Конспект рисование с детьми дцп

Обновлено: 05.07.2024

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято , не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) я стараюсь соблюдать принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы провожу диагностику. Полученные сведения фиксирую в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляю индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на предстоящий период (3–4 месяца).

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.

В начале занятия по изодеятельности проводила индивидуально, чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, я выполняю все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, показываю, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а я направляю руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

Следующей задачей обучения изодеятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Например: дети старшей подгруппы лепят зайчика, а малыши морковку.

Обследование я провожу в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчиваю обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры использую реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

В результате многолетних наблюдений я пришла к выводу, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Часто я предлагаю своим детям рисовать красками пальцем. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: “Я умею рисовать пальчиком!”

Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть, и как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку, куда “ высыпать ” краску: маленькая кисточка требует маленькой “площадки”, а большая кисть – большого листа бумаги.

И ребенок начинает орудовать кистью – разравнивает краску. Теперь самое время поговорить с ребенком:

– Что это у тебя будет?

– Море (или небо, или снежная поляна).

Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работаем над волнами, если небо - работаем над облаками.

Мои дети овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями (“Осенний лес”, “Рябина”), штампами из картофеля, репы, моркови (“Ваза с фруктами”, “Поспели овощи в саду”), рисуют птичьим пером (“Морозные узоры”, “Дождь”) поролоном (“Цыплята на лугу”, “Красногрудые снегири”). Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клейстера и манки (“Снег идет”, “Снеговик”, “Ветка вербы”, “Котенок”), опилок (“Вышла курочка-хохлатка с нею желтые цыплятки”), стружки, различных круп - горох , фасоль , овес , рис (“Ежик”, “Рыбки”, “Лисичка”, “Веселый снеговик”, “Петушок”). Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток (“Барашки”, “Мимоза”), умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток (“Елочка”, “Зайчик”, “Снеговичок”).

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изодеятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения я добиваюсь в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.

Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно -образующую сферу.

Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

В своей работе широко использую пальчиковые игры такие как:

– Упражнения на координацию движений пальцев рук : выставление одного, двух пальцев рук (“Зайка”, “Жук”, “Коза”), соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев (“Птички”, “Цепочка”, “Пальчики здороваются”, “Лесенка”);

– Построение фигурок из пальцев (“Очки”, “Лодочка”, “Домик”, “Цветок”, “Стол”, “Стул”);

– Народные игры – забавы, потешки (“Сорока-белобока”).

В дидактических играх “Мишка”, “Собери снеговика”, “Машина”, “Елочка” и другие учу детей расстегивать и застегивать большие, а затем маленькие пуговицы. Много времени уделяем шнуровкам, например: “Коврик”, “Сапожок”, “Варежки”.

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы я отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения ребенка я не сравниваю его с другими детьми, а сравниваю с самим собой на предыдущем этапе развития. Я определила один из главных принципов своей деятельности: педагогический прогноз выводить на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.


1. Подготовительный этап
Дети стоят полукругом.
– Давным-давно, когда наши прадедушки и прабабушки были маленькими, в старинные времена, книг было совсем мало. А как хотелось много узнать, научиться читать. Вот тогда-то люди и придумали потешные листы. Как вы думаете, что значит потешать? (Веселить, радовать)
– Правильно, вот люди и придумали такие потешные листы.

2. Основной этап
Показ иллюстраций лубочных картинок.
– Как еще они называются? (Лубочными)
– Где мы встречали лубочные картинки? (В книгах со сказками)
– Давайте вспомним, какие животные изображаются на лубочных картинках?

Читаю соответствующий текст, в зависимости от того, каких животных называют дети.
Всякая лисица свой хвост хвалит.
(рисунок 1)
Волк, волчок – шерстяной бочок.
Через ельник бежал, в можжевельник попал.
Зацепился хвостом, ночевал под кустом.

(рисунок 2)
Богат Ермошка,
Есть козёл да кошка.
(рисунок 3)
Где щи, там нас ищи.
(рисунок 4)
– Из чего состоит узор на лубочных картинках? (Из штрихов, черточек, спиралек)
– Правильно, штрихами мы можем изобразить перышки у птиц, у животных шерстку. Каждую лубочную картинку обязательно подписывали, чтобы было понятно, что нарисовано. Это были и пословицы, и поговорки, и загадки. А вы любите отгадывать загадки?

Звучит народная музыка. Появляется плачущий Зайка (игрушка – бибабо).
– Что, заинька, случилось? Почему ты плачешь?
Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Избушка Лисы растаяла, попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. Мне теперь и жить то негде.
– Не расстраивайся, Заинька, мы с ребятами тебе поможем. Наши ребята научились рисовать деревянные избушки. Осталось только их украсить. Ты, Заинька, живёшь в русской народной сказке. И избушка у тебя должна быть под стать. Мы с ребятами познакомились с новой росписью – лубок. И сейчас избушки мы украсим. А ты выберешь для себя самую лучшую.

– Каждый элемент домика мы будем украшать определёнными узорами.

Показ на разных деталях.

– Если деталь квадратной или прямоугольной формы, то для украшения используем штрихи и чёрточки. (показ)
– А если круглой – украшаем спиральками. (показ)
– И так мы будем чередовать разнообразную штриховку, пока не раскрасим весь домик. Раскрашенный домик мы приклеим на нашу полянку. Но сначала подготовим, разомнём наши пальчики.

3. Заключительный этап
Дети самостоятельно прикрепляют шаблон домика на выбранную полянку.
Выставка детских работ.

Зайка: Ой, ребята, какие вы молодцы! Домики получились яркие, нарядные. Даже не знаю какой мне выбрать. И своих друзей – зайчишек приглашу. Пусть занимают свободные домики. И живут – не тужат. Спасибо, ребята. И Лису выгонять не придётся, Для всех есть избушки!

Воспитание умения слушать педагога, выполнять инструкции, формировать эстетический и художественный вкус, любовь к природе.

Тип занятия: изучение новых знаний.

Вид занятия: комбинированный.

Планируемые результаты.

- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте природы в зимний период.

- стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом.

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование: акварель, гуашь, листы бумаги, кисти плоские (по одной у каждого), кисти круглые (одна круглая средняя - щетина, другая тонкая - пони, белка), ватные палочки, салфетки, иллюстрации картин русских художников.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод: перед учениками на экране репродукции картин, педагог на закрепленном листе показывает основные приемы рисования.

3.Практический метод: учащиеся пробуют, повторяют, сравнивают, рисуют.

4.Репродуктивный метод: Работает самоконтроль и обратная связь ученика с педагогом. Педагог побуждает и организует детей к деятельности, предлагаются правила и порядок действий.

Планируемые результаты:

- уметь анализировать объекты;

- уметь передавать форму крон деревьев (хвойных и лиственных);

- знать цвета зимы.

Метапредметные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- развитие чувства прекрасного;

- воспитание эстетического вкуса.

- освоение техники выполнения рисунка мятой бумагой и нового способа нанесения краски кисточкой;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь высказывать суждения по результатам сравнения, аргументировать свое мнение.

Организационный момент.

Педагог. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем плодотворной работы всем нам и хорошего настроения. (Раздаю детям альбомные плотные листы, мягкие бумажные листы для рисования облаков и сугробов, проверяю наличие нужных кистей, ватных палочек, красок, тряпочек, салфеток, непроливаек с водой; слежу, чтобы у всех детей были надеты фартуки, нарукавники.)

Целеполагание.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Педагог - О каком времени года идет речь?

Дети. О зиме.

Введение в тему урока.

Педагог. Скажите, какие слова вам подсказали, что это - зима?

Дети. Снег, иней, речка подо льдом.

Педагог. Какие признаки зимы вы можете еще вспомнить?

Дети. Холодный ветер, мороз, вьюга…

Педагог. Зима - холодное время года. Хочется спрятаться в тепле… Но зимой может быть и весело. Какие зимние игры и забавы вы знаете?

Дети. Можно кататься на санках с горки. Играть в хоккей, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки.

Ребята, а как называется картина, на которой изображена природа?

Дети. Пейзаж.

Педагог. Вспомните, что такое пейзаж?

Дети. Пейзаж – это изображение природы.

Педагог. Правильно. Картины, что я вам сейчас показала, можно назвать пейзажем?

Дети. Да, потому что на них изображена природа.

Педагог. Рисовать мы сегодня будем…

Дети. Зимний пейзаж.

Педагог. Мы совершим увлекательное путешествие в мир творчества и фантазии. Узнаем много нового и интересного.

Применение ранее полученных знаний и навыков.

Педагог. Дети, альбомный лист перед собой надо расположить горизонтально. (Проверяю, все ли правильно сделали.)

Педагог. - С чего начинаем работу? Это мы уже с вами делали.

Дети. С нанесения фона.

- Хорошо. Начинаем рисовать акварелью, поэтому сегодня сначала возьмем тряпочки и намочим наши альбомные листы водой. Откройте акварель. Затем, берем толстые плоские кисти (практика показывает, что нашим деткам легче работать над фоном именно такими кистями), окунаем в баночки с водой и набираем краску сначала фиолетового цвета. Это будет верхний слой нашего рисунка. Рисуем быстро, пока не высох лист. Этот способ называется рисованием по мокрому.

Затем промываем кисть в баночке, берем другой цвет – синий. Наносим следующий слой краски под фиолетовым слоем. Небо, ближе к горизонту, становится светлее. Зимнее небо бывает очень красивым, не однородным по цвету: где-то ярко голубым, где-то серым, то с малиновым отблеском, то с зеленым, то с желтым или оранжевым, например, на закате. Вот почему мы с вами сейчас снова промоем нашу кисточку, окунем - кто в желтую, кто в малиновую краску, а кто и в голубую, - продолжим раскрашивать наше небо до середины листа, до горизонта.

Теперь надо подумать, вспомнить, как нам изобразить снег?

Педагог. Какого цвета бывает снег?

Дети. Белого, голубого серого.

Педагог. А еще - синего в тенях или вечером, фиолетового - ночью, желтого - на солнце или в отблеске света из окна. И даже слегка изумрудного оттенка.

Поэтому вспомните, о каких цветах мы с вами говорили, и точно таким же способом, каким мы закрашивали небо, будем закрашивать землю, вторую половину листа. (Подхожу к каждому ребенку, проверяю, правильно ли и ровно они сидят, помогаю, подсказываю, как надо наносить краску по листу, какие движения рукой должны делать дети, слежу, чтобы переходы цвета были плавные, показываю, как надо размывать водой резкие границы цвета.)

- Теперь, когда фон для нашего пейзажа готов, мы промоем наши толстые кисти в воде и уберем их – нам они больше не понадобятся.

Усвоение новых знаний и способов действий.

- Мне хочется научить вас рисовать не только с помощью кистей, ватных палочек, но и с помощью смятой бумаги. Я уверена, что и у вас все замечательно получится. У каждого из вас на столе есть листочки бумаги, которые мы сейчас помнем сначала в ручках, а потом сформируем из мятой бумаги комочек, который будет удобно держать в руке. (Этот процесс, смятие бумаги, – своего рода пальчиковая гимнастика, смена деятельности для рук детей.)

- Листы наши еще не высохли, поэтому мы поиграем.

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

(перевернуть ладошки вверх вниз)

Как видно ладошки мои горячи.

(потряхивания расслабленными ладонями).

- Молодцы, а теперь разотрем ладошки. Как будто они замерзли.

- Вот теперь наши руки снова готовы к рисованию.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Педагог. Сейчас мы возьмем гуашь белого цвета, откроем баночку, в одну руку возьмем наш бумажный комок, в другую – кисть (если у ребенка работает только одна ручка, то заранее готовлю тарелочку с белой краской, в которую легче окунать бумажный комок). Окунем кисть в краску и смажем бумагу. Затем, стороной комочка с краской, прикладываем к небу – это будут наши облака. Немного, два или три облачка. А теперь добавим еще белой краски на смятую бумагу и нарисуем снежные сугробы. (Предварительно показываю, как это надо сделать на своем листе, закрепленном на доске. Затем подхожу к каждому ребенку и помогаю правильно наносить отпечатки бумагой.)

-Молодцы! Какие красивые облака и снег у вас получаются! Но пейзаж будет скучным, если мы не оживим его деревьями.

-Какие деревья зимой, дети?

Дети. Голые - без листьев, укрыты снегом.

Педагог. Правильно. И только елки, сосны стоят зелеными.

Сейчас мы нарисуем несколько деревьев и елку необычным способом, но с помощью кисти. Мы ее практически не будем мочить (излишки воды оставляем на салфетке). Только окунем в краску и будем вот таким способом (показываю на своем рисунке) наносить мазки. Кисть держим вертикально к листу, легким тычками наносим краску.

Приготовим гуашь зеленого цвета. Теперь берем наши вторые кисти (щетина, круглые, средние), слегка смочим их водой, промокнем о салфетку, окунаем в баночку с зеленой краской и рисуем елочку в правой половине нашего листа; не забываем, что елочка не летает, а растет на земле, значит, начинать рисовать надо где-то с середины нашего снежного фона: нижний ярус веток большой и длинный, а к вершине ели ярус веток уже (показываю, как надо рисовать елку). (Подхожу к каждому ребенку, помогаю и слежу за правильной техникой выполнения рисунка ели.) Кисточки хорошо промойте от зеленой краски. Они нам еще понадобятся.

- Елочке одной скучно на нашем рисунке, давайте, нарисуем ей двух подружек, только уже не елочки, а лиственные деревья. Зимой они, конечно, без листьев, как вы правильно говорили, одни голые ветки и стволы. Мы нарисуем их заснеженными, все веточки будут в белом инее.

- Тем же способом, что мы рисовали елочку, нарисуем заснеженные кроны деревьев: одно будет в центре, а другое – чуть левее.

Педагог – Крона у дерева на моем рисунке какую напоминает форму? (Показываю на свой рисунок на доске)

Дети Отвечают.

- Теперь взяли наши промытые кисточки и окунем в белую гуашь, слегка, не погружая всю кисть в баночку с краской. Легкими вертикальными движениями наносим краску, рисуем крону центрального дерева, овальной формы. Сначала намечаем овал, затем слегка заполняем его краской. Не забывайте о просветах, не густо кладите краску. (Подхожу к детям, слежу за правильным нанесением краски, помогаю по мере надобности.)

- Точно таким же способом рисуем крону второго дерева. Оно будет располагаться слева на листе.

- Пока сохнет крона, этой же кистью с белой краской нарисуем белый снег на еловых лапах. Здесь же можно краску класть густо, не забывая, что часть зеленой хвои должна остаться видимой. (Демонстрирую на своем примере рисунка.) После окончания этой работы хорошенько промойте кисть от белой краски и уберите ее.

- Пока сохнет снег на елке, мы с вами завершим работу над другими деревьями. Берем кисти тонкие (круглые). Обмакнем кисть в воду, затем о салфетку снимем излишки воды, наберем фиолетовую краску и проведем вертикальные линии стволов у наших деревьев, начиная от нижней части кроны. Затем легкими, деликатными движениями наметим еле видные сквозь иней веточки. (Показываю сначала на своем рисунке. Затем - каждому ребенку, как правильно вести вертикальные линии, как держать кисть, нанося легкие мазки веточек.)

- Теперь осталось только ватными палочками нанести белый падающий снежок. (Слежу, чтобы дети правильно – вертикально – держали ватные палочки, нанося точки, распределяя равномерно по всему рисунку снег.)

Выставка работ

Предлагаю полюбоваться на рисунки, отметить интересные, удачные моменты в каждой работе.

- Придумайте название картины. Расскажите, какое настроение дарит вам картина.

Педагог. Ребята, понравилось ли вам рисовать необычными способами?

- Что мы рисовали?

- Вспомните что такое пейзаж?

- С репродукциями каких картин мы познакомились? Назовите авторов этих картин?

Оценивание работ

Ребята, сегодня вы научились рисовать смятой бумагой и необычным способом полусухой кистью замечательные картины. Вы нарисовали прекрасные зимние пейзажи.

(Благодарю за хорошее настроение, которое мы подарили друг другу, за работу и старание детей.)

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна


В реабилитации детей-инвалидов (особых детей) немного универсальных форм работы, позволяющих относительно гармонично развивать ребят.

Рисование в реабилитации особых детей

Рисование – одна из них, хотя его частенько считают пустой затеей не только родители (родители детей-инвалидов в том числе), но и специалисты. Подменяют штриховками, раскрасками. А это совсем не одно и то же по развивающей силе.

Рисование стимулирует оба полушария мозга. В этом его большая польза для реабилитации детей-инвалидов (особых детей, как мы их называем). Его можно применять как

    (форма активной артерапии) для ребёнка с ОВЗ,
  1. и развитие его познавательных способностей.

С некоторых пор занятия для детей с ОВЗ я начинаю именно с него. Эта пора началась со знакомства с работами М. Шичиды. Неважно сколько ребёнку лет, какое у него основное заболевание – задержка развития (в разной, конечно, степени) в наличии всегда и с ней надо работать, применяя любимые детьми методы.

Меняется только уровень необходимых навыков. Поясню: с малышами, детьми с ДЦП начинаем с пальчиковых рисунков, другие дети могут рисовать карандашом, кистью.

Особую группу представляют детки с аутизмом. Некоторые из них брезгливы и рисование пальцами тут не пойдёт. Если ребёнок всё же согласился на пальчиковое рисование, то всегда имейте под рукой влажные салфетки, чтобы быстро-быстро вытереть руки.

Пальчиковое рисование для детей с ОВЗ

1. Главный материал – его купим или сделаем сами из натуральных материалов – пальчиковые краски. Рецептов в интернете достаточно. Лично мне нравятся краски из порошкового мела, смешанного сперва с соком красителей. Смесь хорошенько перемешивается и растирается с желтком яйца (он придаст блеск). Но для ребёнка постарше, который уже не тащит всё в рот, проще пальчиковые краски купить.

Подойдут вообще-то любые краски: гуашь, акварельные. Особенно для ребят постарше, умеющих соблюдать технику безопасности. Обычно они смеются, когда просишь не есть краски.

2. Бумага. Любая. Подойдут даже разрезанные на части куски остатков старых обоев.

3. Планшет. На него малярным скотчем закрепим лист бумаги. Подойдёт кусок фанеры (только края ошкурить, чтобы художник не занозил пальцы), разделочная доска (если у вас есть достаточно большая) и всё подобное.

4. Фломастеры. Нарисованные пальцами картинки (мелкие детали на них) дорисуем фломастером.

Творчество малышей с ОВЗ

Материалы готовы. Приступим к творчеству.

Рисовать рукой (как инструментом) можно ладошкой, пальцами и сочетая ладошку и пальцы. Особому ребёнку нельзя просто так дать материалы. С ним надо рисовать вместе. Он научится рисовать сам, но потом. Поначалу помогаем, одобряем, обсуждаем, что получилось. Всячески мотивируем, одним словом. Идём от простого к более сложному постепенно.


1. Поэтапное рисование. Покажите ребёнку, как рисовать животное подушечками двух пальчиков: мизинца и указательного.

2. Любимые предметные картинки мальчишек

Динозавры

Динозавры. Пальчиковое рисование

Сказочный дракон

Сказочный дракон

3. Простые сюжеты


Зима-зимушка пришла

Летняя картина пальчиками


4. Рисунок собачки ладонью

5. Сочетание пальчикового рисования и аппликации или рисования кисточкой. Чаще это совместная работа со взрослым. Дети-инвалиды (особые дети) такие же дети как все: радуются, грустят, скучают. Из-за тяжёлого основного заболевания им не всякое творчество доступно. Но если ребёнок способен ткнуть пальцем в бумагу, мы просто обязаны это использовать для занятий с ним. Рисунки получаются весёлые и яркие.

Психологическая помощь методами арт-терапии

Психологическая помощь методами арт-терапии

Психологическая помощь методами арт-терапии запись закреплена

Развитие изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом, - из кн.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

Читайте также: