Конспект руководства дидактической игрой природоведческой тематики средняя группа

Обновлено: 06.07.2024

Активизация: ручьи, листопад, подснежник, урожай, радуга, холоднее, теплее, жара, мороз, насекомые, берлога.

  1. Шапочки-маски : зима, весна, лето, осень.
  2. Карточки – 12 штук (медведь в берлоге, пляж, дождь, бабочка, листопад, радуга, подснежник, новый Год, 8 марта, урожай, ручей, снег).

Дети сидят полукругом за столами. В другой части группы стулья, расставленные в 4 колонны.

Ребенок, отгадавший загадку должен сказать, почему он думает, что зима…

Воспитатель надевает отгадавшему ребенку шапочку-маску зимы. Ребенок садится на первый стул 1 колонны.

Задачи: Закреплять представлений детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (ёж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

Упражнять в образовании однокоренных слов (Мишка, Мишенька, Медведюшка).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением диких животных.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о диких животных, рассматривание иллюстраций.

- Ребята посмотрите, что это у нас лежит на столе?

-Правильно, это картинки. Кто же на них изображен? ( Лиса, медведь, ёж, заяц).

-А каким одним словом их можно назвать? (Это животные. Дикие животные).

- Давайте поиграем с этими картинками. Я буду загадывать загадку, а вы будете показывать мне ответ – картинку. Договорились?

- Слушайте первую загадку.

Кто это? – правильно заяц!.(Показ картинки)

Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они узнали животное).

Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.

-какая шуба у зайца? (Мягкая, пушистая, белая, тёплая).

- Зимой заяц белый, а летом серый.

- Где живёт заяц? (Под кустом)

- Что он любит есть? (Траву, кору, морковку, капусту)

-Как можно назвать ласково зайца? (Заинька, зайка, зайчик).

Он зимой в берлоге спит,

А проснётся, ну реветь?

Как зовут его? ( Медведь) Показ картинки.

Рассматривание иллюстрации с изображением медведя.

- Какая шуба у медведя? (Густая, тёплая, коричневая).

-Чем питается медведь? ( Ест рыбу, ягоды, мёд, сладкие корни)

-Что мишка делает зимой? (Спит).

-А почему? (Зимой для него нет еды, ему трудно ходить по сугробам).

- Как ласково можно назвать медведя? ( Мишка, Мишенька, Медведюшка)

-Отгадайте ещё одну загадку.

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…( Лиса)

Рассматривание иллюстрации с изображением лисы.

- Какая она? ( Пушистая, рыжая, хитрая).

- Где живёт, что ест? (Живёт в норе, ест мышек, птичек, зайчиков, яйца).

- Как можно ласково назвать лису? (Лисонька, лисёнок, лисонька ).

По лесной тропинке,

Гриб домой несёт на спинке.

Не погладишь, не возьмешь.

-Правильно это ёжик.

Рассматривание иллюстрации с изображением ежа.

- какой он? (Маленький, колючий).

- Чем питается ёжик? (Насекомыми, жуками, мошками, иногда фруктами и грибами. Говорят, что ёж любит есть яблоки, на самом деле. Он чистит кислым яблочным соком свои иголки от паразитов).

-Что делает ёж зимой? (Спит).

- Как можно назвать ласково ежа? (Ёжик, ежонок)

- О ком мы сегодня отгадывали загадки? ( О диких животных).

- Какие дети живут в лесу?

Вам понравилась наша игра?

-Вы такие молодцы, все загадки разгадали! Какая загадка вам больше понравилась? О каком животном?

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр

Тема: Дикие животные

2. Съел он семерых козлят,
Съесть хотел трёх поросят.
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет.
Страшно слышать пасти щёлк.
Он, свирепый, серый … (Волк)

3. Кто в корзине Машу нёс
И садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок.
Кто зимой в берлоге спит,
От его рёва лес дрожит? (Медведь)

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко. (Лось)

5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

III. Рефлексия:
Про каких животных мы с вами сегодня говорили?
Понравилось вам занятие?
Что больше всего понравилось?

Природа

Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дети

Земля, воздух, вода

Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.


Животные, рыбы, птицы

Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.


Сбережем природу

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.



В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.

Составь цепочку

Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.


Подбери правильное

Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:

  • зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
  • холодный – снег, лед, иней, ручей;
  • влажный – туман, река, озеро, роса, туча.


Для каждой ветки свои детки

Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.

Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.


Узнай птицу

С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.

Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.


Человек и природа

Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.


Найди лишнее

Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.

Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:

  • кролик, енот, волк, [пчела];
  • воробей, [муравей], грач, перепелка;
  • мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
  • стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
  • комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
  • кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
  • клоп, таракан, [пчела], тля;
  • ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.




Назови насекомое

  • летящая стрекоза;
  • муха;
  • гусеница на цветке;
  • бабочка с раскрытыми крыльями;
  • божья коровка;
  • собирающая нектар пчела;
  • жук на ветке;
  • кузнечик в траве.

Дети должны правильно сложить пазлы.


Вершки и корешки

Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.

Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.



Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.


Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.

Читайте также: