Конспект растения осенью подготовительная группа

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 3026 0

Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.

Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).

Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.

Ход занятия.

1.Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательную экскурсию по лесу и увидим некоторые деревья, но чтобы узнать какие, вам нужно отгадать сначала правильно загадки.

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. ( Ель)

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Дети отгадывают загадки и вывешивают на доску изображение с деревом.

Дети к каждому дереву подбирают подходящий листочек и называют его.

Сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Сейчас вам нужно определить с какого дерева листочек.

Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес — лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников .

Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья? Хвойные.

Хво́йный лес — лес , состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : сосны , ели , пихты , лиственницы .

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес — лес , характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород .

Рыжий, рыжий, рыжий лес плавные движения кистей рук

Осыпает листья. сверху вниз (падающие листья)

Он диковинки свои держит на виду!

Осень по лесу идет

А за нею по пятам осторожные шаги на носочках

Тихо я иду. в ритме стихотворения.

Деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

Осенью на всех деревьях созревают плоды.

Дети находят к каждому дереву плоды и объясняют, для чего они нужны. Рассказывают, где у дерева находятся семена и как они распространяются.

Какие плоды у дуба?

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

А сейчас мы с вами узнаем из каких частей состоит дерево:

Сначала показывает воспитатель, затем дети.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Как вы поняли эту загадку?

Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

Обогащают воздух кислородом.

Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.

Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

3. С какими видами леса мы сегодня познакомились?

Расскажите этапы роста деревьев.

Вспомните части дерева.

Как распространяются семена деревьев?

Какую пользу приносят деревья?

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?

Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. ( Ель)

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не берёза, не рябина,

Я – пугливая… (Осина)

Информационно-аналитический и практический этапы

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес — лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

Воспитатель : Что же это?

Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?

Воспитатель: Хво́йный лес — лес , состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : сосны , ели , пихты , лиственницы и др. ПЛАКАТ

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес — лес , характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород .

Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.

Воспитатель : деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов – внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обобщения представлений о сезонных изменениях, происходящих в жизни растений в осенний период.

2. Развитие групповой сплоченности (формирование чувства принадлежности к группе) при коллективном выполнении заданий.

1. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Емкость с водой;

Листья деревьев разных пород;

стихотворения об осенних деревьях.

Методические приё мы:

8. Пальчиковая игра.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться.

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

- Мы сейчас вспомним с вами волшебные слова и окажемся в Царстве Растений.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в Царство Растений

Можно сразу же попасть.

- Вот мы и оказались в Царстве Растений. Предлагаю прогуляться по Царству Растений.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ребята, предлагаю посмотреть на рисунок.

- Что это? (Ответы детей).

- Зачем растениям нужны корни? (Ответы детей).

- Корни нужны растениям для того, чтобы поглощать из почвы воду и полезные питательные вещества; без них ни одно растение не может жить.

- Зачем деревьям и другим растениям нужны вода и питательные вещества? (Ответы детей).

В: - Растения растут и двигаются за солнцем, они тянутся вверх, к солнцу!

- Летом, когда солнце стоит в небе высоко, светит долго и ярко (демонстрация солнца на пособии, питательные вещества окрашивают листья деревьев в ярко-зеленый цвет (демонстрация на пособии листа, окрашенного и ярко-зеленый цвет).

- Что происходит с солнцем Осенью? (Ответы детей).

- Осенью наползают большие тучи, закрывают солнце. Оно уже не поднимается в небе так высоко, как летом, и светит в течение дня очень мало. (Воспитатель опускает на пособии изображение солнца ниже, закрывает его тучкой: сначала частично, затем полностью).

- Питательные вещества окрашивают листья деревьев в другие цвета. Каковы цвета осенних листьев? (Ответы детей).

- Идет Осень, все ближе и ближе Зима, и деревья начинают готовиться ко сну. А когда мы спим, нам нужна еда и вода? (Ответы детей).

- Вот и деревьям зимой не нужны будут ни вода, ни питательные вещества, которые накопились в листьях. Поэтому они сбрасывают листья на землю (Дети выполняют воображаемые сбрасывания листьев).

- Сколько листьев деревья на землю побросали! А налетит ветер, листья еще быстрее облетят с деревьев.

Воспитатель: Предлагаю встать в круг на танец с листочками.

- И ложатся листья на землю осенним ковром.

- Чего только нет на этом осеннем ковре! Посмотрите внимательно под ноги! (Дети рассматривают лежащие под ногами осенние листья и плоды; собирают их). Что вы здесь видите? Почему они лежат но осеннем ковре?

- Сбрасывают осенние деревья свои плоды.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растения хранят в плодах? (ответы детей). В плодах растения хранят запас питательных веществ и семена для размножения. Надо же растениям размножаться, ведь они часть живой природы. (Воспитатель демонстрирует это, разломив ягоду рябины).

Воспитатель: С какого дерева эти плоды? Какие деревья потеряли эти листья? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, предлагаю плоды и листья отнести к нужным деревьям (берёза, дуб, клён, рябина).

Воспитатель: Всем деревьям нашли листочки и плоды, а мы отправимся обратно в детский сад, для этого нужно сказать волшебные слова:

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

- Вот мы и оказались в нашем детском саду.

Воспитатель: Что принесла осень в Царство Растений?

Какие изменения произошли в нем с приходом осени? (Ответы детей).

Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Кому отнесёте осенний букет? Спасибо вам, ребята! (Прощаются с гостями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания об осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках .

сформировать знания об осеннем периоде в жизни растений.

познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

развивать устную речь учащихся;

формировать положительную мотивацию учения;

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

развивать логическое мышление, познавательный интерес;

закрепить знания об осенних изменениях в природе;

уточнить признаки осени.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

- Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

- О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

- Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.


- Сколько осенних месяцев?

- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление?

- Какого цвета листья на деревьях осенью?

- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

- Осенью люди собирают овощи и фрукты.

- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

3. Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели.

- Садитесь на свои места.

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

5. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

- Как вы узнали? (По ягодам)

- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

С детьми подготовительной группы выходим на прогулку на свой участок.
Ребята, давайте вспомним, какое же время года наступило? (осень).
Какие признаки осени знаете? (дождь моросит, небо хмурое, холодно становится, листья на деревьях меняют цвет и опадают, отцветают цветы)
Верно, наступила золотая осень с ее неповторимой красотой в убранстве деревьев и цветов!
Мы с вами весной сажали цветы на клумбу. Зачем люди сажают цветы, как вы думаете? (цветы радуют, повышают настроение).
А можно ли рвать цветы с клумбы? (лучше не рвать, а смотреть и любоваться). Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
(Т. Собакин)

А как изменилась наша клумба с приходом осени, давайте посмотрим? (подходим к клумбе).



Давайте вспомним, какие цветы растут на нашей клумбе? (однолетние и многолетние).
Какие многолетние цветы растут и почему они так называются? (многолетние не сажают весной, они зимуют в почве)
За счет чего они зимуют в земле и не погибают? (корень глубоко прорастает в земле).
Какие многолетники у нас растут? (примула, хосты, папоротник).
Молодцы, а однолетние цветы почему так называются? (растут от весны до осени, не могут зимовать).
Какие цветы мы сажали весной на нашей клумбе? (петунью, бархатцы, цинии).



Что можно про них сказать, как они изменились к осени? (отцвели, засохли, повяли).
Какие еще цветы мы посадили весной? (герань, бальзамин).
Верно, герань и бальзамин очень хорошо переносят пересадку. Им очень комфортно расти на клумбе. Посмотрите, какая пышная герань, как цветет обильно!
Бальзамин тоже прекрасно себя чувствует, кустик просто не узнать! Но этим цветам пора вернуться в группу, на подоконник и радовать нас дальше своим цветением. Что нам понадобиться для пересадки? (горшки с землей, совок)
Вместе пересаживаем цветы, сопровождаю подробным описанием)[/i] Молодцы, ребята, очень славно потрудились!



Послушайте стихотворение:
Да здравствуют цветы
Всех видов, всех расцветок-
И яркой красоты.
И скрытые меж веток…
Да здравствуют цветы!
Все, все они прекрасны!
(Ш. Мгшвили)

Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать с цветами, которые уже отцвели и пожухли? (собрать семена, убрать с клумбы).
Давайте этим и займемся, берите коробочки и будем вместе собирать, чтобы весной посеять их снова.
А как быть с завядшими цветами? (выкопать вместе с корнем)
Правильно ребята, мы их выкопаем и отнесем на участок, куда относим и листья, чтобы к весне получить перегной и вновь сажать цветы!

Читайте также: