Конспект россия в мире 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Выявить географическое положение России. Оценить место России среди других государств мира. Место России в Европе и Азии.

ВложениеРазмер
конспект урока 25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Раздел: Россия в мире

- выявить географическое положение России;

- оценить место России среди других государств мира;

- оценить место России в Европе и Азии.

- формировать у учащихся умения определять границы России и пограничные государства.

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

- формирование знаний об особенностях географического положения России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о место России в Европе и Азии.

1) работать с текстом, картами и диаграммами;

2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;

3) определять по политико-административной карте соседей России.

- осознание своей принадлежности к величайшей стране мира;

- воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

- Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь территории России, крайние точки, место России среди других стран мира, место России в Европе и Азии, государственная граница России.

- выявлять особенности географического положения России;

- наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России;

- сравнивать географическое положение, размеры государственной территории России и других стран;

- выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории;

- определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту;

- сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Ценностный компонент урока:

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке географии для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.

Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: Россия в мире

Цель: способствовать формированию понимания обучающихся роли и места России в современном мире, перспективы ее развития.

Задачи: знать: место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда, географию отраслей международной специализации

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Геополитическое положение современной России является результатом нескольких важнейших макропроцессов: обострения конфронтации западного блока и стран Шанхайской организации сотрудничества ШОС (2001г.). Установившееся равновесие постбиполярной эпохи после распада Советского Союза сегодня нарушено. Восстановление устойчивого мира возможно при многополюсной модели политической карты мира, что будет способствовать поддержанию равновесия между центрами мировой силы.

III. Работа по новой теме.

Состав ШОС – Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.

БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика

Геополитические сценарии стратегий России сформулированы учеными А.С.Панариным, В.Р. Хачатуровым, К.Э.Сорокиным и определяют следующие принципы:

Стабильное внутреннее развитие

Безопасность границ

Выход в мировые коммуникации (экономическое, социальное и культурное развитие)

Поддержание единого постсоветского пространства-Евразийский вектор-многополюсный вектор

Взвешенная прагматичная политика в отношении стран мировых лидеров (США, Германия, Япония)

Геополитические векторы – направления экономических военно-политических культурных действий государства или блоков на глобальном и региональном уровнях. Основные геополитические векторы проявляются в стратегическом партнерстве.

Стратегическая оценка государственной границы, возможных и существующих рисков и угроз.

Учащиеся называют современные горячие точки на карте мира.

Украина, Сирия, Нагорный Карабах. Риски, угрозы – С.Корея, Таджикистан.

Угроза мирового терроризма.

Хронология современных геополитических шагов России

Август 2013 года – присоединение России к ВТО

16 марта 2014 года – Крымский референдум

Март 2016 года – завершение сирийской кампании

В 2016 году Россия и Китай отмечают 15-летие заключения двустороннего Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве поддержке стратегического взаимодействия в рамках ШОС, БРИКС.

Сегодня актуальными становятся практические вопросы сопряжения Евразийского экономического союза ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ЭПШП. Взаимодействие этих проектов создаст оптимальные условия для новой экономической и политической среды на евразийском пространстве.

В Азиатско-тихоокеанском регионе АТР идет конкуренция между двумя мощными группировками, первая – возглавляемая США коалиция Транс-Тихоокеанского партнерства, вторая – возглавляется Китаем.

Геополитическое положение России сопряжено с внутренними и внешними геоэкономическими процессами. Сегодня в мире идет структурная перестройка глобальной экономической системы.

IV. Закреплени е

Каковы особенности географического положения России?

Каково участие России в МРТ и международной торговле?

Каковы особенности территориальной структуры экспортно-ориентированных отраслей России?

Ключевые слова:
Географическое положение, части света, приморское положение северное положение, место России в мире.

Основные понятия

Географическое положение – это положение объекта (созданного природой или человеком) на поверхности Земли и по отношению к другим окружающим объектам.

Соседи 1-го порядка — те страны, которыми с страна непосредственно граничат.

Соседи 2-го порядка — страны, граничащие со странами-соседями 1-го порядка.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях географического положения России, а также роли России в мире. В ходе объяснения необходимо составить описание особенностей России по плану.

- География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2016.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний..

Цель урока: Рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний об информационной инфраструктуре и отраслях, её образующих; об информационных услугах и их видах.

Метапредметные: формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) осуществлять поиск и отбор учебной информации; 4) работать с различными источниками информации; 5) использовать средства информ.технологий.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками; определение роли информационной инфраструктуры в жизни.

1. Орг. момент

2. Проверка знаний.

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала.

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 89 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 89 субъектов: 21 республика 6 краев 49 областей 2 автономных области

10 автономных округов 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света: 1/3 – в Европе 2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

Богатство и разнообразие природных ресурсов

Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

Большие государственные границы требуют охраны и содержания

Большую территорию трудно осваивать.

Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

Большая территория требует больших транспортных расходов.

Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.

Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия Украина Финляндия Грузия Эстония Азербайджан Латвия Казахстан Литва Монголия

Польша Китай Белоруссия Северная Корея

Морская граница : Япония (пролив Лаперуза) США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

После распада СССР географическое положение России изменилось.

Россия отдалилась от стран Европы.

Западная граница сдвинулась к востоку.

Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.

Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.

Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

С географическим положением России и величиной ее территории связаны понятия местное и поясное время. Время на территории нашей страны не может быть везде одинаковым, так как наша страна сильно вытянута с востока на запад. Одинаковое время будет лишь для пунктов расположенных на

одном меридиане.Это местное время.

Решение задач на определение поясного времени:

Москва – 12 часов Узнать время в Магадане. Москва 2 пояс Магадан 10 пояс

10-12=8 12+8=20 часов. Ответ: в Магадане 20 часов.

Якутск -24 часа Узнать время в Саратове Якутск – 8 пояс Саратов 3 пояс

Решение задач на определение местного времени:

Архангельск – 6 часов Узнать время в Иркутске. Архангельск – 41 в.д. Иркутск – 104 в.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел учебной программы: Общая физическая география России

Дата проведения: 5 сентября 2016 года.

Цель: Изучить географическое положение России и выявить их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

Планируемые результаты:

А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.

Б) метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, физическая и политическая карта России, политическая карта мира.

Организационный момент

2. Актуализация знаний

-Учитель: что изучается в курсе физической географии России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

-Учитель: как, на Ваш взгляд, можно изучить природу России? Назовите два пути изучения.

(Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Каждый компонент природы изучается конкретными специалистами.

Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, т. е комплексное изучение.)

Учитель: при помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса? (учебник, карты, справочники, СМИ, интернет и др.)

Учитель: люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта? (геологи, учителя, путешественники, агрономы, летчики, моряки.)

Учитель:- какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, экспедиции.)

Учитель: как можно выразить полученные результаты исследования? ( в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

3. Изучение нового материала

Учитель: давайте вспомним , что такое географическое положение? (адрес какого-либо объекта)

Вспомним план характеристики географического положения страны:

А) Положение по отношению к экватору.

Б) Положение по отношению к нулевому меридиану.

В) Положение на материке, части света.

Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта

Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

Учитель: Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2 ; чуть меньше Южной Америки-17,8 млн. км2)

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.(Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км 2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км 2 ). Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США). Площадь записывают в тетрадь

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 60 0 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

-Найдите Северный полярный круг. Сколько градусов данная параллель? (параллель 66,6 0 с.ш.)

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

Назовите крайние точки России на севере и юге.Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин – 77 0 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81 0 49 с.ш. крайняя южная точка гора Базардюзю 41 0 11 с.ш. на Кавказе)

- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

Читайте также: