Конспект рассматривание картины саврасова грачи прилетели подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Активизация слов аря: сероват о - белый снег, гомон птиц, голубые ясные

Дети сидят пер ед стендом с закрыт ой картинк ой. Воспитатель

Воспитатель: Да, правильн о, март пер вый весенний меся ц.

Дети, внимательн о посмотрите на репродукцию карт ины .

В это время вос питатель читает отрывок из стих отворения И.Бу нина :

Воспитатель: Вот так поэт рассказал нам о весне. И мы с вам и в парке

видели, чт о весна уже чувств уется в природе, солнце свет ит ярче, лучи ег о

стали ласковыми, теплыми и все вокруг радуется этому. Снег тает, появились

проталинки, встрепенул ись деревья, освобожда ясь от зимнего сн а. Птички

повеселели: мы сл ышали к ак громк о и весело чирикали воробьи. В небе

появились гол убые просвет ы. Вспом ните, ког о мы видели еще, каких птиц?

Конечно г рачей, первых вест ников весны. Помните , как они радовались, что

вернулись домой из дальних стран? Как громко и р адостно кричали они под

березами! Такую вот картину наблюда л и художник Алексей Кондратьевич

Саврасов на окраине русского села. О н тоже радовался весне, прилету

грачей. И он написал про это картину, которую так и назвал - « Грачи

Воспитатель: Он увидел , как на березы опустилась стая гр ачей, как они

шумят и радуются, вернувш ись в свои с тарые гнезда.

Расскажите о грача х. Что они делают? ( Они ремонтируют ст арые гнезда,

Воспитатель: Правильно, г рачи в ыбрали березы. Ка жется, что их голые

ветви ожили, потеплели, встре пенулись и тян утся к солнц у.

Художник нарис овал б ерезы в центре; мы видим их в полный рост потому,

Дети, а как вы думаете, а почем у грачи выбрали эт о место д ля своих гнезд?

ВложениеРазмер
rassmatrivanie_kartiny_grachi_prileteli_hudozhnika_a.k._savrasova.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет введения слов: снег рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранная весна, березка белоствольная, проталинки, почки набухают, вестники весны, летающие кричащие грачи.

Воспитатель: Дети, вот здесь лежат кружочки разного цвета. Возьмите тот кружок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Спросить у детей, какого цвета они взяли кружочки и почему). Запомните свои кружочки, а в конце нашей беседы мы еще раз проведем эту игру.

К нам весна шагает

Видно очень теплые

-Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор?

-Скажите, какое время года изобразил художник на картине?

-Как вы узнали, что это весна?

-Что вы видите на небе?

-Верно, на небе видны кучевые облака (как белые кучи ваты плывут по голубому небу).

-Как вы думаете, художнику нравится весна? Докажите.

-Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал сияющий снег, яркое солнце, бегущие звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.

-Что случилось со снегом?

-Да, снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки.

-Почему снег поголубел?

-Солнце ярко светит и греет, от тепла снег тает, выступает по снегу синева, а потом он будет совсем темный- будет видна пыль и грязь.

-Что хотел нам рассказать художник этой картиной?

-Русский художник Саврасов очень любил весну, особенно раннюю. У него много картин о весне. Этого художника называют певцом русской природы. Он любил рисовать снег, деревья, небо, русские церкви, дороги, деревенские домики. И везде мы чувствуем нежность художника, любовь к родной природе.

-Скажите, дети, а какая самая любимая краска у художника?

-Верно подметили. Голубой снег, голубое небо- во всем голубизна, даже в стволах этих деревьев. Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, опишите их. Вспомните загадку про березки:

Встали в ряд сестрицы,

-Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант?

Далее воспитатель рассказывает детям стихотворение А. Прокофьева:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С зелеными сережками,

С красивыми застежками.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется- но не ломится.

-Похожи березки, нарисованные Саврасовым на те, что о которых рассказал поэт?

-Расскажите, что вы видите на березках? Что за птицы грачи?

-дети, вспомните, какие грачи? Чем они отличаются от ворон?

-Где зимой были грачи? Так какие же это птицы?

-Зачем грачи строят свои гнезда?

-А как вы думаете, почему люди так радостно встречают птиц?

-Как называется место, где живут грачи? (грачевник)

-Что изображено на картине? Деревня или город? Как вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревенские постройки, красивая церковь. Нет городских домов, машин)

Чтение рассказа Скребицкого о весне:

Воспитатель предлагает детям прочитать знакомые стихи о весне.

-Ребята, а теперь возьмите кружки, цвет которых соответствует вашему настроению. Изменился ли цвет кружка? Почему? Я очень рада, что стихи о весне, картина Саврасова смогли улучшить ваше настроение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе с использованием ИКТ Рассматривание картины "Грачи прилетели" Художника А.К.Саврасова

Рассматривание и описание сюжета картины нарисованной художником А.К.Саврасовым "Грачи прилетели".


Рассматривание картины “Грачи прилетели” художника А.К. Саврасова

Задачи: * Закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев). * Расширять словарный запас детей * Воспитывать бережное отношение к природе. * Упражнять дет.


Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ.


Картина "Грачи прилетели"
Конспект занятия "Рассматривание картины "Грачи прилетели"

Это занятие помогает детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели».


Рассказ по картине "Грачи прилетели"

Презентация для развития связной речи детей. Учим составлять рассказ по картине "Грачи прилетели".

Це ль: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно, рассматривать картину, рассказывать об ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.

Зада чи:

Учить детей рассматривать и репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.

Развивающие:

Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного.

ИКТ для просмотра репродукции.

Стихи русских поэтов о весне.

Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.

Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.

Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

Рассматривание иллюстрации, фотографии, репродукции картины художника.

Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.

Рисование времен года.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

Основная ча сть

- Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнце светит, а весной…греет.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

- А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Всё его одело. И. Суриков

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. К. Бальмонт

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли;

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Значит, это уже … лето. Е. Трутнева

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

- А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.

(показ репродукций русских художников - 8 шт., по две каждого времени года, ИКТ).

- Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.

Воспитатель на мольберт выставляет репродукцию картины

Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоит мольберт с репродукцией.

Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, а художники – картины. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картиной о весне, внимательно рассмотрим ее. В каком жанре написана эта картина? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.

Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?

Где побывал художник, чтобы написать эту картину?

По каким признакам можно определить, что на картине весна?

Как художник передал в картине пробуждение природы?

Чего в картине больше: земли или неба?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Каких красок больше?

Как бы вы назвали эту картину?

Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине.

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда)

Расскажите о грачах, что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, шумливые. Они громко кричат, делятся впечатлениями, о далеком путешествии на свою любимую Родину. Они счастливы, что вернулись домой. Они рассказывают друг, другу о своих планах на будущее. Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

Почему грачи выбрали это место для гнезда (здесь спокойно, тихо, красиво) это окраина села, видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи (грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустится листва, гнезд не будет видно в кроне дерева.

Ребята, а если на картине солнце?

Как вы догадались? Оно скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое.

Чуть-чуть просвечивает сквозь облака.

Облако нежно желтого цвета. Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то спрячется. Что можно сказать о небе? Какое весеннее небо? Небо покрыто голубовато-серыми тучами, (пушистые, задумчивые, хмурые)

Ребята скажите, вы видите снег, (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим).

Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину. (Немного холодно, легкая печаль по уходящей зиме, чувствуется свежесть.

Вам понравилась картина?

- Устали глаза? Медлить нельзя!

Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Гимнастика для г лаз. Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.

- Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину! Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

- Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.

Физмину тка

Летит с юга первый гусь (машем руками)

А за ним летит другой

И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны)

Все услышали кругом –

Загремел из тучи гром (топаем)

Воздух дождиком умылся (потираем ладони)

И всем радугой явился (рукой показывается дуга)

Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)

Сшило небеса с землей (шьем)

И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони).

Мимическое упражне ние: выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Заключительная ча сть

Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?

Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.

Художественная деятельность. Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.

Рефликси я: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.

Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!

Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!

Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.

Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.

Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.

В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.

Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)

Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.

Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.

Автор: Гарипова Лилия Салахутдиновна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности. Рассматривание картины художника А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности.

художника А. К. Саврасова

Подготовила Гарипова Л.С.

Углублять и закреплять представления детей о характерных признаках весны (состояние

неба, снега, деревьев). Воспитывать бережное отношение к природе,птицам. Упражнять

детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над

любознательность, добрые чувства.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет введения слов: снег

рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранная весна,, проталинки, почки набухают,

вестники весны, летающие кричащие грачи.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц и поговорок о весне.

Рассматривание картин, иллюстраций о весне.

Использование в беседах во время прогулок загадок.

Наблюдение на прогулках за изменениями в природе, выявление признаков весны.

Предметные картинки вороны и грача.

Акварельные краски и бумага.

Ход образовательной деятельности.

Восп. Доброе утро,ребята! Подойдите пожлуйста ко мне.

К нам весна шагает

Видно очень теплые

-Восп. Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор?

Восп.Что такое весна?

Дети .Времена года.

Восп. Назовите приметы весны.

Дети. Весной- больше светит солнышко.

Дети.Сильно греет солнце.

Восп. Весна-тает снег Почему?

Дети. Греет солнце.

Восп. Весна-появляются лужи. Почему ?

Дети. На улице тепло, поэтому появляются лужи.

Восп. Почему бегут ручейки?

Восп. На крышах висят сосульки. Почему появляются сосульки?

Дети. Тает снег на крышах.

Восп. Что еще весной происходит?

Дети.Прилетают перелетные птицы.

Птицы строят гнезды. –

Восп.Если бы солнце не грела, что бы происходила?

Дети.Весна бы не наступила. Было бы всегда холодно. Была бы зима.

Птицы бы не прилетели.

Воас. Почему перелетные птицы не прилетели бы?

Дети. Они бы замезли.

Восп. Перечислите названий перелетных птиц;

Дети. Грачи, соловьи, скворцы, журавли, ласточки, дикие утки и гуси.

Садятся на стульчики

Сегодня я принесла вам картину. Картину написал русский художник Саврасов

Восп. Скажите, какое время года изобразил художник на картине?

Восп.Как вы узнали, что это весна?

Дети. Снег стал голубым. Лужайки появились. Птицы прилетели с теплых стран.

Восп. Что вы видите на небе?

Восп. Что случилось со снегом?

Дети., снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки.

Восп.Почему снег поголубел?

Дети. Солнце ярко светит и греет, от тепла снег тает.

Восп.Что еще изображено на картине? Деревня или город? Как вы узнали? Дети.Видны

луга, березовая роща, деревенские постройки, красивая церковь. Нет городских домов,

Восп. Скажите, дети, как называются деревья, которые нарисовал художник?

Восп. Вспомним загадку про березки:

Встали в ряд сестрицы,

Восп. Расскажите, что вы видите на березках?

Восп. Что за птицы грачи?

Воасп. На березах что грачи делают?

Дети. Вьют гнезды.

Восп. Для чего нужна им гнезды?

Дети. Гнезды нужны чтоб выводить птенцов.

Восп. Как называется место, где живут грачи?

Восп.Скажите пожалуйста, почему грачи выбрали для грачевника такое место?

Дети. Там спокойно и тихо. Птицы боятся шума, их нельзя пугать. Еще нельзя разорять

птичьи гнезда, ловить птиц. Им нужно помогать, беречь и подкармливать.

Восп.А как вы думаете, почему люди так радостно встречают птиц?

Дети. Начинаются весна. Дни становятся теплыми. Оживает природа, из под снега

появляются поснежники, На земле появляется трава, на деревьях появляются почки,

Почему, как вы думаете?

Дети. Грачи прилетают из теплых стран первыми

Восп.дети, вспомните, какие грачи?

Воасп.Вороны тоже такие же.. Чем они отличаются от ворон?

Дети. Вороны зимующие птицы. А грачи перелетные.

Воспп. Во время сильной бури все птицы перемешались, им нужно помощь найти свою

(Дети разбирают перелетные и зимующие птицы.)

Влос. Молодцы, ребятки, помогли птицам найти свое место, а, теперь давайте, поиграем в

игру Караван.

Потянулся караван прямо к нам из жарких стран

Аист цапля трясогузка чайка ласточка кукушка

Жаворонок дрозд скворец, кто запомнил молодец

Утка лебедь соловей, кто ты есть ответь скорей!

(Дети встают в круг, говорят считалку про птиц. В конце воспитатель каждому ребенку

Восп. Как вы думаете, почему художник нарисовал весну? Докажите.

Дети. Художник Саврасов очень любил весну, ему нравился наша природа. Восп. Он

любовно нарисовал сияющий снег, яркое солнце, бегущие звенящие ручейки, голубое

небо с облаками.

Восп. Что хотел нам рассказать художник этой картиной?

Дети. Русский художник Саврасов хотел показать красоту весенней природы, потому что

очень любил весну.

Восп. Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт?

Дети. Поэт стихами.

Восп. А композитор??

Восп. Ребята, я предлагаю вам послушать произведение великого композитора П. И.

Дети садятся рисовать.

Вомп. Какая у вас получилась красота. Русский художник Саврасов назвал свою картину

Дети. Весна. Грачевник. Природа весной. Птичий двор.

Восп. Молодцы. Мне очень понравились ваши ответы.

Ребята, что вам понравилась в сегодняшней встрече?

Дети. Рассматривать картину. Слушать музыку. Помогать птицам. Играть в игру Караван

Читайте также: