Конспект ребенок и природа в средней группе животные

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия в средней группе на тему:

Разработала: Гурьева Н.А.

Цели и задачи:

- закрепить представления детей о диких животных наших лесов (ёж,

лиса, волк, медведь), их образе жизни, питании, жилище

- развивать память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику

- обогащать речь детей существительными, прилагательными

- упражнять в подборе слов с противоположным значением, в образовании

- формировать умение рассказывать о животном по схеме

- способствовать формированию положительных эмоций

- воспитывать аккуратность в работе

- ёлки из картона

- картинки диких животных

- фигурки диких животных и их детёнышей (из картона на магнитах)

- Старичок – Лесовичок (игрушка)

Предварительная работа:

- рассматривание фотографий диких животных, картины «Кто живёт в

- чтение произведений К.Ушинского, отгадывание загадок о животных

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня из далёкого леса пришёл необычный гость. Это – Старичок – Лесовичок. Он приглашает нас в гости в лес, чтобы мы могли поближе познакомиться с его обитателями.

Сейчас вы закроете глаза, Старичок – Лесовичок скажет волшебные слова, и мы окажемся в лесу.

Добрый лес! Могучий лес!

Полон сказок и чудес!

Вы ребята, повернитесь,

И в лесу все очутитесь!

2.Основная часть:

Воспитатель: Вот мы и в лесу. И совсем не видно животных. Чтобы их найти, нужно отгадать загадки Старичка – Лесовичка.

Мчится без оглядки На овчарку он похож.

Лишь сверкают пятки. Что ни зуб – то острый нож!

Мчится что есть духу, Он бежит, оскалив пасть,

Хвост короче уха. (Заяц) На овцу готов напасть. (Волк)

Лесом катится клубок, Не мышь, не птица,

У него колючий бок. В лесу резвится,

Он охотится ночами На деревьях живёт

За жуками и мышами. (Ёж) И орешки грызёт. (Белка)

Кто в лесу глухом живёт, Посмотрите-ка, какая –

Неуклюжий, косолапый, Вся горит, как золотая.

Летом ест малину, мёд, Ходит в шубке дорогой,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь) Хвост пушистый и большой. (Лиса)

(По мере отгадывания на доске появляются картинки животных)

Воспитатель: Нашли животных. Как они называются?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Давайте расскажем о диких животных. Поможет нам в этом схема.

(воспитатель крепит схему на доске, дети садятся на стульчики)

3.Рассказы детей об одном животном, ориентируясь на схему:

- Заяц маленький, пушистый. У него длинные ушки и короткий хвостик. Длинные сильные задние лапы помогают ему быстро прыгать. Заяц ест траву, веточки, кору деревьев. Зимой заяц белый, а летом серый.

- Ёжик маленький. Его тело покрыто колкими иголками. При опасности он сворачивается в клубок. Ест насекомых, лягушек и даже змей. Всю зиму ёж спит в своей норке, устланной сухими опавшими листьями.

- Медведь большой, сильный. Шерсть у него коричневого цвета. У него длинные когти и сильные лапы. Медведь всеядный. Любит ягоды, рыбу, мёд. Зимой медведь спит в берлоге, а весной просыпается от спячки.

- Волк серый, сильный. Он похож на большую собаку. Волк – хищник. Он издаёт длинный протяжный вой. Охотятся волки стаей. Волка считают санитаром леса.

- Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост, который помогает ей обмануть охотничьих собак. Лиса хищник, она охотится на мышей, зайцев, птиц.

- Белка маленькая, у неё длинный пушистый хвост. Белка питается грибами, орехами и ягодами. Зимой белка рыжая, а летом серая.

Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали о диких животных. Все животные разные. Давайте сравним их и поиграем в игру.

Ёж маленький, а медведь… (большой)

Волк храбрый, а заяц… (трусливый)

Медведь неуклюжий, а белка…(ловкая)

Медведь сильный, а заяц…(слабый)

У лисы хвост длинный, а у зайца …(короткий)

У зайца бег быстрый, а у ежа… (медленный)

Воспитатель: Ребята, у каждого дикого животного в лесу есть дом. Давайте вспомним, где кто живёт?

Медведь живёт в берлоге. Берлога (чья?)… (медвежья)

Волк живёт в логове. Логово (чьё?)… (волчье)

Лиса живёт в норе. Нора (чья?)… (лисья)

Заяц живёт под кустом. Куст (чей?)… (заячий)

Белка живёт в дупле. Дупло (чьё?)… (беличье)

Ёж живёт в норе. Нора (чья?)… (ежиная)

Воспитатель: Ребята, а для чего животным нужен дом?

Дети: В своём доме дикие животные отдыхают, спят, прячутся, хранят запасы.

Воспитатель: А ещё в своих домах дикие животные выводят детёнышей. Давайте вспомним, как их называют.

Как-то раннею порой, звери шли на водопой:

За мамой волчицей топал (кто?) … (волчонок)

За мамой лисицей крался (кто?) … (лисёнок)

За мамой ежихой катился (кто?)…(ежонок)

За мамой медведицей шёл (кто?)…(медвежонок)

За мамой бельчихой скакал (кто?)…(бельчонок)

За мамой зайчихой прыгал (кто?)…(зайчонок)

Воспитатель: Вы молодцы, правильно назвали всех детёнышей диких животных. Но старичок-Лесовичок опять зовёт нас поиграть.

Раз – присядка, два – прыжок (выполняют)

- Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся ( кулачками трём глаза),

Любят долго потянуться (потягиваемся),

Обязательно зевнуть ( зеваем, прикрывая рот ладошкой),

Ну и хвостиком вильнуть ( движение бёдрами в стороны).

А волчата спинку выгнуть ( прогибаемся вперёд),

И легонечко подпрыгнуть ( лёгкий прыжок вверх).

Ну, а мишка косолапый ( руки полусогнуты в локтях,

ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы ( ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе ( переступание с ноги на ногу )

Долго топчется на месте ( раскачивание туловища в стороны ).

Воспитатель: Молодцы, весело поиграли, а теперь нам пора возвращаться.

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.

1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.

3. Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: ревет, фыркает, воет.

Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья, берлога. Фигуры животных: волк, медведь, лиса, заяц, еж, белка. Иллюстрации к русским народным сказкам. Карточки с изображением различной пищи для животных, корзинка.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, все пришли посмотреть на вас. Давайте поздороваемся. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу.

А где мы можем увидеть диких животных? Где они все обитают? В лесу. Мы сейчас с вами отправимся в лес в гости к лесным зверям.

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

На носочки встали Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.

Мы на кочки наступаем.

Мы на кочки наступаем.

Очень весело шагаем. Дети маршируют

Вот мы с вами в лесу. Но зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете из моей загадки:

1. Хитрая плутовка,


Воспитатель: Лиса, какая?

Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.

Воспитатель: Детеныш у лисы кто?

Ответы детей: лисенок, лисята

Воспитатель: Где живет лиса? – В норе.

Воспитатель: Покажите, как лисичка ходит? (дети изображают лису).

2. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ детей: волк.


Воспитатель: Волк, какой?

Дети: злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.

Воспитатель: У волка детеныш кто?

Ответы детей: волчонок, волчата

Воспитатель: Покажите, как ходит волк.

3. Ни барашек, и ни кот

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

Ответы детей: заяц.

Воспитатель: Про него что скажем?

Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.

Воспитатель: А для чего зайка меняет цвет своей шубки?

Воспитатель: У зайца детеныш кто?

Ответы детей: зайчонок, зайчата

Где живет заяц? – Под кустом.


4. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками

Ответы детей: ежик.

Дети: Колючий, смелый

Воспитатель: Кто детеныш у ежа?

Ответы детей: ежонок, ежата

5. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

Ответы детей: медведь.

Дети: Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.

Воспитатель: Как ходит медведь (дети изображают)

Воспитатель: У медведя детеныш кто?

Ответы детей: медвежонок, медвежата

Воспитатель: А что за снеговая избушка, в которой медведь спит всю зиму? – Берлога.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснуться,

Любят долго потянуться.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть.

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.


Воспитатель: Ребята, как можно назвать еще лесных зверей?

Дети: Дикими животными.

Воспитатель: Дикие животные являются главными героями во многих русских народных сказках. Со многими мы уже знакомы. И сейчас для вас новое задание: я буду показывать иллюстрацию, а вы должны угадать из какой она сказки.


Молодцы! Справились с заданием!

- Напомню вам, что мы пришли в гости, и в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте угостим всех животных любимыми ими лакомствами.

Мы угостим ежика… ягодами и насекомыми

Мы угостим лисичку… мышкой и курочкой

Мы угостим зайчика… листиками и веточками

Мы угостим волка… курочкой

Мы угостим медведя… грибами, ягодами, орехами.



Воспитатель: Ой, а тут еще какой-то зверек.

Щелкает орешки мелко,

Дети: Белка (достает белку)

Воспитатель: Белка какая? Что белка любит больше всего?

Дети: Она любит орешки.

Воспитатель: Всем лесным жителям очень понравилось как вы занимались, сколько всего интересного рассказали про них. Им понравились наши угощения. И белочка нас тоже хочет угостить своими орешками.


Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.

Цель:
Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.

Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении называть животных и их детенышей, в правильном назывании жилища.
Развивающие: Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.
Оборудование:
картинки с изображением животных леса, их детенышей, пищи, которую употребляют животные и их жилища, настольные игры, костюм зайчика.

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Организационный момент:

Воспитатель приглашает детей пройди в группу.

В группу забегает мальчик в костюме зайчика.

Зайчик: -Здравствуйте, ребята. Я очень хочу вернуться домой в лес, но злая Баба Яга меня не пускает.

Воспитатель: здравствуй, Зайчик, а чем мы тебе можем помочь?

Зайчик: -Нужно выполнить все задания и тогда я вернусь домой.

Воспитатель: - Ребята, поможем зайчику?

Дети: -Да, поможем.

Воспитатель: - Первое задание. Нужно отгадать загадки.

1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

  1. Косолапый и большой,
    Спит в берлоге он зимой.
    Любит шишки, любит мёд,
    Ну-ка, кто же назовет?
    (Медведь)

3.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)

  1. Рыжая птичница
    В курятник пришла,
    Всех кур перечла
    И с собой унесла.
    (Лиса)
  2. Серый, страшный и зубастый
    Произвел переполох.
    Все зверята разбежались.
    Напугал зверят тех…
    (Волк)

Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь следующее задание.

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Зайчик: - Молодцы, ребята. А вы знаете где живут лесные звери.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

Зайчик: - Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, я проголодался, а вы знаете, что любят есть животные.

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Воспитатель: -Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей).

Воспитатель: - Злая Баба Яга всех зверей перепутала. Помогите узнать, кто же здесь лишний:

лиса, медведь, заяц, дятел;

волк, еж, конь, лиса;

заяц, слон, медведь, белка;

ежонок, медведица, зайчонок, лисенок;

курица, белка, еж, лиса.

Зайчик: - Ребята, молодцы. Вы отгадали почти все задания. Устали? Давайте с вами сделаем физминутку.

Дети вместе с зайчиком выполняют упражнения.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас выполним последнее задание.

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – яблоки. Дети благодарят зайку за угощение. Ребята вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Дети отвечают: да!







Дети: Оранжевым цветом.
Воспитатель: Мы с вами будем раскрашивать наших бельчат, необычным способом, не кисточками, сжатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага?
Дети: Сжатая бумага.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю приготовить комочек сжатой бумаги для рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Воспитатель: Все сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за стол и раскрасить вам веселых бельчат.
Воспитатель: Берем сжатую бумагу в правую руку, и макаем ее в краску, левой рукой придерживаем листок с изображением бельчонка и раскрашиваем оранжевой краской, оставляя оттиск. Что оставляем?
Дети: Оттиск.
Воспитатель: Приступаем к работе.
Включить музыку.
Воспитатель: Вот какие у нас получились бельчата.



Давайте их развесим на елочки.
(по окончании работы, руки вытереть влажной салфеткой)
Воспитатель: Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим направо, посмотрим налево, перепрыгнем через ручей, лужу мимо обойдем и по тропиночке пойдем. Вот и снова мы в детском саду. Вам понравилась наша прогулка?
Дети: Да!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Белке.
Воспитатель: Белочка, говорит вам спасибо и хочет угостить вас вкусными сладкими грибочками. Угощайтесь!

Читайте также: