я знаю, что вы уже собираете все в школу, а значит, вы должны знать много разных профессий. У меня для вас есть интересная игра, давайте её посмотрим и поиграем. Давайте рассмотрим каждую карточку. Но перед этим прослушайте правила игры.

Основная часть:

Слушайте внимательно правила я буду показывать вам по одной карточке с изображённым на ней предметам. А вы должны по очереди сказать мне, что это за предмет, что им делают, кто им пользуется. Только в такой последовательности. Перекрикивать друг друга нельзя, прежде чем ответить поднимаем руку. Первая карточка, кто сможет ответить? (что это?) - Кисточка – (что делают?) – Рисуют - (кто?) – Художники. Молодец Таня, ты правильно дала ответ. Оля, что изображено на второй карточке? (что это?) - Ножницы – (что делают?) – Режут – (кто?) – Закройщики, парикмахеры. Следующая карточка так кто поднял руку, Таня, ответь мне (что это?) - Ручка – (что делают?) – Пишут - (кто?) – Учителя, писатели. А ты уверена? Подумай ещё раз. Таня посмотри внимательно на следующую карточку, и скажи (что это?) - Жезл – (что делают?) – Регулируют - (кто?) – Регулировщик. Молодец, ты хорошо знаешь эту профессию. Оля (что это?) - Кассовый аппарат – (что делают?) - Считают - (кто?) – Продавцы.

И последняя карточка, (что это?) - Градусник – (что делают?) – Меряют температуру - (кто?) – Врач, медсестра. У тебя все правильно получилось Таня, ты ответила правильно.

Заключительная часть:

Ну что же, наша игра подошла к концу, нам необходимо все сложить, и мы поиграем с вами ещё следующий раз. Вы все сегодня хорошо постарались, внимательно следили за игрой, и верно отвечали на вопросы. Так же вызнаете разные профессии и предметы, которые используются. Надеюсь, дальше вы будете познавать все больше новых профессий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: воспитывать желание заботиться о кукле, доброе отношение к игрушкам, желание помогать взрослым.

Развивающая: развивать мыслительные операции, речь, внимание

Образовательная: учить детей группировать и классифицировать предметы по назначению, расставлять посуду для чаепития.

Игровая задача:

Напоить куклу Катю чаем, накрыть стол.

Игровые правила:

Правильно расставлять посуду на столе. Дети по одному берут посуду и накрывают стол.

Игровые действия:

Постелить скатерть, поставить посуду, стулья, посадить куклу Катю за стол.

Планируемый результат:

Могут играть рядом, не мешая друг другу, подражают действиям сверстников и взрослого, эмоционально откликаются на игру, принимают игровую задачу. Самостоятельно выполняют игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий с объекта на объект, общаются в диалоге с воспитателем, сопровождают речью свои действия. Умеют группировать и классифицировать предметы по назначению, расставляют посуду для чаепития, проявляют желание заботиться о кукле, доброе отношение к игрушкам, желание помогать взрослым.

Принципы обучения:

-принцип наглядности и доступности;

-принцип систематичности, постепенности и последовательности;

-принцип развивающего обучения;

-принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении

-принцип сознательности и активности.

Принципы воспитания:

-формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

-создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

-воспитание через взаимодействие.

Методы обучения:

-стимулирование занимательным содержанием;

Методы воспитания:

-создание ситуации успеха;

-вопросы проблемного характера;

Методы руководства игрой:

Дидактические средства: кукла Катя, игрушечная посуда, стол, стулья.

План проведения игры:

Реализация игрового замысла

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1Организационный момент.

Собрать внимание детей

2Мотивационно-целевой

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, создание условий для принятия игровой задачи.

Планирование игры.

Выделить игровые правила, игровые действия.

Реализация игрового замысла.

Реализация игровых действий

Подведение итогов.

Показать достижения игровой задачи

-Ой, ребята, слышите, кто-то к на стучится. Я пойду посмотрю.

(Открываю двери, беру куклу)

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя.

-Здравствуй кукла Катя, ребята поздороваемся с гостьей.

-Ребята кукла Катя грустная давайте спросим , что случилось?

(подношу куклу к уху и как бы слушаю)

-Катя говорит, что у нее завтра день рождение и придут гости, а накрывать на стол и угощать гостей чаем она не умеет.

-Правильно ведь мы уже много раз видели как наша наня накрывает на стол

-Катя, ты садись за стол и внимательно смотри, что мы с ребятами будем делать.

-Сонечка, что мы будем накрывать на стол?

-Ванечка, что еще мы поставим на стол?

-Рома на тарелочки, что ставим?

-Молодцы, а сейчас давайте уже накроем стол и попьем чай, вместе с Катей.

Наблюдаю за действиями детей, контролирую и корректирую,хвалю, произношу подбадривающие фразы

-Молодцы ребята, а теперь садитесь за стол будем пить чай.

Говорю от имени куклы Кати:

-Ребята Вы так красиво накрыли на стол, расставили правильно всю посуду и напоили меня чаем.

Читайте также: