Конспект ребенок и природа в средней группе животные
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия в средней группе на тему:
Разработала: Гурьева Н.А.
Цели и задачи:
- закрепить представления детей о диких животных наших лесов (ёж,
лиса, волк, медведь), их образе жизни, питании, жилище
- развивать память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику
- обогащать речь детей существительными, прилагательными
- упражнять в подборе слов с противоположным значением, в образовании
- формировать умение рассказывать о животном по схеме
- способствовать формированию положительных эмоций
- воспитывать аккуратность в работе
- ёлки из картона
- картинки диких животных
- фигурки диких животных и их детёнышей (из картона на магнитах)
- Старичок – Лесовичок (игрушка)
Предварительная работа:
- рассматривание фотографий диких животных, картины «Кто живёт в
- чтение произведений К.Ушинского, отгадывание загадок о животных
1.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня из далёкого леса пришёл необычный гость. Это – Старичок – Лесовичок. Он приглашает нас в гости в лес, чтобы мы могли поближе познакомиться с его обитателями.
Сейчас вы закроете глаза, Старичок – Лесовичок скажет волшебные слова, и мы окажемся в лесу.
Добрый лес! Могучий лес!
Полон сказок и чудес!
Вы ребята, повернитесь,
И в лесу все очутитесь!
2.Основная часть:
Воспитатель: Вот мы и в лесу. И совсем не видно животных. Чтобы их найти, нужно отгадать загадки Старичка – Лесовичка.
Мчится без оглядки На овчарку он похож.
Лишь сверкают пятки. Что ни зуб – то острый нож!
Мчится что есть духу, Он бежит, оскалив пасть,
Хвост короче уха. (Заяц) На овцу готов напасть. (Волк)
Лесом катится клубок, Не мышь, не птица,
У него колючий бок. В лесу резвится,
Он охотится ночами На деревьях живёт
За жуками и мышами. (Ёж) И орешки грызёт. (Белка)
Кто в лесу глухом живёт, Посмотрите-ка, какая –
Неуклюжий, косолапый, Вся горит, как золотая.
Летом ест малину, мёд, Ходит в шубке дорогой,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь) Хвост пушистый и большой. (Лиса)
(По мере отгадывания на доске появляются картинки животных)
Воспитатель: Нашли животных. Как они называются?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу.
Воспитатель: Давайте расскажем о диких животных. Поможет нам в этом схема.
(воспитатель крепит схему на доске, дети садятся на стульчики)
3.Рассказы детей об одном животном, ориентируясь на схему:
- Заяц маленький, пушистый. У него длинные ушки и короткий хвостик. Длинные сильные задние лапы помогают ему быстро прыгать. Заяц ест траву, веточки, кору деревьев. Зимой заяц белый, а летом серый.
- Ёжик маленький. Его тело покрыто колкими иголками. При опасности он сворачивается в клубок. Ест насекомых, лягушек и даже змей. Всю зиму ёж спит в своей норке, устланной сухими опавшими листьями.
- Медведь большой, сильный. Шерсть у него коричневого цвета. У него длинные когти и сильные лапы. Медведь всеядный. Любит ягоды, рыбу, мёд. Зимой медведь спит в берлоге, а весной просыпается от спячки.
- Волк серый, сильный. Он похож на большую собаку. Волк – хищник. Он издаёт длинный протяжный вой. Охотятся волки стаей. Волка считают санитаром леса.
- Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост, который помогает ей обмануть охотничьих собак. Лиса хищник, она охотится на мышей, зайцев, птиц.
- Белка маленькая, у неё длинный пушистый хвост. Белка питается грибами, орехами и ягодами. Зимой белка рыжая, а летом серая.
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали о диких животных. Все животные разные. Давайте сравним их и поиграем в игру.
Ёж маленький, а медведь… (большой)
Волк храбрый, а заяц… (трусливый)
Медведь неуклюжий, а белка…(ловкая)
Медведь сильный, а заяц…(слабый)
У лисы хвост длинный, а у зайца …(короткий)
У зайца бег быстрый, а у ежа… (медленный)
Воспитатель: Ребята, у каждого дикого животного в лесу есть дом. Давайте вспомним, где кто живёт?
Медведь живёт в берлоге. Берлога (чья?)… (медвежья)
Волк живёт в логове. Логово (чьё?)… (волчье)
Лиса живёт в норе. Нора (чья?)… (лисья)
Заяц живёт под кустом. Куст (чей?)… (заячий)
Белка живёт в дупле. Дупло (чьё?)… (беличье)
Ёж живёт в норе. Нора (чья?)… (ежиная)
Воспитатель: Ребята, а для чего животным нужен дом?
Дети: В своём доме дикие животные отдыхают, спят, прячутся, хранят запасы.
Воспитатель: А ещё в своих домах дикие животные выводят детёнышей. Давайте вспомним, как их называют.
Как-то раннею порой, звери шли на водопой:
За мамой волчицей топал (кто?) … (волчонок)
За мамой лисицей крался (кто?) … (лисёнок)
За мамой ежихой катился (кто?)…(ежонок)
За мамой медведицей шёл (кто?)…(медвежонок)
За мамой бельчихой скакал (кто?)…(бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал (кто?)…(зайчонок)
Воспитатель: Вы молодцы, правильно назвали всех детёнышей диких животных. Но старичок-Лесовичок опять зовёт нас поиграть.
Раз – присядка, два – прыжок (выполняют)
- Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся ( кулачками трём глаза),
Любят долго потянуться (потягиваемся),
Обязательно зевнуть ( зеваем, прикрывая рот ладошкой),
Ну и хвостиком вильнуть ( движение бёдрами в стороны).
А волчата спинку выгнуть ( прогибаемся вперёд),
И легонечко подпрыгнуть ( лёгкий прыжок вверх).
Ну, а мишка косолапый ( руки полусогнуты в локтях,
ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы ( ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе ( переступание с ноги на ногу )
Долго топчется на месте ( раскачивание туловища в стороны ).
Воспитатель: Молодцы, весело поиграли, а теперь нам пора возвращаться.
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.
1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
3. Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: ревет, фыркает, воет.
Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья, берлога. Фигуры животных: волк, медведь, лиса, заяц, еж, белка. Иллюстрации к русским народным сказкам. Карточки с изображением различной пищи для животных, корзинка.
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, все пришли посмотреть на вас. Давайте поздороваемся. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу.
А где мы можем увидеть диких животных? Где они все обитают? В лесу. Мы сейчас с вами отправимся в лес в гости к лесным зверям.
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.
Мы на кочки наступаем.
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. Дети маршируют
Вот мы с вами в лесу. Но зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете из моей загадки:
1. Хитрая плутовка,
Воспитатель: Лиса, какая?
Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.
Воспитатель: Детеныш у лисы кто?
Ответы детей: лисенок, лисята
Воспитатель: Где живет лиса? – В норе.
Воспитатель: Покажите, как лисичка ходит? (дети изображают лису).
2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ детей: волк.
Воспитатель: Волк, какой?
Дети: злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Воспитатель: У волка детеныш кто?
Ответы детей: волчонок, волчата
Воспитатель: Покажите, как ходит волк.
3. Ни барашек, и ни кот
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.
Ответы детей: заяц.
Воспитатель: Про него что скажем?
Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.
Воспитатель: А для чего зайка меняет цвет своей шубки?
Воспитатель: У зайца детеныш кто?
Ответы детей: зайчонок, зайчата
Где живет заяц? – Под кустом.
4. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками
Ответы детей: ежик.
Дети: Колючий, смелый
Воспитатель: Кто детеныш у ежа?
Ответы детей: ежонок, ежата
5. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
Ответы детей: медведь.
Дети: Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Воспитатель: Как ходит медведь (дети изображают)
Воспитатель: У медведя детеныш кто?
Ответы детей: медвежонок, медвежата
Воспитатель: А что за снеговая избушка, в которой медведь спит всю зиму? – Берлога.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать еще лесных зверей?
Дети: Дикими животными.
Воспитатель: Дикие животные являются главными героями во многих русских народных сказках. Со многими мы уже знакомы. И сейчас для вас новое задание: я буду показывать иллюстрацию, а вы должны угадать из какой она сказки.
Молодцы! Справились с заданием!
- Напомню вам, что мы пришли в гости, и в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте угостим всех животных любимыми ими лакомствами.
Мы угостим ежика… ягодами и насекомыми
Мы угостим лисичку… мышкой и курочкой
Мы угостим зайчика… листиками и веточками
Мы угостим волка… курочкой
Мы угостим медведя… грибами, ягодами, орехами.
Воспитатель: Ой, а тут еще какой-то зверек.
Щелкает орешки мелко,
Дети: Белка (достает белку)
Воспитатель: Белка какая? Что белка любит больше всего?
Дети: Она любит орешки.
Воспитатель: Всем лесным жителям очень понравилось как вы занимались, сколько всего интересного рассказали про них. Им понравились наши угощения. И белочка нас тоже хочет угостить своими орешками.
Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.
Цель:
Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении называть животных и их детенышей, в правильном назывании жилища.
Развивающие: Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.
Оборудование:
картинки с изображением животных леса, их детенышей, пищи, которую употребляют животные и их жилища, настольные игры, костюм зайчика.
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей пройди в группу.
В группу забегает мальчик в костюме зайчика.
Зайчик: -Здравствуйте, ребята. Я очень хочу вернуться домой в лес, но злая Баба Яга меня не пускает.
Воспитатель: здравствуй, Зайчик, а чем мы тебе можем помочь?
Зайчик: -Нужно выполнить все задания и тогда я вернусь домой.
Воспитатель: - Ребята, поможем зайчику?
Дети: -Да, поможем.
Воспитатель: - Первое задание. Нужно отгадать загадки.
1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
- Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
- Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса) - Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь следующее задание.
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Зайчик: - Молодцы, ребята. А вы знаете где живут лесные звери.
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Зайчик: - Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, я проголодался, а вы знаете, что любят есть животные.
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Воспитатель: -Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей).
Воспитатель: - Злая Баба Яга всех зверей перепутала. Помогите узнать, кто же здесь лишний:
лиса, медведь, заяц, дятел;
волк, еж, конь, лиса;
заяц, слон, медведь, белка;
ежонок, медведица, зайчонок, лисенок;
курица, белка, еж, лиса.
Зайчик: - Ребята, молодцы. Вы отгадали почти все задания. Устали? Давайте с вами сделаем физминутку.
Дети вместе с зайчиком выполняют упражнения.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас выполним последнее задание.
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – яблоки. Дети благодарят зайку за угощение. Ребята вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Дети отвечают: да!
Дети: Оранжевым цветом.
Воспитатель: Мы с вами будем раскрашивать наших бельчат, необычным способом, не кисточками, сжатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага?
Дети: Сжатая бумага.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю приготовить комочек сжатой бумаги для рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Воспитатель: Все сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за стол и раскрасить вам веселых бельчат.
Воспитатель: Берем сжатую бумагу в правую руку, и макаем ее в краску, левой рукой придерживаем листок с изображением бельчонка и раскрашиваем оранжевой краской, оставляя оттиск. Что оставляем?
Дети: Оттиск.
Воспитатель: Приступаем к работе.
Включить музыку.
Воспитатель: Вот какие у нас получились бельчата.
Давайте их развесим на елочки.
(по окончании работы, руки вытереть влажной салфеткой)
Воспитатель: Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим направо, посмотрим налево, перепрыгнем через ручей, лужу мимо обойдем и по тропиночке пойдем. Вот и снова мы в детском саду. Вам понравилась наша прогулка?
Дети: Да!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Белке.
Воспитатель: Белочка, говорит вам спасибо и хочет угостить вас вкусными сладкими грибочками. Угощайтесь!
Читайте также: